Невидимая энергия: часть 1. Ци, прана, од, оргон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невидимая энергия: часть 1. Ци, прана, од, оргон



НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 7. РАКОВИНЫ, ТЫКВЫ И «МОРСКИЕ КОКОСЫ»

· Jun. 13th, 2017 at 1:53 PM

Завершающая часть. Начало в Частях 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Казалось бы, что общего у этих трех вещей? Однако оно есть: все они когда-то были неотъемлемым атрибутом странствующих дервишей.

«...Заходили иногда во двор странные люди в высоких колпаках - бродячие дервиши... Их халаты были подпоясаны платками-поясами, на которых висели разные предметы, среди них – обязательно огромные раковины из Индийского океана, четки и полая половина тыквы – чаша для подаяния». (Г.Козловская. «Шахерезада – тысяча и одно воспоминание» - мемуары о годах, проведенных в ссылке в Ташкенте в 1930-х годах).


Узбекские дервиши с фляжками для воды из тыквы-горлянки на ремешке,
чашами для подаяний на цепочке (называемыми кашкуль) и прочими атрибутами.

Нетрудно представить, что тот, кто «все свое носит с собой», не возьмет ничего лишнего. Все оставленное прошло испытание на ценность и полезность. Однако для человека Знания ценность и утилитарность предмета - не всегда одно и то жe, a функциональность его вещей может быть совсем иного порядка...


МОРСКИЕ РАКОВИНЫ

Те, кто ищет раковины, находят раковины;
Те, кто открывает их, находят жемчужину.
(Аль-Газали)


Испанский художник Хосе Тапиро Баро, 1836-1913, (JoseTapiro Baro). Марокканский дервиш.
Ракушки, прикрепленные к головному убору дервиша, служили не только украшением.
Cчиталось, что они помогают противостоять негативным воздействиям и усиливают позитивные состояния.
Возможно, это не было простым суеверием…

Итак, попробуем раскрыть раковину и посмотреть, что она прячет?

Это рентгеновские снимки разных видов морских раковин, открывающие их самую захватывающую тайну, куда более ценную, чем жемчуг. Видно, что раковины – маленькие фракталы, где каждая из частей в точности повторяет целое, только в меньшем масштабе. Cвойство фрактальности в живых объектах предоставляет вибрациям «путь наименьшего сопротивления», позволяя длинным волнам каскадом нисходить во все меньшие и меньшие без потери энергии, уплотняя заряд жизненной силы. Чем более фрактален объект, тем бOльшую силу он в себе накапливает просто благодаря своей форме.

Есть и еще более глубокая тайна у раковин: моллюски используют для их построения космический стандарт - Золотую Пропорцию 1,618, названную Платоном «ключом к устройству Вселенной». Золотая пропорция встречается в соотношении частей тела живых организмов, орбит и размеров небесных тел, элементарных частиц.... проще говоря, во всем, что движется и эманирует волны. Однако ни в одном из земных творений она не воплощена столь явно и красиво, как в морских раковинах.

Любая книга о сакральной геометрии начинается с классической иллюстрации раковины моллюска наутилуса, точной вписанной в спираль Золотого Сечения. На самом деле раковина наутилуса редко бывает воплощением именно золотосеченной спирали, однако Золотая Пропорция в раковинах действительно есть. Это хорошо видно на следующей иллюстрации, где разными цветами обозначены части раковины, связанные соотношением Золотой Пропорции.

Дервиши использовали некоторые ракушки как духовые инструменты, делая в них маленькое отверстие с одной стороны, а створчатые pаковины применяли для хранения снадобий - благодаря особой форме контейнера и естественному резонансу содержащаяся в лекарствах целительная сила сохранялась и умножалась.

ТЫКВЫ- КАДУ

Этот вид тыквы-горлянки, из которой с глубокой древности на всех континентах делали емкости для воды и других жидкостей, неотделим от образа странствующего искателя истины - не только дервиша, но и даосского монаха или тольтекского воина.


B.B.Верещагин (1842-1904). Дервиши у дверей мечети.
У обоих дервишей к поясу на ремешке прикреплена фляжка, сделанная из тыквы-каду.

Легкий, прочный, пористый материал высушенных тыкв удерживал воду или другой напиток – кумыс, айран - прохладными даже в сильную жару и делал тыкву идеальным сосудом для долгих путешествий. В Южной Америке в тыкве-калебасе, наоборот, тонизирующий чай- мате сохраняли горячим.

Стенки тыквы водонепроницаемы, и внутренняя часть ее, когда она пустая, всегда остается сухой - поэтому в ней переносили также лекарственные травы. Даосские бессмертные часто изображаются с такой тыквой - по легенде, они хранили в ней эликсир жизни.


В тыкве-горлянке тоже присутствует Золотая Пропорция: a: b = b: c = 1,618

Согласно различным поверьям, имеющим хождение в Центральной и Восточной Азии, сила странствующего монаха или дервиша (или помогающий ему дух) сосредоточены в тыкве, которую он всегда носит с собой. Аскет также может силой своей воли и чистоты пленить докучающий людям злой дух, заточив его в тыкву. В Китае считалось, что если тыкву-горлянку повесить над постелью больного, болезнь перейдет из его тела в тыкву, которую затем необходимо тщательно вымыть или сжечь.

Возможно, все эти верования имеют под собой основание – естественное устройство тыквы с узким горлышком, переходящим в широкое основание, гладкой внешней поверхностью и пористой внутренней предназначено для того, чтобы втягивать в себя энергии извне, а затем сохранять их внутри, защищая семена от внешних воздействий типа перепадов температуры и влажности. Каждый плод (или яйцо) – любое устройство для вынашивания генетического материала имеет свойство удерживать и накапливать жизненную силу, однако тыква замечательна чрезвычайно плотной оболочкой, сохраняющей свойства втяжения-накопления заряда и после созревания. В общем, если металлические объекты рассеивают энергию, фляжки из тыквы, наоборот, ее интенсивно вбирают и сохраняют.

В смысле емкости хранимой энергии с ними может сравниться только кашкуль из половины ореха сейшельской пальмы, больше известного как «морской кокос» или коко-де-мер.

КАШКУЛЬ ИЗ «МОРСКОГО КОКОСА»

Кашкулем называли емкость, которую дервиши носили с собой для подаяний еды и воды. Это персидское слово включает корень каш глагола кашидан – перевозить и кул - плечо.


Фото Антона Севрюгина, 19 век.
Дервиш Бекташи с кашкулем из половинки «морского кокоса»

Я уже немного писала ранее о его назначении и многих функциях. В кашкуль собирали не только еду. Он являлся своеобразным хранителем опыта и энергии мест, где побывал дервиш. Через некоторое время кашкуль становился «предметом силы». Как и в случае с тыквой и раковиной, этому способствовала уникальность его геометрии и структуры материала, из которого он был создан.


Этот старинный кашкуль из Персии, сделанный из «морского кокоса», использовался долгое время,
что видно по патине и потертости на той стороне, которая соприкасалась с телом.

Кашкули изготавливали из разных материалов – и дерева, и металла, но самым ценным считался знаменитый орех - эндемик Сейшельских островов в Индийском океане – плод веерной пальмы лодоицеи мальдивской. Это чудо природы впечатляет не только размерами – до полуметра в длину и метра в обхвате, но и формой – посудите сами.

Да, именно на это он и похож.

Пальма, приносящая этот сдвоенный плод, отличается необычайной жизненной силой – она живет около 800 лет, однако растет очень медленно. Также медленно вызревает сам орех, накапливая необходимый запас питания, потому что появляющийся побег несколько месяцев развивается за счет хранимых в нем веществ.
Поскольку до середины 18-го века Сейшелы были необитаемы, для жителей побережья Индийского океана эти приносимые волнами гигантские диковины были полной загадкой. Возникло поверье, что они растут на деревьях, поглощенных морем (отсюда и название «морской кокос»). Только после открытия Сейшел французами тайна орехов была разгадана, а сами они стали более доступными.

Поразительная схожесть формы «морского кокоса» с определенной частью женского тела не случайна – и в том, и в другом случае Природой применен единый геометрический шаблон.

Форма тороида универсальнa. Как видно из иллюстрации, тороидальное поле существует вокруг галактик, планет, человека, растений и плодов и даже клеток. Причина популярности в живой природе этой формы проста - благодаря ей создается вихрь или воронка, через которую происходит втяжение заряда жизненной энергии. Благодаря этой форме возможна жизнь.

И рассматриваемый нами сейшельский орех, как и та часть женского тела, где зарождается жизнь, использует эту форму, только он - не просто тороид, а двойной тороид.

Когда для изготовления кашкуля орех разделяют на две половинки, каждая из них остается отдельным тороидом. Возможно, это причина того, что кашкуль из морского кокоса считается емкостью, способной лучше всего собирать и накапливать тонкую энергию и очень ценится даже в наше время. Конечно, никто уже не ходит с кашкулем за подаянием, но их часто можно встретить в теккиях и собраниях дервишей.

На чудесные свойства кашкуля указывает следующая история из сборника Идриса Шаха «Мудрость идиотов»:

Сообщают, что некогда один дервиш остановил короля на улице. Король сказал:
- Как ты посмел, ничтожный, прервать движение твоего господина?
Дервиш ответил:
- Какой же ты господин, если не можешь наполнить даже мой кашкуль?
Он протянул свою чашу, и король приказал, чтобы ее наполнили золотом. Но как только чаша наполнялась золотыми монетами, эти монеты тут же исчезали, и чаша вновь оказывалась пустой. Слуги приносили золото мешок за мешком, и все же поразительная чаша пожирала все монеты.
- Стойте! - воскликнул король, - этот фокусник опустошает мою казну!
- Для тебя я опустошаю твою казну, - сказал дервиш, - а для других я просто иллюстрирую истину.
- Какую истину? - спросил король.
- Истина в следующем: чаша - это желания человека, а золото то, что человеку дано. Нет предела способности человека поглощать, нисколько при этом не изменяясь. Смотри, чаша съела почти все твое богатство, но это все тот же обточенный морем кокосовый орех, который ни в каком отношении ничего не воспринял от природы золота.
- Если ты пожелаешь ступить в эту чашу, - продолжал дервиш - то она поглотит и тебя тоже. Как может, в таком случае, король придавать себе какое-либо значение?

Хотя эта история несет вполне очевидный поучительный смысл, из нее можно вынести много полезного и для нашего вопроса. То, что попало в кашкуль, в нем и остается - до тех пор, пока еще бOльшая втягивающая сила его оттуда не вытащит.

*****

Этой историей я заканчиваю цикл заметок о невидимой силе и о том, как различные инструменты Традиции применялись для ее сохранения и распределения. В заключение мне хотелось бы привести слова Мастера Традиции Омара Али-Шаха:

Ни один инструмент не сделает из человека суфия. Только суфий может сделать из человека суфия и научить его пользоваться инструментами, чтобы стать еще лучшим суфием.

 

В ДОЛИНЕ ЯНЦЗЫ


Когда 6 тысяч лет назад уровень моря у дельты Янцзы понизился, на освободившейся земле примерно в райне современного Шанхая возникла неолитическая цивилизация, известная как «культура Лянчжу». Климат в том регионе был более влажным и теплым, чем сейчас, и на заливных полях можно было собирать двойной урожай – риса и рыбы. Люди Лянчжу тесно дружили с водной стихией: столько гидротехнических сооружений вряд ли было создано где-то еще в то время.


Источник иллюстрации

Хотя китайские историки не любят заострять внимание на данном факте, генетически люди Лянчжу не были предками современных китайцев – ханьской нации. Они принадлежали к австронезийской группе народов, расселившихся по всем островам Юго-Восточной Азии и Полинезии, включая Новую Зеландию, Гавайи и остров Пасхи. Генетики утверждают, что носители гаплогрупп, ближайших к людям Лянчжу, остались в наше время среди аборигенных народностей острова Тайвань. Я видела их, когда жила там – это смуглые и низкорослые, приземистые люди. С большими глазами миндалевидной формы, они похожи на гавайцев и филиппинцев куда больше, чем на китайцев. Их характерный неханьский разрез глаз и широкие носы можно узнать на изображениях, неизвестным способом нанесенных на нефритовые цилиндры цун:

Люди культуры Лянчжу строили городища, в плане представлявшие из себя неправильный квадрат, разделенный на четыре сектора. Как и многие древнейшие поселения, города были фрактальными: в их центре находилась возвышенная платформа из утрамбованной земли – такой же квадрат, только меньшего размера. Там хоронили старейшин. В центре платформы был еще один квадрат - алтарь из утрамбованной земли в форме ступенчатой пирамиды. Центральная часть алтаря была круглой, и в разрезе его сходство с цилиндром цун несомненно:


Слева: реконструкция центральной платформы городища Лянчжу в Сыдунь, провинция Цзянсу (вид сверху и сбоку). Четыре центральных квадрата обозначены «могильник 1, 2, 3, 4». Размеры центральной платформы: 100 х 80 х 20 м. Площадь городища - 90 тыс.кв.м. Справа: вид сверху и сбоку 12-уровневого цилиндра цун (источник)

Возможно, цилиндр цун и диски би водружали на алтарь, о чем могут свидетельствовать изображения на дисках би. На приведенных ниже фото рисунков, выбитых на нефритовых дисках би, мифическая птица сидит на чем-то, напоминающем цилиндр цун, поставленный на трехступенчатый алтарь. На иллюстрации справа (источник) приведены вариации той же темы, найденные на других цилиндрах.

Что означала мифическая птица, сидящая на алтаре? Некоторые синологи полагают, что она могла символизировать заполняющую всю вселенную универсальную силу, в более поздних культурах Китая называемую ци.

(Отметим эту связь нефритовых цилиндров и дисков с концепцией универсальной силы – мы вернемся к ней, когда будем говорить о возможном применении артефактов).

Как именно называли единую всепроникающую силу люди Лянчжу, мы никогда не узнаем, но если у них были те же представления, что и у других австронезийцев, они, возможно, использовали понятие мана. Так гавайцы и другие народы Полинезии называют единый дух или космическую силу, разлитую повсюду, но притягиваемую наиболее сильно некоторыми природными объектами, людьми, животными или «предметами силы». Шаман – человек, способный концентрировать ману.

Аборигенные народности Тайваня тоже используют идею маны, хотя называют ее разными именами. Символом маны у них является птица. Интересный факт, что в языке одной из тайваньских коренных народностей понятия «мана», «птица» и «глаз» обозначаются одним и тем же словом. Это может быть объяснить то, что стилизованные изображения мифической птицы на нефритовых артефактах Лянчжу состоят из спиралевидных или вихреобразных узоров, похожих на глаз («центр воронки»), которые, по мнению исследователей, отражали представления людей Лянчжу о форме движения всепроникающего духа:


Источник иллюстрации

Некоторые камни в представлениях австронезийцев считаются притягивающими ману. Шаманы могут использовать ману камней для исцеления, влияния на погоду или урожай. Очень возможно, что старейшины-шаманы Лянчжу применяли предметы из камня для метеорологической магии. То, что диски би и цилиндры цун были сделаны из нефрита, очень редкого для Южного Китая камня, вовсе не было случайностью.


«ДОЖДЕВОЙ» КАМЕНЬ


У многих древних народов, от тюркоязычных племен Центральной Азии и Сибири до майя и ацтеков Южной Америки, яшма и нефрит, ее разновидность, считались способными влиять на погоду и, в особенности, вызывать или прекращать дождь или грозу.

Волшебный «дождевой» камень, с помощью которого шаманы могли вызвать бурю, дождь или буран, в разных языках называли йада, джада, дьяда, чат и т.д. От этого корня произошли и английское слово jade – яшма, и русское «жад», которым обозначают минералы жадеит и нефрит.

Иранский летописец 12-го в. рассказывал о далекой стране, где есть гора, из-за которой поднимается солнце. Там стояла сильная жара, люди и звери страдали от жажды. И тогда Всевышний внушил животным знание о силе дождевого камня. Звери пошли в степь, взяли эти камни в зубы и подняли головы к небу, после чего появилось облако, и пошел дождь. Вождь тюрок вознамерился получить этот камень и гонялся за диким зверем до тех пор, пока тот не выронил камень. Волшебный камень стал символом власти правителя, передаваясь по наследству, и каждый раз, когда дождевой камень обращали к солнцу, появлялось облако (из летописей Наджиба Хамадани).

В иранской легенде, возможно, речь идет о нефрите. Месторождений того вида нефрита, из которого изготавливали диски би и цилиндры цун, в Южном Китае не найдено, поэтому предполагают, что либо они были исчерпаны еще в доисторическое время, либо нефрит доставляли из других местностей. В более позднее время нефрит привозили из Хотана (современный Синьцзян, северо-запад Китая). В османской летописи 16-го в. пишется о том, что бОльшую часть хотанской яшмы вывозят в Китай, «ибо без яшмы Китай был бы разрушен молниями». Возможно, это отзвук знания об использовании жителями Китая нефрита в метеорологической магии.

У народа Лянчжу не было письменности, зато она была у более поздних цивилизаций Древнего Китая, перенявших многое из культуры Лянчжу. Китайские этнографы, изучающие аборигенные народности Тайваня, для обозначения понятия мана используют иероглиф 靈 (лин) -«всепроникающий дух». Изначальная версия иероглифа состоит из пиктограмм «дождь», «нефрит» и «шаман», и изображает шамана, вызывающего дождь при помощи ритуальных нефритовых предметов.

Неизвестно, сколько нефритовых предметов использовалось в метеорологической магии, но есть некоторые косвенные сведения об их числе. Например, в «Книге гор и морей» (Шаньхайцзин), написанной спустя тысячелетие после исчезновения культуры Лянчжу, есть упоминание о том, что весенний обряд плодородия совершали, используя «сто нефритовых пестов и сто нефритовых дисков (би)».

Вероятно, и для метеорологического ритуала использовали не один диск би и цилиндр цун, а десятки. В захоронениях старейшин Лянчжу их находят в большом количестве, от 25 до 100 в каждом. Интересно, что предметы расположены в определенном порядке, и, хотя за тысячелетия нахождения во влажной земле, несомненно, произошли их смещения, данный порядок может дать подсказку относительно взаимного положения дисков и цилиндров в ритуале.

«Человек дождя» - так среди аборигенных народностей Америки называют шамана, способного влиять на погоду. Может показаться невероятным, но в современном нам обществе тоже появляются «люди дождя», способные предотвратить или вызвать дождь при помощи простых инструментов, и эти инструменты не очень отличаются от нефритовых артефактов Лянчжу...


ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ


Одним из таких людей был Тревор Джеймс Констебль (Trevor James Constable), авиатор и инженер, служивший в торговом флоте США. Работая радиоинженером на контейнерном судне «Мауи», Тревор с разрешения капитана судна в течение 14 лет проводил опыты по изменению погоды с простыми устройствами из полых трубок, которые он называл «эфирными трансляторами». Имея в распоряжении метеорологическое оборудование и радары, а главное, открытую линию горизонта для наблюдений, он провел более тысячи успешных опытов по вызыванию дождя над океаном. Тревор стал легендой торгового флота, поскольку за «Мауи» всегда тянулся дождевой шлейф, а перед заходом судна в порт «чудесным» образом рассеивался туман. «Пока ученые полемизируют, существует ли эфир – [всепроникающее поле, заполняющее пространство и служащее средой для распространения различных волн], - писал Констебль, - мы находим доступ к нему путем точного инженерного расчета и создаем устройства, обеспечивающие реальный результат».

Тревор Констебль был учеником и последователем Вильгельма Райха, в середине прошлого века введшего в обращение термин «оргон», обозначавший универсальную витальную энергию. Констебль считал понятие оргона идентичным древнекитайской концепции ци и даже называл свои исследования «инжинирингом ци», но для описания принципа своих устройств использовал более распространенное слово «эфир».

За основу первых «эфирных трансляторов» Констебль взял «разгонятель туч» (cloudbuster) Райха – пять металлических труб, помещенных на передвижную платформу и соединенных со шлангами, которые опускали в проточную воду. И это было все. Никаких источников электромагнитной радиации, химических веществ и т.п. - устройство было пассивным и работало благодаря своей геометрии (в частности, эффекту полостных структур – силовому полю неэлектромагнитной природы, которое создается вдоль оси полых трубок). Райх обнаружил, что если устройство было нацелено прямо на отдельное облако, последнее через некоторое время растворялось. В случае же, когда устройство направлялось не прямо, а немного в сторону от облака, оно начинало расширяться и заполняло пространство между собой и точкой прицела. (Райх вел съемку своих опытов). Таким образом, он мог либо собрать на небе тучи и вызвать дождь, либо, наоборот, разогнать облачность.


Ранние опыты Тревора Констебля в 70-х годах в пустыне южной Калифорнии
с устройствами, напоминающими «разгонятель туч» Райха (источник этой и следующей фотографий)

В дальнейшем Констебль совершенствовал свои устройства и нашел способ уменьшить размеры трубок, при этом не используя воду. Благодаря этому его «эфирный транслятор» стал более мобильным и мог быть размещенным не только на морских судах, но и на воздушных, что значительно усилило метеорологический эффект за счет скорости перемещения, точности наведения и широкого горизонта действия.

...После четырех месяцев без дождя власти Малайзии пригласили Тревора Констебля для «консультации». С разрешения правительственных служб «эфирный транслятор» был прикреплен к шасси вертолета, который затем совершил полет к востоку от Куала-Лумпура. Через несколько часов начался ливень, продолжавшийся до следующего утра, в течение которого выпало 4 см осадков. Этот опыт, а также многие другие были засняты на видео и стали частью интересного фильма об экспериментах «человека дождя».


Эфирный транслятор Констебля, прикрепленный к шасси вертолета, Куала-Лумпур, Малайзия

Хотя опыты с «эфирными трансляторами», помещенными на морские и воздушные суда, оказались намного более эффективными, чем со стационарными устройствами, последние также были результативными. Установка, фотография которой помещена ниже, вместе с четырьмя другими в июле 1986 года способствовала тому, что в Лос-Анджелесе был зарегистрирован самый влажный июль за 100 лет. Спутниковые снимки показали аномальное отведение влаги из Калифорнийского залива, находящегося более чем в 200-х милях от Лос-Анджелеса.


Источник фотографии

Ключ к эффективности устройств Тревора Констебля, по его словам, - их размер и пропорции. Однако ни чертежи, ни спецификации «эфирных трансляторов» никогда не были им опубликованы из-за «стремления предотвратить безответственное использование подобных устройств». Когда его спрашивали о деталях, он отвечал: «Это знание – внутри каждого из нас, и если вам будет дано его получить, это произойдет». Констебль, тем не менее, упоминал успешное применение им биометрических форм и Золотой Пропорции. Помимо этого, он смог еще более усилить эффект использованием вращающихся компонентов, которые, по словам Констебля, «создавали спиралевидные эфирные потоки». Исследователь утверждал также, что «эфирные трансляторы» в сущности очень просты, но их применение – скорее искусство, чем наука...

...И это возвращает нас к тому, с чего мы начали.

Если дождь можно вызвать или предотврать при помощи нескольких простых трубок из ПВХ или металла, главным рабочим инструментом которых является полость, то почему нельзя влиять на погоду при помощи нефритовых дисков и полых цилиндров, устанавливая их в нужном направлении? К тому же и весьма кстати, устройства эти были изготовлены из камня, который традиционно использовали в метеорологической магии. Да и вообще, магия это была или технология - «инжиниринг ци»?
Как сказал Блаженный Августин, чудеса противоречат не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы…
Диски би и цилиндры цун просты по форме, но, видимо, для того, чтобы они правильно работали, все же был нужен человек дождя... Не поэтому ли инструменты человека дождя с его уходом отправлялись под землю вместе с ним, дабы не были использованы во вред? А тот, кто его заменял, должен был сделать их заново... если ему это было дано. Ведь разве знание - не внутри каждого из нас?

****

Вместо заключения - переход к следующей теме: пару слов о геометрии дисков би и цилиндров цун. Конечно же, за те годы, что я ходила вокруг да около этой темы, я изучала ее со всей тщательностью. Я не обнаружила в дисках и цилиндрах ни явного Золотого Сечения (может быть, плохо искала), ни квадратуры круга. Но! В их пропорциях были запечатлены гармонические соотношения, тождественные музыкальным созвучиям – обертонам, октавам и квартам:


Цилиндр цун, вид сверху. Прогрессия квадратов, вписанных в окружности.
Площадь красного круга (отверстия) относится к площади зеленого как ½ - ОКТАВА.



Слева: диск би эпохи Лянчжу. Справа: прогрессия равносторонних треугольников и квадратов, вписанных в окружности – гармонический ряд прогресcий √3 и √2



Слева: диск би из полупрозрачного нефрита, 4000 - 2000 гг. до н.э. В середине: диск би, 3300–2200 до н.э. Справа: гармонический ряд прогресcий √3 и √2


Диски и цилиндры были гармоничны и внутренне, и в сочетании с другими дисками и цилиндрами... и это те же самые музыкальные гармонии, которые использует живая природа (Тревор Констебль назвал их «биометрическими»).

 

Современная модель воды

Относится к «Про химию»


https://scorcher.ru/art/chemistry/chemistry1.php

 Современная модель воды

Относится к «Про химию»


Современная модель воды

 

Особенности физических свойств воды и многочисленные короткоживущие водородные связи между соседними атомами водорода и кислорода в молекуле воды создают благоприятные возможности для образования особых структур-ассоциатов (кластеров), воспринимающих, хранящих и передающих самую различную информацию.

Одна из первых моделей воды – модель Фрэка и Уэна [Frank & Wen, 1957]. В соответствии с ней водородные связи в жидкой воде непрерывно образуются и рвутся, причем эти процессы протекают кооперативно в пределах короткоживущих групп молекул воды, названных “мерцающими кластерами”. Их время жизни оценивают в диапазоне от 10-10 до 10-11 с. Такое представление правдоподобно объясняет высокую степень подвижности жидкой воды и ее низкую вязкость. Считается, что благодаря таким свойствам вода служит одним из самых универсальных растворителей.

Однако модель “мерцающи кластеров” не может объяснить множество уже давно известных фактов, и тех, что стали стремительно нарастать в последнее время.

Но во второй половине XX века возникли две группы „смешанных“ моделей: кластерные и клатратные. В первой группе вода представала в виде кластеров из молекул, связанных водородными связями, которые плавали в море молекул, в таких связях не участвующих. Модели второй группы рассматривали воду как непрерывную сетку (обычно в этом контексте называемую каркасом) водородных связей, которая содержит пустоты; в них размещаются молекулы, не образующие связей с молекулами каркаса. Нетрудно было подобрать такие свойства и концентрации двух микрофаз кластерных моделей или свойства каркаса и степень заполнения его пустот клатратных моделей, чтобы объяснить все свойства воды, в том числе и знаменитые аномалии.

Среди кластерных моделей наиболее яркой оказалась модель Г. Немети и Х. Шераги: предложенные ими картинки, изображающие кластеры связанных молекул, которые плавают в море несвязанных молекул, вошли во множество монографий.

Модель клатратного типа предложил О.Я. Самойлов в 1946 году: в воде сохраняется подобная гексагональному льду сетка водородных связей, полости которой частично заполнены мономерными молекулами. Л. Полинг в 1959 году создал другой вариант, предположив, что основой структуры может служить сетка связей, присущая некоторым кристаллогидратам.

В течение второй половины 60-х годов и начала 70-х наблюдается сближение всех этих взглядов. Появлялись варианты кластерных моделей, в которых в обеих микрофазах молекулы соединены водородными связями. Сторонники клатратных моделей стали допускать образование водородных связей между пустотными и каркасными молекулами.

В 1990 г. чл.-корр. АН СССР Г.А. Домрачев (Ин-т металлоорганической химии РАН) и физик Д.А. Селивановский (Ин-т прикладной физики РАН) сформулировали гипотезу о существовании механохимических реакций радикальной диссоциации воды [Домрачев, 1995]. Они исходили из того, что жидкая вода представляет собой динамически нестабильную полимерную систему и что по аналогии с механохимическими реакциями в полимерах при механических воздействиях на воду поглощенная водой энергия, необходимая для разрыва Н-ОН, локализуется в микромасштабной области структуры жидкой воды. Реакцию разрыва Н-ОН связи можно записать так: (Н2О)n2О...H-|-OH) (Н2О)m + E (Н2О)n+1(H) + (OH) (Н2О)m, где “ E” обозначает не спаренный электрон.

Поскольку диссоциация молекул воды и реакции с участием радикалов H и OH происходит в ассоциированном состоянии жидкой воды, радикалы могут иметь громадные (десятки секунд и более) продолжительности жизни до гибели в результате реакций рекомбинации [Blough et al., 1990].

Таким образом, существуют достаточно убедительные свидетельства в пользу того, что в жидкой воде присутствуют весьма устойчивые полимерные структуры. В 1993 году американский химик Кен Джордан предложил свои варианты устойчивых “квантов воды”, которые состоят из 6 её молекул [Tsai & Jordan, 1993]. Эти кластеры могут объединяться друг с другом и со “свободными” молекулами воды за счет экспонированных на их поверхности водородных связей. Интересной особенностью этой модели является то, что из нее автоматически следует, что свободно растущие кристаллы воды, хорошо известные нам снежинки, должны обладать 6-лучевой симметрией.

В 2002 году группе д-ра Хэд-Гордона методом рентгеноструктурного анализа с помощью сверхмощного рентгеновского источника Advanced Light Source (ALS) удалось показать, что молекулы воды способны за счет водородных связей образовывать структуры - "истинные кирпичики" воды, представляющие собой топологические цепочки и кольца из множества молекул.

Другая исследовательская группа Нильссона из синхротронной лаборатории всё того же Стенфордского университета, интерпретируя полученные экспериментальные данные как наличие структурных цепочек и колец, считает их довольно долгоживущими элементами структуры.

Несмотря на то, что разные модели предлагают отличающиеся по своей геометрии кластеры, все они постулируют, что молекулы воды способны объединяться с образованием полимеров. Но классический полимер – это молекула, все атомы которой объединены ковалентными связями, а не водородными, которые до недавнего времени считались чисто электростатическими. Однако в 1999 г. было экспериментально показано, что водородная связь между молекулами воды во льду имеет частично (на 10%) ковалентный характер [Isaacs E. D., et al.,1999]. Даже частично ковалентный характер водородной связи “разрешает”, по меньшей мере, 10% молекул воды объединяться в достаточно долгоживущие полимеры (неважно, какой конкретной структуры). А если в воде есть полимеры воды, то даже слабые воздействия на абсолютно чистую воду, а тем более ее растворы, могут иметь важные последствия.

В химии полимеров хорошо известен тот факт, что под действием механических напряжений, в частности – звуковой обработки, растяжения, продавливания полимера через тонкие отверстия, молекулы полимеров могут “рваться”. В зависимости от строения полимера, условий, в которых он находится, эти разрывы сопровождаются либо образованием новых беспорядочных связей между “обрывками” исходных молекул, либо уменьшением их молекулярной массы. Такие процессы служат, в частности, причиной старения полимеров. Редко уточняют, что фрагментация полимеров при подобных воздействиях – явление нетривиальное. Так, например, интактные молекулы ДНК, составленных из сотен тысяч и миллионов мономеров-нуклеотидов, легко распадаются на более мелкие фрагменты от простого перемешивания препарата палочкой. При этом, чем меньше фрагменты, тем более высокой плотности требуется энергия для дальнейшего дробления. Во всех случаях – и в длинных и в коротких полимерах разрываются химически идентичные ковалентные связи. Следовательно, если для разрыва ковалентной связи между двумя атомами в малой молекуле необходимо приложить энергию, эквивалентную энергии кванта УФ- или по меньшей мере видимого света, то такая же связь в полимере может разорваться при воздействии на него механических колебаний. В первом случае частота колебаний соответствует величинам порядка 1015 Гц, во втором – герцам – килогерцам. Значит, молекула полимера может выступать в роли своеобразного трансформатора энергии низкой плотности в энергию высокой плотности. Образно говоря, полимеры превращают тепло в свет. А тогда, если жидкая вода может хоть в какой-то степени рассматриваться как квази-полимер, то и в ней могут осуществляться подобные процессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.072 с.)