Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия как наука : предмет изучения, методы и функции философииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Философия как наука: предмет изучения, методы и функции философии Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира Предметы изучения: · Природа, сущность мира в целом – объективная реальность · Сущность и назначение человека и общества – субъективная реальность · Деятельность – это система «человек-мир», взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности Методы философии: I. Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей II. Метафизика – это метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно III. Догматизм – это восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер (средневековая теологическая философия) IV. Эклектика – это метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы (обоснование каких-либо взглядов, идей) V. Софистика – это метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений (использовалось в Древней Греции и имела цель победы в споре) VI. Герменевтика – это метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов Функции философии: · Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципах взаимодействия с окружающим миром · Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности · Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать
· Гносеологическая – познавательная · Критическая – учит подвергать сомннию окружающий мир и существующие знания, искать новое (разрушение догм и увеличение достоверности знания) · Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей · Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы · Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали · Прогностическая – заключается в том, чтобы на основнии имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания · Общекультурная – согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта · Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым подтверждая правильность теоретических суждений Основной вопрос философии – материализм, идеализм и агностицизм Материализм – это философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание) – вторичным (результатом, следствием) Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия – материи Все сущности образованы материей, а идеальные явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей Агностицизм – это философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей Античная Философия – это философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 века до н. э. – 6 век в н. э.) от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах
Характерные черты: - Функциональная – стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия - Космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека - Имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделённого добродетелями и пророками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот Основные периоды: I. Натуралистический – основное внимание уделяется Космосу и природе (милетцы, элеаты и пифагорейцы) II. Гуманистический – основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы (Сократ и софисты) Основные проблемы: · Рассматриваются познания – эмпирические, чувственные, рациональные и логические · Разрабатываются проблемы логики · Социальная проблематика – государство и закон, труд, управление, война и мир, желания и интересы власти, имущественное деление общества · Натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логистические; этические; политические; правовые Основные представители: Þ Фалес (640 – 560 года до нашей эры) Þ Анаксимандр (610 – 540 года до нашей эры) Þ Анаксимен (546 – 526 года до нашей эры) Þ Пифагор (2-я половина VI – начало V веков до нашей эры) Þ Гераклит Эфесский (2-я половина VI – 1-я половина V веков до нашей эры) Þ Ксенофан (565 – 473 года до нашей эры) Þ Парменид (конец VII – VI веков до нашей эры) Þ Эмпедокл (490 – 430 года до нашей эры) Þ Анаксагор (500 – 428 года до нашей эры) Þ Демокрит (470/370 год до нашей эры) Þ Протагор (485 – 410 года до нашей эры) Þ Горгий (483 – 380/376 года до нашей эры) Þ Продик (465 – 395 года до нашей эры) Þ Сократ (469 – 399 года до нашей эры) Þ Платон (429/427 – 347 года до нашей эры) Þ Аристотель (384 – 322 года до нашей эры) Þ Эпикур (342/341 – 271/270 года до нашей эры) Основные черты: - Антитрадиционализм – негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение - Антропоцентризм – понимание мира сквозь призму человеческого бытия: человек есть автономное и самодостаточное существо, а в улучшении и совершенствовании нуждается окружающий мир, внимание философии обращено к человеку - Гуманизм – понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путём самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству - Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу, Бог растворён во всей природе Основные проблемы: · Сущность и предназначение человека · Критика средневековой схоластики · Теоретические и методические начала естествознания · Философские вопросы политики и права · Проблема субстанции (единое всеобщее начало) Основные представители: Þ (19 октября 1433 года – 1 октября 1499 года) Марсилио Фичино (астролог, священник) – представитель платонизма Þ (1401 год – 11 августа 1464 года) Николай Кузанский (теолог, учёный) – представитель пантеизма Þ (28 февраля 1533 года – 13 сентября 1592 года) Мишель Монтень (писатель) – представитель скептицизма
Þ (19 февраля 1473 года – 24 мая 1543 года) Николай Коперник (астроном, математик, механик) – представитель гелиоцентризма Þ (1548 год – 17 февраля 1600 года) Джордано Бруно (монах, поэт) – представитель пантеизма и эзотеризма Þ (15 февраля 1564 года – 8 января 1642 года) Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик) – представитель гелиоцентризма
Философия Новго Времени – это период развития философии в западной Европе в XVII – XVIII, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Это период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века Основные черты: - Проблемы философского научного метода - Методологии познания человеком внешнего мира - Связи внешнего и внутреннего опыта - Задача получения достоверного знания – появились два основных гносеологических направлений - Эмпиризм (основоположник Ф. Бэкон) - Рационализм – основные идеи (Р. Декарт, Г. Лейбниц) - Принцип автономно мыслящего субъекта - Принцип методического сомнения - Индуктивно-эмпирический метод - Интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод - Гипотетико-дедуктивное построение научной теории - Разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека - Механицизм – брались идеи механики, отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой - Особый интерес к проблемам познания - Предпочтение метафизического метода – мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь Основные проблемы: · Проблемы бытия и субстанции – онтология (речь о движении, пространстве и времени) · Проблемы субстанции Основные представители: Þ Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 года – 9 апреля 1626 года) – Англия Þ Томас Гоббс (5 апреля 1588 года – 4 декабря 1679 года) – Англия Þ Джон Локк (29 августа 1632 года – 28 октября 1704 года) – Англия Þ Рене Декарт (31 марта 1596 года – 11 февраля 1650 года) – Франция Þ Бенедикт Спиноза (24 ноября 1632 года – 21 февраля 1677 года) – Голландия Þ Готфрид Лейбниц (1 июля 1646 года – 14 ноября 1716 года) – Германия Эпоха Просвещения – это из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие
Основные черты: - Культ разума - Гносеология - Критика религии - Провозглашение идеи прав и свобод человека - Концепция человека Основные проблемы: · Природа человека и общества Основные представители: Þ Вольтер / Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778 года) Þ Жан Жак Руссо (1712 – 1784 года) Þ Дени Дидро (1714 – 1784 года) Þ Жан Леон Д Аламбер (1717 – 1783 года) Þ Жюльен Офре Ламетри (1709 – 1751 года) Þ Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 года) Þ Поль Анри Гольбах (1723 – 1789 года)
Основные черты: - Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры - Исследования человеческой сущности - Отношение к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий и идей - Разрабатывает целостную концепцию диалектики Основные проблемы: · Расхождение в методах познания · Проблемы в понимании места человека в окружающем мире · Проблемы в понимании цели деятельности человека · Проблема развития · Проблемы в логико-теоретической аппарате философии · Разрыв между художественными и научными занятиями · Расхождение между наукой и философией · Проблемы этического характера · Проблемы нерациональности Основные представители: Þ Иммануил Кант (1724 – 1804 года) Þ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 года) Þ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 года) Þ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 года) Þ Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872 года)
философия как наука: предмет изучения, методы и функции философии Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира Предметы изучения: · Природа, сущность мира в целом – объективная реальность · Сущность и назначение человека и общества – субъективная реальность · Деятельность – это система «человек-мир», взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности Методы философии: I. Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей II. Метафизика – это метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно III. Догматизм – это восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер (средневековая теологическая философия) IV. Эклектика – это метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы (обоснование каких-либо взглядов, идей)
V. Софистика – это метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений (использовалось в Древней Греции и имела цель победы в споре) VI. Герменевтика – это метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов Функции философии: · Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципах взаимодействия с окружающим миром · Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности · Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать · Гносеологическая – познавательная · Критическая – учит подвергать сомннию окружающий мир и существующие знания, искать новое (разрушение догм и увеличение достоверности знания) · Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей · Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы · Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали · Прогностическая – заключается в том, чтобы на основнии имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания · Общекультурная – согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта · Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым подтверждая правильность теоретических суждений
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.078 с.) |