Русское искусство рубежа 19-20 веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское искусство рубежа 19-20 веков



РУССКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА 19-20 ВЕКОВ

 Рубеж 19-20 столетий – переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная Русско-японская война 1904-1905 гг. и революция 1905-1907 гг., Первая мировая война 1914-1918 гг. и революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию и власть буржуазии. Но в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет. В Москве для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи купца и мецената П.М.Третьякова, по инициативе историка И.В.Цветаева начал работу Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), в Санкт-Петербурге открылся Русский музей. «Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Н.А.Бердяев. Эклектизм в архитектуре, реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон уходили в прошлое. Им на смену пришёл стиль модерн (фр. «новейший», «современный»). Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощрённым шрифтам и орнаментам в графике. На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений. Появились артистические колонии, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохновлённых идеей возрождения народной культуры. Купец, промышленник, тонкий ценитель искусства Савва Иванович Мамонтов в своём подмосковном имении Абрамцеве основал «Абрамцевский художественный кружок». Выдающиеся художники Репин, Васнецов, Поленов, Нестеров, Коровин, Серов и другие гостили в усадьбе, рисовали, писали этюды окрестностей, собирали предметы крестьянского быта.

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ

(1862—1942)

Михаил Васильевич Нестеров ро­дился в Уфе в купеческой семье; по­лучил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства и в Петербургской академии художеств.

Ранние произведения Нестерова, считавшего себя учеником В. Г. Перо­ва и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистиче­ской манере передвижников. Но вскоре в его творчестве наступил резкий перелом. Отныне художник стремился передать тоску по утра­ченному, несбыточному, воплотить тему мятущейся души, готовой скрыться от мирских треволнений за стенами монастыря, и, наконец, тему уединения, душевного покоя, рас­крыть которую мастеру помогал лирический русский пейзаж. Сам Нестеров называл направление, в ко­тором работал, «опоэтизированным реализмом». Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глубоко и искрен­не верующих людях прошлого.

«Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) — центральное про­изведение Нестерова. В его основу лёг эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиевой лав­ры. Мальчик-пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в пустынное место и встре­тил незнакомого старца-священни­ка. Тот дал отроку кусочек просфо­ры и вместе с ним — тягу к учению и просветлению.

В стилистике картины отчётливо проступают признаки националь­ного варианта модерна. Местом действия служит реальный средне­русский пейзаж в окрестностях Аб­рамцева. Через природу художник пытался донести настроение созер­цательности и умиротворения.

Это полотно открывало так на­зываемый «Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность пре­подобного Сергия» (1892—1897 гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896—1897 гг.), «Преподобный Сер­гий Радонежский» (1899 г.).

Одновременно мастер запечат­лел образы монахов и пустынни­ков, старцев-отшельников, мечтате­лей и печальных девушек. Все они предстают на фоне неброских рус­ских пейзажей. Природа на карти­нах Нестерова всегда тиха и спо­койна. Здесь никогда не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром и ветер не качает деревьев. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Одинокие скиты, глав­ки деревянных церквей на фоне неба — всё это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим. В работах «Под благо­вест» (1895 г.), «Великий постриг» (1898 г.) и других художник не опи­сывает конкретных событий. Это — события православной духовной жизни.

Программными произведения­ми мастера стали «Святая Русь» (1905 г.) и «На Руси» («Душа народа», 1916 г.). На первой картине худож­ник представил Христа в окружении

Михаил Нестеров.

474

Михаил Нестеров.

Под благовест. 1895 г.

Михаил Нестеров.

Философы (Портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова). 1917 г.

475

КОНСТАНТИН КОРОВИН

(1861—1939)

Константина Алексеевича Корови­на часто называют «русским им­прессионистом». Действительно, из всех русских художников рубежа XIX—XX вв. он наиболее полно ус­воил некоторые принципы этого направления — радостное воспри­ятие жизни, стремление к передаче мимолётных ощущений, тонкой иг­ры света и цвета.

Коровин, коренной москвич, по­лучил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства. Во времена его учёбы (1875— 1886 гг.) ведущими преподавателями были художники-передвижники — В. Г. Перов, А. К. Саврасов.

Однако молодому художнику оказался чужд главный принцип русского реализма — повышенное внимание к сюжету, содержанию произведения в ущерб чисто живописным поискам. Для Коровина вопрос «как писать?» всегда был важнее проблемы «что писать?». Лю­бой мотив заслуживал внимания, если заключал в себе хоть искру кра­соты. Это подтверждает ранняя ра­бота «Портрет хористки» (1883 г.), во многом близкая исканиям им­прессионизма. Некрасивая, но при­влекающая внимание, героиня о чём-то грезит. Мастер пытается пе­редать её странное обаяние при по­мощи игры света на лице, платье, шляпке, зелёной листве, обобщённо «набросанной» на втором плане.

Константин Коровин.

Портрет хористки. 1883 г.

Константин Коровин.

Гг.

476

Константин Коровин.

Константин Коровин.

Зимой. Фрагмент. 1894 г.

477

ВАЛЕНТИН СЕРОВ

(1865—1911)

Искусство Валентина Александрови­ча Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нём слышны отго­лоски многих живописных тради­ций: от реализма до импрессиониз­ма и модерна. Сам же художник ещё в юности довольно просто и яс­но сформулировал одну из своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать толь­ко отрадное».

Серов родился в семье музыкан­тов. Его отец — знаменитый компо­зитор Александр Николаевич Се­ров, мать — пианистка. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки девятилетнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и дру­гом. Он посоветовал Серову посту­пить в Академию художеств. Правда, академию Серов не закончил.

Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. в Абрамце­ве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет до­чери С. И. Мамонтова Веры. Худож­ник так рассказывал о нём: «Всё, чего я добивался, это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной закончен­ности...». Серов много работал вне мастерской, на открытом воздухе. В портрете М. Я. Симонович — «Девушка, освещённая солнцем» (1888 г.) — он стремился передать игру света и тени. И вновь — та же свежесть красок, то же ощущение полноты жизни и упоение юностью. В этих произведениях чувствуется увлечение импрессионизмом. Ху­дожник всегда с любовью вспоми­нал о них, считал лучшими в своём творчестве.

Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей — в кон­торах и кабинетах, друзей-жи­вописцев — в мастерских, детей -на прогулке или за чтением. Очень многие мечтали иметь портрет ки­сти «знаменитого Серова», но, по словам дочери художника, «боя­лись его всевидящего ока». Каза­лось, от этого внимательного, под­час беспощадного взгляда ничто не ускользало. Своей живописью мас­тер «делал характеристику», как лю­бил говорить он сам.

Что ни портрет у Серова, то но­вая композиция, новый психологи­ческий образ. Светскую модницу С. М. Боткину (1899 г.) он изобразил «расфуфыренной», на нелепом, без­вкусном диване. Изысканностью живописной манеры запоминает­ся портрет З. Н. Юсуповой (1900—1902 гг.). Знатная дама в роскошном шёлковом платье спокойно распо­ложилась в элегантной гостиной, возле неё примостился белый шпиц. Столь же выразительна живопись и

 

 

Валентин Серов.

478

Валентин Серов.

Валентин Серов.

479

Валентин Серов.

Портрет

М. Н. Ермоловой.

Г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

Художник никогда не повторял однажды найденных приёмов. Его творчество поражает поисками необычных решений, неожиданной сменой жанров.

Серов был превосходным пейза­жистом. Его ранние этюды на случай­ные сюжеты выполнены в импресси­онистической манере. В пейзаже «Зима в Абрамцеве. Церковь» (1886 г.) храм Спаса Нерукотворного изобра­жён среди сияющих снегов. «Зарос­ший пруд» (1888 г.) написан в име­нии Домотканово, где мастер часто проводил лето. Вновь и вновь Серов обращался к теме русской природы. Неяркий, с сереньким небом и поко­сившимися, «растрёпанными» сарая­ми, деревенский пейзаж волнует и влечёт живописца: «Октябрь. Домотканово» (1895 г.), «Баба с лошадью» (1898 г.) и др.

С 1899 г. Серов принимал уча­стие в выставках объединения «Мир искусства», куда входили такие ху­дожники, как Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере. Под их влиянием Серов заинтересовался исторической темой. Художника особенно привлекала эпоха Петра I. На полотне «Пётр I» (1907 г.) царь изображён во время строительства Петербурга. Он стремительно шага­ет навстречу невским ветрам. Его

Валентин Серов.

480

Валентин Серов.

Валентин Серов.

Валентин Серов.

481

Валентин Серов.

Похищение Европы.

Г.

Собрание Серовых, Москва.

пленился бог Зевс. Превратившись в быка, он переплыл море и похитил красавицу. Моделью девушки жи­вописцу послужила античная скульп­тура портика храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах. Чистое серебри­стое небо, голубизна сияющих на солнце морских вод задают колорит картины. Это уже настоящее произ­ведение модерна, в нём тонко соче­таются реальное и условное.

Константин Коровин, преклоня­ясь перед творчеством Серова, писал о нём: «...может быть, в нём был не столько художник... сколько иска­тель истины».

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

(1856—1910)

Михаил Александрович Врубель ро­дился в Омске в семье военного юриста. С детства он интересовался искусством, поэтому брал частные уроки рисования, учился в Рисоваль­ной школе Общества поощрения художеств. Однако профессиональ­ным художником он стал довольно поздно. После окончания юридиче­ского факультета Санкт-Петербург­ского университета в 1880 г. Врубель поступил в Академию художеств.

К тому времени он уже был европей­ски образованным человеком, вла­дел четырьмя языками, хорошо знал современные философские тече­ния. В академии он брал уроки у Ильи Репина, изучал рисунок в ма­стерской Павла Чистякова.

В 1884 г. Врубель получил при­глашение приехать в Киев, чтобы выполнить росписи Кирилловской церкви XII в. Он создал несколько композиций, среди которых осо­бое место занимает образ Богомате­ри. Подобно мастерам эпохи Воз­рождения, живописец придал ей черты женщины, в которую был влюблён. Это вызвало недовольство современников, не пожелавших мо­литься «на знакомую даму».

Вскоре Врубель уехал в Италию. Вернувшись из Венеции в Киев, ху­дожник попал в центр поисков боль­шого национального стиля — этой задачей был вдохновлён Виктор Вас­нецов, работавший над росписями недавно построенного Владимир­ского собора. Но стиль Васнецова не привлекал Врубеля — он искал собственный язык.

Своеобразие его живописной ма­неры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани, окра­шенные как бы изнутри светом и цветом. «Я хочу, чтобы всё тело Его лучилось, чтобы всё оно сверкало, как один огромный бриллиант жиз­ни», — говорил он о своём видении образа Христа. Эскизы Врубеля из-за несоответствия канону жюри не приняло.

Осенью 1889 г. художник жил в подмосковном Абрамцеве, в име­нии С. И. Мамонтова. Здесь, работая в гончарной мастерской, он открыл для себя искусство майолики (разно­видность керамики). Так возникли красочные изразцовые камины с рус­скими богатырями, скамьи с русал­ками; играющие переливами цвета сказочные скульптуры («Садко», «Сне­гурочка», «Лель», «Берендей» и др.).

С середины 90-х гг. Врубель рабо­тал в Частной русской опере Мамон­това как мастер-декоратор, общался с музыкантами, певцами, художника­ми. В 1895 г. на репетиции он впер-

*Общество поощрения художников (1821—1875 гг.; в 1875—1929 гг. — Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество про­водило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало Рисо­вальную школу.

482

Михаил Врубель.

Михаил Врубель.

Михаил Врубель.

Царевна-лебедь. 1900 г.

483

Михаил Врубель.

Микула Селянинович. 1896 г.

Михаил Врубель.

Принцесса Грёза. 1896 г.

Михаил Врубель.

484

Михаил Врубель.

К ночи. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ных, вид из окна больницы. Ночами, при свете лампы, рисовал углы ком­наты, диван, графин, стакан воды, смятую постель, брошенную на спинку кровати одежду. Мастер ра­ботал, пока не отказало зрение. В 1906 г. художник создал послед­нюю работу — «Портрет Брюсова».

ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ

(1870—1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он по­ступил в реальное училище с естест­венно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способно­сти мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещё через год — в Академию художеств.

Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г. отправил­ся в Париж, где провёл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенство­вать свой стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные на­блюдения над натурой.

Приезжая на лето в родной Сара­тов, Борисов-Мусатов много рабо­тал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытал­ся запечатлеть игру воздуха и цве­та. Сюжет, события не особенно интересовали художника. В 1897 г. он написал этюд «Агава». На перед­нем плане, вплотную к краю, изо­бражён цветочный горшок с мяси­стым, сочным растением. Цвета звучно перемешаны, пространство залито солнечным светом.

485

Виктор Борисов-Мусатов.

Виктор

Борисов-Мусатов.

Гобелен, Фрагмент. 1901 г.

486

Виктор Борисов-Мусатов.

Виктор Борисов-Мусатов.

487

родился «Реквием» (1905 г.). Шествие героинь глубоко печально, будто бес­конечно скорбная мелодия. Бори­сов-Мусатов не успел завершить картину: преждевременная смерть прервала работу.

РУССКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА 19-20 ВЕКОВ

 Рубеж 19-20 столетий – переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная Русско-японская война 1904-1905 гг. и революция 1905-1907 гг., Первая мировая война 1914-1918 гг. и революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию и власть буржуазии. Но в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет. В Москве для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи купца и мецената П.М.Третьякова, по инициативе историка И.В.Цветаева начал работу Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), в Санкт-Петербурге открылся Русский музей. «Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Н.А.Бердяев. Эклектизм в архитектуре, реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон уходили в прошлое. Им на смену пришёл стиль модерн (фр. «новейший», «современный»). Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощрённым шрифтам и орнаментам в графике. На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений. Появились артистические колонии, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохновлённых идеей возрождения народной культуры. Купец, промышленник, тонкий ценитель искусства Савва Иванович Мамонтов в своём подмосковном имении Абрамцеве основал «Абрамцевский художественный кружок». Выдающиеся художники Репин, Васнецов, Поленов, Нестеров, Коровин, Серов и другие гостили в усадьбе, рисовали, писали этюды окрестностей, собирали предметы крестьянского быта.

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ

(1862—1942)

Михаил Васильевич Нестеров ро­дился в Уфе в купеческой семье; по­лучил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства и в Петербургской академии художеств.

Ранние произведения Нестерова, считавшего себя учеником В. Г. Перо­ва и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистиче­ской манере передвижников. Но вскоре в его творчестве наступил резкий перелом. Отныне художник стремился передать тоску по утра­ченному, несбыточному, воплотить тему мятущейся души, готовой скрыться от мирских треволнений за стенами монастыря, и, наконец, тему уединения, душевного покоя, рас­крыть которую мастеру помогал лирический русский пейзаж. Сам Нестеров называл направление, в ко­тором работал, «опоэтизированным реализмом». Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глубоко и искрен­не верующих людях прошлого.

«Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) — центральное про­изведение Нестерова. В его основу лёг эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиевой лав­ры. Мальчик-пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в пустынное место и встре­тил незнакомого старца-священни­ка. Тот дал отроку кусочек просфо­ры и вместе с ним — тягу к учению и просветлению.

В стилистике картины отчётливо проступают признаки националь­ного варианта модерна. Местом действия служит реальный средне­русский пейзаж в окрестностях Аб­рамцева. Через природу художник пытался донести настроение созер­цательности и умиротворения.

Это полотно открывало так на­зываемый «Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность пре­подобного Сергия» (1892—1897 гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896—1897 гг.), «Преподобный Сер­гий Радонежский» (1899 г.).

Одновременно мастер запечат­лел образы монахов и пустынни­ков, старцев-отшельников, мечтате­лей и печальных девушек. Все они предстают на фоне неброских рус­ских пейзажей. Природа на карти­нах Нестерова всегда тиха и спо­койна. Здесь никогда не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром и ветер не качает деревьев. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Одинокие скиты, глав­ки деревянных церквей на фоне неба — всё это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим. В работах «Под благо­вест» (1895 г.), «Великий постриг» (1898 г.) и других художник не опи­сывает конкретных событий. Это — события православной духовной жизни.

Программными произведения­ми мастера стали «Святая Русь» (1905 г.) и «На Руси» («Душа народа», 1916 г.). На первой картине худож­ник представил Христа в окружении

Михаил Нестеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.221.109 (0.061 с.)