Понятие «отклонение в поведении». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «отклонение в поведении».



· Психологический словарь

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

· В.Э. Зисс

Отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение соответствует понятию «педагогически вакуумный подросток», т.к. включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков.

· С.А. Беличева

Отклоняющееся поведение, является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

· Н.М. Иовчук, А.А. Северный

Отклоняющееся поведение подростков – это взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.

2. Классификация отклоняющегося поведения.

· По В.Э. Зиссу

ü Поступки, связанные с нарушением подростками нории права

ü Поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей

ü Поступки, связанные с нарушением подростками УК РФ

· По С.А. Беличевой

Отклоняющееся поведение выражается в дезадаптации. В зависимости от характера и природы дезадаптации выделяются:

ü Патогенная дезадантация – вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат органические поражения центральной нервной системы.

ü Психосоциальная дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, выражается в определенной нестандартности, трудновоспитуемости и требует индивидуального педагогического подхода. (подростковый кризис, акцентуации характера, нарушения самооценки, нарушения коммуникативной сферы…)

· По В.В. Ковалеву

ü Уклонение от учебной и трудовой деятельности (отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы…)

ü Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах

ü Антиобщественные насильственные действия (агрессия, драки, мелкие грабежи, порча и уничтожение имущества…)

ü Антиобщественные корыстные действия (мелкие кражи, вымогательства…)

ü Антиобщественные действия сексуального характера (циничные, непристойные действия сексуального характера)

ü Злоупотребление алкоголем

ü Употребление наркотических и токсических веществ

ü Уходы из дома, бродяжничество

ü Азартные игры

ü Прочие виды

 

Профилактика отклонений в поведении подростков

Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а так же разработку мер по ее предупреждению.

Виды:

В зависимости от глубины дезадаптации различают:

  • Первичную профилактику – направлена на предупреждение дезадаптации.
  • Вторичная профилактика – направлена на предотвращение развития зависимости (устойчивых проявлений) у детей, имеющих отрицательный опыт (пробовавшие употреблять наркотики).
  • Третичная профилактика – направлена на педагогическую реабилитацию детей с устойчивым отрицательным опытом (сформировавшейся зависимостью).

В зависимости от вида дезадаптации различают:

  • Профилактику курения.
  • Профилактику суицидального поведения.
  • Профилактику побегов из дома.
  • и т.д.

 

Задачи и направления профилактической работы.

Задачи профилактической работы:

· Выявление причин и условий конкретного отклонения

· Нейтрализация, блокирование, устранение причин дезадаптации (экономических, социальных, морально-психологических)

· Помочь ребенку познать себя

· Помочь ребенку разобраться в отношениях с окружающими

· Помочь ребенку приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества

· Помочь ребенку достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками

· Помочь ребенку сформировать творческие увлечения

 

Проблема профилактики отклоняющегося поведение носит комплексный характер и должна включать воспитательную работу по всем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей:

ü Семья

ü Школа

ü Досуг

ü Трудовая деятельность

ü Здоровье

 

Деятельность по всем направлениям профилактической работы должна осуществляться с учетом:

· Социального положения ребенка

· Индивидуальных особенностей личности ребенка

· Особенностей ближайшего окружения ребенка

 

Направления профилактической работы:

· Минимизация, нейтрализация и по возможности устранение социальных условий дезадаптации и отклоняющегося поведения

· Сокращение факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых дети становятся жертвами преступлений или вовлекаются в противоправную деятельность

· Активизация и развитие положительных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию детей и подростков, стимулирующих их социально-нормативное поведение

· Обеспечение реабилитации дезадаптированных детей

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.007 с.)