Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21»



Инновационный

Проект

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Автор:

Сиднева Наталья

Александровна,

Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21»

Новотроицк, 2015

Актуальность проекта

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д

· недостаточный словарный запас;

· плохая дикция.

При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Потребности ДОУ в разработке данного проекта:

1. Обеспечение условий для развития связной речи у дошкольников;

2. Укрепление партнёрских отношений со школой № 23, с библиотекой семейного чтения, с сотрудниками Орского театра «Кракатук».

Цель проекта:

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

· Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

· Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)

· Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

· Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

· Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

· Для обогащения словарного запаса детей

· При обучении составления рассказов

· При пересказах художественной литературы

· При отгадывании и загадывании загадок

· При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В.Большевой (коллаж), В.П.Глухова (блоки-квадраты), Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа)

На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:

· Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

· Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.

· Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.

· Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

· Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

 Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

· Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

   

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;

· Активизация речевой деятельности детей;

· Обогащение словарного запаса

Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

 

Таким образом, данный проект:

· выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;

· обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 21» в полном объёме;

· способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;

· формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.

База реализации проекта: муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 21 «Сказочный теремок» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области», группа № 11. Деятельность педагогов группы базируется на реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 21».

Этап – подготовительный.

· Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;

· Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);

· Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек);

· Выступления на педагогическом совете ДОУ, на педагогическом часе  об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников;

· Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике Ю. А. Афонькиной);

· Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?».

 

Этап – практический.

Работа с педагогами включала:

· Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»);

· Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;

· Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;

· Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

· Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

Работа с воспитанниками:

Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений и т.д. (алгоритм обучения детей (См. Приложение № 2).

  Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (См. Приложение № 3)

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде (смотри приложение № 3). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

· Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;

· Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;

· Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;

· Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам;

 

Этап – заключительный:

· Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;

· Обобщение и распространение полученных результатов;

· Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.

 

Результативность опыта:

Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:

1. Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры: при проведении изучения индивидуального развития воспитанников (по Ю. А. Афонькиной) в начале реализации проекта (2013-14 уч. г., средняя группа) уровень владения речью как средством общения и культуры лишь у 10% детей был высокий, у 20% - детей средний, а у 70% - детей низкий (См. Приложение №1). После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем владения речью как средством общения и культуры стало на 20% больше, со средним уровнем на 30% больше, а с низким на 50% меньше. В ходе реализации проекта уже в 2014-2015 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 9% больше, со средним уровнем - на 10% больше, а с низким - на 19 % меньше.

2. Обогатился и стал активнее словарный запас детей: изучение в начале 2013-14 учебного года (средняя группа) показало, что уровень обогащения активного словаря у 5% детей высокий, у 15% - средний, а у 80% - низкий. После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем активного словаря стало на 25% больше, со средним уровнем на 45% больше и на 70% меньше. В ходе реализации проекта уже в 2014-2015 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 15% больше, со средним - на 5% меньше и с низким уровнем - на 5% меньше.

3. Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей: при проведении педагогической диагностики  в начале учебного 2013-2014 года (средняя группа) выяснилось, что развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у 5% детей высокий, у 18% - средний, а у 77% - низкий. После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи стало на 15% больше, со средним уровнем на 47 больше и на 62% низкий уровень меньше. Реализовывая проект весь учебный год 2014-2015 (старшая группа), проведенная в мае педагогическая диагностика показала, детей с высоким уровнем стало на 40% больше, со средним - на 29% меньше и на12% низкий уровень стал меньше.

4. Повысился уровень развития речевого творчества детей: еслив начале учебного 2013-2014 года (средняя группа) развитие речевого творчества показало следующие результаты: у 8% детей уровень развития высокий, у 40% - средний, а у 52% детей – низкий, то после реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем развития речевого творчества стало на 22% больше, со средним - на 20% больше, а с низким - на 42% меньше. В ходе реализации проекта в течение 2014-2015 учебного года, выяснилось, что детей с высоким уровнем стало на 40% больше, на 31% стал меньше средний уровень и на 9% стал меньше низкий уровень.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:

1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий;                     

2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;                                                  

3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.

Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:                  

· Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»;

· Перспективное планирование по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц (см. Приложение № 5);

· Алгоритмы одевания и умывания;

· Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;

· Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.

 

    В перспективе планируется:

· Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.

· Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».

· Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.

 

 

Приложение 1.

 

 

Приложение 2

Алгоритм одевания.

Алгоритм умывания.

 

 

                      Приложение 3

Зима.

      

 Наступила зима.

 Небо закрыто серыми тёмными тучами.

 Часто идёт холодный снег.

 Девочки и мальчики идут гулять на улицу.

 Они лепят из снега снежки и снежную бабу.

 Зимой ребята катаются на санках и коньках.

                                                                                                                                                                                                       

 

Лето.

 

                          

 

Наступило лето.

 Солнце светит ярко и греет.

 Мальчики и девочки купаются в речке.

 Играют в мяч и бадминтон.

 Из песка строят башни и замки.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

 

 

Осень.

 

 

                           

Наступила осень.

Солнце светит мало и не греет.

Оно скрыто за серыми тучами.

Часто идет дождь.

Мы идем в детский сад под зонтом.

Дует сильный ветер.

И с деревьев слетает листва.

Листья покрывают всё вокруг красивым, красочным ковром.

Весна

 

 

 

Наступила весна.

Солнце греет сильнее и становится тепло.

 На улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки и мальчики пускают кораблики по воде.

На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы.

 

Приложение 4.

Приложение 5

Задачи

- продолжать учить составлять рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями.

- развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

- упражнять в подборе существительных к прилагательным.

-отрабатывать интонационную выразительность речи.

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Материалы: мнемотаблица, силуэт Белого Медведя.

Интеграция О.О.: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература».

Предварительная работа: беседа рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение художественных произведений.

Ход НОД:

Физкультминутка.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

 

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

 

Воспитатель выставляет Белого Медведя.

- Кажется у нас гость. Вы его узнали?

Дети: Да, это Белый Медведь!

Белый Медведь: - Здравствуйте, ребята! Я живу в холодной далёкой Антарктике. Я слышал как вы говорили о весне, мне понравилось, но я её никогда не видел. Какая она?

Воспитатель: Ребята, мы сможем рассказать Мишке про нашу весну? Давайте мы разделимся на команды. (дети берут из мешочка по одному жетону и делятся на команды- два цвета- две команды)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне, чтобы Белый Медведь запомнил их и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут наши помошники- таблицы (дети с каждой команды подходят к столу и выбирают любую таблицу)

Воспитател ь: вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Составление рассказа по мнемотаблицам.(см. таблицы)

 

Белый Медведь: Как здорово придумано! Как интересно рассказали о весне.

Воспитатель: Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами подарим тебе таблицы- подсказки.

Воспитатель: Сколько интересного узнал сегодня Мишка. О каких приметах, мы ему сегодня рассказывали? (мы рассказывили Мишке о приметах весны).

Теперь он знает, что происходит весной.

А чем мы ещё занимались? (называли ласковые слова, составляли предложения по картинке и т. д.)

Что понравилось вам на занятии?

Чей рассказ понравился больше?

Почему?

Кто был у нас в гостях и где он живёт? Как мы ему помогли?

 

 

Белый Медведь: Спасибо! Я столько всего узнал, благодаря вашим подаркам я смогу рассказать своим друзьям о весне! Мне пора! До свидания!

 

Таблица 1.

 

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май.

Весной ярко светит солнце и сильно пригревает.

Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь.

 На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки.

Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники –

 первые вестники весны. Просыпаются насекомые.

Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

 

Таблица 2

Пришла весна. Солнце стало пригревать. Снег начал таять.

 Побежали, зажурчали ручейки.

 На деревьях набухают почки и распускаются листочки.

 Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

 

 

Инновационный

Проект

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Автор:

Сиднева Наталья

Александровна,

воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21»

Новотроицк, 2015

Актуальность проекта

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д

· недостаточный словарный запас;

· плохая дикция.

При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Потребности ДОУ в разработке данного проекта:

1. Обеспечение условий для развития связной речи у дошкольников;

2. Укрепление партнёрских отношений со школой № 23, с библиотекой семейного чтения, с сотрудниками Орского театра «Кракатук».

Цель проекта:

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

· Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

· Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)

· Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

· Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

· Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

· Для обогащения словарного запаса детей

· При обучении составления рассказов

· При пересказах художественной литературы

· При отгадывании и загадывании загадок

· При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В.Большевой (коллаж), В.П.Глухова (блоки-квадраты), Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа)

На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:

· Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

· Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.

· Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.

· Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

· Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

 Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

· Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

   

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;

· Активизация речевой деятельности детей;

· Обогащение словарного запаса

Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

 

Таким образом, данный проект:

· выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;

· обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 21» в полном объёме;

· способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;

· формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.

База реализации проекта: муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 21 «Сказочный теремок» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области», группа № 11. Деятельность педагогов группы базируется на реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 21».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.163 с.)