Методика логопедической работы при моторной алалии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика логопедической работы при моторной алалии.



В работе с этими детьми могут быть поставлены следующие задачи:

Первая группа задач:

· Ликвидировать речевой негативизм.

· Стимулировать пользование речью.

· Приучать детей к пользованию речью в общении с окружающими.

· Развивать возможность повторения /отражательную речь/.

· Увеличивать словарный запас.

· Усваивать структурный облик слов.

· Вызывать словосочетания и первые фразы.

 

Вторая группа задач:

 

· Воспитывать навык самостоятельного конструирования основных грамматических форм и употребление их в самостоятельной развернутой речи.

· Овладение закономерностями грамматического обьединения слов в пределах игровой и бытовой речи.

· Добиваться элементарного разграничения падежей.

· Вырабатывать правильную родовую принадлежность существительных, прилагательных, глаголов.

· Развивать числовые формы основных грамматических категорий.

· Развивать правильное понимание и употребление наиболее распространенных предлогов, суффиксально-префиксальных образований и союзов.

· Воспитывать контроль за своей речью.

· Добиваться на простом материале безошибочности отраженной и заученной речи.

 

Третья группа задач:

 

· Автоматизировать навык употребления основных частей речи.

· Обеспечить усвоение наиболее трудных разделов грамматического строя.

· Выявить слабые звенья более точно, чтобы сделать компенсаторную работу более направленной и эффективной.

· Как можно быстрее вооружить ребенка речью, как средством общения / в ряде случаев можно идти осознанно на упрощение речи –звукопроизношения /.

·

 

Перспективный план работы

 

Формирование психологической базы речи:

o Организация внимания и поведения детей.

o Развитие в процессе обучения оптико –пространственных и временных представлений.

o Развитие памяти / зрительной,слуховой,вербальной/,внимания,мышления/ наглядно-действенного,абстрактного/.

Развитие речи:

o Накопление словаря, усвоение слоговой структуры слова, звукопроизношения.

o Развитие фразовой речи и устранение аграмматизмов.

o Развитие связной речи.

o Развитие общей и артикуляционной моторики.

o Подготовка к обучению грамоте.

 

На каждом занятии необходимо работать над всеми пунктами плана.

 

Поэтапный ход логопедической работы:

Условно выделяем три этапа.

 1 этап – речь детей соответствует 1 уровню / по Р.Е.Левиной/

Задачи: Уточнение пассивного словаря и накопление активного словаря без учета четкости произношения слов. Развитие фразовой речи.

 

Этап –речь детей соответствует 2 уровню

Задачи:Накопление словаря.  слоговой структуры слов. Формирование звукопроизношения. Развитие фразовой речи. Работа по устранению аграмматизмов.

 

Этап- речь детей соответствует 3 уровню.

 

Задачи: Работа по накоплению словаря. Формировать слоговую структуру слов, звукопроизношение. Развивать фразовую речь. Формировать связную речь.

 

Работа над словарем.

Словарь формируется двумя путями:

· Накопление словаря по тематико-логическим группам.

· Подбор слов по структурно-звуковому подобию /из тех звуков,которые произносит ребенок делаем слова: «ва»-Валя,вата и т.д.Используем прием наращивания слогов.Первые слова с одинаковыми открытыми слогами /мама,папа,ляля/,односложные простые слова /на,дай…./.

· Слова-звукоподражания специально вводить не надо, но если ребенок их говорит – не возражаем /на первом этапе/.Двухсложные слова с разными открытыми слогами/ иди,сиди, пить/Двухсложные слова со стечением согласных / в начале в середине слова /-утка,тыква,….Трехсложные слова с открытыми слогами /палата,молоко,машина/.

 

Накоплению словаря способствуют следующие моменты:

· Развитие внимания к речи окружающих: одноступенчатая инструкция, затем усложнять до двух-трех-ступенчатой.

· Развитие зрительной и слуховой памяти /Поставь игрушку так, как я сказала./

· Учить слушать более сложные задания и выполнять их.

· Развивать фонематический слух и восприятие.

· Прием неоднократного повторения слов в разных ситуациях.

· Развитие запаса знаний об окружающем.

· Создание обстановки интересной для ребенка.

· Отраженное повторение слогов/Сначала простых, одинаковых, затем более сложных и разных, затем из этих слогов делаем слова -это способствует усвоению слоговой структуры слова /.

· Моделирование слова / «лапа»-Хлопни два раза, положи две фишки, полоски./.

· Обязателен принцип опоры на сохранные анализаторы.

· При накоплении словаря начинаем с существительных, затем вводим глаголы и другие части речи.

Перечень рекомендуемых пособий:

v Картинки по тематическим группам.

v Картинки по глагольному словарю.

v игра» Кому что нужно?»

v …….»Чего не хватает?»

v Лото

v …..»Чудесный мешочек»

 

Работа над фразовой речью.

Начинаем работу с усвоения линейной структуры фразы. Фразы простые:»На. Дай мяч. Дай.»Затем фразы распространяются:»Оля, дай синий мяч».Сначала формируем безпредложные предложения, а затем с предлогами. Для начала подбираются фразы бытового характера. Предлоги вводим в следующем порядке: у. на. в. с. под. за…Обязательно проводим дифференциацию предложных конструкций: в- из….Конструкции закрепляются сначала в активе,а затем в пассиве. Далее работаем по дифференциации единственного и множественного числа, женского и мужского рода.

 

Работа над связной речью.

Необходимо создавать побуждения к высказыванию/картинки, игрушки/.

Работа над программированием высказывания. На начальных этапах логопед задает вопросы к сюжетным картинкам, а затем без картинок.

Пособия: сюжетные картинки, серии картинок, кукольный театр, маски, инсценировки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.008 с.)