Салическая правда: источники, институты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Салическая правда: источники, институты.



Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле­мен. Таким образом, были записаны "варварские правды ": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда (Салический закон), созданная в начале VI в. в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига. Она де­лится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие об­щих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Салическая Правда имеет важное значение в качестве источника права государства франков. Упорядочение Салической Правды относят к царствованию Хлодвига. Этот первоначальный текст был дополнен позже при королях Хильдеберти I и Хлотари I

Основной текст Салической Правды представляет собой разрозненный и бессистемный запись обычаев, которые складывались в основном еще до образования Франкского государства, а также тех обычаев, которые возникли в период формирования классового общества и образования государства. Поэтому ее содержание отражает тот социальный и правовой строй, характеризующий переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Одной из главных ее задач — защита частной собственности, которая пришла на смену коллективной собственности.

Салическая Правда — это судебное руководство для судей. Вместе с тем она не является сборником систематизированы изложенных правовых норм, которые касаются всех сторон раннеклассового общества. Ее неполнота, фрагментарность, бессистемность — результат той правовой основы, на которой она заключалась.

Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част­ной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило встрого установленной форме.

Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства:

• существование законного брака;

• объявление лица вне закона;

• наличие близкого кровного родства;

• несвободное состояние человека.

Положение женщины в семьеопределяли пережитки матриархального строя.

О расторжении бракаСалическая правда не упоминает.

 

Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Земля передавалась только по мужской линии, женщины исключались из числа наследников недвижимости.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро­левского мира.

Салическая правда была прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворение сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (определенный как судебный штраф). Выкуп за убийство носил название вергельд.
Виды преступлений:
1) Государственные – злоупотребление государственной должностью (смертная казнь только за это преступление)
2) против личности - членовредительство, избиение, оскорбление(штраф)
3) Имущественные - кража, разбой, грабеж, поджог, конокрадство, вторжение в чужое имущество (штраф)
4) против нравов – изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней (штраф), вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы.
5) против правосудия: незаслуженное обвинение перед королевским судом, неявка по вызову истца, лжесвидетельство.

Салическая Правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Однако анализ ее статей позволяет выделить некоторые принципы:

а) субъектов ектамы преступлений являются не только свободные, но и зависимые люди (цели) и рабы;

б) ответственность перед королем за нарушение наступала с 12-летнего возраста;

в) наказания, как правило, не зависело от вины и предназначалось только за конечный результат действия, которая влечет вред личности или имуществу.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како­выми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира

 Судебный процесс

Салическая правда наделяла состязательным харак­тером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Процесс по всем делам был исковым, возбуждение жалобы или обвинения было частной инициативой общинника. Вызов в суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец. После возражений ответчика собственно вершился суд. Суд шел в две условные стадии: вначале рахинбурги провозглашали обычаи (право) к делу, потом выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать, но тотчас, «не переминая ноги». Собрание народа подтверждало криком суждение. Предполагалось, что это должно быть единогласно, но, разумеется, недовольное меньшинство заставляли умолкнуть. Исполнение судебного решения было делом истца. В случае отказа виноватого добровольно исполнить постановленное судом, можно было обратиться к помощи короля. Крайним средством принуждения было лишение виноватого «королевского покровительства». Решения по имущественным делам (изъятие вещи и т. п.) исполнялись графами, которые также несли личную ответственность за справедливость исполнения.

Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказательства, которые не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Были условно-объективные

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при­знает следующие:

1. соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" об­виняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

2. свидетельства очевидцев;

3. ордалии.

Вопрос 27



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.01 с.)