Коротко о композиции и структуре итогового сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения



Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.,

2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..

3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Короткие произведения

  • О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"
  • В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
  • Э. Форстера "По ту сторону изгороди"
  • А. Платонова "Неизвестный цветок"
  • К.Г. Паустовского "Телеграмма"
  • О. Генри "Мишурный блеск"
  • А. Платонова "Юшка"
  • Ф. Брауна "Приказ есть приказ"


 

 

 

Короткие произведения

  • Р. Брэдбери "И грянул гром"
  • В. Шукшина "Микроскоп"
  • М. Гелприна "Свеча горела"
  • Р. Брэдбери "Все лето в один день"
  • Р. Брэдбери "И все-таки наш"
  • У. Эко "Оно"
  • Р. Шекли "Лавка миро


Примерные темы по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

 

 

 

С чего начинается Родина?

Из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. Самолет Мересьева сбили над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгие недели он полз по лесу к ближайшему поселению, где его и выходили люди. Когда Алексей попал в городской госпиталь, то ему ампутировали ступни, так как спасти их надежды не было.

Но он не отчаялся, вдохновившись летчиком Карповичем времен Первой Мировой войны, который тоже пережил ампутацию ступни и все равно летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг. История становится еще более поразительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной судьбе человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к родине дала ему силы не только выжить, но и послужить ей, показав себя достойным сыном своей земли.

Короткие произведения

  • Л.Н. Толстого "Три вопроса"
  • М.Е. Салтыкова-Щедрина "Добротели и пороки"
  • А. Платонова "Юшка"
  • А.П. Чехова "В аптеке"
  • А.П. Чехова "Размазня"
  • А.П. Чехова "Темнота"
  • В. Шукшина "Обида"

 

 


 

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?

Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Муки совести

Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

Вывод

Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.


Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
  • «Война и мир»
  • «Дубровский»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Эдгар По «Сердце-обличитель»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 Аргументы «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня»


Список аргументов из литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

  • Темы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня»
  • Список литературы «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня»
  • Примеры сочинений «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня» (в работе)
  • Как раскрыть тему «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня» (в работе)

Учитывая колоссальное влияние книги на человека, невозможно всерьез выбрать только одно произведение для анализа. Каждая прочитанная книга оставляет в душе след: слабый или очень отчетливый – зависит от мастерства писателя. Самые сильные книги способны изменить человека, открыть ему новое восприятие действительности. К таким книгам можно отнести все классические произведения Толстого, Достоевского, Лермонтова, Гоголя, Пушкина, Бунина, Набокова и других гениев слова.

Книга – это целый мир. Татьяна Ларина, героиня «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, живет романами. Ей нравится их яркий, полный приключений и любовных переживаний, мир, в котором нет места бытовым сложностям и реальным проблемам. Возможно, именно книжное пристрастие сыграло с девушкой дурную шутку, когда она решилась на любовное признание, априори, не предполагающего иного ответа, кроме слова «нет».

Представляя себя героиней французского романа, девушка вообразила себе ответное чувство со стороны Онегина, и была совершенно не готова к отказу, хотя очень мягкому и деликатному. Это подтверждает огромное влияние книг на еще неокрепший юный ум, впитывающий все, как губка. Впрочем, Татьяна вынесла очень важный урок, и вернулась в реальность, отыскав свое место в жизни.

Из этого можно сделать интересный вывод. Книги способны увлечь настолько, что впечатлительный и мечтательный человек уйдет в них с головой. Вот почему нельзя считать  влияние книги только конструктивным, ведь чтение – это своего рода эскапизм.

Книги могут стать лучшими друзьями. Лирическая героиня стихотворения Цветаевой «Книги в красном переплёте» вспоминает, как в детстве спешила домой, чтобы поскорее встретиться с любимыми персонажами – Томом Сойером и Геккльберри Финном. Они стали ей не просто друзьями, а родственными душами, с которыми не только интересно, но и очень комфортно проводить время. Героиня вспоминает об этом много лет спустя, а значит, ей удалось успешно адаптироваться к взрослой жизни, не забывая своих друзей со страниц детских книг.

И действительно, созидательный аспект меркнет перед возможностью переселиться полностью в воображаемые миры, где все гораздо интереснее, чем в реальности. Вот почему важно не столько само чтение, сколько выбор книги. Бульварное чтиво, любовные романы, детективы-однодневки не развивают личность человека, а, наоборот, могут сбить с толку. В то же время классическая литература помогает сформировать характер человека, развить этичность, нравственность, самодисциплину. Читая классику, человек занимается самовоспитанием и самообучением – саморазвитием.

Мартин Иден, главный герой одноименного романа Джека Лондона, с помощью книг получил образование, сравнимое с университетским. Малограмотный моряк прочел сотни книг, не жалея на них сил и времени. Конечно же, он выбирал классические труды философов, писателей, драматургов и поэтов. Мартин Иден стал умнейшим человеком своего времени, занимаясь самообразованием с помощью книг, которые были ему доступны. Его дисциплине, терпению и целеустремленности можно только позавидовать, ведь у него не было возможностей, которые с детства получает каждый современный человек.

Кроме того, книги помогают разобраться в себе, отвечают на вопросы, которые волнуют человека больше всего. Обломов, еще один герой одноименного романа, на этот раз И. А. Гончарова, изначально полон планов, надежд и мечтаний. Но его бездеятельная, ленивая и неповоротливая натура стоит на пути всех целей. Обломов вроде бы хочет что-то изменить, но вместо этого продолжает лежать на диване, где в итоге находит свой конец. Можно ли прожить жизнь еще более безрадостной и бездарной, чем Илья Ильич Обломов? Риторический вопрос, ведь бездеятельность – порок, распространенный не менее чем лень. Не следует забывать, что Обломов не просто лежал на диване в свое удовольствие, а еще и потерял все, что имел при жизни, да еще скоропостижно умер, пережив своего старика-слугу.

«Под лежачий камень вода не течет», но Обломову еще повезло, ведь он получил гораздо больше, чем заслуживал, благодаря добрым и сострадательным друзьям. У большинства бездельников конец еще более безрадостный.

А ведь именно книги побуждают к действию. Благодаря им человек находит свой путь, учиться понимать себя и взаимодействовать с миром. «Герой нашего времени» Григорий Печорин у Ю. М. Лермонтова – пример антигероя на первый взгляд. Но постепенно, приглядываясь к нему, настороженность сменяется искренней симпатией и уважением. А все благодаря впечатляющей силе и твердости характера Печорина. Он – не просто декадент, разочаровавшийся в жизни, подобно Чайльд Гарольду Байрона, но – настоящий воин, не покорный даже судьбе. Единое, во что верит Печорин – он сам. Ни смерть, ни страдания, ни лишения не страшат героя, ведь он знает – «чему быть, тому не миновать». Он смело и насмешливо смотрит в глаза судьбе, при этом понимая, что перед ней он – всего лишь человек. Но даже это осознание не поселяет в душе героя нашего времени страха. У Печорина следует учиться бесстрашию и вере в себя, ведь только это поможет принять судьбу такой, какая она есть.
И так каждый герой хорошей книги способен чему-то научить, даже если на первый взгляд кажется не героем, а злодеем. Мы учимся у князя Болконского, Евгения Онегина, Родиона Раскольникова, Григория Печорина, и даже блаженный князь Мышкин может дать нам жизненный урок. Главное – не просто следить за ходом сюжета, но и смотреть между строк, ведь именно там прячется подлинный смысл.

Читать хорошие книги – лучшая привычка, которую может воспитать в себе человек. Ведь книга – это бездонный колодец знаний, которые открываются тому, кто их ищет.


Список произведений «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  • А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»
  • Островский «Лес»
  • А.М. Горький «На дне»
  • М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»
  • Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.026 с.)