Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Тематические блоки
| Основное содержание
| Основные виды деятельности обучающихся
|
| Всеобщая история. История Средних веков
(24 ч.)
|
|
Введение (1 ч.) Живое Средневековье.
| Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
| Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков.
|
.
| Становление Средневековой Европы в VI – XI в. (5 ч.)
|
|
Древние германцы и Римская империя.
| Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
| Показывают перемещения племен времени Великого переселения.
Сравнивают действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.
империи.
Рассказывают об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.
племен.
Выявляют различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён
к IV-V вв.
Объясняют значение понятий «вождь», «дружина», «король»
Называют последовательно причины падения Западной Римской империи
|
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII в.
| Образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
| Рассказывают о складывании государств у варваров.
Объясняют своеобразие складывания государства у франков.
Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Средневековья.
Объясняют значение понятий «король», «монах», «римский папа».
Разъясняют причины и распространение христианства в Европе.
Поясняют значение христианской религии для укрепления власти.
Хлодвига.
Обобщают события истории франков и выделять её этапы.
|
Возникновение и рас-пад империи Карла Великого.
Феодальная
раздробленность
| Новый король и династия Каролингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
| Объясняют причины появления в Европе новой империи в эпоху раннего Средневековья.
Средневековья.
Сравнивают политику Карла и Хлодвига.
Составляют характеристику Карла Великого, высказывая суждения,
почему о том. Почему его называли Великим.
Комментируют последствия Верденского раздела.
|
Западная Европа в IX – XI в.
| Франция в IX-XI вв. слабость Каролингов. Король и феодалы. Владения короля-его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.
Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
| Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Средневековья.
Объясняют причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнивают королевскую власть во Франции, Германии и Англии.
Выявляют последствия норманнского вторжения во владения государств.
Европы.
Проводят аналогию между Римской империей и Священной Римской
империей.
|
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
| Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Каролинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса.
| Анализируют причины Каролингского возрождения. Сравнивают развитие архитектуры раннего Средневековья и античности.
Устанавливают аналогию между средневековой и римской школами.
Оценивают новые жанры в литературе и особенности национального эпоса.
|
| Византийская империя и славяне в VI - XI в.
(3 ч.)
|
|
Борьба империи с внешними врагами
| Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
| Показывают на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивают управление государством в Византии и империи Карла
Великого.
Объясняют неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивают поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализируют отношения Византии с соседними народами.
|
Культура Византии
| Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
| Доказывают, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывают об изменениях в архитектуре христианского храма на примере
храма Святой Софии.
Устанавливают аналогию между византийской и римской школами.
Объясняют причины развития наук и их влияние на развитие культуры.
|
Образование славянских государств
| Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
| Составляют логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них
государственности.
Высчитывают, сколько лет разделяет между образованием Византии,
Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и
Польши.
Сравнивают управление государством у южных, западных и восточных
славян.
Выделяют общее в судьбах славянских государств. Объясняют причины развития письменности.
различия судеб у славянских государств.
|
|
|
|
|
|
|
| Арабы в VI – XI в. (2 ч.)
|
|
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
| Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
| Рассказывают об образе жизни и занятиях жителей Аравийского
полуострова.
Сравнивают образ жизни арабов и европейцев.
Называют различия между исламом и христианством.
|
Культура стран
Халифата.
| Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
| Выделяют особенности образования и его роли в мусульманском обществе.
Объясняют связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывают о развитии научных областей, об учёных.
Составляют сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и
их достижениях.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы
главы учебника.
|
| Феодалы и крестьяне (1 ч.)
|
|
В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели.
| Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архите-ктура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
| Группируют информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объясняют, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались
законом.
Анализируют положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.
|
| Средневековой город в Западной и Центра-льной Европе (1 ч.)
|
|
Формирование Средневековых городов. Горожане и их образ жизни
| Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути.
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
| Составляют рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливают связи между развитием орудий труда, различных приспособлений.
соблений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделяют условия
возникновения и развития городов.
Анализируют, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Объясняют, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивают жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составляют загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывают, что города — центры формирования новой европейской
культуры и взаимодействия народов.
Обобщают сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определяют роль университетов в развитии городов.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.
|
| Католическая церковь в XI – XIII в. Крестовые походы (1 ч.)
|
|
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
| Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
| Рассказывают о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
пап.
Называют причины появления движения еретиков.
Устанавливают связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом.
Определяют по карте путь Крестовых походов,
комментируют их основные события.
Устанавливают связь между Крестовыми походами и стремлением церкви завоевать новые земли.
повысить авторитет в обществе.
Объясняют цели различных участников Крестовых походов.
Сравнивают итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темой.
главы учебника.
и церковью.
|
| Образование централизованных государств в Западной Европе в XI – XV в. (6 ч.)
|
|
Как происходило
объединение Франции
| Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международно-го престижа Франции. Франция – централизо-ванное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
| Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объясняю причины ослабления крепостничества, освобождения городов от
сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирают материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV
Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составляют вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей работы по теме.
|
Что англичане
считают началом
своих свобод
| Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
| Рассказывают о причинах утверждения нормандской династии на престоле.
английском троне.
Группируют материал параграфа с целью анализа методов управления
страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявляют новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объясняют причины появления Великой хартии вольностей и её значение
для развития страны.
Характеризуют парламент с позиции сословного представительства.
|
Столетняя война
| Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
| Находят и показывают на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывают о причинах войны, готовности сторон, основных событиях.
|
Крестьянские восстания во
Франции и Англии
| «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
| Анализируют причины крестьянских восстаний во Франции и Англии.
Сравнивают крестьянское восстание во Франции и крестьянс-ким восстанием в Англии.
Дают оценку итогам крестьянских восстаний. Делают выводы о значении крестьянских восстаний.
|
Усиление
королевской власти
в конце XV в. во Франции и Англии
| Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
| Анализировать процесс объединения Франции и его последствия.
Характеризовать итоги и последствия междоусобной войны Алой и Белой розы в Англии.
Дают оценку королевской власти в условиях объединения страны.
|
Реконкиста и
образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове
| Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
| Находят на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
ства.
Объясняют причины и особенности Реконкисты.
Характеризуют сословно-монархические централизованные государства.
Пиренейского полуострова.
Сравнивают кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
|
Германия и Италия в XII – XV в. (1 ч.)
| Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.
| Находят на карте и комментируют местоположение страны, отдельных её княжеств.
частей. Объясняют особенности процесса образования самостоятельных
централизованных государств в Германии.
Анализируют состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определяют причины ослабления императорской власти.
Показывают на карте городские феодальные республики Италии.
Рассказывают о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Характеризуют политику династии Медичи.
|
Славянские государства и
Византия в XIV – XV в. (1 ч.)
| Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
| Характеризуют Чехию в XIV в.
Рассказывают об отношении общества к католической церкви.
Выделяют главное в информации о Яне Гусе.
Оценивают поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называют итоги и последствия гуситского движения.
Находят и показывают на карте Балканский полуостров, Болгарское царство,
Сербию, государство османов и другие страны.
Объясняют, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывают причины усиления османов.
Называют последствия падения Византии.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.
|
Культура Западной Европы в XI – XV в.
(2 ч.)
| Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полло. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов.
Средневековая литература. Влияние развития образования на культуру рыцарства.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения.
| Объясняют причины изменения представлений у средневекового европейца о развитии общества и жизни.
мире.
Находят аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
ры.
Излагают смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском
учении.
Оценивают образование и его роль в средневековых городах.
Составляют рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризуют и сравнивают творчество трубадуров.
и вагантов.
Рассказывают о скульптуре как «Библии для неграмотных. Составляют рассказ-описание по картине художника.
Объясняют значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывают мнения об образе средневекового человека.
Доказывают, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объясняют связь между использованием водяного колеса и развитием
металлургии.
Рассказывают о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставляют представление о мире человека раннего Средневековья и в Древнем мире.
поздний его период.
Анализируют последствия развития мореплавания.
|
Народы Азии,
Америки, Африки в
Средние века (1 ч.)
| Китай. Внешняя политика. Образование круп-ных поместий. Развитие феодальных отноше-ний. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководст-вом Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоева-ние Китая монголами. Приобретение независи-мости. Хозяйственный подъем.
Индия. Географическая и этническая разобщен-ность Индии. Установлении феодальных отношений. Междоусобные войны. Ослабление страны. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Уникальность культуры доколумбо-вой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государс-тва Африки, их устройство и культура. Освоение Африки европейцами.
| Характеризуют и сравнивают социально-экономическое разви-тие стран Азии и Африки. Высказывают мнение о научных достижениях.
Объясняют причины колониальных захватов в Азии и Африке.
Высказывают свое мнение об уникальности культуры доколум-бовой Америки.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.
|
| История России (46 ч.)
|
|
Введение (1 ч.)
| История России — часть всемирной истории. Хронологические рамки курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX—XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории.
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование и объяснение факторов самобытности истории России. Оценка роли России в мировой истории. Характеристика источников по отечественной истории.
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности
(5 ч.)
| Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распростра-нение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
| Актуализация знаний о первобытной эпохе. Выявление общего и особенного в жизни людей первобытной эпохи на территории России и в регионах, изученных в курсе «История Древнего мира». Работа с исторической картой. Описание образа жизни скотоводческих и земледельческих племён, проживавших на территории России. Систематизация информации об языковых семьях в форме таблицы.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение значения основных понятий темы урока. Актуализация знаний о греческой колонизации. Работа и исторической картой. Составление схемы торгового оборота между метрополией и колониями. Характеристика образа жизни, культуры народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам.
|
Древнерусское государство в
IX - XII в. (12 ч.)
| Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
| Объяснение значения основных понятий темы. Восприятие и анализ информации, данной учителем, и текста учебника. Выявление причин и особенностей складывания государства Русь. Определение с помощью исторической карты природных и исторических условий возникновения русских городов — центров княжеств, а также торгового пути «из варяг в греки». Оценка значения торговых путей для развития государства. Составление рассказа об основных исторических событиях начального этапа складывания русской государственности. Высказывать суждения о теориях образования государства Русь. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам. Составление развёрнутой характеристики внутренней и внешней политики первых русских князей на основе текста учебника, исторической карты, исторических источников и дополнительных материалов.
|
Русские земли и
княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII в.)
(6 ч.)
| Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
| Выявление и объяснение причин наступления нового этапа в развитии Руси, поиск аналогий в истории Западной Европы. Характеристика особенностей удельной системы. Выявление факторов единства русских земель. Объяснение значения основных понятий темы. Составление схемы/таблицы «Последствия раздробленности Руси». Работа с генеалогической таблицей. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление характеристики географического положения данной земли на основе текста учебника и исторической карты. Выявление причин ослабления центрального княжества. Составление рассказа о деятельности избранных князей Южной Руси. Характеристика отношений Руси с половцами. Анализ исторической карты, текстов исторического источника и учебника, составление на их основе рассказа о походе 1185 г. Оценка культуры Южной Руси.
|
Борьба с внешней
агрессией в XIII в.
(7 ч.)
| Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление хронологии монгольских завоеваний на основе текста учебника и исторической карты. Объяснение причин побед монголов в Азии и на Руси. Оценка действий русских князей во время нашествия. Характеристика последствий нашествия.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление причин и целей походов крестоносцев на Русь и земли Восточной Прибалтики. Составление рассказа о Невской битве и Ледовом побоище на основе текстов учебника, исторических источников, картосхем и дополнительных материалов. Оценка значения отпора европейским завоевателям. Составление исторического портрета Александра Невского по самостоятельно составленному плану.
|
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в (6 ч.)
| Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональ-ный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление особенностей и сравнение политического и социально-экономического развития северозападных и северо-восточных земель Руси после монгольского нашествия. Объяснение значения основных понятий темы урока. Определение причин быстрого восстановления Северо-Восточной Руси после нашествия, предпосылок политического роста Московского и Тверского княжеств. Составление развёрнутого плана рассказа о борьбе московских и тверских князей за великокняжеский ярлык. Характеристика деятельности Ивана Калиты. Анализ текста исторического источника по предложенным вопросам.
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Оценка деятельности действующих лиц событий борьбы за великокняжеский ярлык в 1360— 1370-е гг. Характеристика положения и взаимоотношений Руси и Золотой Орды накануне Куликовской битвы. Составление развёрнутого плана рассказа о битве на р. Воже и Куликовского сражения на основе текста учебника, картосхемы, дополнительных материалов. Оценка значения Куликовской битвы и роли Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Характеристика нашествия Тохтамыша по примерному плану. Составление плана, подбор материалов для сообщения об историко-культурных памятниках, связанных с Куликовской битвой.
|
Русская культура второй половины XIII – XV в. (2 ч.)
| Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Характеристика развития письменности и распространения грамотности в данный период. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XIII — XV в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений русской литературы второй половины XIII — XV в. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации / сообщения. Подбор критериев и источников для характеристики памятников русского искусства второй половины ХIII — начала XV в. Выступление перед классом с презентацией / сообщением. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем.
|
Всероссийская прове-рочная работа
|
|
|
Итоговая контрольная работа (1 ч.)
|
|
|
Повторение (3 ч.)
|
| Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов.
|