Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.



Практическое занятие № 1

Тема: «Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки».

Цель: Ознакомиться с условиями обеспечения рационального питания и нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. 

  Обеспечение: учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности».

Время выполнения ___ 1 час _____________________________________

Теоретический материал

Простейшим методом определения достаточности питания является наблюдение за динамикой массы тела человека. Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. При определении потребности в основных пищевых веществах ключевую роль играет точность уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорции между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Возникновение такой диспропорции связана со снижением энергоемкостей трудовой деятельности, снижением расхода энергии в быту и является причиной распространения избыточности массы тела. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии трудоспособного населения дифференцируются в зависимости от пола, возврата, характера трудовой деятельности. Однако профессия не всегда адекватно отражает реальные энергозатраты человека. Коэффициент физической активности позволяет корректировать общие энергозатраты человека. Потребность человека в энергии можно определить с учетом данных хронометража различных видов работы в течении рабочего дня.

Примерный суточный расход энергии на один кг веса при выполнении различных работ студента выражен в таблице:

Наименование работ Продолжительность Вычисление расхода энергии
Одевание и раздевание 45 мин 0,0281 ккал х 45 мин = 1,2645 ккал
Уборка постели, личная гигиена 30 мин 0,0329 ккал х 30 мин = 0,9870 ккал
Зарядка и др. физические упражнения 15 мин 0,0648 ккал х 15 мин = 0,9720 ккал
Прием пищи (троекратный) 1 час 40 мин 0,0236 ккал х 100 мин = 2,3600 ккал
Езда в автобусе 1 час 0,0236 ккал х 60 мин = 1,4160 ккал
Умственный труд сидя (лекции, подготовка к занятиям) 5 часа   0,0243 ккал х 300 мин = 7, 290 ккал
Хозяйственные работы 50 мин 0,0573 ккал х 50 мин = 2,8650 ккал
Активные игры и тренировки 100 мин 0,1071 ккал х 100 мин = 10,71 ккал
Отдых сидя 20 мин 0,0229 ккал х 20 мин = 0,4580 ккал
Сон 10 часов 0,0155 ккал х 600 мин = 9,3 ккал
Всего 24 часа 37, 6225 ккал на 1 кг вес

 

Порядок выполнения работы:

 

Задание:

1. Определить свой суточный расход энергии, пользуясь предложенной таблицей и методикой расчета.

Для определения суточных энергозатрат для человека массой 62 кг, исходя из данных таблицы, необходимо произвести следующий расчет:

62 * (получившееся кол-во ккал) = суточная потребность человека 62 * 37,6225 = 2332,6 ккал. К этим данным прибавляется 5-10 % для покрытия расходов по неучтенным движениям. 2332,6 * 10% + 2332,6 = 2565, 6 ккал

2. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое рациональное питания?

2.Какие этапы рационального питание?

3. Каким требованиям должно соответствовать рациональное питание?

4. Каковы основные принципы рационального питания?

5.Правило рационального питание?

 

Практическое занятие № 2

Тема: «Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров при организации дорожного движения».

Цель: закрепить знания безопасного поведения на дороге.

Обеспечение: учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности»

Время выполнения ___ 1 час _____________________________________

Теоретический материал

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

 

Постоянно по улицам городов и населённых пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения.

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определённые правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения (ПДД).

Все мы постоянно участвуем в дорожном движении и поэтому должны знать обязанности пешехода и пассажира и постоянно их соблюдать.

Обязанности пассажиров

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застёгнутом мотошлеме.

Практическое занятие № 3

Тема: «Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии».

Цель: освоить модели поведения в условиях вынужденной природной автономии.

Обеспечение: учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности»

Время выполнения ___ 1 час _____________________________________

Теоретический материал

Как подать сигнал бедствия?

Как подать сигнал бедствия. Костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации. Чтобы своевременно подать сигнал поисковому вертолету, костер заготавливают заранее. Сухие ветви, стволы, мох и пр. складывают на открытых местах - поляне, вершине холма, просеке, иначе деревья будут задерживать дым и сигнал останется незамеченным. Чтобы столб дыма был гуще и чернее, в разгоревшийся костер подбрасывают свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох и т.п. Костер поджигают тогда, когда вертолет или самолет появились в зоне видимости и отчетливо слышен шум работающих двигателей.

Внимание экипажа воздушного поискового судна можно привлечь также различными сигналами, демаскирующими местность: например, вытоптать в снегу геометрические фигуры, вырубить (выломать) кустарники, а если имеется ткань яркой расцветки, растянуть ее на открытом месте.

- с помощью радиостанции

- пиротехнические сигнальные средства,

- сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде равностороннего треугольника),

- с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на самолёт, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на расстоянии до 25км),

- сигналы международного кода - вытаптываются на снегу, выкладываются из камней, веток, дёрна и др. подручных средств:

II - нужны медикаменты

F - нужна вода и пища

LL - все в порядке

Y - да

N - нет

Практическое занятие № 4

Тема: «Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте»

Цель: закрепить знания алгоритма действий при авариях на транспорте.

Обеспечение: теоретический материал.

Время выполнения ___ 1 час _____________________________________

Теоретический материал

Модель поведения при автомобильной аварии (катастрофе)

· не терять самообладания;

· управлять машиной до последней возможности;

· напрячь все мышцы, сделать их «каменными» до полной остановки машины;

· не пытаться выскочить из машины на ходу. Статистика показывает, что шансов выжить внутри автомобиля в 10 раз больше, чем при попытке покинуть его;

· сделать все возможное, чтобы избежать лобового удара. Он считается одним из самых опасных видов автомобильных аварий. Для этого нужно попытаться съехать с дороги, свернуть в кювет или затормозить так быстро, как только возможно без потери управления, съехать с дороги вправо, но не влево;

· если столкновение неизбежно, то упереться ногами в пол, наклонить вперед голову, спрятать ее между рук, напрячь все мышцы, упереться руками в руль или переднюю панель;

· если на заднем сидении находится пассажир, то ему рекомендуется закрыть голову руками и лечь на бок. Место рядом с водителем более опасно для пассажира, чем заднее сидение;

· при столкновении с неподвижным предметом безопаснее удариться о него всем бампером, чем левым или правым крылом: нужно постараться сместить удар в сторону от центра радиатора, а еще лучше – к самому краю, чтобы удар был по касательной.

Необходимо помнить, что правильно пристегнутые ремни безопасности, подголовники при лобовом столкновении уменьшают вероятность гибели в два-три раза, при опрокидывании машины – в пять раз.

После того как произошла авария:

· попытайтесь сориентироваться, в каком месте машины и в каком положении вы находитесь;

· попытайтесь определить, есть ли возгорание, вытекает ли бензин, особенно если машина опрокинулась;

· определите, есть ли рядом с вами раненые;

· попробуйте выбраться из машины через дверь, а если она не открывается, то через окно;

· извлекать раненых из машины до приезда спасателей можно только в том случае, если машина загорелась.

Аварии, при которых автомобиль падает в воду, случаются достаточно редко. Если вы все же попали в такую ситуацию, то помните: автомашина некоторое время будет держаться на плаву. При погружении автомобиля с закрытыми дверями и окнами воздух в салоне будет держаться несколько минут. Этого достаточно, чтобы спастись. Следует включить фары, тогда спасателям будет легче обнаружить автомобиль. Надо снять лишнюю одежду, несколько раз глубоко вдохнуть, чтобы насытиться кислородом. Представьте свой путь вверх. Необходимо выбраться из автомобиля через окно или дверь, держась руками за крышу машины, резко оттолкнуться и плыть вверх. Учтите, что не стоит сразу открывать двери – вода попадет внутрь салона, и автомобиль утонет. Для спасения откройте окна. Если это сделать не удалось и автомобиль продолжает погружаться в воду, нужно попытаться разбить лобовое стекло. Заранее определите, чем вы это сделаете, дождитесь, пока вода заполнит салон наполовину, и действуйте.

Аварии на общественном транспорте в настоящее время составляют почти треть всех дорожных происшествий. При этом страдают десятки пассажиров. Особенно распространены аварии с участием микроавтобусов «газелей».

Как вести себя в общественном транспорте:

· войдя в общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай), по возможности займите свободное место;

· уступайте место пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам – в случае аварии они пострадают больше других, потому что при внезапном толчке не смогут достаточно крепко уцепиться за поручни и удержаться от падения;

· при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, крепко держась за поручень;

· посмотрите, где расположены аварийные и запасные выходы, возможно, ими придется воспользоваться при аварии. Для этого нужно выдернуть специальный шнур и выдавить стекло.

ЧС на железной дороге происходят из-за столкновения поездов, схода вагонов с рельсов, пожаров и взрывов, а также из-за человеческого фактора: невнимательности, усталости, непрофессионализма машинистов и диспетчеров. При железнодорожной аварии наибольшую опасность для пассажиров представляют пожар, задымление в случае возгорания, удары о стены и различные внутренние конструкции, разбивающиеся стекла.

Как вести себя при поездке по железной дороге:

· строго соблюдайте правила поведения на железнодорожном транспорте;

· имейте в виду, что наиболее опасно ехать в первых вагонах железнодорожного состава, так как именно они сильнее всего подвергаются разрушению при столкновении;

· обращайте внимание на место расположения тяжелого и громоздкого багажа. Его лучше размещать внизу, не поднимать на верхние полки. В случае неожиданной остановки поезда, резкого толчка, аварийной ситуации тяжелые вещи могут упасть на головы пассажирам;

· не загромождайте вещами проходы;

· не высовывайтесь из окон;

· заранее поинтересуйтесь, какие окна являются аварийными выходами. Обычно это окна третьего и шестого купе;

· немедленно сообщайте машинисту или транспортной милиции о подозрительных лицах и бесхозных предметах.

Модель поведения при железнодорожной аварии:

· при столкновении сгруппируйтесь, напрягите все мышцы, попытайтесь ухватиться за закрепленные полки, край стола;

· если рядом с вами находится ребенок, то схватите его, крепко прижмите к себе;

· прикройте рукой голову, лицо, чтобы не порезаться бьющимися стеклами;

· если вагон переворачивается, упритесь ногами в стенку;

· когда вагон остановится, осмотритесь вокруг себя, если есть раненые, окажите им первую помощь; позаботьтесь о детях, престарелых, инвалидах, женщинах;

· попытайтесь выбраться из вагона, с собой берите только самое необходимое;

· при необходимости воспользуйтесь аварийными выходами, разбейте стекла подручными средствами;

· срочно сообщите в МЧС о произошедшем;

· не создавайте панику и не допускайте ее.

ЧС в метрополитене могут произойти на станциях, в вагонах, туннелях. Их причинами являются столкновение поездов, сход вагонов с рельсов, пожары и взрывы из-за террористических актов и др. Падение человека на пути может произойти в результате неосторожности, давки или предумышленных действий преступников. Главные опасности в таком случае – приближающийся поезд метрополитена и высокое напряжение. Поэтому:

· не стойте возле края платформы;

· если на платформе сильная давка, лучше пропустите 1…2 поезда, будьте внимательны при посадке и высадке;

· если вы увидели упавшего с платформы человека, следует немедленно сообщить об этом дежурному по станции;

· помогите ему выбраться, подайте руку;

· учтите, что в начале платформы есть лесенка, по которой можно выбраться на платформу;

· если приближается поезд и нет времени выбраться, то упавшему следует лечь между рельсами, пригнуть голову.

При опасности террористических актов в метро:

· старайтесь садиться в центральные вагоны, они считаются наиболее безопасными;

· категорически запрещено трогать оставленные бесхозные вещи, это очень опасно. Сообщите машинисту, если увидите их или подозрительных людей;

· шансов выжить больше у тех пассажиров, которые в момент взрыва стоят, потому что взрывные устройства могут быть спрятаны под сидения.

При взрыве в метро:

· не стремитесь выбраться из вагона, если он не горит и поезд стоит или движется в тоннеле. Там очень много кабелей и проводов, находящихся под высоким напряжением;

· не притрагивайтесь к металлическим частям вагона, они могут быть под напряжением;

· окажите первую помощь раненым, если они имеются;

· при задымлении дышите через платок; лягте на пол – внизу, около пола, дыма всегда меньше.

По подсчетам специалистов, в настоящее время на дне океанов и морей находится свыше 1 млн. судов.

Аварии и катастрофы на водном транспорте связаны с множеством причин. Новейшее радиолокационное и другое навигационное оборудование не спасает суда от столкновений между собой, от попадания на мелководье, рифы. Это можно объяснить ростом количества судов, увеличением скорости и напряженностью графика их движения.

Опасные природные явления (ураганы, штормы, льды), ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях (туман, дождь) также приводят к авариям и катастрофам. Но статистика указывает, что чаще всего причиной аварий на водном транспорте является человеческий фактор, то есть ошибки, совершенные людьми. Их можно разделить на ошибки, допущенные на стадии проектирования и строительства судов, что приводит к их технической непригодности, и ошибки при эксплуатации.

Опасность возрастает многократно, когда к неблагоприятным метеорологическим условиям прибавляются ошибки, совершаемые людьми из-за невнимательности, небрежности, а также превышение скорости, неправильная оценка курса встречных судов, неправильное маневрирование, нарушение правил перевозки опасных грузов и т.д.

Меры предосторожности при путешествии на воде:

· максимально ограничьте пребывание на палубе во время сильного ветра и волн;

· если выйти на палубу необходимо, крепко держитесь за поручни;

· в шторм перед выходом на палубу обязательно наденьте спасательный жилет.

Модель поведения при ЧС на водном транспорте:

· в начале плавания выясните, как попасть на палубу кратчайшим путем, где расположены выходы;

· узнайте, где хранятся спасательные жилеты и как ими пользоваться;

· при начале эвакуации внимательно слушайте команды;

· не создавайте панику;

· возьмите с собой теплую одежду, одеяло, спасательный жилет, документы, деньги, лекарства, продукты, спички;

· наденьте спасательный жилет. Это рекомендуется сделать и тем, кто хорошо плавает;

· при посадке в шлюпку ведите себя достойно, не толкайтесь, пропустите вперед детей и женщин; в шлюпке не пересаживайтесь с места на место;

· если сесть в шлюпку или в другое плавсредство не удалось, то прыгайте в воду;

· в первые секунды попадания в воду задержите дыхание и зажмите нос, чтобы вода не попала внутрь; другой рукой держитесь за спасательный жилет;

· выныривайте с открытыми глазами;

· постарайтесь как можно быстрее отплыть от тонущего корабля на безопасное расстояние;

· постарайтесь ухватиться за какой-нибудь плавающий предмет;

· берегите силы;

· подавайте сигналы о помощи;

· учтите, что одежда помогает спасаться от холода, в ней температура тела на несколько градусов выше;

· чтобы согреться в воде, по очереди напрягайте мышцы. Не надо размахивать ногами и руками, на это уйдут все силы;

· если вы в спасательном жилете, то сгруппируйтесь и обхватите руками грудную клетку. Таким образом можно увеличить срок выживания в холодной воде на 50%;

· помните, что вас наверняка уже начали искать, надо продержаться до прибытия помощи.

При попадании в холодную воду у человека быстро начинается переохлаждение. Переохлаждение приводит к нарушению координации движений и работы дыхательного центра, развитию острого холодового шока. В результате шока человек теряет сознание и погибает. Быстрота наступления переохлаждения зависит от температуры воды и от того, во что одет человек. Переохлаждение может развиться даже в теплой воде. При температуре воды 15°С человек теряет сознание примерно через 2 ч, при температуре около 0°С переохлаждение и потеря сознания наступает через 15 мин. В России каждый год тонет около 15 тыс. человек. Большинство пострадавших от несчастных случаев на воде находились в этот момент в состоянии алкогольного опьянения.

ЧС, вызванные авариями и катастрофами на гидротехнических сооружениях, связаны с опасностью моментального затопления обширных районов. Огромный стремительный поток вырвавшейся воды создает смертельную угрозу, смывая все на своем пути, приводит к человеческим жертвам, разрушениям. Размеры гидросооружения и его разрушения определяют скорость и высоту возникшей волны. Так, в горных районах скорость волны может достигать 100 км/ч. Каждый гидроузел имеет свою зону затопления. В этой зоне запрещено какое-либо строительство.

В случае ЧС проводится оповещение населения при помощи радио, телевидения, телефонов, громкоговорящей связи. Население, получив сигнал оповещения, должно немедленно приступить к эвакуации в безопасное место. Там необходимо ожидать спада воды или новых сообщений.

Порядок выполнения работы:

Задание 1

Изучите модели поведения при ЧС на транспорте и ответьте на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

1. Какова модель поведения при автомобильной аварии?

2. Как себя правильно вести, если автомобиль, в котором вы находитесь, упал в воду?

3. В каком месте салона общественного транспорта безопаснее всего находиться во время движения? Почему?

4. Как вести себя при поездке на железнодорожном транспорте?

5. Какова модель поведения при железнодорожной аварии (катастрофе)?

6. Что делать, если на станции метро вы увидели упавшего с платформы человека?

7. Как вести себя в метро при опасности террористических актов?

8. Каковы причины ЧС на водном транспорте?

9. Какие меры предосторожности должны соблюдать путешествующие по воде?

10. Какова модель поведения при ЧС на водном транспорте?

Задание 2

Внимательно прочитайте утверждения, оцените и разместите их в соответствующие столбцы таблицы («Правильно» или «Неправильно»). Для выполнения данного задания необходимо использовать теоретический материал задания 1.

        Правильно                                                           Неправильно

           

1. ЧС техногенного характера подразделяются на ЧС без загрязнения и с загрязнением окружающей среды.

2. При автомобильной аварии необходимо как можно быстрее выскочить из машины на ходу.

3. При автомобильной аварии необходимо управлять машиной до последней возможности.

4. При температуре воды около 0°С потеря сознания от переохлаждения наступает через 1...2 ч.

5. После того как произошла автомобильная авария, попытайтесь сориентироваться, в каком месте машины и в каком положении вы находитесь.

6. Если в результате аварии в автомобиле появились раненые, их надо вытащить оттуда как можно скорее.

7. Если в результате аварии автомобиль упал в воду, помните, что он практически сразу пойдет ко дну.

8. При погружении в воду автомобиля с закрытыми дверями и окнами воздух в салоне будет держаться несколько минут.

9. Наиболее опасно ехать в первых вагонах железнодорожного состава, именно они сильнее всего подвергаются разрушению при столкновении,

10. Аварийные выходы из вагона обычно расположены в первом и последнем купе.

11. Новейшее радиолокационное и другое навигационное оборудование делает путешествие на водном транспорте практически безопасным.

12. Статистика указывает, что человеческий фактор чаще всего является причиной аварий на водном транспорте.

 

Практическое занятие (в форме практической подготовки) № 5

Тема: «Изучение первичных средств пожаротушения».

Цель: Изучить применение, принцип действия и выбор средств первичного пожаротушения.

Обеспечение: учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности».

Время выполнения ___ 1 час _____________________________________

Теоретический материал

Первичные средства пожаротушения (ПСП) – это инструменты и материалы, применяемые для огнетушения, эффективные в начальной стадии возгорания. Эти средства могут быть использованы людьми, не обладающими профессиональными знаниями борьбы с огнем, до прибытия на объект пожарной бригады. ПСП размещают в местах, специально для этого оборудованных – в пожарных шкафах, на пожарных стендах и пожарных щитах.

Огнетушащие вещества

 Вода — самое популярное средство борьбы с огнем. Когда вода подается на очаг возгорания, часть не испарившейся жидкости впитывается и снижает температуру горящего объекта. Растекаясь по полу, вода препятствует возгоранию не охваченных пламенем частей интерьера. Поскольку вода является электропроводником, она не пригодна для тушения оборудования и сетей, которые находятся под напряжением. Категорически запрещается лить воду на легковоспламеняющиеся жидкости. Такие жидкости образуют на поверхности воды маслянистые пятна, и, растекаясь вместе с водой, продолжают гореть на ее поверхности;

 Песок и земля - вещества, которые эффективно борются с воспламенением горючих жидкостей (бензин, масла, смолы, керосин и др.) Насыпая землю по периметру горящей зоны, пытайтесь окружить место возгорания и воспрепятствовать растеканию горящей жидкости. После этого следует забросать горящую поверхность слоем земли, которая перекроет доступ кислорода, необходимого для процесса горения, и впитает жидкость.

Пожарное оборудование.

 Кран пожарный - применяются в комплекте с пожарным стволом и пожарным рукавом на внутреннем противопожарном водоснабжении. Может использоваться как для тушения небольшого пожара, так и для серьезного противостояния огню в качестве дополнительного средства пожаротушения. Располагаются пожарные краны в пожарных шкафах. Они просты в применении и не требуют специальных навыков и умений. При установлении факта возгорания, необходимо открыть шкаф, соединить последовательно пожарный ствол, пожарный рукав и кран. Повернуть вентиль крана и приступить непосредственно к тушению пожара;

 Огнетушитель — стационарное или ручное устройство, предназначенное для пожаротушения путем выброса запасенного огнетушащего состава. Ручной огнетушитель - это красная емкость цилиндрической формы, имеющая трубку или сопло. При введении огнетушителя в активное состояние выпускается пожароподавляющее вещество, которое под большим давлением выходит из сопла. Этим пожароподавляющим веществом может быть вода, пена, порошковые или газовые химические соединения. Согласно нормам пожарной безопасности, все производственные помещения предприятий, расположенных на территории РФ, должны быть оснащены огнетушителями. Требование об обязательном наличии огнетушителя в автомобильном транспорте есть в правилах дорожного движения многих государств мира. 

Огнетушители

Порошковые огнетушители (ОП) предназначены для тушения пожаров твердых,

жидких и газообразных веществ (в зависимости от марки используемого огнетушащего порошка),

а также электроустановок, находящихся под напряжением до 1 кВ (1000 В). Принцип

работы передвижного огнетушителя ОП-50(З) основан на вытеснении огнетушащего порошка

(при открытом клапане запорного устройства) сжатым воздухом, находящимся в емкости. приведения огнетушителя в действие необходимо выполнить следующее:

1.Убедиться, что огнетушитель заряжен подкатить огнетушитель на расстояние 5-8 метров к очагу пожара и установить его в вертикальном положении

2.Снять и проложить без перегибов и скручиваний шланг подачи порошка выдернуть

чеку и повернуть рычаг запорной головки на 1800;

3.Открыв выпускной клапан, направить струю порошка в зону пожара зигзагообразными движениями для достижения большего охвата пламени порошковым облаком.

Тушение производить с наветренной стороны. Допускается многократное открытие и

закрытие выпускного клапана при тушении пожара.

 

Углекислотные огнетушители (ОУ) предназначены для тушения загорании различных

веществ и материалов, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением до 10 кВ (10000 В).

Заряд углекислотных огнетушителей находится под высоким давлением, поэтому корпуса (баллоны) снабжаются предохранительными мембранами, а заполнение диоксидом углерода допускается до 75%.

Для приведения в действие ручных углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5,ОУ-8

и ОУ-10 необходимо:

1. используя транспортную рукоятку, снять и поднести огнетушитель к месту горения;

2. направить раструб на очаг горения и открыть запорно-пусковое устройство).

Запорно-пусковое устройство позволяет прерывать подачу углекислоты.

При работе углекислотных огнетушителей всех типов запрещается держать раструб

незащищенной рукой, так как при выходе углекислоты образуется снегообразная

масса с температурой минус 80°С.

При использовании огнетушителей ОУ необходимо иметь в виду, что углекислота в

больших концентрациях к объему помещения может вызвать отравления персонала, поэтому после применения углекислотных огнетушителей небольшие помещения следует проветрить.

Принцип действия: при срабатывании пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Газ по трубке поступает в нижнюю часть корпуса и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Порошок изолирует горящее вещество от воздуха

Принцип действия основан на вытеснении двуокиси углерода избыточным давлением собственных паров. При открывании пускового устройства углекислый газ по сифонной трубке поступает к раструбу. СО из сжиженного состояния переходит в газообразное. Углекислота, попадая на горящее вещество, изолирует его от воздуха.

 

Порядок выполнения работы:

Задание:

1. Используя теоретический материал к практическому занятию, ознакомьтесь с первичными средствами пожаротушения (ПСП).

2.Изучите принцип действия ОП и ОУ.

3. Ознакомьтесь с устройством ОП и ОУ. Зарисуйте схему в тетрадь, подпишите основные составляющие огнетушителей.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1.Какие правила действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения:если вы находитесь в помещении?

2. Какие правила действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения если вы находитесь на улице,

3.Какие существуют средства пожаротушения, для чего они предназначены?

4. Как работать с огнетушителем?

5.Правила обслуживание огнетушителей.

Практическое занятие (в форме практической подготовки) № 6

Тема: «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени».

Цель: познакомиться с устройством и назначение гражданского фильтрующего противогаза (ГП – 7) и индивидуальной аптечки.

Обеспечение: учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности», противогаз, индивидуальная аптечка.

Время выполнения ___ 1 час _____________________________________

Теоретический материал

 

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) — это предмет или группа предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По своему назначению они делятся на индивидуальные средства защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК). По принципу защитного действия СИЗ подразделяются на фильтрующие и изолирующие.

                       

В фильтрующих СИЗ воздух, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма, очищается от вредных примесей при прохождении через СИЗ. СИЗ изолирующего типа полностью изолируют человека от окружающей среды.

СИЗОД подразделяются на противогазы (фильтрующие и изолирующие), респираторы и простейшие средства.

Простейшие средства защиты органов дыхания - противопыль-ные тканевые маски (ПТМ-1) и ватно-марлевые повязки (ВМП)-могут применяться для защиты органов дыхания человека от радиоактивных веществ и при работах во вторичном облаке биологических средств (рис. 7, 8).

Для защиты органов дыхания взрослого населения используются фильтрующие противогазы: общевойсковой противогаз и гражданский противогаз ГП-7.

Гражданский противогаз ГП-7 (рис. 9) на сегодня является самым совершенным и наиболее надёжным средством защиты.

Гражданский противогаз ГП-7 (и его модификация ГП-7В) предназначен для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица. Противогаз обеспечивает надёжную защиту от отравляющих, многих аварийно химически опасных и радиоактивных веществ. Не менее 6 часов он защищает от паров ОВ нервно-паралитического действия (типа зарин, зоран) и общеядовитого (синильная кислота, хлорциан), радиоактивных веществ (радионуклидов йода и его органических соединений типа йодистого метила), а также не менее 2 часов - от капель ОВ кожно-нарывного действия. Для защиты детей и подростков используются камеры защитные детские и фильтрующие противогазы: ДП-6 (для детей старшего возраста от 12 до 17 лет); ПДФ-7 - противогаз детский фильтрующий (предназначен для детей в возрасте от 1,5 до 17 лет); ПДФ-Ш - противогаз детский фильтрующий школьный (предназначен для детей в возрасте от 7 до 17 лет).

Рис. 7. Противопыльная тканевая маска ПТМ-1

Рис. 8. Ватно-марлевая повязка

Рис. 9. Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7:

1 — лицевая часть; 2 — фильтрующе-лицевая коробка; 3 — трикотажный чехол; 4 — узел клапана вдоха; 5 — переговорное устройство (мембрана); 6 — узел клапана выдоха; 7 — обтюратор; 8 — наголовник (затылочная пластина); 9 — лобная лямка; 70 — височные лямки; 11 — щёчные лямки; 12 — пряжки; 13 — сумка

Лицевые части детских противогазов дополнительно дифференцированы по ростам, в зависимости от возраста ребенка и размера его головы.

Средства защиты кожи (СЗК) состоят из специальной защитной одежды, в которую входят общевойсковой защитный комплект, лёгкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон (рис. 10), защитная фильтрующая одежда.

Рис. 10. Комбинезон защитной фильтрующей одежды (ЗФО):

1 — капюшон; 2 — нагрудный клапан; 3 — горловой клапан; 4 — штрипки подрукавников; 5 — вздержки

Защитная одежда применяется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи.

В качестве простейших средств защиты кожи человека может быть использована производственная спецодежда: куртки и брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые из брезента, огнезащитной ткани, прорезиненной ткани или грубого сукна. Такая одежда способна не только защитить от попадания на кожу человека радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и предохранить в течение некоторого времени от капельно-жидких ОВ.

Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой плёнкой. Такая одежда предохраняет от попадания на кожу радиоактивных веществ и биологических средств, от капельно-жидких ОВ она защищает в летнее время примерно 10 мин. Защиту могут обеспечить также зимние вещи — пальто из грубого сукна или драпа. После соответствующей подготовки защиту кожи могут обеспечить и другие виды верхней одежды (костюмы, куртки, брюки и т.д.).

Для защиты головы и шеи и одежда должна быть застёгнута на все пуговицы, крючки и кнопки, воротник и капюшон должны быть подняты. Шея может быть обвязана шарфом.

Рукава должны быть обвязаны поверх запястий тесёмками, брюки выпущены поверх сапог и внизу завязаны тесьмой. Низ куртки, пиджака или рубашки следует заправить в брюки.

Для защ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.165 с.)