Экзамен по экологическому праву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзамен по экологическому праву



Экзамен по экологическому праву

Предмет,метод,система экологического права.

 

 Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

 

Источники экологического права.

 

Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей. Наиболее распространено деление источников экологического права на три группы: – нормативные юридические акты; – прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты; – санкционированные обычаи. Более подробная классификация разделяет их: – на законодательные акты; – нормативные акты органов управления (исполнительной власти); – правовые обычаи; – судебную практику и судебный прецедент; – правовую доктрину (юридическую науку); – нормативные акты общественных организаций; – нормативные акты частных организаций; – договоры.

 

Экологическая функция госудаства

 

Главное назначение экологической функции государства выража­ется в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотно­шение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на благоприятную для его жизни природную среду.

Основной формой реализации экологической функ­ции государства является осуществление правового регули­рования отношений в области охраны окружающей среды. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

 

 

Правовая охрана вод.


Водные ресурсы, как и водные объекты, их содержащие, подлежат охране от различных видов негативного воздействия. Одними из наиболее эффективных мер их охраны являются правовые меры, состоящие в установлении водным законодательством требований в области использования и охраны вод и механизмов обеспечения их соблюдения (мониторинг, контроль, меры юридической ответственности и др.).

Действующий ВК РФ предусматривает ряд таких требований, несоблюдение которых может повлечь неблагоприятные последствия для водопользователей в виде применения к ним мер юридической ответственности. Требования, предусмотренные ВК РФ, можно условно разделить на несколько – это требования, направленные на охрану:

– водных объектов (в том числе болот, а также ледников и снежников) от загрязнения и засорения (согласно которым запрещается захоронение в водных объектах отходов производства и потребления, ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс сточных вод, содержащих данные вещества, а также проведение на водных объектах работ, в результате которых осуществляется сброс в них радиоактивных и токсичных веществ);
– подземных водных объектов (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты, обязаны принимать меры по предотвращению их загрязнения и засорения, а также истощения подземных вод и соблюдать нормативы допустимого воздействия);
– водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем (согласно которым в ходе указанной деятельности должно учитываться их влияние на водные объекты и соблюдаться нормативы допустимого воздействия на них);
– водных объектов при проведении работ (согласно которым при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий должны учитываться экологические и градостроительные требования; при заборе воды водопользователи обязаны предотвращать попадание водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения);
– водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты в данных целях, должны соблюдать температурный режим водных объектов, учитывать интересы иных водопользователей и принимать меры к сохранению водных биологических ресурсов, объектов животного и растительного мира, соблюдать требования, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий).
Вместе с тем помимо закрепления специфических правовых требований, направленных на охрану водных объектов от различных видов негативного воздействия, действующий ВК РФ устанавливает также режим особой правовой охраны для некоторых природных объектов, непосредственно связанных с охраной вод.

К таким объектам относятся прежде всего специальные зоны – территории, обладающие особым правовым режимом и предназначенные для охраны водных объектов. Среди указанных зон следует выделить следующие.

1. Водоохранные зоны водных объектов – территории, примыкающие к береговой полосе водных объектов, на которых устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее возможного негативного воздействия, а также в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и иных объектов животного и растительного мира. В частности, в пределах водоохранных зон запрещено: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и иных вредных веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянок на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ширина водоохранных зон, начинающихся от береговой линии, определяется действующим ВК РФ исходя из протяженности водотоков (рек и ручьев) от их истока: до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой), от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200 м, радиус водоохранной зоны устья – 50 м. Для водоемов (озер и водохранилищ) она составляет 50 м (кроме озер, расположенных внутри болота, или площадью менее 0,5 кв. км). Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

В состав водоохранных зон входят прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В частности, в их пределах запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина прибрежных защитных полос может достигать 30–40 м в зависимости от уклона берега водного объекта, 50 м для расположенных в пределах болот проточных или сточных озер и соответствующих водотоков и 200 м для водоемов, имеющих особое рыбохозяйственное значение.

2. Зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, – территории, устанавливаемые в целях охраны от загрязнения, засорения и иных негативных воздействий водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.
3. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах – водные объекты и речные бассейны, объявленные таковыми, ввиду того что в результате техногенных и природных явлений в них происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного или растительного мира и иным объектам окружающей среды.
4. Особо охраняемые водные объекты – водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые признаны таковыми в установленном законодательством порядке и режим которых определяется согласно законодательству об особо охраняемых природных территориях.

 

Конституция РФ

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9).

Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Красная книга.

 

Красная книга — официальный документ, содержащий свод сведений об объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» Красная книга РФ ведется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

 

Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Финансирование работ, связанных с ведением и периодическим изданием Красной книги РФ, производится за счет средств федерального бюджета.

Объекты животного и растительного мира, которые занесены в Красную книгу РФ, подлежат особой охране. Их изъятие из естественной природной среды допустимо в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека. Добыча объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов РФ (МПР России).

 

Ведение Красной книги РФ включает следующие действия:

1) сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

2) организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

3) создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

4) занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного и растительного мира;

5) подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ;

6) подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

7) выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

8) выдачу разрешений на добычу объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.

 

 

Международное право окр. среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей.

 

Предметом международного права окружающей среды являются отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

 

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества осуществляется посредством:

• нормотворчества;

• взаимных консультаций;

• мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией;

• контроля за состоянием природы;

• применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

 

Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы в ноябре 1913 г. в Берне (Швей­цария).

 

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации.

Объект международно-правового регулирования охраны окр среды- является планета Земля и околоземное космическое пространство.

На современном этапе источники международного права окру­жающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы;

(Обязательные)

• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения.

К категории ис­точников обязательного международного права относятся: Конвенция о между­народной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.), Конвенция по защите Черного и Балтийского морей от загрязнения (1992г.)

Примерами другого вида источников международного экологического права,носящего рекомендательный характер являются Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др.

 

Экзамен по экологическому праву



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.027 с.)