Государственное автономное профессиональное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное автономное профессиональное



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

   ОУД 13 ЭКОЛОГИЯ

Методические указания

По организации и выполнению практических работ

 

 

Голышманово,  2019

 

Разработчик: Шмелева Л.В., преподаватель высшей категории

 

 

Методические указания рассмотрены  и рекомендованы на заседании ЦМК ………..

Протокол № ____от _______________ 2019г.

 

Председатель ЦМК

ИОФ __________

                   (Подпись )                   

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании Методического совета ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж»

Протокол №___ от _____________2019 г.

Руководитель УМО

Л.Д. Пономарева__________

                                                    (Подпись)

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 4
2. Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием 5
3. Перечень практических работ 6
4. Тема 1.2. Практическая работа №1. Семинар «Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения». 7
5. Тема 1.3. Практическая работа №2: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах Тюменской области» 8
6. Тема 2.4. Практическое занятие №3: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. 10
7. Тема 2.6. Практическое занятие №4. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. 15
8. Тема 3.2. Практическое занятие №5. Переход к модели «Устойчивость и развитие» 19
9. Тема 3.4. Практическое занятие №6. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. С химическим и физическим содержанием 21
10. Тема 4.2. Практическое занятие №7.Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем. 24
11. Тема 4.4.Практическая работа №8. Возможности управления экологическими системами. 30
1    

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания предназначены для организации и выполнения практических работ на учебных занятиях.

Прочность, осознанность и действенность знаний студентов  наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов. Среди них важное место занимают практические занятия.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практической работы.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого студента должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция.

Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность проведения практических работ студентами в получении знаний, умений и навыков по дисциплине «Экология».

Значимость практической работы студентов:

- глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;

- выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;

-фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

- развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение студенческих работ:

- мотивационность задания (для чего, чему способствует);

- четкая постановка задач;

- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения;

- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;

- критерии оценки, отчетности;

- виды и формы контроля.

Практические работы выполняются в аудитории, под контролем преподавателя. По ОУД. 13 «Экология» используются следующие формы практических работ: анализ экологических ситуаций, составление схем, составление таблиц.

Критериями оценки результатов практической работы студента являются:

-уровень освоения студентом учебного материала;

-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-сформированность общеучебных умений;

-обоснованность и четкость изложения ответа;

-оформление материала в соответствии с требованиями.

Рабочей программой учебной дисциплины «Экология» практические работы предусмотрены в количестве 18 часов.

В  процессе практических занятий у студентов формируются умения:

-умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм;

-умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду;

-умение определять экологические параметры современного человеческого жилища;

-умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость;

-умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;

-умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

Выполнение студентами практических работ направлено на формирование мобильности студентов не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения профессиональных  и производственных задач.

 

Критерии оценок едины для выполнения всех практических работ Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Методические указания по выполнению практической работы содержат инструкцию выполнения, критерии оценивания.

 По окончанию работы результат представить преподавателю.

 

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

№ п/п Тема Наименование темы практической/ работы Кол-во часов Формы и методы контроля
1. Раздел 1. Экология как научная дисциплина Тема 1.2. Семинар «Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения». 2 Заполнение таблицы
2.   Тема 1.3. Практическая работа №1: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах Тюменской области» 2 Заполнение таблиц, описание
3. Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность Тема 2.4. Практическое занятие №2: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. 2 Анализ состояния жилища
4.   Тема 2.6. Практическое занятие №3. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. 2 Ответы с использованием специальных терминов и опорой на теорию
5. Раздел 3. Концепция устойчивого развития Тема 3.2. Практическое занятие №4. Переход к модели «Устойчивость и развитие» 2 Создание и описание модели
6.   Тема 3.4. Практическое занятие №5. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. С химическим и физическим содержанием 2 Ответы с использованием специальных терминов и опорой на теорию
7. Раздел 4. Охрана природы Тема 4.2. Практическое занятие №6.:Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем. 2 Заполнение сравнительных таблиц
8.   Тема 4.4.Практическая работа № 7. Возможности управления экологическими системами. 4 Описание и заполнение таблиц

Всего

18  

                                                

                                                                   Практическая работа № 1

Тема: Семинар «Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения».

Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о экологических проблемах человечества, раскрыть причины возникновения экологических проблем и пути их преодоления,

Студент должен:

знать:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду;

уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.

Формируются следующие ОК:

 

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК03  Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК09.  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Практическая работа №2

Практическая работа № 3

Задания

1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства (название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения.

2.Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:

а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне;

б.) какие продуценты — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы. Это в основном зелёные растения), консументы(в противоположность продуцентам, всегда гетеротрофны, питаются готовыми органическими веществами. К ним относятся животные, некоторые грибы и бактерии (ведущие паразитический образ жизни, т.е. питающиеся живыми растениями или животными, вызывая их заболевания и гибель), редуценты (редукторы) – неотъемлемая часть любой экосистемы. Они разрушают высокомолекулярные органические вещества отмерших организмов и используют высвобождающуюся при этом энергию для собственной жизнедеятельности, при этом в биотический круговорот возвращаются минеральные вещества, которые затем вновь используются продуцентами. Как правило, редуценты имеют мелкие размеры. Иногда выделяют группу так называемых макроредуцентов, включая в нее всех относительно крупных потребителей отмершей органики, которые входят в состав детритной пищевой цепи. При таком понимании к редуцентам относят многих беспозвоночных – насекомых, червей).
участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представителей каждой группы, какие связи между ними существуют;

в.) определить виды отходов в своей квартире.

3. Составить схему «Источники загрязнения среды в жилище», указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.

4. Описать жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

Элемент дома Вредные факторы Методы устранения этих факторов
Отделка, интерьер    
Мебель    
Растения    
Кухня    
Спальня    
Кабинет    
Бытовые приборы, ЭВМ    
Вода    

 

5.Опишите собственное жильё, выбрав и оценив пункты, соответствующие Вашему жилью:

1. Обои: бумажные (4 б.)       побелка (5б.)     виниловые (2б.) моющиеся (2б.)

 

2. Пол:    деревянный (5)     ламинат (4)    линолеум (2)           теплый пол (1)

 

3. Ковры, шторы: нет (5)   немного (3)     много (2)

 

4. Окна:                 деревянные (5)  пластиковые (3)

 

5. Вентиляция:    кухня (5) ванная (5)        туалет (5)   форточки (5)

 

6. Проветривание: часто (5) редко (3)      никогда (2)

 

7. Потолок:           побелка (5)    обои (4)           натяжной (3) плитка (2)

 

8. Цветы:              много (5)       среднее кол-во (3)   нет (2)

 

9. Влажная уборка: 1р. в неделю (3)   2р.в неделю (4)    3р.в неделю (5)

 

10. Естественное освещение: отличное (5)          хорошее (4)           плохое (2)

                                    Большие открытые  Открытые окна  окна закрыты

                       окна, солнечная сторона           не солнечная       шторами всегда

 

11. Мебель: натуральное дерево (5)   из ДСП и ДВП (3)   мебели мало (4)

 

12. Вода: колодец, скважина (5) водопровод без фильтра (2) водопровод с фильтром (4)

 

13. Домашние животные:        много (2)       один (3)  нет (5)

 

Приложения

Приложение 1

Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме

Название материала Степень вредного воздействия на организм человека
Дерево Экологически чистый материал
Железная арматура Экологически чистый материал
Стекло Экологически чистый материал
Краска масленая Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей
Древесностружечные плиты Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами
Пластик Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека
Линолеум Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления
Бетон Источник радиации
Поливинилхлорид Может вызвать отравления
Обои с моющим покрытием Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания

 

Приложение 2

Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с выделением радиоактивного газа радона.

Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат. Выделение радона уменьшается благодаря штукатурке и плотным бумажными обоям.

Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.

Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки.

Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.

Лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.

Электроприборы

Наши квартиры «нашпигованы» электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.

Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов – завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Приложение 3

Кухня

Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти «тихий уголок». Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную «ванну».

Спальня.

Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

Кабинет.

Главная ошибка – круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз.

Вода

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище – основная причина заболевания населения тиреотоксикозом.

Флора жилища

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис – циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха. Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.

 

Практическая работа № 4

Тема: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».

Цель: закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни

Студент должен:

знать:

- Знать:

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Уметь:

-Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.

- Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость

- Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

Формируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК03  Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК09.  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Задачи.

Задача 1. На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

Задача 2. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Ответ. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.

Задача 3.. Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?

Ответ. Выдра ловит больных и ослабленных рыб.

Задача 4. Оказывается, не все болота одинаковые. Есть верховые болота, расположенные на водоразделах, они питаются только атмосферными осадками. В верховых болотах с толщиной торфа около 5 метров на каждые 100 гектаров площади приходится примерно 4,5 миллиона кубометров воды, причем чистой. Низинные болота, расположенные главным образом в поймах рек, питаются богатыми грунтовыми водами. Выскажите свое мнение относительно осушения болот.

Ответ. Решая вопрос о возможности осушения болот, необходимо предварительно изучить их особенности. Верховые болота – это резерв чистой воды; кроме того, они бедны минеральными солями, поэтому вода в них абсолютно пресная. Поэтому осушение таких болот имеет отрицательные последствия. Осушение низинных болот дает плодородные почвы для земледелия.

Задача 5. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

Ответ. Таким образом, вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

Задача 6. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ. Выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

Задача 7. « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки.

Ответ. Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы.

Задача 8. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Задача 9 В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Задача 10. Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 11.. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.


Критерии оценки практической работы:

- выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;

- описание работы соответствует требованиям, изложение последовательное, логичное, грамотное;

- - выводы сделаны грамотно, соответствуют заявленной цели работы.

                           

Выводы по работе (воспользуйтесь данными вопросами):

1. Какие основные вопросы экологии были отражены в задачах

2. Какова роль человека в созданных экологических ситуацияъх.

 

Рекомендуемая литература

1. Бизяркина Е.Н. Проблемы экологически устойчивого развития. М.: ИПР РАН, «Полиграф-центр», 2017. - С. 255

2. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Пути обеспечения региональной экологической безопасности в сбалансированном природопользовании.//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, №2, 2018. С.17-27.

3. Использование и охрана природных ресурсов в России. Бюллетень НИА "Природные ресурсы", N 9-10, 2003 г.

4. Мекуш Г.Е. Экологическая политика и устойчивое развитие. М.: МаксПресс, 2017.

5. Повестка на 21 век. Конференция ООН по охране окружающей Среды и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Извлечения. М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997 г., 31 с.

6. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2016. - 110 с.

 

Электронные издания:

                                                           

7. www.donland.ru

8. www.avkokin.ru

9. www.Interfax-ERA.ru

10. www.viperson.ru

Практическая работа № 5

Тема: «Переход к модели «Устойчивое развитие».

Цель: познакомить учащихся с концепцией устойчивого развития на различных уровнях - от индивидуального до планетарного.

Студент должен:

- Знать:

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Уметь:

-Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.

- Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость

- Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

Формируются следующие общие компетенции (ОК): 

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК03  Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК09.  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Практическая работа № 6

Тема: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие с химическим и физическим содержанием».

Цель:. закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни

Студент должен:

знать:

- Знать:

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Уметь:

-Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.

- Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость

- Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

Формируются следующие общие компетенции (ОК):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.135 с.)