Тетрадь для лабораторных и практических работ по ботанике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тетрадь для лабораторных и практических работ по ботанике



Тетрадь для лабораторных и практических работ по ботанике

ФИО______________________________________________________________

Империя Клеточные Надцарство Эукариоты Царство Растения Таксоны: Царство   Отдел Класс   Порядок   Семейство   Род   Вид

Группа отделов Водоросли

Строение зеленой нитчатой водоросли спирогиры

 

 

 

 

 

 

 

1.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью ризоидов. 5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и океанах. 6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.

2.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.

2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.

3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.

4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.

5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.

6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

3.Установите соответствие между характеристиками и группами водорослей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ ВОДОРОСЛЕЙ
А) доминирующее поколение в жизненном цикле гаплоидное Б) обитают на глубине до 40–100 м В) представителями являются саргассум и ламинария Г) могут вызывать цветение воды Д) являются одноклеточными со жгутиками 1) бурые водоросли 2) хламидомонадовые зелёные водоросли

Подцарство Высшие растения

              Клетка                            

Надотдел Споровые растения

Отдел Моховидные

Строение листостебельного мха Кукушкин лен и сфагнума (белый, торфяной мох)

Цикл развития мха

 

ЗНАЧЕНИЕ МХОВ

В ПРИРОДЕ Для человека
   
   

1. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла мха (на при­ме­ре ку­куш­ки­но­го льна) на­чи­ная с зи­го­ты.

1) об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 2) об­ра­зо­ва­ние по­ло­вых кле­ток на ли­сто­сте­бель­ном рас­те­нии

3) об­ра­зо­ва­ние ко­ро­боч­ки на ножке 4) об­ра­зо­ва­ние га­п­ло­ид­ных спор мей­о­зом

5) об­ра­зо­ва­ние ли­сто­сте­бель­но­го рас­те­ния из споры 6) ми­гра­ция спер­ма­то­зо­и­да к яй­це­клет­ке

2. Мхи, в от­ли­чие от по­кры­то­се­мен­ных растений,

1) об­ра­зу­ют по­ло­вые клетки 2) не имеют тканей 3) имеют ризоиды 4) яв­ля­ют­ся фототрофами

5) раз­мно­жа­ют­ся спорами 6) не имеют цветка

3. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

МХИ

Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) низшее 2) коробочка 3) семенное 4) сорус
5) споровое 6) сфагнум 7) торф 8) цветковое

4.Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ
А) спора Б) протонема (зелёная нить) В) листостебельное растение Г) коробочка Д) гаметы Е) зигота   1) гаплоидная 2) диплоидная

Надотдел Споровые растения

Высшие споровые

ПЛАУНЫ

●Многолетние, травянистые, вечнозелёные.

●Побеги прямостоячие, ползучие или стелющиеся.

●Корни, в том числе боковые и придаточные,

хорошо развиты.

●Сосудистая ткань развита в стеблях и корнях.

●Листовидные образования — филлоиды - лишены собственной проводящей системы.

●Бесполое размножение — спорами и вегетативно.

Отдел Плауновидные

Цикл развития:

Подпишите части плауна:

Плаунов около 1 тыс. видов. Они имеют стелющийся стебель с множеством прямостоячих веток, покрытых мелкими темно-зелеными листьями и укрепленный в почве с помощью придаточных корней.

Отдел Хвощевидные

●Многолетние, травянистые.

●Побеги прямостоячие, состоящие из узлов

и междоузлий с мутовчато расположенными

листьями.

●Рост стебля происходит в узлах.

●Листья мелкие, чешуевидные.

●Хорошо выражено корневище — видоизменён-

ный подземный побег.

●Бесполое размножение — спорами и вегетативно.

Хвощи - многолетние споровые корневищные растения, с зелеными стеблями, ветвями и чешуйчатыми листьями. Современные хвощи - травянистые растения.

Спороносные колоски - видоизменённые побеги, покрытые чешуями (спорофиллами).

Содержат спорангии (органы спороношения).

В спороносном колоске созревают споры, которые потом из него высыпаются.

Корень

Корневая система – это ________________________________________________

5. Найдите верное описание корневого волоска.

1) часть корня, защищенная корневым чехликом

2) молодой кончик корня, состоящий из одинаковых клеток

3) молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой

4) часть корня, в которой находятся сосуды

6. Что из перечисленного является видоизменением корней?

1) клубень картофеля

2) корнеплод свёклы

3) луковица тюльпана

4) клубенёк фасоли

5) кочан капусты

6) микориза осин

Побег - ___________________________________________________________________________

 

 

 

почка - __________________________________

Лист

Значение листа:

1. 2. 3.

Большие листья с мощными жилками сформировались во __________________климате. Крупные тонкие листья с устьицами только на верхней стороне листа развиваются у ________________ растений. Мелкие листья, густое опушение, восковой налет на кожице, небольшое количество устьиц — признаки __________________климата.

Жилкование листа

Видоизменение листьев

Выберите три правильных ответа из шести. Что из перечисленного является видоизменением листьев?

1) кожица яблока

2) лепесток розы

3) усик гороха

4) цветоложе

5) иголка кактуса

6) иголка шиповника

Для каждого признака приспособленности установите, для каких местообитаний он характерен.

ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ МЕСТООБИТАНИЕ
А) листья видоизменены в колючки Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей В) листья крупные с тонкой кожицей Г) листья крупные, сочные с цельной листовой пластинкой Д) у листьев много устьиц, расположенных на верхней стороне листа Е) листья видоизменены в иголки 1) засушливое 2) влажное

Укажите номера предложений, в которых допущены три ошибки, исправьте их.

(1)Вода очень важна для жизнедеятельности растений. (2)Она расходуется при фотосинтезе и клеточном дыхании. (3)Кроме того, с водой в растение поступают неорганические соли и другие необходимые растению вещества. (4)Главным фактором, обеспечивающим транспорт воды вверх по стеблю, является транспирация – регулируемое испарение воды через устьица. (5)При необходимости увеличения количества испарённой воды устьица закрываются, что повышает проницаемость клеток эпидермы листа для воды. (6)Всасывание воды волосками в зоне проведения корней создаёт избыток воды в нижней части растения – корневое давление. (7)В результате выстраивается постоянный поток воды из корней через стебель к листьям.

Цветок

Плоды

Сочные

Сухие

Односем Многосем Односем Многосем
       

 

 
 
 
 
 
 
 
 

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Распространение плодов и семян

Какие особенности плода — костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства розоцветные?

 
 

Семя

К каким классам принадлежат семена изображённых на рисунке растений?

В чём их сходство и отличия?

 
 
 
 
 
 

 

 

Физиология растений

Питание растений

Корневое (почвенное) Фотосинтез (воздушное)
   
   

Элемент Общие симптомы недостатка Значение
Азот Изменение зеленой окраски листьев на бледно-зеленую, желтоватую и бурую, Уменьшается размер листьев, Листья узкие и расположены под острым углом к стеблю, Число плодов (семян, зерен) резко уменьшается Азот – важнейший элемент для развития растений, а именно, для образования белковых веществ. Он входит в состав хлорофилла, а значит, участвует в фотосинтезе. Азот обнаруживается в ферментах – катализаторах различных процессов в организмах.
Фосфор Скручивание краев листовой пластинки, Образование фиолетовой окраски Фосфор присутствует в составе ядер клеток, ферментов, фитина, витаминов и прочих не менее важных соединений. Участвует в процессах преобразования углеводов и азотосодержащих веществ. В растениях он содержится как в органической, так и в минеральной форме. Минеральные соединения – соли ортофосфорной кислоты – применяются при синтезе углеводов.
Калий Краевой ожог листьев, Вялость листьев, Свисание листьев, Полегание растений, Нарушение цветения, Нарушение плодоношения Калий играет важную роль в белковом и углеводном обмене, усиливает эффект от использования азота из аммиачных форм. Питание калием – мощный фактор развития отдельных органов растений. Этот элемент благоприятствует накоплению сахара в клеточном соке, что повышает устойчивость растений к неблагоприятным природным факторам в зимний период, способствует развитию сосудистых пучков и утолщает клетки.

Дыхание растений

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прорастание семян

Условия прорастания семян:

1.
2.
3.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1—2 см, а семена кукурузы и бобов — на глубину 6—7 см.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Размножение растений

 

 

ПРИМЕР СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
А) спорообразование у сфагнума Б) семенное размножение у ели В) образование зиготы на заростке плауна Г) размножение луковицами у тюльпанов Д) образование корневых отпрысков малины Е) клонирование картофеля 1) половое 2) бесполое

Класс Двудольные

Семейство Формула цветка Тип плода, соцветие Примеры растений
1        
2        
3        
4        
5        

Класс Однодольные

Семейство Формула цветка Тип плода, соцветие Примеры растений Особенности
1          
2          

 

Задания: определите класс, семейство, название растения. Признаки растения.

1.    

 
     
   
   

Тетрадь для лабораторных и практических работ по ботанике

ФИО______________________________________________________________

Империя Клеточные Надцарство Эукариоты Царство Растения Таксоны: Царство   Отдел Класс   Порядок   Семейство   Род   Вид

Группа отделов Водоросли

Строение зеленой нитчатой водоросли спирогиры

 

 

 

 

 

 

 

1.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью ризоидов. 5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и океанах. 6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.

2.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.

2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.

3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.

4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.

5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.

6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

3.Установите соответствие между характеристиками и группами водорослей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ ВОДОРОСЛЕЙ
А) доминирующее поколение в жизненном цикле гаплоидное Б) обитают на глубине до 40–100 м В) представителями являются саргассум и ламинария Г) могут вызывать цветение воды Д) являются одноклеточными со жгутиками 1) бурые водоросли 2) хламидомонадовые зелёные водоросли

Подцарство Высшие растения

              Клетка                            

Надотдел Споровые растения

Отдел Моховидные

Строение листостебельного мха Кукушкин лен и сфагнума (белый, торфяной мох)

Цикл развития мха

 

ЗНАЧЕНИЕ МХОВ

В ПРИРОДЕ Для человека
   
   

1. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла мха (на при­ме­ре ку­куш­ки­но­го льна) на­чи­ная с зи­го­ты.

1) об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 2) об­ра­зо­ва­ние по­ло­вых кле­ток на ли­сто­сте­бель­ном рас­те­нии

3) об­ра­зо­ва­ние ко­ро­боч­ки на ножке 4) об­ра­зо­ва­ние га­п­ло­ид­ных спор мей­о­зом

5) об­ра­зо­ва­ние ли­сто­сте­бель­но­го рас­те­ния из споры 6) ми­гра­ция спер­ма­то­зо­и­да к яй­це­клет­ке

2. Мхи, в от­ли­чие от по­кры­то­се­мен­ных растений,

1) об­ра­зу­ют по­ло­вые клетки 2) не имеют тканей 3) имеют ризоиды 4) яв­ля­ют­ся фототрофами

5) раз­мно­жа­ют­ся спорами 6) не имеют цветка

3. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

МХИ

Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) низшее 2) коробочка 3) семенное 4) сорус
5) споровое 6) сфагнум 7) торф 8) цветковое

4.Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ
А) спора Б) протонема (зелёная нить) В) листостебельное растение Г) коробочка Д) гаметы Е) зигота   1) гаплоидная 2) диплоидная

Надотдел Споровые растения

Высшие споровые

ПЛАУНЫ

●Многолетние, травянистые, вечнозелёные.

●Побеги прямостоячие, ползучие или стелющиеся.

●Корни, в том числе боковые и придаточные,

хорошо развиты.

●Сосудистая ткань развита в стеблях и корнях.

●Листовидные образования — филлоиды - лишены собственной проводящей системы.

●Бесполое размножение — спорами и вегетативно.

Отдел Плауновидные

Цикл развития:

Подпишите части плауна:

Плаунов около 1 тыс. видов. Они имеют стелющийся стебель с множеством прямостоячих веток, покрытых мелкими темно-зелеными листьями и укрепленный в почве с помощью придаточных корней.

Отдел Хвощевидные

●Многолетние, травянистые.

●Побеги прямостоячие, состоящие из узлов

и междоузлий с мутовчато расположенными

листьями.

●Рост стебля происходит в узлах.

●Листья мелкие, чешуевидные.

●Хорошо выражено корневище — видоизменён-

ный подземный побег.

●Бесполое размножение — спорами и вегетативно.

Хвощи - многолетние споровые корневищные растения, с зелеными стеблями, ветвями и чешуйчатыми листьями. Современные хвощи - травянистые растения.

Спороносные колоски - видоизменённые побеги, покрытые чешуями (спорофиллами).

Содержат спорангии (органы спороношения).

В спороносном колоске созревают споры, которые потом из него высыпаются.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.134 с.)