Условия совершения маршей в горах в зимних условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия совершения маршей в горах в зимних условиях



ПУ 29 по сравнению с уставами иностранных армий уделяет большое внимание действиям войск в зимней обстановке. Однако эти действия не разграничиваются для равнинных и горных театров. Между тем в последнем случае мы имеем целый ряд характерных особенностей.

В горах Ближнего и Среднего Востока зимние условия находят особенно яркое выражение. Причины этого явления заключаются в том, что все области, расположенные в бассейне Средиземного моря и примыкающих к ним зонах, находятся под воздействием зимних осадков, относящихся к так называемому океаническому типу. Вследствие этого те 600 мм осадков, которые выпадают сравнительно равномерно в течение целого года например в Московской зоне в виде дождя и снега, в горах Востока выпадают главным образом зимой в виде снега, образующего мощный слой, который оказывает необычайно большое влияние на боевые действия. Приведем несколько малоизвестных, но ярких примеров из опыта войны 1914–1918 гг. на турецко-персидском театре. Выпавший в сентябре 1913 г. на всем горном театре глубокий снег, сопровождавшийся сильными буранами (при морозе в 15–20°), прервал на много дней всякую связь между соседними боевыми участками. Некоторые пехотные дивизии, находившиеся на фронте, были совершенно заметены снежными метелями вместе со своей артиллерией.

Пока эти части с громаднейшими усилиями восстанавливали при помощи лопат связь с тылом, войска успевали израсходовать не только свои запасы, но съедали часть конского состава из обозов.

Вслед за буранами наступали ясные и тихие морозные дни. Вследствие резкой разницы температуры на солнце и в тени южные склоны гор нагревались сильнее северных, и в местностях с крутыми скатами горных массивов наблюдались частые и внезапные снежные оползни и обвалы. В результате много застав и постов сторожевого охранения у русских оказались засыпанными или сброшенными этими обвалами в пропасти и ущелья. Только в некоторых случаях войскам удавалось откапывать из снега и приводить в чувство погибавших.

В этот период к югу от озера Урмия в Персии конные части (забайкальская кавбригада), которых поддерживали армянские стрелковые батальоны, вели наступление. Они испытывали особые трудности. Вследствие буранов, засыпавших перевалы снежным покровом до 6 м толщины, всадники, пробивались в снегах только с помощью пехоты. Большая часть этой пехоты была разбросана по тропам для прорытия в снегах на тропах траншей. Вьючные транспорты вследствие непрерывных заносов могли проходить на этом направлении не более 5 км в сутки. Указанные войсковые части, действуя в малонаселенных и разоренных курдских областях, ночевали на тропах в снежных траншеях, где они устраивали себе боковые ниши (норы). Наступление конницы, не поддержанное соседними частями, не достигло какой-либо цели и сопровождалось большим числом обмороженных и заболевших.

В результате тяжелого зимнего периода 1916 г. кавказская армия, испытавшая большие лишения, к весне 1917 г. почти растаяла.

Резкие климатические особенности нагорий оказывают огромное влияние на ход операций. Так летом 1916 г. 2-я турецкая армия при поддержке 3-й перешла в наступление, имея задачей прорвать фронт кавказской армии южнее Эрзерума и принудить ее к отступлению к своей границе. Русское командование частично приготовилось к нанесению контрудара в том же районе. Завязались упорнейшие встречные бои за обладание горными рубежами; обе стороны, подтягивая в бездорожную горную трущобу резервы «пакетами», трижды переходили от наступления к обороне. Однако утром 27 августа (ст. стиля) обеим сторонам пришлось прекратить операции, так как внезапно наступил сильный мороз; у солдат замерзла вода в баклагах, на высотах выпал снег. Противники не были подготовлены к зимней кампании и потому не имели теплой одежды, находившейся в далеких тыловых базах. Вместе с тем чувствовалось отсутствие топлива.

Из зимних операций следует отметить Эрзерумскую, довольно методически проведенную кавказской армией на широком фронте в период 1915 –1916 гг. К этой операции русские были подготовлены. С целью прорыва фронта турок на главном направлении и выхода затем им во фланг и тыл было направлено около дивизии пехоты с артиллерией по вершине хребта («топ-иолу»), занесенному глубоким снегом и наблюдаемому слабыми силами турок. Наступление этой колонны совпало с начавшимся бураном, дувшим с громадной силой при морозе в 20° в лицо наступавшим. Вследствие этого колонна пробивалась в снегу со скоростью 3 км в сутки. В то же время ей приходилось непрерывно расчищать пройденный путь, вновь заносимый снегом. Какие-либо населенные пункты вдоль маршрута этой колонны отсутствовали. Появление колонны (на третьи сутки ее движения) внезапно, в метель, в тылу турок оказало решающее влияние на ход начавшейся Эрзерумской операции. Несмотря на сильные морозы и глубокий снег, обмороженных и заболевших в кавказской армии, перешедшей в наступление на широком фронте, было немного.

Всякое упущение в подготовке к зимним операциям может отразиться в горах самым пагубным образом.

Например осенью 1916 г. русские войска в составе около полка пехоты с пулеметами и колесным обозом (походные кухни и парные патронные повозки) занимали горную зону к востоку от г. Ревандуз в пределах современного Ирака (Северная Месопотамия). Место расположения этой передовой части – авангарда – соединялось колесной дорогой с приграничным персидским районом, где находились главные силы одного из русских отрядов, в состав которого входил отмеченный авангард. Командованию русских было известно по опыту предыдущего года, что в ноябре в этих местах внезапно наступает зима, сопровождаемая сильными снежными буранами, которые в течение 3-4 суток заносят снегом не только горные тропинки, но даже глубокие ущелья. Поэтому на зиму войска заблаговременно выводились из гор в долины Персии. Аналогично поступали и турки, оттягивавшие свои войска к г. Мосул. Зима 1916 -1917 гг. запоздала; авангард был оставлен в горах на декабрь 1916 г. Однако 22 декабря в северных предгорьях Ирака внезапно началась зима со снежным бураном, продолжавшимся непрерывно несколько дней. Порывистый ветер сметал лавины снега с гор, которые, скатываясь вниз, завалили горные ущелья. Для того чтобы выйти в пределы Персии, авангарду предстояло пройти около 25 км, перевалив для этого через Персидский пограничный хребет. Сообщение между авангардом и главными силами отряда прервалось в первый же день бурана. На третий день, 25 декабря, израсходовав все запасы продовольствия, авангард начал самостоятельно свой отход, протекавший в чрезвычайно тяжелых условиях. Прежде всего, пришлось бросить походные кухни и обоз; в дальнейшем та же участь постигла пулеметы; наконец люди начали сбрасывать с себя снаряжение и патроны. Движение совершалось невероятно медленно, так как приходилось откапывать людей, засыпаемых снежными лавинами, падающими с гор. Наконец, не доходя 12 км до желанной цели (это было уже на второй день пути), авангард остановился, выбившись из сил, но в это время метель начала стихать, и благодаря этому рабочей колонне, высланной из главных сил для выручки авангарда, удалось пробить траншеи в снегу до места остановки авангарда. 28 декабря авангард присоединился к отряду, потеряв весь свой обоз, пулеметы, около 10 чел. засыпанных снегом и погибших в пропастях и около coтни обмороженных.

На основе этих опытов, а также уставных положений наших и иностранных армий возможно внести следующие изменения, дополнения и поправки в расчеты и указания по совершению маршей в горах в зимних условиях.

1. Зимой в горах затруднительно движение не только вне дорог, но и по путям, особенно на перевальных участках и по обледенелым карнизам и ущельям. Для расчистки дорог, особенно в период операций, необходимо назначение специальных команд, которым вверяются определенные участки дорог и перевалов. Для расчистки зимних дорог в зависимости от их ширины применимы специальные снегоочистители, механической или конной тяги, лопаты, метлы. Полотно больших дорог и троп должно быть расчищено на всю ширину или должны быть устроены местами разъезды. Расчистка полотна дорог зимой в горах почти никогда не может быть доведена до грунта, поэтому на нем остается примятый слой снега, становящийся при морозе скользким. Прохождение по такой дороге с подъемами мотоциклов, велосипедов и даже автомобилей становится чрезвычайно трудным. Вьючные транспорты могут работать по таким путям лишь с уменьшенной нагрузкой и притом если лошади, ослики и мулы подкованы на острые шипы; то же относится к упряжным транспортам (преимущественно сани). Верблюжьи транспорты в горах зимой, особенно на обледенелых дорогах, совершенно неприменимы.

Большую пользу в этих условиях окажут гусеничные автомобили, особенно при замене переднего колесного хода полозьями. Опыты, произведенные в Альпах и Пиренеях с автомобилями типа Ситроен, снабженных полозьями, и на гусеницах Кегресс, показали возможность движения их с грузом не только по обледенелым тропинкам, но и по крутым скатам, покрытым свежевыпавшим снегом. Гусеничные автомобили особенно пригодны: а) в качестве снегоочистителей при устройстве специального приспособления; б) для буксировки саней по колесным дорогам (груз 5–6 т) или для перевозки материальной части артиллерии, снарядов и эвакуации раненых; в) для прокладки троп вне дорог и буксировки по ним саней с грузом.

В зимних условиях на горной местности (неовражистой), например на плато, большое боевое применение могут получить аэросани.

2. При подготовке и расчете марша зимой следует учитывать время, необходимое не только для преодоления подъемов и спусков, но и глубоких снегов. Тренированные войска со снаряжением в среднем преодолевают в час до 300 м подъема в 20–25° или спускается на 500 м. При наличии на путях снега в 20 см скорость движения уменьшается на 15–25%; если же толщина рыхлого снега достигает 40 см, то скорость движения уменьшается на 35–50% против нормы. При глубине рыхлого снега в 50 см и больше, т. е., когда люди начинают увязать выше колена, движение без лыж или без систематического «таранения» снега впереди идущими людьми и животными или без отрывки траншей невозможно.

Особенно для этой цели пригодны ракетные лыжи; 25 бойцов, поставленных в голове колонны на таких лыжах, обеспечивают прохождение колонны даже по свежевыпавшему снегу. Для утаптывания снега одно из хороших средств – гнать стадо рогатого скота перед колонной. Лошадь в глубоком снегу идет с трудом, часто спотыкается и даже падает, почему скоро выбивается из сил.

При движении по снегу следует возможно чаще сменять передовые части, прокладывающие путь к снегу.

Человек может двигаться не уставая по снежной целине (глубиной до 50 см) не больше 3–4 мин., затем его следует сменять сзади идущими людьми.

Полезно для этого устанавливать очередь и облегчать ношу «таранящих» снег частей.

3. Для примера укажем метод расчета марша в горах в зимних условиях. Предположим, что необходимо совершить переход на пункте А и Б (черт. 18); горизонтальное расстояние между ними – 10 км. На равнине пехота пройдет это расстояние в 2,5 часа. От точки А к Б через перевал (2 200 м) ведет тропа, занесенная свежевыпавшим снегом глубиной в 40 см. От точки А подъем в 22° на перевал; протяжение пути – 3 км, которые пехота нормально в горах пройдет (исходя из приведенной выше нормы движения на подъемах) в 2 часа. От перевала спуск в 18° до точки Б на протяжении 7 км, который войсковое соединение пройдет в тех же условиях в 2 часа.

Следовательно нормально пехота пройдет по тропе от А до Б в 4 часа. Но эта скорость движения уменьшится примерно на 50% ввиду указанной толщины слоя рыхлого снега. В результате весь переход при данной обстановке займет до 6 час.

Таким образом значительная часть короткого зимнего дня будет употреблена на преодоление указанного перехода, и войска, достигнув точки Б, должны будут получить продолжительный отдых. Поэтому переход в горах следует рассчитать так, чтобы конечный пункт был достигнут колонной засветло. Продолжительность марша зимой обычно не должна превышать 6–7 час. движения (ПУ 29, ст. 308).

Черт.18. Расчет марша в зимних условиях

4. Если в обычное время ночные марши в горах затруднительны, то зимой их не следует применять без крайней необходимости, особенно для больших частей. Чем труднее дорога, тем больше риска потерять сорвавшимися в темноте в пропасти и иметь при медленности движения большое количество обмороженных.

5. Если по условиям дорожной сети артиллерии приходится зимой совершать движение на колесах, то при неглубоком снеге следует высылать вперед конных, которые, идя рядами за лыжниками, на ширину хода орудия пробивают и утаптывают 2 параллельные тропинки. Если впереди следует только пехота, то артиллерии надо обратиться к ней с просьбой по возможности следовать, хотя бы известной частью, также в строю рядами. На подъемах и спусках артиллерия и обозы нуждаются еще в большем содействии войск, чем летом.

В некоторых случаях приходится разбирать орудия (отдельно орудие и лафет) и перетаскивать их по частям на салазках.

6. Если глубина рыхлого снега выше колен, то движение без лыж невозможно. Как показал опыт мировой войны в Альпах, в трудно горной местности наиболее применимы легкие, овальные (ракетные) лыжи. Следует следить за тем, чтобы ракеты были хорошо подтянуты к ступням, и проверять это при остановках во избежание наминки пяток.

При ходьбе по снегу позади идущие должны точно становиться по следу переднего. При подъеме передние должны несколько опускать носок, чтобы ракета в снегу образовала последовательно ступени лестницы. Это в значительной мере облегчает работу позади идущих. При спуске наоборот нужно опускать вниз каблук. При пологих скатах спуск производится скольжением вниз при помощи палки.

Головные лыжники меняются через несколько минут. Для этого они отступают в сторону, так что следующие за ними оказываются в голове; пропустив всю колонну роты, они становятся в ее хвост. Смена должна производиться по команде командиров, из которых один идет с головным отделением, а другой в хвосте, чтобы никто не отстал. Головной командир следит за точной регулировкой скорости движения, не допуская добеганий, так как в противном случае люди скоро выматываются. При таком движении особенно важна выдержка на подъемах и спусках «горного» соразмерного, как движение маятника, шага, рассчитанного по более слабым, которые должны следовать в хвосте колонны. При таких условиях тренированная горная пехота может идти в снегу 6–9 часов, причем в головной роте каждому придется быть в головном «таранящем» отделении, прокладывающем в снегу лыжный след, не более 10–15 мин. Предметы, необходимые для починки лыж, и спасательное имущество следуют в хвосте каждой роты.

Скорость движения на ракетных лыжах составляет примерно 2/33/4 нормальной.

Во избежание заболеваний запрещается пить холодную воду, есть снег, разговаривать и курить при подъеме.

Немедленно сообщать по команде о всяком заболевании, а также об обмораживании рук, ног или лица.

7. Зимой в головных и особенно в охраняющих частях, которые направляются в стороны от маршрута, потребуется высылка исключительно лыжников; при глубоком снеге взобраться бойцу, например на боковые скаты долины, не представится возможным.

8. Особые препятствия войска встретят зимой в тех местах, где образуется гололедица. Турки, учитывая ее значение, перед подготовкой в январе 1916 г. русскими штурма крепости Эрзерум, на некоторых участках поливали скаты водой.

Для облегчения движения по обледенелым скатам, а также вообще по очень крутым подъемам следует прикреплять к обуви желчные подковы, или так называемые «кошки».

9. При движении долинами, расположенными на высоком уровне, следует опасаться снежных оползней. Надо очень внимательно изучать снежные напластования и рельеф окружающей местности, особенно если общая крутизна подъема превосходит 25°.

Опасность от снежных лавин всегда меньше в начале зимы, когда неровности почвы (камни, скалы, бугры) еще не исчезли под покровом снега; она увеличивается к весне, когда вешние воды начинают проникать в толщу снега. Поэтому при исследовании состояния снега нельзя ограничиваться изучением верхних слоев.

Места, опасные в отношении снежных лавин зимой, необходимо избегать в солнечный день между 10 и 16 час. или вообще при таянии снега. В предвесенний период достаточно перемены погоды, сильного ветра, движения людей и животных, даже легкого сотрясения воздуха от громкого крика или выстрела, чтобы вызвать падение лавины. Иногда такие лавины при известной конфигурации местности достигают больших размеров и могут погубить небольшие отряды. Шум от падения лавин, подобно раскатам грома, передается громким эхом по горным ущельям.

При совершении марша в районах массового напластования снега, особенно по склонам, имеющим 25° и более, где возможны оползни, следует избирать путь для движения без дорог по выпуклым местам, так как на них снег лежит обычно однородными слоями. Особенно избегать надо впадин и вообще тальвегов, где давление масс снега не постоянно, так как в пониженную сторону он обычно сползает.

Наиболее опасны лавины из свежего и сухого снега, так как трудно определить, где и когда они могут образоваться. Весенние лавины из старого снега менее опасны, так как их обыкновенно можно предвидеть. Опасность падения лавин вообще возрастает с увеличением количества снега.

Рекомендуется прежде всего поискать обхода опасных мест, хотя бы это повело к потере времени. Если этого сделать нельзя, то постараться вызвать падение лавин раньше, чем начнется движение. Такое падение легко достигается несколькими очередями пулеметного огня. Если по каким-нибудь соображениям выполнить этого нельзя, то надо стараться двигаться вдоль гребня, так как лавины обычно направляются по бокам.

Согласно французской инструкции для действий войск в горах передвижение при этом совершается следующим образом. Наиболее ловкий боец направляется вперед, остальные бойцы отделения придерживают его за веревку; один наблюдает, не началось ли движение снега и не слышно ли подозрительного хруста; в таком случае веревка быстро выбирается, чтобы не завалило переднего. Если передний благополучно переправится через подозрительное снежное напластование, то он отыскивает надежное место для укрепления веревки, которая и служит для прохождения остальных. При несоблюдении этого правила может случиться, что связанные между собой веревкой бойцы будут увлечены лавиной.

Увлеченный снежной лавиной должен стараться удержаться на поверхности снега при помощи движения рук и ног, как плывущий в воде. В этом случае необходимо постараться сбросить с ног лыжи (разрезав в случае возможности прикрепляющие их ремни) и ни в коем случае не бросать палку.

Находить унесенных лавиной значительно легче, если бойцы употребляют особую предохранительную тесьму яркого цвета (предпочтительно красного) около 20 м длиной, которая прикрепляется к человеку одним концом и распускается при переходе через опасные места; в таком случае при ходьбе лента легко скользит по поверхности снега. Если кто-либо будет поглощен лавиной, то следует немедленно отмечать это место и нащупывать утонувшего в снегу шестами. Во время спасения унесенных лавиной надо тотчас же после катастрофы исследовать поверхность снега, как только он остановится. Это исследование следует производить систематически во все время работы по спасанию, с тем, чтобы вся опасная лавина была исследована. Кроме того во время спасательных работ, начатых немедленно после катастрофы, один из бойцов обязательно должен неустанно следить за скатом, откуда упала лавина, с тем чтобы сразу же подать тревожный сигнал работающим на случай, если за первой лавиной последует вторая.

В случае безуспешности поисков надо приступить к отрывке траншей, помня, что если человек не получил серьезных повреждений и тепло одет, то он может находиться под снегом более 8 час. Унесенный лавиной, если он находится в сознании и слышит шум работ по спасению его, должен стремиться поднять вверх лыжную палку (или альпеншток). Если работы по спасению оказались безуспешными, то на месте несчастья необходимо оставить наблюдение, так как возможно, что новая лавина сдвинет с места остановившуюся массу снега и при перемещении последней засыпанные окажутся на поверхности.

На случай необходимости отыскивать засыпанных снежной лавиной в каждой роте следует иметь спасательный инструмент: лопаты, веревки, длинные шесты для нащупывания засыпанных, кирко-мотыги, факелы и фонари.

Во избежание засыпки людей подобными обвалами в мировую войну на кавказском фронте, в районах, где наблюдались наиболее часто снежные лавины, сторожевое охранение было переведено с южных склонов, где снег подтаивал и затем обваливался, на северные склоны этих хребтов. Таким образом между русскими и турецкими боевыми участками оставались наиболее подверженные снежным обвалам места, наблюдавшиеся разведкой.

10. При переходе через ледник следует предварительно изучить по карте его форму и площадь и определить, в каких местах наиболее вероятны трещины. Зимой эти трещины в большинстве случаев бывают засыпаны снежным покровом, образующим как бы мосты. В начале зимы прочность снегового моста невелика; но затем она увеличивается; солнце и теплые ветры уменьшают ее. Снеговые мосты, по которым можно спокойно переходить утром, в солнечный день к полудню становятся опасными. Мосты, находящиеся в углублении ледника, прочнее, чем мосты в его выпуклых частях. Прочность моста испытывается киркой или альпенштоком. Обычно через ледники переходит в более низкой и следовательно более плотной части. Перед тем как подниматься на ледник, люди делятся на группы. Следует внимательно осмотреть каждую веревку; несущий ее должен быть хорошо ознакомлен с ее употреблением. Между людьми, связанными в цепь, должно быть по меньшей мере 6–8 м расстояния. Проводник идет с первой целью. Через снеговой мост никогда не должен переходить более чем один человек одновременно.

При спасении человека, упавшего в трещину, если упавший не прикреплен к веревке, следует сразу же применять все имеющиеся в распоряжении веревки, чтобы не дать ему упасть глубже. Чтобы во время спасения веревка не перетерлась о край трещины, под нее необходимо подложить палку.

11. Итальянская инструкция «Война в горах зимой» отмечает особую опасность снеговых карнизов, образующихся на гребнях гор (в местах резких перегибов скатов) и на краях плоскогорий и террас, окруженных крутыми стенками. В таких местах снег накапливается на поверхности скал; иногда он свисает, достигая нескольких метров толщины. Такие глыбы могут обрушиться совершенно внезапно, часто без видимой причины. Когда такие снежные массы обрываются, то нередко они идут не по линии, по которой прилегали к горе, но далее вглубь плоскогорья или перегиба ската. По этой причине тем, кто проходит в этот момент вблизи места образования снегового карниза, трудно предвидеть опасность. По этой причине, когда надо добраться до гребня горы, плоскогорья, или до террасы, следует за 10–20 шаг. начинать продвигаться с особой осторожностью, по временам испытывая снег палкой.

Если путь необходимо проложить через самый карниз, то бойцы продвигаются, связавшись веревкой. В большинстве случаев карниз можно будет обойти. Если местность этого не допускает, то следует предварительно попытаться сбросить его вниз. Кроме того необходимо избегать переходов по таким горным дорогам, над которыми нависают большие снеговые карнизы, особенно при порывистом ветре и сильном солнце. Сорвавшиеся карнизы могут повлечь за собой лавины. Если линия нависающих краев карнизов неправильна и образует зигзаги, то надо обратить особое внимание на карнизы, образующиеся в углах зигзагов, так как они обваливаются в первую очередь, увлекая за собой лавины.

При движении по снежной долине следует придерживаться того края, который менее подвержен действию солнечных лучей.

12. При всяком движении зимой вне дорог рекомендуется составлять кроки, руководствуясь картой, указаниями проводников, местных жителей и разведчиков. Эти кроки особенно важны при движении зимой в туман в целях ориентировки. На кроки указываются азимутами направления от одной возвышенности или остановки до другой; высота встречных хребтов отмечается в метрах. Дистанции между поворотными пунктами указываются в метрах или в шагах; также отмечается разница их высот. Кроме того на кроки указывается, какие подъемы необходимо делать, прибегая к зигзагообразному движению, и где необходимо совершать спуски по спирали.

Наконец на кроки отмечаются наиболее удобные места остановок, источники воды и участки возможной гололедицы, глубокого снега и снежных лавин.

Перед выступлением поверяются положение исходного пункта над уровнем моря (с барометром следует обращаться внимательно и часто проверять его, так как перемены температуры могут послужить причиной ошибок до 100 м) и направление первого участка пути (по буссоли). Движение производится до первого поворота; по прибытии туда вновь поверяются показание барометра и новое направление, с тем, чтобы удостовериться в достижении желаемого пункта. Если в туман, несмотря на все принятые меры, колонна уперлась например в совершенно недоступные скалы, то следует сделать остановку и выслать опытных разведчиков для подыскания обхода. Разведчики отмечают свой путь ориентирами, указывают колонне звуковыми или зрительными сигналами путь следования.

Ориентировка на местности облегчается естественными ориентирами (боковые долины, скалы, деревья и т. п.), которые следует переносить на кроки. Надо стараться, чтобы путь движения проходил вблизи них, с тем, чтобы потом на месте воспользоваться ими для проверки.

13. При совершении марша по трудным тропинкам (карнизам) во время снежных буранов, в опасных местах ущелий рекомендуется применение веревок, протягиваемых по откосам.

В буран, а также в туман следует иметь при колонне надежных проводников, так как в это время горная местность изменяется до неузнаваемости. На характерных поворотах маршрута обязательно в это время оставлять маяки; дистанции между взводами и ротами уменьшенные. Особые меры предосторожности принимать на узких тропах-карнизах.

Следует помнить, что наибольшую опасность для войск представляет зимняя буря в горах. Снежная и ледяная пыль проникает через малейшие щели одежды, сечет лицо и руки, мешает открывать глаза, холод сковывает ноги.

14. Чтобы избежать неблагоприятных атмосферных влияний в горах в период операции, следует учитывать метеорологические условия на ближайшее время. Для этого необходимо широко организовать метеорологическую сеть и советоваться с представителями местного населения относительно предстоящей погоды. Горные жители по признакам, которые они наблюдают в течение многих лет, часто безошибочно предсказывают изменение погоды за 1–2 дня.

Для ориентировки на высотах в метель и снежный туман, помимо компаса применим анероид. Войска должны научиться обращаться с ним и иметь его на снабжении во всех штабах, начиная от рот и выше.

15. Зимой при низкой температуре следует избегать больших привалов или значительно сокращать их; малые же привалы для уравновешивания дыхания и пульса производить тем чаще, чем труднее путь. То же относится и к остановкам для передышек. При определении остановок руководствоваться не только тактическими соображениями, но также необходимостью избежать места, где наиболее вероятны снежные лавины или каменные обвалы. Чтобы не студить людей на сквозняках в ущельях, целесообразно делать остановки в закрытых от ветра местах. Остановками пользоваться для малого ремонта лыж и обуви, для переодевания в запасное белье и для принятия других мер предосторожности. На остановках на большие привалы следует учесть наличие воды. Пользование снегом вместо воды приводит к излишнему расходу топлива, которое в горах доставать и перевозить трудно.

16. Горные районы восточных театров слабо населены; к тому же жилище часто весьма примитивны. Поэтому вопрос о расположении войск на отдых, особенно после утомительного зимнего марша, приобретает особую остроту. Во время войны 1914-1918 гг. некоторые русские части на кавказском фронте располагались в шатрах местного (курдского) типа.

Войска должны уметь в горах устраивать себе: 1) из носимых полотнищ зимние палатки (черт. 19) с двойными стенками, заполняя промежутки между ними с целью утепления мелкой соломой, оставшейся после молотьбы хлеба; 2) шатры-палатки из подручного материала (черт. 20) и носимых полотнищ вокруг костров; 3) в крайнем случае сооружать себе в глубоком снегу (не менее 3 м) от основной траншеи боковые пещеры (черт. 21).

В каждой такой нише-пещере помещается 2 чел.; для подстилки применяются солома, ветви и т. п. При ночевках в снеговых хижинах, особенно при сильных морозах, в каждой части должен оставаться усиленный наряд дежурных с целью контроля и периодического осмотра спящих, чтобы последние не подвергались опасности замерзнуть.

Черт.19. Зимняя палатка

Эта мера предосторожности особенно важна, если люди сильно устали. Дежурных следует снабжать фонарями.

17. Вопрос о топливе зимой в малокультурных безлесных нагорных областях приобретает острое значение. Частям кавказской армии в войну 1914–1918 гг. помимо кизяка, который они находили на месте, и дров, подвозившихся за сотни километров, пришлось обратиться к разработке каменноугольных копей и к добыче нефти в турецкой Армении.

Черт.20. Устройство палатки

В горной войне борьба за рубежи сводится к обладанию высшими точками, расположенными на 2000 – 3000 м выше уровня моря. Зимой на этих участках фронта особенно сказывается резкий, пронзительный холод. На скалистых высотах войска иногда не будут в состоянии устроить себе даже сносных землянок, им придется прибегнуть к использованию шатров местного типа. Доставка на эти высоты по тропам всего необходимого для войск связана с большими трудностями, если не имеется канатных дорог; особенно затруднителен подвоз громоздкого топлива – дров. Поэтому некоторые части на Кавказе использовали «мангалы» (местного типа легкая переносная печь для приготовления пищи и обогревания: имеет вид ведра, обложенного внутри вдоль стенок камнем с глиной, внизу устроено поддувало), в которых в качестве топлива применяется древесный уголь, более удобный для перевозки, чем дрова. Достоинство мангалов – отсутствие демаскирующего войска дыма. Недостаток мангалов – выделение в жилищах угара от угля.

Черт.21. Устройство боковых пещер

18. Движение конницы зимой в горах чрезвычайно затруднительно, а при глубине снега выше 30 см действия в конном строю совершенно невозможны (ПУ 29, ст. 307); тем не менее конница получила применение и в зимних операциях на кавказском фронте в 1914–1918 гг. Например в период Эрзерумской операции сибирская казачья бригада, пробиваясь за пехотой в «один конь» в снегах, вышла одновременно с главными силами на магистральные пути к востоку от Эрзерума, где пролегали лучшие дороги. Появление конницы ускорило отход турок.

Несмотря на эффект, производимый внезапным появлением конницы на горном театре, применение ее благодаря трудности доставки фуража было ограничено на кавказском фронте зимой. Зимой лошади у конницы должны быть обязательно подкованы на зимние шипы.

19. Охранение марша зимой с флангов весьма трудно; своевременное выдвижение боковых подвижных охраняющих частей на высоты иной раз невозможно по топографическим условиям. Здесь делу могут помочь главным образом мелкие лыжные части с легкими пулеметами.

Возможность действия лыжных частей противника заставляет усиливать наблюдение и выставлять охранение при прерывчатом фронте во все стороны.

20. Зимой свет от снега на высотах в южных широтах при интенсивном солнечном освещении нестерпимо режет зрение. Замечаются случаи снежной слепоты и ожоги, являющиеся результатом отражения ледников и снега.

Во избежание этого рекомендуется применять очки-консервы. При первых признаках ослепления пострадавших следует перенести в темные места и помещения и лечить холодными примочками.

В высокогорных районах, покрытых снегом, и на ледниках во избежание ожогов, получающихся благодаря отражению солнца, заблаговременно перед отправлением в путь необходимо смазать лицо, шею и руки вазелином или жиром.

При смачивании губ и особенно при курении на них могут образоваться нагноения.

Итальянская инструкция запрещает пить снеговую воду и есть снег, так как это не только не утоляет жажды, но увеличивает ее, вызывает заболевание желудка, воспаление легких и т. п.

21. Как общее положение горные войска должны быть снабжены разнохарактерными средствами связи шире, нежели войска равнин. Зимой в метель, и туман из этих средств особенно широкое применение найдут звуковые средства связи, телеграф и радио. Однако следует помнить, что слишком близко расположенные хребты могут производить экранирующее действие, создавая явление электротени, и поэтому стеснят работу радио.

При массовом залегании железных руд, которые поглощают электроволны в горах при радиосношениях, образуются мертвые пространства, в которых прием радиосигналов невозможен.

Зимой радиосигналы принимаются лучше, нежели летом, когда особенно мешают частые атмосферные разряды в горах.

В колонне (например ротной или батальонной) связь должна поддерживаться все время (особенно в непогоду); полезно установить условные сигналы свистками и движением рук, чтобы обозначить «сбор», «остановки», «направо», «налево» и т. п. Каждое приказание, сообщение об опасности должно немедленно передаваться по колонне.

22. На высотах, подверженных сильным буранам, для того чтобы предохранить провода от разрывов во время низкой температуры, целесообразно применять особые полевые провода и рассчитывать высоту столбов таким образом, чтобы при выпадении самого глубокого снега нижний провод не касался его. Расстояние между столбами на высотах должно быть меньше, чем в долинах, где снежные бураны не обладают такой силой, как в горах.

23. Вьючные транспорты, не говоря о колесных (автомобили, повозки, двуколки, арбы), встретят большие затруднения в горах. При движении вьючного обоза по снегу животных так же чередуют, как и людей. В тех случаях, когда снег выше 30 см, приходится отказаться от движения груженых мулов, ослов и лошадей.

Чтобы они могли работать без перебоев, необходима регулярная расчистка путей специальными командами или же пробивка в снегах траншей.

Сотня людей, движущихся на ракетных лыжах, может иногда создать тропу, достаточную и для груженых мулов.

Дороги, покрытые снегом толщиной в 30 см и более, непроходимы для колесного обоза, в таких случаях применяются сани; последние должны иметь особый тормоз, который цепляется крючьями за поверхность дороги; вместо тормоза иногда применяется цепь, которая подбрасывается под полозья. В тех случаях, когда путь движения вьючного транспорта завален снежной лавиной и толщина снега не допускает прорытия в ней траншей, обычно при подходе к этому месту вьючных транспортов животных разгружают, связывают им ноги, укладывают на крепкий брезент и по очереди скатывают или протаскивают через снежную лавину при помощи веревок.

В горах Среднеазиатского театра, где даже летом встречаются перевалы, покрытые рыхлыми, проваливающимися ледниками, для прохождения применяются кошмы. Последние стелятся на снег или лед и постепенно снимаются сзади по мере прохода конными частями таких опасных мест.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.085 с.)