Раздел 1. Древняя и средневековая история 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Древняя и средневековая история



Планы практических занятий по темам курса «История»

РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ

Тема 1. Функции исторического познания

План.

1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «История».

2. Структура курса. Виды аудиторной и самостоятельной работы, требования к студентам.

3. Рекомендуемые источники, учебная и дополнительная литература по курсу «История».

Самостоятельная работа: 1. Уясните и сформулируйте цели и задачи источниковедения. 2. Изложите основные принципы классификации исторических источников. 3. Сформулируйте цели и задачи историографии.

Объясните смысловое значение основных понятий и терминов: методология, принцип объективности и историзма, комплексный (синтетический) подход, теологический подход, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, рационализм, цивилизация, формация, компаративизм, методы исторического исследования, источниковедение, исторический источник, летопись, житие, берестяная грамота, фольклор, археология, этнография (этнология), палеография, хронология, нумизматика, геральдика, эпиграфика, историография, концепция, монография.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое методология? Охарактеризуйте основные методологические подходы в изучении истории.

2. Какие общенаучные, конкретно-исторические и специальные методы научного познания используют при изучении исторического прошлого?

3. Что такое внешняя и внутренняя критика источников? Какие виды источников изучают такие специальные исторические дисциплины как палеография и эпиграфика? Что изучает этнография?

4. Назовите авторов наиболее значительных обобщающих трудов по истории России в XIX в.

5. Назовите наиболее известных отечественных историков XX века.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема 1. Мир в XVIII в.

План.

1. Реформы Петра I и эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

3. Модернизационные процессы в России первой половины XIX века.

Самостоятельная работа: 1. Сформулируйте цели внешней политики России в первой четверти XVIII в. Изложите обстоятельства создания Российской империи. 2. Определите сущность крестьянского вопроса в XVIII в. Изложите причины и ход войны под предводительством Е. Пугачева. 3. Дайте характеристику внешней политике России второй половины XVIII в.

Объясните смысловое значение основных понятий и терминов: «вольные хлебопашцы», Отечественная война, реформа, император, «европеизация», абсолютизм, бюрократия, Сенат, коллегия, Синод, Табель о рангах, дворянское ополчение, рекрутские наборы, регулярная армия, Указ о единонаследии, сословие, подушная подать, ревизия, мануфактура, протекционизм, меркантилизм, дворцовый переворот, фаворит, Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, «просвещенный абсолютизм», губерния, «Уложенная комиссия», жалованная грамота, государственные крестьяне, капиталистые крестьяне, промыслы, крестьянская война.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что характерно для мануфактурного производства, какие технические новшества ознаменовали начало промышленного переворота во второй половине XVIII в.? Какие идеи отстаивали европейские Просветители? Где и при каких обстоятельствах была принята первая Конституция? Какое влияние на европейскую историю оказала Великая Французская буржуазная революция?

2. Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на Петра I как на государственного деятеля? Была ли у Петра программа действий? Какие преобразования первой четверти XVIII в. ознаменовали утверждение абсолютизма в России?

3. Покажите взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I. Какие меры позволили в короткий срок укрепить военную мощь государства и добиться успеха в Северной войне? Оцените геополитическое положение России в начале и к концу царствования Петра I?

4. Оцените социально-экономическую политику Петра I. Почему его преобразования сопровождались ухудшением положения основной массы населения, усилением крепостного гнета? С чем связана противоречивость оценок реформ Петра I в области культуры?

5. Укажите причины дворцовых переворотов и их социально-экономические и политические последствия. Чье царствование оказалось самым коротким?

6. Насколько реалистичной была программа преобразований, которую философы-просветители предлагали монархам? Каким образом на внутреннюю политику Екатерины II повлияли идеи Просвещения? Почему деятельность «Уложенной комиссии» оказалась безрезультатной? Что нового появилось в системе местного управления России в связи с проведением губернской реформы?

7. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства»? Отметьте особенности крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева по сравнению с другими крестьянскими войнами.

8. Какие важнейшие внешнеполитические задачи были решены во второй половине XVIII в.?

9. Сравните замыслы и результаты реформаторской деятельности Александра I. Почему не был осуществлен план Сперанского? Какие реформы были проведены в Польше, Финляндии, Прибалтике, но не осуществлялись на остальной территории Российской империи?

Планы практических занятий по темам курса «История»

РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.)