Мистическое искусство ниндзя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мистическое искусство ниндзя



вых шашек и миниатюрных гранат, наркотиков, лекарств и ядов. Но детальное описание выполнено на том диалекте, который был распространен в районе Ига в VII веке. Поэтому перевод материала затруднен даже для японских историков-языковедов. Например, растения называются домашними именами, имевшими хождение в те времена, что еще более затрудняет перевод. Так «Лапа медведя» обозначает некую траву, а не лапу зверя. «Дыхание белой лошади» относится к цветущему растению, и лошадь здесь совсем ни при чем.

Но вернемся к истории. За небольшим исключением большинство перечисленных в нашем повествовании кланов вымерли задолго до начала эпохи Мэйдзи (в 1868 году). Это объясняется тем, что после соглашения и вынужденного мира в XVIII столетии молниеносно сократилась необходимость разветвленной шпионской сети и жестоких тренировок «не на жизнь, а на смерть». Вследствие этого сократилось число тех, кто был бы готов отдать-всю свою энергию существованию в духе Синоби. Так же как сейчас не нужны партизанские отряды Ковпака, поскольку на нашей земле нет немецких войск, так с наступлением «Века просветления» в Японии отпала потребность в традициях кланов ниндзя.

При исчезновении какого-либо Рю последний мастер (соке) был обязан уничтожить все письменные материалы, чтобы таким образом не повредить доброй славе Рю возможным нечестным обращением в будущем. Однако по различным причинам этого часто не происходило; материалы или оставались нетронутыми, или продавались несведущими наследниками, не понимающими их важности

В середине XIX века замкнутая островная Япония открылась для торговли и чужого влияния. Потомки когда-то могущественного клана Токугава, правившие в Японии как военные диктаторы более 200 лет, передали свою власть правительству, но господство, собственно, вновь досталось императорской семье Военная каста самураев, которая более 700 лет заботилась о законах, порядке и стабильности, была на скорую руку упразднена, и вся Япония сотряслась в подражании новой западной культуре

С 1868 года, после которого начался период Мэйдзи, два важных политических лозунга изменили облик и образ жизни Япо-

41

нии. Первый —«Фококу Кохэй» —обозначал обогащение нации и укрепление армии. Второй — «Бунмэй Каика» —указывал на развитие культуры; по этому поводу пытались воспринять заграничные течения с тем, чтобы быстрее приобщить страну к современным западным нациям. Старинные традиции, например военное искусство или системы рукопашного боя, рассматривались как «варварские» («ябан»), и новые офицеры ориентировались исключительно на современную европейскую тактику.

Эта культурная революция привела к снижению чисто боевого значения воинских искусств и превратила их в различные виды спорта и системы упражнений для самосовершенствования. Методы, которые когда-то сохраняли жизнь воину на поле брани, разбивались на бесчисленные системы, которые или концентрировались на ритуальных приемах и разрешали какое-то единственное оружие, или вырождались в спортивные состязания, допускающие только ограниченное число разрешенных приемов. Осмысленные методы боевых тренировок, содержащие целые тома описаний всевозможных применений, высмеивались как анахронизмы прошлого и рассматривались как бесполезная трата времени в новом настоящем.

Те деятели боевого искусства, которые были пионерами в осуществлении перехода от жестких видов борьбы к методам самосовершенствования, ныне стали уже легендарными. Дзигоро Кано (дзюдо), Морихей Уесиба (айкидо) и Гитин Фунакоси (каратэ) восхищали народ островов своими своеобразными, безопасными, ясно классифицированными и понятными трансформациями некогда жестоких, бескомпромиссных методов борьбы, в которых несчастные случаи в ходе тренировки были в порядке вещей. Часто подчеркивалось, что эти «новые боевые искусства» являются преобразованиями отживших, бессмысленных сего дня методов борьбы в «цивилизованные формы».

Не все великие мастера были согласны с этими преобразованиями. Многие из старых бойцов предупреждали об излишней поспешности и опрометчивости в решении таких вопросов в стране с древнейшими традициями. Однако их предупреждения в подавляющем большинстве случаев не были услышаны, и с наступлением XX века они становились все реже. Одним из таких людей

42

был мастер Такакагэ Мацутаро Иситани, чья семья еще 300 лет назад занимала высокие посты Тюнин в Ига-рю ниндзя Хаттори Хансо. Будучи 26-м великим мастером нин-дзютсу школы Куки-Синдэн-рю-Хаппо Хи-Кэн («Тайное искусство владения оружием») —системы, которая в свое время была развита еще Ицумо Канеа Йоситеру, он категорически отказывался «опошлить» свои методы, чтобы таким образом приспособиться к происходящему.

Необходимость скрыться вынудила Иситани поступить на работу ночным сторожем на спичечную фабрику семьи Такаматсу в г. Кобэ. Это давало ему лучшую возможность тренировок в своих секретных упражнениях, которые родились в далеком и темном прошлом. Без учеников и додзе великий мастер решил провести остаток своего земного существования живым анахронизмом. Как и другие учителя-ниндзя до него, он был готов перед своей смертью уничтожить все записи и оружие, чтобы никакие узурпаторы ими не воспользовались (и, если не будет достойного наследника, он возьмет свое завещание в'могилу).

Его работа на фабрике Такаматсу свела его с юным сыном хозяина. Между ними сложились своеобразные отношения, и однажды Такакагэ Матугаро Иситани понял, что он нашел горячо желаемого наследника: это был юный Тосицугу Такаматсу. Последний уже был учеником Кото-рю Коппо-дзютсу и Синдэн-Фудо-рю Дакентай-дзютсу, — двух искусств, которые он изучал у своего дедушки Синрюкен Масамитсу то да.

Юный Такаматсу был в восторге от счастья изучить теперь еще и особенности Куки-Синдэн-рю у своего нового учителя Иситани. В то время у них сложились прекрасные отношения учителя и ученика. Вначале Иситани учил Тосицугу Такаматсу методам «Хаппо» (8 разделов). Они включали следующие искусства:

1. Тай-дзютсу (ближний бой без оружия), Хихо-дзютсу (техника прыжков), Наванагэ (метание веревки).

2. Коппо-дзютсу (техника переламывания костей), Дзютай-дзютсу («мягкая» техника).

3. Йари-дзютсу (приемы с копьем), Нагината-дзютсу (приемы с алебардами).

4. Бо-дзютсу (техника с шестом), Йо-дзютсу (приемы с посохом), Ханбо-дзютсу (бой с метровой палкой).

43

5. Сэнбаннагэ (метание цепи), Токэн-дзютсу (метание лезвий).

6. Ка-дзютсу (огневые и взрывчатые вещества), Суй-дзютсу (использование воды).

7. Хику Йо Ганряку Хэйхо (военная тактика, строительство укреплений и проникновение во вражеские замки).

8. Онсин-дзютсу (искусство становиться невидимым) и Хэн-со-дзютсу (переодевания).

После всего этого он научил юного Такаматсу методам Хикэн (тайные приемы с мечом), технике Куки-Синдэн-рю с Кэн (мечом), Кодати (коротким клинком) и Дзюттэ (металлическим стилетом для защиты от меча).

Тосицугу Такаматсу не жалел себя; он самозабвенно учился, пока не овладел всеми приемами и после этого унаследовал все письмена, оружие и звание 27-го великого мастера традиции Куки-Синдэн-рю.

Ребенком Тосицугу Такаматсу отсылался от одной приемной матери к другой. В общем он поменял девять воспитательниц. О счастливом детстве не могло быть и речи, что означает слово «безопасность» ребенок так и не узнал. Такаматсу вырастал жестким подростком, с твердым характером. Это подтверждает одна старая газетная статья из Кобэ. В ней описывалось, как четырнадцатилетний мальчик однажды без посторонней помощи «отделал» целую группу напавших на него старших по возрасту подростков.

Юный Такаматсу мог положиться только на своих дедушку и бабушку, они были единственными, к кому он мог обратиться за помощью. Синрюкен Массамитсу Тода, дедушка Тосицугу Такаматсу, был в свое время инструктором в школе обучения владению мечом. Менее известен тот факт, что Тода был 32 членом цепочки Соке Тогакурэ-рю нин-дзютсу. После того как он обучил своего внука методам Кото-рю и Синдэнфудо-рю, он обучал его тайным искусством воинов Тогакурэ: лазанью, подползанию, бегству с оружием и без него. В этих приемах Такаматсу был натренирован с детства

В возрасте двадцати одного года из-за лопнувших барабанных перепонок (это ранение было следствием бесчисленных стычек в юности) он был признан непригодным к военной службе. Такаматсу решил найти свою собственную дорогу. Мысль о карьере на

44

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.008 с.)