Общая характеристика программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика программы



Общая характеристика программы

 

Цель реализации программы

 

Целью реализации программы является повышение квалификации всех категорий граждан, представителей бизнеса, а также государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, работающих в партнерстве с органами государственной и муниципальной власти в области «сквозной» технологии «Искусственный интеллект».

 

Планируемые результаты обучения

 

Программы должна обеспечить слушателям:

знать:

- основные принципы и основные положения национальной программы «Цифровая экономика»;

- законодательное и нормативное регулирование робототехники и развития искусственного интеллекта в Российской Федерации;

- определение, принципы работы систем искусственного интеллекта;

- тенденции развития систем искусственного интеллекта;

- основы теории экспертных систем;

- основы машинного обучения и нейронных сетей;

- потенциальные угрозы применения искусственного интеллекта;

- классификацию и перспективы развития интеллектуальных средств управления;

- стандарты безопасности и этические нормы применения искусственного интеллекта;

- основные угрозы применения искусственного интеллекта;

- особенности создания инновационного высокотехнологичного бизнеса;

- виды государственной поддержки инновационного высокотехнологичного бизнеса.

уметь:

- разбираться в современных технологиях, указанных в национальной программе «Цифровая экономика»;

- применять требования законодательного регулирования робототехники и искусственного интеллекта;

- применять теоретические знания при решении практических задач использования искусственного интеллекта;

- применять машинное обучение и нейротехнологии;

- идентифицировать основные угрозы при взаимодействии с системами искусственного интеллекта и обеспечивать безопасность жизни и здоровья;

- создавать инновационный высокотехнологичный бизнес.

 

владеть:

- навыками применения «сквозной» технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» в цифровой экономике;

- основами создания искусственного интеллекта;

- основами теории экспертных систем;

- навыками применения машинного обучения и нейротехнологии в технических системах;

- основами распознавания речи и образов с помощью искусственного интеллекта;

- навыками нейросетевого синтеза речи и моделирования образов с помощью ИИ;

- навыками работы с информацией, полученной от искусственных нейронных сетей;

- навыками обеспечения безопасности своей жизни и здоровья, а также целостности и работоспособности технических систем при взаимодействии с ними;

- навыками создания инновационного высокотехнологичного бизнеса.

 

В результате освоения программы у слушателя программы должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции[1].

1. Слушатель, освоивший программу, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

- способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1);

- способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2);

- способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6).

2. Слушатель, освоивший программу, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способность анализировать и выявлять естественно-научную сущность проблем управления в информационных и технических системах на основе приобретенных знаний (ОПК-1);

- способность формулировать, формировать и применять критерии оценки эффективности полученных результатов разработки систем управления и их внедрения в производственной и непроизводственной сферах (ОПК-4);

- способность аргументировано выбирать и обосновывать структурные, алгоритмические, технологические и программные решения для управления инновационными процессами и проектами, реализовывать их на практике применительно к инновационным системам предприятия, отрасли, региона (ОПК-6).

Категория слушателей.

Предприниматели, сотрудники и собственники частных компаний, работающих совместно с органами государственной власти, имеющие высшее образование или среднее профессиональное, а также студенты, обучающиеся сфере менеджмента, государственного и муниципального управления, а также по иным специальностям, которые заинтересованы в расширении своей компетенции в части Цифровой экономики.

Трудоемкость обучения.

Общая трудоемкость программы составляет 82 академических часа.

Форма обучения.

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

 

Содержание программы

2.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Искусственный интеллект»

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего дист., ч

Дистанционный занятия, ч

СРС, ч, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции   Практические и семинарские занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Основы теории искусственного интеллекта (ИИ) 1 1 0,5 0,5    
2. Законодательное и нормативное регулирование ИИ в Российской Федерации 1 1 0,5 0,5    
3. Базы данных и базы знаний в ИИ 1 1 0,5 0,5    
4. Методы ИИ. Модели и средства представления знаний 1 1 0,5 0,5    
5. Семантические сети 0,5 0,5 0,5      
6. Основы теории экспертных систем (ЭС) 0,5 0,5 0,5      
7. Искусственные нейронные сети 0,5 0,5 0,5      
8. Основы распознавания речи и образов с помощью ИИ 1 1 0,5 0,5    
9. Нейросетевой синтез речи и моделирование образов с помощью ИИ 0,5 0,5 0,5      
10. ИИ в технических системах (ТС) 1 1 0,5 0,5    
11. Тенденции развития систем ИИ 1 1 0,5 0,5    
12. Создание инновационного высокотехнологичного бизнеса 1 1 0,5 0,5    

Итоговая аттестация

4 4   4   Тест

Итого

16 16 6 10    

2.2.  Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Искусственный интеллект»

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего дист., ч

Дистанционные занятия, ч

СРС, ч, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции   Практические и семинарские занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Основы теории искусственного интеллекта (ИИ) 1 1 0,5 0,5    
2. Законодательное и нормативное регулирование ИИ в Российской Федерации 1 1 0,5 0,5    
3. Базы данных и базы знаний в ИИ 1 1 0,5 0,5    
4. Методы ИИ. Модели и средства представления знаний 1 1 0,5 0,5    
5. Семантические сети 0,5 0,5 0,5      
6. Основы теории экспертных систем (ЭС) 0,5 0,5 0,5      
7. Искусственные нейронные сети 0,5 0,5 0,5      
8. Основы распознавания речи и образов с помощью ИИ 1 1 0,5 0,5    
9. Нейросетевой синтез речи и моделирование образов с помощью ИИ 0,5 0,5 0,5      
10. ИИ в технических системах (ТС) 1 1 0,5 0,5    
11. Тенденции развития систем ИИ 1 1 0,5 0,5    
12. Создание инновационного высокотехнологичного бизнеса 1 1 0,5 0,5    

Итоговая аттестация

4 4   4   Зачет

Итого

16 16 6 10    

 

Рабочая учебная программа

Тема 3.1 Основные понятия баз данных и баз знаний в ИИ

Содержание: в рамках данной темы будут рассмотрены следующие вопросы:

· понятия базы данных и базы знаний в ИИ;

· особенности применения баз данных и баз знаний в ИИ.

Раздел 10. ИИ в ТС

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Нормативно – правовые и программные документы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

8. Указ президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

10. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

11. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. №317 «О реализации Национальной технологической инициативы».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 года №1184 «О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Основная литература:

15. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013.

16. Алексеенко О.А. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике / О.А.Алексеенко, И.В.Ильин // Информ. общество. - 2018. - N 2. - С.25-28.

17. Боровская Е.В., Давыдова Н.А. Основы искусственного интеллекта / - 3-е изд., (эл.) - М.:Лаборатория знаний, 2016.

18. Булгаков А.Г., Воробьев В.А. Промышленные роботы. Кинематика, динамика, контроль и управление», 2008.

19. Бунько Е.Б., Меша К.И., Мурачев Е.Г. и др.; Под ред. В.И. Харитонова. - Управление техническими системами. М.: Форум, 2010.

20. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. - 2018. - N 11. - С.5-18.

21. Джесутасан, Р. Реинжиниринг бизнеса: как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект / пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2019.

22. Душкин Р. В. Искусственный интеллект, 2019.

23. Жданов А. Автономный искусственный интеллект - М.:БИНОМ, 2015.

24. Загорулько Г. Искусственный интеллект. Инженерия знаний. Учебное пособие для вузов, 2019.

25. Иванов В.В. Цифровая экономика: от теории к практике / В.В.Иванов, Г.В.Малинецкий // Инновации, 2017.

26. Ившин В.П., Перухин М.Ю. Современная автоматика в системах управления технологическими процессами: Учебное пособие /. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

27. Информационные системы и технологии: Научное издание. / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2017.

28. Корендясев А.И. Теоретические основы робототехники. М.: Наука, 2006.

29. Коровин Г. Цифровизация промышленности в контексте новой индустриализации РФ // Общество и экономика. - 2018. - N 1. - С.47-66.

30. Косиненко, Н.С. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. - М.: Дашков и К, 2015.

31. Лагутенков А. «Умный город»: от концепции к воплощению // Наука и жизнь. - 2018. - N 8. - С.102-106.

32. Лопатин В.Н. Риски информационной безопасности при переходе к цифровой экономике // Государство и право, 2018.

33. Масленникова, О.Е. Основы искусственного интеллекта: учеб. пособие / О.Е.— Москва: ФЛИНТА, 2019.

34. Москвин, В.А. Опасности и риски искусственного интеллекта (анализ и практические рекомендации): монография / В.А. Москвин. - Москва: КУРС, 2018.

35. Напалков А. В. Мозг человека и искусственный интеллект, 1985.

36. Нишит П. Искусственный интеллект для.NET. Речь, язык и поиск, 2018.

37. Новиков Д.А. Теория управления. Дополнительные главы. Неопределенность, оптимизация, распределенность и сети, искусственный интеллект, стратегическое поведение, 2019.

38. Пратик Дж. Искусственный интеллект с примерами на Python, 2019.

39. Предко М. Устройства управления роботами. – М. ДМК Пресс, 2010.

40. Романс Э. Настольная книга венчурного предпринимателя. Секреты лидеров стартапов, 2015.

41. Сечко Г. Логическое программирование и искусственный интеллект, 2016.

42. Хант Э. Искусственный интеллект, 1978.

43. Юревич Е.И. Основы робототехники БХВ-Петербург, 2018.

 

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

1. www.consultant.ru – официальный сайт СПС «Консультант-плюс»

2. www.garant.ru – официальный сайт СПС «Гарант»

Программное обеспечение

  Конструктор проектов виртуальной и дополненной реальности EV Toolbox Internet Explorer 9, Google Chrome 37 и выше, Mozilla Firefox 32 и выше Adobe Flash Player Sun Java JRE   4

Монитор жидкокристаллический:

  размер экрана по диагонали 19 дюймов   разрешение экрана 1024х768 5 Скорость Интернет-канала 128 Кбит/сек свободного входного трафика на одно учебное место

Обучение осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий в режиме обмена файлами между слушателем и преподавателем с использованием официальной электронной почты РЭУ им. Г.В. Плеханова inst.uprav@rea.ru и программы «Skype for Business».

3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Форма текущего контроля: не предусмотрена

Форма промежуточной аттестации: не предусмотрена

Форма итоговой аттестации: зачет

Итоговая аттестация проводится в форме устного зачета. Форма итоговой аттестации – зачет, проставляемый на основании ответов на 2 устных вопроса. Зачет проходит в формате общения слушателя и преподавателя с использованием программы «Skype for Business».

Примерный перечень вопросов:

1. Каковы особенности законодательного регулирования искусственного интеллекта и робототехники в Российской Федерации?

2. Что такое искусственный интеллект?

3. Назовите основные направления развития искусственного интеллекта в РФ.

4. Искусственные нейронные сети

5. Алгоритм функционирования нейронной сети.

6. Сущность процесса обучения искусственной нейронной сети.

7. Основные методы обучения искусственной нейронной сети.

8. Базовые архитектуры нейронных сетей.

9. Искусственный интеллект и нейронные сети.

10. Многослойные нейронные сети, основы их функционирования

11. Многослойные нейронные сети в задачах распознавания и оценки.

12. Опишите основной принцип (алгоритм) распознавания речи и образов.

13. Каковы особенности распознавания речи с помощью ИИ?

14. В чём отличия распознавания образов от распознавания речи с помощью ИИ?

15. Нейросетевой синтез речи – преимущества и недостатки. Моделирование образов с помощью ИИ

16. Применение ИИ в ТС

17. Потенциальные угрозы применения ТС с ИИ

18. Что такое этические нормы применения ИИ?

19. Каковы особенности создания инновационного высокотехнологичного бизнеса с применением ИИ?

20. Виды государственной поддержки создания инновационного высокотехнологичного бизнеса в РФ

21. Особенности привлечения венчурных инвестиций в бизнес.

Критерии оценки:

Правильный ответ – 2 балла

Неполный ответ – 1 балл

Неправильный ответ – 0 баллов

Оценка выставляется исходя из следующего количества полученных баллов:

ЗАЧТЕНО НЕ ЗАЧТЕНО
3-4 баллов 0-2 баллов

Составители программы:

С.П. Серебровский

 

 

генеральный директор ООО «ЦРБИИП» ___________/С.П. Серебровский/


[1] Сформированы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к результатам освоения образовательных программ по направлению подготовки 27.04.05 «Инноватика» (уровень магистратуры).

 

общая характеристика программы

 

Цель реализации программы

 

Целью реализации программы является повышение квалификации всех категорий граждан, представителей бизнеса, а также государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, работающих в партнерстве с органами государственной и муниципальной власти в области «сквозной» технологии «Искусственный интеллект».

 

Планируемые результаты обучения

 

Программы должна обеспечить слушателям:

знать:

- основные принципы и основные положения национальной программы «Цифровая экономика»;

- законодательное и нормативное регулирование робототехники и развития искусственного интеллекта в Российской Федерации;

- определение, принципы работы систем искусственного интеллекта;

- тенденции развития систем искусственного интеллекта;

- основы теории экспертных систем;

- основы машинного обучения и нейронных сетей;

- потенциальные угрозы применения искусственного интеллекта;

- классификацию и перспективы развития интеллектуальных средств управления;

- стандарты безопасности и этические нормы применения искусственного интеллекта;

- основные угрозы применения искусственного интеллекта;

- особенности создания инновационного высокотехнологичного бизнеса;

- виды государственной поддержки инновационного высокотехнологичного бизнеса.

уметь:

- разбираться в современных технологиях, указанных в национальной программе «Цифровая экономика»;

- применять требования законодательного регулирования робототехники и искусственного интеллекта;

- применять теоретические знания при решении практических задач использования искусственного интеллекта;

- применять машинное обучение и нейротехнологии;

- идентифицировать основные угрозы при взаимодействии с системами искусственного интеллекта и обеспечивать безопасность жизни и здоровья;

- создавать инновационный высокотехнологичный бизнес.

 

владеть:

- навыками применения «сквозной» технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» в цифровой экономике;

- основами создания искусственного интеллекта;

- основами теории экспертных систем;

- навыками применения машинного обучения и нейротехнологии в технических системах;

- основами распознавания речи и образов с помощью искусственного интеллекта;

- навыками нейросетевого синтеза речи и моделирования образов с помощью ИИ;

- навыками работы с информацией, полученной от искусственных нейронных сетей;

- навыками обеспечения безопасности своей жизни и здоровья, а также целостности и работоспособности технических систем при взаимодействии с ними;

- навыками создания инновационного высокотехнологичного бизнеса.

 

В результате освоения программы у слушателя программы должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции[1].

1. Слушатель, освоивший программу, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

- способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1);

- способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2);

- способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6).

2. Слушатель, освоивший программу, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способность анализировать и выявлять естественно-научную сущность проблем управления в информационных и технических системах на основе приобретенных знаний (ОПК-1);

- способность формулировать, формировать и применять критерии оценки эффективности полученных результатов разработки систем управления и их внедрения в производственной и непроизводственной сферах (ОПК-4);

- способность аргументировано выбирать и обосновывать структурные, алгоритмические, технологические и программные решения для управления инновационными процессами и проектами, реализовывать их на практике применительно к инновационным системам предприятия, отрасли, региона (ОПК-6).

Категория слушателей.

Предприниматели, сотрудники и собственники частных компаний, работающих совместно с органами государственной власти, имеющие высшее образование или среднее профессиональное, а также студенты, обучающиеся сфере менеджмента, государственного и муниципального управления, а также по иным специальностям, которые заинтересованы в расширении своей компетенции в части Цифровой экономики.

Трудоемкость обучения.

Общая трудоемкость программы составляет 82 академических часа.

Форма обучения.

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

 

Содержание программы

2.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Искусственный интеллект»

 

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего дист., ч

Дистанционный занятия, ч

СРС, ч, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции   Практические и семинарские занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Основы теории искусственного интеллекта (ИИ) 1 1 0,5 0,5    
2. Законодательное и нормативное регулирование ИИ в Российской Федерации 1 1 0,5 0,5    
3. Базы данных и базы знаний в ИИ 1 1 0,5 0,5    
4. Методы ИИ. Модели и средства представления знаний 1 1 0,5 0,5    
5. Семантические сети 0,5 0,5 0,5      
6. Основы теории экспертных систем (ЭС) 0,5 0,5 0,5      
7. Искусственные нейронные сети 0,5 0,5 0,5      
8. Основы распознавания речи и образов с помощью ИИ 1 1 0,5 0,5    
9. Нейросетевой синтез речи и моделирование образов с помощью ИИ 0,5 0,5 0,5      
10. ИИ в технических системах (ТС) 1 1 0,5 0,5    
11. Тенденции развития систем ИИ 1 1 0,5 0,5    
12. Создание инновационного высокотехнологичного бизнеса 1 1 0,5 0,5    

Итоговая аттестация

4 4   4   Тест

Итого

16 16 6 10    

2.2.  Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Искусственный интеллект»

Наименование разделов, дисциплин

Общая трудоемкость, ч

Всего дист., ч

Дистанционные занятия, ч

СРС, ч, в т.ч. КСР, ч

Форма контроля

Лекции   Практические и семинарские занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Основы теории искусственного интеллекта (ИИ) 1 1 0,5 0,5    
2. Законодательное и нормативное регулирование ИИ в Российской Федерации 1 1 0,5 0,5    
3. Базы данных и базы знаний в ИИ 1 1 0,5 0,5    
4. Методы ИИ. Модели и средства представления знаний 1 1 0,5 0,5    
5. Семантические сети 0,5 0,5 0,5      
6. Основы теории экспертных систем (ЭС) 0,5 0,5 0,5      
7. Искусственные нейронные сети 0,5 0,5 0,5      
8. Основы распознавания речи и образов с помощью ИИ 1 1 0,5 0,5    
9. Нейросетевой синтез речи и моделирование образов с помощью ИИ 0,5 0,5 0,5      
10. ИИ в технических системах (ТС) 1 1 0,5 0,5    
11. Тенденции развития систем ИИ 1 1 0,5 0,5    
12. Создание инновационного высокотехнологичного бизнеса 1 1 0,5 0,5    

Итоговая аттестация

4 4   4   Зачет

Итого

16 16 6 10    

 

Рабочая учебная программа



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.121 с.)