Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бесплатный демодоступ в экстернат ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
- замена сложноподчиненного предложения простым: - замена прямой речи косвенной. 2. Исключения: - исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов: - исключение повторов: - исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение: - исключение одного или нескольких синонимов; - исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или полно. 3. Слияния: - образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи: Приемы работы по сжатию изложения Практическая работа «Способы сжатия текста» 1. Исключение - 1. Исключите несколько синонимов в ряду однородных членов, сохранив тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. 1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. 2. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части. 2.Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. 2. Обобщение - Задание: Вычлените единичные факты и подберите языковые средства для их обобщённой передачи; Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. 3.Упрощение – 1. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением. Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. Как писать сжатое изложение Приёмы сжатия текста Сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.
Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к компрессии исходного текста. Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. А вот количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте. Наиболее распространены 3 способа сжатия текста: исключение подробностей, деталей; обобщение однородных явлений; сочетание исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей текста. К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся следующие. 1. Замены: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; • замена сложноподчинённого предложения простым; • замена прямой речи косвенной. 2. Исключения: • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; • исключение повторов; • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; • исключение одного или нескольких синонимов; • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно. 3. Слияния: • образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. Текст изложения Скрипучая дверь В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.
Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. Е. Пермяк (198 слов) Пример сжатого изложения текста Скрипучая дверь В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. Ивсе ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть.(Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.) Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались. Рамам уделялось много внимания.) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили. (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) ее дверные обязанности. Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.) Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.) infourok.ru Таблица "Приемы сжатия текста" ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым. Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Обобщение Замена - вводных слов; - однородных членов предложения; - повторов; - однотипных примеров; - риторических вопросов и восклицаний; - цитат; - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; - пояснений; - рассуждений; - описаний; - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. - парцеллированных предложений; - ряда предложений; - связанных одной мыслью, частей предложений; - конкретных, единичных фактов, событий, явлений. - однородных членов обобщающим словом; - сложного предложения - простым; - части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; - прямой речи - косвенной; - части текста - одним предложением; - части предложения местоимением и т.д. При исключении необходимо 1.Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 2.Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. При обобщении необходимо 1.Найти в тексте мелкие, единичные факты. 2.Найти в них общее. 3.Объединить эти факты на основе общего. 4.Сформулировать получившееся предложение. При замене необходимо 1.Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 2.Сформулировать получившееся предложение. Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.018 с.) |