Выполнила: аспирант Леонтьева С.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнила: аспирант Леонтьева С.В.



Практическое занятие № 3-4.

Выполнила: аспирант Леонтьева С.В.

Укажите этапы становления и развития науки и дайте их краткую характеристику.

Обычно выделяют следующие периоды развития науки:

1) Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.

2) Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

3) Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира ибн Хайяна.

4) Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

5) Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределённости Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Возможно и другое деление на периоды:

1) Доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий).

2) Классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки).

3) Неклассический (конец XIX в., появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента).

Назовите основные признаки науки как типа мировоззрения.

Наука – мировоззрение, направленное на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания истины.

Особенности научного мировоззрения:

- объективное – общеобязательное для всех;

- теоретическое – согласованные и обоснованные системы знаний – теории;

- абстрактное – научные теории создают «идеальный» мир символов и абстракций;

- критическое – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать;

- рациональное – опора на авторитет разума и логики.

 

 

Почему наука является системой знаний?

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука представлена как система. Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука — это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.

 

Назовите функции науки.

1. Познавательная. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.

2. Мировоззренческая. Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства.

3. Прогностическая. Наука может и должна смотреть в будущее. На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.

4. Производственная. Эта функция стала особенно важной в 𝑋𝑋 веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.

5. Культурная (просветительская). Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Но наука развивает людей не только через учебные заведения. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.

6. Социальная. Эта функция относительно новая. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны.

 

Укажите структуру науки.

В общую структуру науки входят наиболее общие аспекты и подсистемы науки как деятельности по производству нового знания:

1) множество ее фундаментальных аспектов: наука как знание, как познавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема;

2) множество единиц, видов и уровней научного знания: факт, научный закон, теория, метатеория, дисциплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни, исторические и социокультурные таксоны науки и т. п.;

3) множество социально-институциональных и организационных форм осуществления научной деятельности: лаборатория, кафедра, институт, академия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, «невидимый колледж», национальное сообщество, государственный сектор науки, гражданский сектор науки, научный парк, технополис, международное научное сообщество и т. п.;

4) множество научных инноваций: проблема, идея, теория, проект, модель, полезная модель, разработка, прибор, система единиц и стандартов, технология;

5) множество социокультурных функций: информационная, мировоззренческая, проективная, прогнозная, оценочная, практическая и др. (См. наука, научная деятельность)

Практическое занятие № 3-4.

Выполнила: аспирант Леонтьева С.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.12 (0.007 с.)