Камаэ и го-дай-но ката основы методов боя ниндзя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Камаэ и го-дай-но ката основы методов боя ниндзя



Сталь Земли и Дерево леса, Закаленные в Огне и очищенные в Воде, Будут исполнителями твоих замыслов. Используя свое оружие осторожно, Берись за него только тогда, Когда этого требует жизнь...

Постоянно развивающиеся методы борьбы Тогакурэ-рю Нин-дзютсу без труда справляются с каждым изменением в технике (приемах) атак. В их основе лежит понимание поведения человека и строения его тела вне зависимости от времени. Все это дало возможность намного расширить узкие границы временно ориентированных технических приемов борьбы. Методы ниндзя учитывают все естественные физические и эмоциональные наклонности человека. Поэтому они образуют надежную и практичную систему самообороны. Подобная связь с практикой должна лежать в основе теории любой эффективной системы спортивной борьбы.

Искусство Нин-дзютсу развивалось не как самоцель и не как средство для получения спортивного звания или чисто символического поощрения, например, цветного пояса. Оно представляло скорее систему эффективных способов для осуществления тех или иных намерений личности с минимумом опасности для нее. Сущность тренировок ниндзя состоит не столько в освоении прису-

115

 


щих этому искусству приемов боя, сколько в становлении и развитии в сознании тех ощущений, которые вызывает их применение. На различных этапах обучения в зале или снаружи в естественном окружении ближний бой сменяется приемами работы с палкой, фехтованием с мечом и приемами с веревками; это позволяет скорее развитие ощущения всеобъемлющей системы за-

116

щиты, чем рассмотрение отдельных приемов независимо друг от Друга.

Правда, при использовании таких методов обучение более продолжительно, так как необходимо глубоко проработать различные ситуации, не прибегая к помощи неверных или бесполезных деталей (элементов). Но все изученное откладывает глубокий отпечаток. Казалось бы, заучивание определенного числа приемов каждой разновидности боя дает преимущество во времени, но в дальнейшем оно окажется слишком поверхностным.

При отработке приемов самозащиты различают две фундаментальные основы: дух-разум и тело. Первое основное положение состоит в том, чтобы выработать бессознательные, спонтанные реакции на атаку противника. При этом ни в коем случае не должен быть зазубрен закостенелый, раз и навсегда запрограммированный образ мыслей, например: «Сначала бить, потом думать». Напротив, должен подсознательно вызываться естественный ненапряженный ответ, образующийся в результате постоянных упражнений, и поэтому дающий возможность отказаться от сознательной предварительной умственной работы.

Подобное действие, например, можно наблюдать, когда вы поднимаетесь в гору в мощном спортивном автомобиле. Вы замечаете, что подъем становится заметно круче и переключаете скорости, разгружая двигатель. Ваши действия происходят полностью бессознательно, любое умственное вмешательство излишне.

Второе основное положение тренировок заключается в непосредственном изучении эффективных, приспособленных к ситуации приемов защиты. Познание этих физических возможностей весьма важно, так как они прежде всего определяют правильный ответ бойца на атаку противника.

Важнейшей целью тренировок в дальнейшем является все-таки программирование (выработка направленности) сознания, потому что без этого самые лучшие боевые приемы в случае опасности окажутся бесполезными.

Для овладения эффективными приемами Нин-дзютсу на тренировках необходимо в точности следовать следующим указаниям:

117

1. Присутствуйте всегда, во всем и во всех отношениях на сто процентов. В каждый миг направляйте мысли так, как будто для вас во всем мире ничего более не существует. Сконцентрируйтесь исключительно на вашей цели и ваших действиях. Во время тренировки не отвлекайтесь.

2. Постоянно держите центр тяжести вашего тела как можно ниже, не нарушая при этом плавности движений. Не сосредоточивайте силу в плечах или верхней части туловища.

3. Ваши движения должны быть плавными, текучими, расслабленными, а сила приема —проявляться только в последний момент. Не совершайте судорожных телодвижений, если вы хотите выполнить прием с самого начала при напряжении мышц.

4. В каждый удар вкладывайте вес вашего тела. Не пытайтесь отразить или парировать атаку только силой мускулов какой-либо одной конечности.

5. Движения ваших ног должны быть быстрыми и соразмерными. Не сохраняйте одну и ту же позицию (стойку) в течение продолжительного времени.

6. Дышите в спокойном темпе с тем, чтобы сохранить силы (или восстановить их). Во время выполнения приемов —выдыхайте, а при отходе или подготовительных движениях —вдыхайте. Не блокируйте дыхание при выполнении приемов с большими затратами энергии.

7. Постоянно следите за направлением вашего взгляда, непрерывно держите противника в поле зрения. Не сосредоточивайтесь долго на выполнении собственных приемов, чтобы вас не застали врасплох изменения в атаке или позиции противника.

8. Помните о точном прямом назначении применяемого приема. Не продолжайте лихорадочно продолжать выполнение приема, если он больше не нужен. Если нападающий освободился от вас прежде, чем вы смогли использовать захват запястьем, то для вас это —благоприятный результат, так как цель вашего намерения и состояла в том, чтобы оторваться от противника, а не выполнить ученический прием.

9. Используйте каждую минуту для повышения уровня своих знаний и укрепления сил. Упражняйтесь не только ради самих упражнений или для самодисциплины.

118

КАМАЭ-НО КАТА

«Форма боевых позиций» или «Камаэ-но ката» является основополагающей ката для всего последующего обучения Тай- дзютсу. Для этого есть несколько причин, которые будут изложены ниже.

Во-первых, «камаэ» как понятие —гораздо шире, чем просто «стойка». Слова «стойка» или «позиция» сами по себе несут заряд статичности, неизменности, тогда как «камаэ» —это прежде всего «движение в покое».

Камаэ —это естественное отражение вовне того психического состояния, в котором в данный момент пребывает человек. Например, человеку, который уверен в себе и своих силах и не сомневается в победе, совершенно незачем принимать вообще какую-либо специальную стойку —он будет сто ять расслабленно и естественно. Другое дело, если человек опасается агрессии и не уверен в собственном перевесе — в этом случае он совершенно инстинктивно занимает защитное положение. Таким же образом дело обстоит в случае состояния ярости или, напротив, умиротворения.

Нельзя заставить человека занимать неестественное для него положение в реальном, а не демонстративном бою —рефлексы и инстинкты окажутся сильнее, особенно на ранних стадиях обучения боевому искусству. Ниндзя уяснили это очень давно и систематизировали камаэ в соответствии с состоянием сознания, классифицировав их по системе Пяти Первоэлементов (Го-дай-сэцу).

Так, состоянию уверенности в себе, твердости и сознательного перевеса соответствует Элемент Земля (ти). К этому Элементу относятся Шицен-но камаэ, Гассо-но камаэ, Сэйдза и Фудоза.

Состоянию чувства опасности, вариативности действий и общей тактике защиты соответствует ЭлементВо<5я (суй). Под эту категорию классификации попадают Ити-но камаэ, Итимондзи-но камаэ, Доко-но камаэ, Рисийо-но камаэ и Хите-но камаэ.

Элемент Огонь (ка) представляет ярость, агрессивность и напор. Наилучшим образом его выражают Дзюмондзи-но камаэ, Косэй-но камаэ, Рисийо-фусэцу-но камаэ.

119

Нежелание вступать в бой или сдерживание противника без нанесения ему тяжелых травм, т. е. милосердие и доброту выражает Элемент Воздух (ветер) —Фу. Ему соответствуют Хира-но ка-маэ, Хира-итимондзи-но камаэ и Хоко-но камаэ.

Из вышесказанного следует, что камаэ влияет и на последующую технику поединка, исходя из типичных движений, психоэнергетических и физических «центров силы» и т. д. каждого из Первоэлементов.

По сути, изучая каждое из камаэ, ниндзя получает целый комплекс разнообразных движений, тонко соответствующих тому или иному мгновению боя, в котором он инстинктивно оказывается, следуя, а не навязывая своему сознанию адекватные ответы.

Однако не следует думать, что камаэ — это только инстинктивные позиции. В них также занимает свое место весь боевой опыт, накопленный ниндзя в течение столетий. Все жесты, несмотря на некоторый налет мистики, строго рациональны и оптимально подходят для той тактики боя, которая диктуется состоянием сознания ниндзя. Мы постараемся подробно осветить этот вопрос при описании самих камаэ.

Нельзя рассматривать камаэ, как стойку, которую ниндзя принимает в начале боя и стремиться вернуться в нее в течение всего поединка. Состояние сознания во время схватки может меняться несколько раз, так же как и необходимость перейти к защите, атаке и т. д. Как только камаэ перестает соответствовать ситуации, от нее тут же отказываются в пользу более эффективной позиции. В этот момент происходит и подсознательное изменение в сознании, исходя из принципа «обратной связи» (т. е. если сознание заставляет занимать тело то или иное положение, то и положение тела аналогично изменяет состояние потока мыслей в уме). Здесь очевидна связь между камаэ и кэцу-ин (мистическими положениями сплетенных пальцев в методах кудзи и дзюдзи, т. н. «паль-цовками», хотя это название довольно примитивно). Так же, как сплетая пальцы, ниндзя входит в то или иное измененное состояние сознания, так и камаэ вызывают свой подход к выполняемым движениям.

Изучая базовые движения тела (кихон-гата), ученик на собственном опыте начинает понимать, что один и тот же прием, но

120

проведенный из разных камаэ, совершенно меняет свою «окраску» —меняется ритм, использование силы мышц или веса тела и т. д. То есть одно и то же движение будет отражено в сознании как нечто разное, порой даже противоположное. Это невозможно передать словами, это нужно прочувствовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.01 с.)