Задачи:
1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Ожидаемый результат:
ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.
4 Этап (подготовительная к школе группа - четвертый год обучения 2022-2023 г.)
Задачи:
1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
2. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
3. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Ожидаемый результат:
· ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Дорожная азбука».
Учебный план
Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению программы «Дорожная азбука»
Содержание работы
| Количество мероприятий
|
в неделю
| в месяц
| в год
|
Мероприятия по тематическому плану
| 1
| 4
| 35
|
Учебный план
Для детей 5-6, 6-7 лет по изучению программы «Дорожная азбука»
Содержание работы
| Количество мероприятий
|
в неделю
| в месяц
| в год
|
Мероприятию по тематическому плану
| 1
| 4
| 35
|
Календарно – тематическое планирование
по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
в младшей группе.
Задачи:
-Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
-Дать представление о различных видах транспорта, его назначении.
-Дать представление об улице.
-Ознакомить с некоторыми правилами дорожного движения.
-Познакомить с сигналами светофора.
-Познакомить с профессией водителя (шофера).
-Формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора.
Показатели развития:
Дети знают:
-дети ориентируются в окружающем пространстве
-различают грузовые и легковые автомобили
-умеют называть части автомобиля
-знают, то люди ездят на легковых автомобилях, автобусах, а грузы возят на грузовых автомобилях.
-знают, что машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару
-знают, что транспортным средством управляет шофер
-знают сигналы светофора
сентябрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
1.Беседа «Безопасность на дорогах» Цель: познакомить детей с основными правилами поведения на дорогах.
2.Чтение: М.Пляцковский «Светофор». Цель: Закреплять знания о светофоре через художественное слово
3. Рассказ воспитателя о светофоре. Цель: Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; продолжить работу по ознакомления детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
4. Игра «Светофор» Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, его сигналах.
|
октябрь
| 1.Рассматривание макета светофора. Цель: Закреплять знания о работе светофора и его функциями.
2. Прогулка. Наблюдение за светофором. Цель:уточнить представление детей о сигналах светофора; закрепить знания правил перехода проезжей части.
3. Ап пликация «Светофор» Цель: Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов;
4.Занятие «Виды транспорта, их отличие». Цель: познакомить детей с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный.
|
ноябрь
| 1. Рассматривание картин о видах транспорта. Цель: Знакомить детей с различными видами транспорта; формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.
2. Раскрашивание «Грузовая, легковая машина». Цель: учить детей различать грузовой и легковой автомобиль, выделять его основные части.
3. Разучивание: А.Барто «Грузовик» Цель: поддерживать интерес к данной теме через художественное слово.
4.Дидактические игры «Назови правильно», «Что лишнее?». Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.
|
декабрь
| 1. Чтение Б.Мойсе «Маша – пешеход». Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения через художественное слово
2.Прогулка «Знакомство с дорогой» Цель: способствовать развитию умения ориентироваться на местности вокруг детского сада; учить различать проезжую часть дороги, тротуар.
3. Прогулка. Наблюдение «Движение пешеходов по тротуару». Цель: закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.
4.Рисование «Пешеходный переход» Цель: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток.
|
январь
| 1.Рассматривание макета автобуса. Цель:познакомить детей с автобусом, его назначеним.
2.Чтение Б.Заходер «Шофер». Цель: через художественное слово познакомить детей с профессией водителя.
3.Беседа «Дети на тротуаре». Цель: закрепить представление о том, что дорогу нужно переходить по пешеходному переходу, держась за руку взрослого.
|
февраль
| 1.Конструирование «Улица». Цель: учить детей строить из кирпичиков широкую и узкую дорогу (проезжую часть и тротуар).
2.Беседа «Не попади в беду». Цель:уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя.
3.Работа с мозаикой. Цель: Учить детей располагать цвета в определенной последовательности:сверху красный, ниже – желтый, вниз – зеленый.
4.Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: закрепить знания о сигналах светофора
|
март
| 1.Рассматривание картины «Мы едем на автобусе» Цель: учить детей правильно вести себя в общественном транспорте.
2.Беседа об автобусе, сравнение его с другими видами транспорта. Цель: расширять представления детей о различных видах транспорта.
3.Целевая прогулка. «Знакомство с ближайшей улицей». Цель: Дать представление об обстановке на улице; закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
4.Занятие «Улицы нашего города». Цель: Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.; закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.
|
апрель
| 1.Загадывание загадок о транспорте. Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
2. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили». Цель:учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя.
3.Беседа о правилах движения пешеходов по тротуару. Цель: Сформировать у детей правила безопасного поведения при движении по тротуару, научить необходимым мерам безопасности.
4.Игры с конструктором «Дорога для машин». Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге.
|
май
| 1.Подвижная игра «Поезд». Цель:учить детей бегать и ходить друг за другом небольшими группами, учить начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
2.Игры с макетом улицы. Цель: Продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); закрепить знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, такси; закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте.
3.Рисование кружочков красного, желтого, зеленого цвета различных размеров. Цель: закрепить знания о сигналах светофора.
4.Строительство машин из конструктора, обыгрывание. Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге.
|
Календарно - тематическое планирование
по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
в средней группе.
Задачи:
- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
-Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
-Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Показатели развития:
Дети знают:
- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.
Сентябрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
1.Рассматривание картин «Улица города». Цель: Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки), по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения на улице о светофоре и значении его цветов.
2.Дидактическая игра: «Знакомство с улицей города». Цель: Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и, дороги, по которым движется транспорт, формировать у детей понятие, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним. Дидактическая игра «Где мы гуляем». Цель: Знакомить с понятиями «Дорога», «Улица».
3.Практическое упражнение: «Правила поведения на тротуаре и передвижение по дороге". Дидактическая игра «Куда пойдешь - то найдешь». Правила перехода проезжей части дороги.
4.Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.
Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем».
|
Октябрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).
1.Дидактическая игра: «Путешествие по городу на транспорте». Цель: знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парки, детские сады, школы), дать представление о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, маршрутном такси. Знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта.
2.Дидактическая игра «Без чего машина не бывает?». Цель: повторить названия транспортных средств. Учить называть части машины и их назначение.
Рисование «Городской транспорт». Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании мелом на асфальте.
Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.
3.Чтение художественных произведений: Я. Пишумов «Машины». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.
4.Конструирование «Гаражи для машин», «Стоянка для машин». Учить сооружать постройки, следуя заданным условиям.
|
Ноябрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Светофор».
1.Дидактическая игра «Наш друг светофор». Цель: закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
Дидактическая игра «Собери светофор».
Дидактическая игра «Найди такого цвета, как сигнал светофора». Закрепить с детьми знание цветов светофора - красный, желтый, зеленый. Учить детей безопасному поведению на улице. Знакомить с
правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
2.Целевые прогулки. «Светофор». Дополнять представления детей об улице новыми сведениями. Закреплять знания о светофоре.
3.Загадки о светофоре. Через загадки развивать у детей мышление, смекалку.
Чтение С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор», «Светофор - постовой». Н. Елжова, стихотворение «Бездельник - светофор» С. Михалков. Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.
4. Аппликация «Светофор». Цель: Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности.
|
Декабрь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Правила перехода проезжей части дороги.
1.Дидактическая игра «Пешеход». Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице.
2.Дидактическая игра: «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Дидактическая игра: « Собери дорожный знак – пешеходный переход».
3.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.
4.Дидактическая игра «Дорожное лото». Цель: развивать у детей наблюдательность на дороге, закреплять правила поведения на улицах города, учить детей анализировать ситуации на дороге.
|
Январь
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
«Дорожные знаки».
1.Беседа «Знаешь ли ты дорожные знаки?». Дидактическая игра: «Помощники на дороге». Цель: закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».
2.Дидактическая игра «Правила дорожного движения». Цель: закреплять основы дорожной грамоты, познакомить с основными дорожными знаками, их назначением.
Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».
Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».
3.Развлечение «Незнайка у нас в гостях». Цель: закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.
|
Февраль
| Социально - коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
«Милиционер - регулировщик».
1.Беседа с милиционером - регулировщиком. Знакомить с внешним видом милиционера, с его работой.
2.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.
3.Чтение С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Чтение стихотворения «Светофор - постовой». Н. Елжова.
Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.
4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора.
Практические игры по правилам дорожного движения: « Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении».
|
Март
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Практические игры по правилам дорожного движения:
1.Дидактическая игра «Зеленый огонек». Цель: расширять знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх.
Дидактическая игра «Берегись автомобиля». Закреплять правила дорожного движения
2. Чтение художественной литературы В. Лебедев - Кумач «Про умных зверюшек», С. Маршак «Мяч».
3.Целевая прогулка на ближайший перекресток. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей. Развивать наблюдательность и любознательность. 4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора, по пешеходной дорожке
|
Апрель
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Практические игры по правилам дорожного движения:
1.Дидактическая игра: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении». Настольно - печатные игры. Знакомить с правилами настольных игр по ПДД.
2. Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».
3. Чтение произведения М. Дружиной «Умный светофор». Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения.
4. Беседа «Дорога до детского сада». Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
|
Май
| Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
1.Практические игры по правилам дорожного движения:
Дидактические и настольно - печатные игры: «Едем в общественном транспорте». «Виды транспорта». «Собери картинку» разрезанные на 4 части картинки с видами транспорта.
Проигрывание ситуаций «Мы на остановке», «Мы в автобусе». Инсценировка ситуации - мама с сыном входят в автобус. Из автобуса пассажиры выходят по очереди.
Проблемная ситуация - в автобус входят папа и сын. Кто кого должен посадить.
2. «Правила поведения в общественном транспорте». Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта.
3.Чтение художественных произведений: В. Берестов «Это еду я бегом». С. Михалков «Если свет зажегся красный». С. Яковлев «Нужно слушаться без спора». С. Маршак «Мяч». С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Б. Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси». С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.
4.Развлечение «Веселые правила движения».Цель: закреплять знания детей о ПДД через игровые ситуации.
|
| Итого: 35занятий
|
Календарно - тематическое планирование