При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.



C3 В этом стихотворении больше признаков, цветов и оттенков, чем

конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных

деталей, например, лапок чайки. Как бы вы определили эту роль?

C4 Почему в этом стихотворении так много «драгоценного»? Какие

литературные произведения с подобным же свойством приходят вам

на память при чтении стихотворения Бунина (свои ассоциации

поясните)?

Учителю важно понимать, что здесь нет и не может быть «правильных» и

«неправильных» ответов. Интересно, какую интерпретацию стихотворения

дадут в своих мини-сочинениях ученики – стоит поощрить их наблюдательность и оригинальность.

В этом стихотворении действительно много «драгоценного». Посчитаем

слова, так или иначе связанные с этой сферой: жемчужное, золотой,

серебристой, изумруд, жемчуг, опалы, золотистым, яхонтам. Добавим сюда

другие «цветовые» и «световые» слова: зерцало, сирень, отлив, млечный,

радуга, сияла, струею, розовых, светит. Эта избыточность сверканий и струений грозила бы превратить картину в набор отвлеченностей, если бы не несколько четких и точных предметных деталей, среди которых особенно выделяются «поставленные» («подвешенные»?) в центр (фокус) всей композиции «лапки чайки», с которых сбегает вода. Они позволяют вдруг увидеть крупно и четко, как в бинокль, весь пейзаж – и ощутить, как прозрачен воздух, как далеко видно вокруг, как крупнозерниста сама основа бытия. Собственно, все стихотворение Бунина – гимн этому бытию, прекрасному и драгоценному в каждой своей подробности. Так видели мир (хотя бы иногда) многие поэты – от Державина («Алмазна сыплется гора // С высот четыремя скалами, // Жемчугу бездна и сребра») и Пушкина («Под голубыми небесами, // Великолепными коврами, // Блестя на солнце, снег лежит») до Пастернака («Стихает ветер, даль расчистив. // Разлито солнце по земле. // Просвечивает зелень листьев, // Как живопись в цветном стекле») и Кушнера («Смотри: речной валун как бы в сплошном дыму, // Белесом, голубом, слоеном, золотистом – // То тени мелких волн проходят по нему, // Как будто на него набросив бахрому, // Так чудно отразясь на сумрачном, зернистом»).

 

Часть 3

C5.1 Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые

души»?

C5.2 Согласны ли вы с таким определением Бориса – «образованный

Тихон»? (по драме А.Н. Островского «Гроза»?)

C5.3 Как взаимодействуют мир природы и мир человека в поэзии

С.А. Есенина?

     Материалы моих презентаций для написания сочинений.

Основные идеи, темы, мотивы, нашедшие отражение в лирике: Россия, её природа, её судьба, русский национальный характер, загадка русской души, любовь, человек и мирозданье, тайны бытия и «вечные» проблемы жизни и смерти.

Бунин проявил себя как наследник и продолжатель поэтических традиций русской классики от Пушкина до Фета.

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из вечной тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Иван Алексеевич Бунин завещает нам беречь “наш дар бессмертный — речь”. В чём сила убеждения Бунина?

Во-первых, в истине: прошло девять веков, а мы читаем «Слово о полку Игореве», узнавая о жизни в XII веке, о людях того времени, культуре, быте, социальном устройстве, духовном развитии..

Убедительность стиха слышится и в повторе ограничительной частицы лишь во второй и четвёртой строках первой строфы. Мягкость его совета достигается употреблением модальной частицы же и использованием составного глагольного сказуемого вместо простого сказуемого в форме повелительного наклонения (сравните: умейте же беречь — берегите). Мягкость и ненавязчивость совета Бунина достигается и использованием придаточного предложения уступки: “хоть в меру сил...”. Она достигается использованием безличного предложения со сказуемым, выраженным отрицательным словом нет, употреблением антонимов: молчат–звучат, жизнь–погост...

 

Наполовину вырубленный лес,
Высокие дрожащие осины
И розовая облачность небес:
Ночной порой из сумрачной лощины
Въезжаю на отлогий косогор
И вижу заалевшие вершины,
С таинственною нежностью, в упор
Далёким озарённые пожаром.
Остановясь, оглядываюсь: да,
Пожар! Но где? Опять у нас, — недаром
Вчера был сход! И крепко повода
Натягиваю, слушая неясный,
На дождь похожий, лепет в вышине,
Такой дремотно-сладкий и бесстрастный
К тому, что там и что так страшно мне.

Что это? Пейзажная лирика? Только на первый, поверхностный взгляд. Сочетание ночного сумрака с “розовой облачностью небес”, с заалевшими от далёкого пожара вершинами деревьев создают тревожащий душу зрительный образ. Лес — “наполовину вырубленный” (уничтоженный, умерщвлённый), осины — “дрожащие”. Возникает предчувствие беды, катастрофы.

Интересен язык пространственных символов стихотворения.

Лирический герой — путник, остановившийся на “отлогом косогоре”, видит впереди себя ночную лощину и тёмный лес с далёким пожаром, грозящим бедой. В его сознании это лежащее перед ним пространство соединяется с пространством, им покинутым, — тем, откуда он выехал:

 Остановясь, оглядываюсь: да,

 Пожар! Но где?

 Опять у нас, — недаром

Вчера был сход!”

Так почему-то причина пожара “там”, впереди, объясняется вчерашним (позади оставленным) народным сходом. И надо всем этим, над суетой и смутой человеческой, — природа, прекрасная, вечная и непостижимая: “На дождь похожий лепет в вышине, // Такой дремотно-сладкий и бесстрастный //

 К тому, что там и что так страшно мне”.

Перед нами картина, в которой определены причинно-следственная связь событий, место высших сил, вечной Природы и человека.

Это стихотворение, написанное незадолго до октябрьских событий, показывает Бунина как художника, остро воспринимающего современность и имеющего свою, определённую позицию.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

Счастье, по Бунину, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья...

Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.

Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье.

Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья, чувство благодарности Творцу.

Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже — проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства — воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев.

Человек, любящий природу, понимающий её красоту, — счастливый человек.

 

 

«Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(14.08.09)

Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас”.

Уже первые критики стихов Бунина назвали его «поэтом русского пейзажа», «великолепным пейзажистом». Некоторые даже упрекали его в равнодушии к человеку и общественным проблемам.

    Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир ( черные бугры, лужи, облака – их легко представить), и это нечто живое, озаренное присутствием человека. Природа и воспринимающий ее человек оказываются неразделимыми. Присутствие поэта ощущается с первых же строчек, в самых, казалось бы, привычных картинах. Если полая вода может бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» она уже для человека.

Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: “Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы ”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.

В творчестве Бунина прослеживается тема одиночества. Лирический герой любовных стихов грустит: кто-то разлюбил его, кто-то покинул, не от кого ждать вестей.

«Улыбнись мне», обмани меня – просит он уходящую женщину. Она, может быть, даст ему «ласку прощанья» и все-таки уйдет, и он останется один.

Отчаяния не будет – только осень сделается еще пустыннее:

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.011 с.)