Как говорить с детьми об искусстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как говорить с детьми об искусстве.



Франсуаза Барб-галль

Как говорить с детьми об искусстве.

 

FineReader 12

«Как говорить с детьми об искусстве.»: издательство "Арка"; Санкт-Питербург; 2007

Аннотация

 

Первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым

 

Франсуаза Барб-Галль

От автора

 

 

 

Пробуждение интереса к живописи

 

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, по отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

 

Откажитесь от стереотипов

 

При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: «В этом городе надо обязательно сходить в музей», «Это непременно надо увидеть», «Это так интересно» (или «Там так красиво!»). Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.

 

Обратитесь к собственному опыту

 

Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда — ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.

 

Постарайтесь просто выразить свои чувства

 

Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства — без ученых рассуждений, своими словами.

 

Радость общения

 

В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

 

Не увлекайтесь

 

Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек — будь он большой или маленький — еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

 

Не забудьте зайти в кафе

 

Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

 

От 5 до 7

 

 

 

Связь с повседневной жизнью

 

Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как его мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец. А внимание другого малыша привлечет красное одеяло на полотне Ван Гога (см. ил. 21), потому что оно похоже на то, которое есть у него дома.

 

Двигательная реакция

 

Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально «сыграть» картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются поэтому у малышей особым успехом.

 

Свобода воображения

 

Увиденную картину дети любят «подкрепить» какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: «Она, наверно, плачет, потому что…», «Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому…». Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами: желтое пятно — с солнцем или луной, а что-то кривое и длинное — со змеей или бананом. Мазки зеленого, которые для вас ничего не значат, для детей превращаются в травинки или в лягушат. Так малыши «присваивают» себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляции), давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы (веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор), которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.

 

Не только смотреть — говорить!

 

Неважно, на что именно смотрит ребенок — его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: «О чем ты сейчас думаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?», «А тебе не кажется?». Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое — темное, тяжелое — легкое, прозрачное — непрозрачное, толстое — тонкое, четкое — расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала — приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению.

 

Книги или музей?

 

Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Предположим, в монографии о Мондриане нашлась репродукция, на которой присутствуют красный, желтый и синий цвета. Листайте книгу дальше: красный исчезнет, потом появится снова, зато исчезнет желтый — и так далее. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять — увлекательная игра, которая возможна не только с цветом, но и с формой, позами и фигурами; можно так поиграть и с фотографиями скульптур. Для начала очень важно просто вместе полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-то конкретные предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь «по — правдашнему». Он будет рад!

 

От 8 до 10

 

 

 

Зрительные ассоциации

 

Мир детских зрительных образов не всегда отличается высоким эстетическим уровнем, но любимые персонажи обычно храбрецы и силачи — герои фильмов, видеоигр, мультиков, комиксов. Вспомните знакомых героев, рассказывая детям о борьбе добра и зла: тут вам помогут и «Звездные войны», и «Человек-паук». С идеей противостояния добра и зла дети многократно столкнутся в произведениях живописи и скульптуры на мифологические или библейские сюжеты.

 

Другие цивилизации

 

Приключения в экзотической обстановке всегда кажутся особенно привлекательными, поэтому в фильмах и видеоиграх для детей действие часто происходит в таких странах, как Древний Китай, Египет, страна инков и т. д. Ранние зрительские впечатления — хорошая основа для того, чтобы дети заинтересовались искусством соответствующих стран и эпох.

 

Как это сделано?

 

Дети этой возрастной группы живо интересуются материалами и техникой искусства. Им особенно нравятся картины, скульптуры или инсталляции, в которых можно различить мазки кисти, следы от работы ножниц, отпечатки пальцев, потеки, пятна и т. д. Тут им помогает собственный опыт — уроки рисования в начальных классах или в детском саду. В этом возрасте пора приучать детей рассматривать картину, отвлекаясь от сюжета, и поощрять их интерес к самому процессу работы, к технике живописи, как старинной, так и современной. В зале может оказаться профессиональный художник, который пишет копию какой-нибудь музейной картины: понаблюдайте за ним (только не мешайте работать). Если есть возможность, сходите с ребенком в мастерскую к литографу, керамисту, гобеленщику. Понаблюдайте также, как реставрируют фасады зданий или витражи.

 

От 11 до 13

 

 

 

Темы, которые их смущают

 

В этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура — неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве в передаче обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телосложения. Можно вспомнить о роли досконального знания анатомии, остановиться на том, как художник передает фактуру кожи, и т. д.

 

Ассоциации с рекламой

 

Дети этого возраста отлично знают распространенные рекламные образы и охотно к ним обращаются. Реклама часто бывает связана с историей искусства — объясните ребенку, что это не случайно, и помогите ему «опознать» обыгранные в рекламе произведения. Если в рекламе использована картина или деталь картины, сходите с ребенком в музей и покажите ему оригинал — или, по крайней мере, хорошую репродукцию. В логотипе международного кадрового агентства Manpower (вписанный в круг буквы «о» человек с идеальными пропорциями тела) использован знаменитый рисунок Леонардо да Винчи. Логотип косметической фирмы L'Oreal Studio Line явно подсказан композицией в духе Мондриана. Обратите внимание на то, как цвет и выбор позы соотносятся в телевизионной рекламе товаров, моды и т. д. с символикой, издавна присущей живописи.

 

Зачем нужна такая картина

 

Ключевой вопрос. Помогите ребенку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания: тем самым в его глазах существование этой картины будет оправдано. Более того, возникнет интерес к тому, как личность автора отражается в произведении. К примеру, романтические этюды плывущих по небу облаков скорее всего оставят детей равнодушными. Но если вы объясните им, что в XIX веке облака символизировали неустойчивость человеческих чувств (они скрывают солнце, собираются перед бурей, предвещают грозу), это даст пищу детскому воображению.

 

Не знаете? Ничего страшного

 

 

Рано или поздно ребенок спросит вас о чем-нибудь, что никогда не приходило вам в голову. Как ни досадно, вы вдруг поймете, что на простой детский вопрос ответить не можете. Большинство людей, наталкиваясь на подобные проблемы, тоже становятся в тупик. Кто сказал, что именно вы должны знать все? Попробуйте начать с нуля, взглянуть на вещи непредвзято и отбросить общепринятые суждения. Это в равной мере касается самих художников, их произведений, сюжетов и задач — будь то Средние века или наши дни.

На с. 30–63 мы предлагаем примеры таких простейших вопросов. Для удобства они сгруппированы по темам, а ответы преследуют двоя кую цель:

1. Приучить двигаться от общего к частному. Сначала — общие соображения относительно музеев и картин (с. 30–34), затем вопросы, связанные с творчеством художников (с. 34–40), далее разговор о сюжетах произведений (с. 47–61) и о стоимости картин (с. 62–63).

2. Рассматривать тематику живописи в исторической последовательности, начиная со Средних веков. Вначале обсуждаются религиозные сюжеты (с. 47–51), портрет (с. 51–55), мифология и история (с. 55-5 8), пейзаж (с. 58–60) и наконец сцены повседневной жизни и изображение предметов (с. 60–61).

Особо говорится о современной живописи (с. 40–47), что вполне естественно: восприятие искусства XX века связано с определенными трудностями и порождает массу проблем.

Номера в скобках отсылают к репродукциям картин на с. 66–186.

 

Картины и музеи

 

 

Из чего делаются картины?

 

Две главных составляющих любой картины — основа (дерево или холст) и собственно живопись. Самые старые картины писались на деревянной основе (обычно на досках из тополя или дуба). Начиная с XV века художники стали переходить на холст, который уже в XVII веке почти полностью вытеснил дерево. Картины стали легче по весу, их стало проще хранить (холст менее чувствителен к перемене погодных условий), проще перевозить (холст можно свернуть в рулон). Что касается красок, то они делаются из пигментов (порошкообразных красителей) и связующих веществ — натуральных (яичный желток) или искусственных. До XVIII века использовались только природные красители, затем появились синтетические, и диапазон цветов необычайно расширился. Красители, растертые на яичном желтке или на смеси клеевого раствора с маслом, называются темперой  . С XV века художники стали отдавать предпочтение масляной живописи. Масляные краски более жидкие и обладают большей прозрачностью, чем темпера. До начала XIX века краски обычно накладывались на грунт, белый или цвета охры, а потом покрывались защитным лаком. Сейчас художники часто используют акриловые краски.

 

Художники

 

 

Живопись XX века

 

 

Что такое монохромия?

 

Монохромия   — это абстрактная картина, написанная одним цветом. Первым, кто создал подобного рода изображение, был русский художник Казимир Малевич (1878–1935); его «Белый квадрат на белом фоне» (1918) сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Использование монохромной техники — не самоцель, а способ поставить зрителя лицом к лицу с проблемой, занимавшей самого художника: как далеко простираются возможности изображения. В разные периоды и у разных художников монохромия может трактоваться различно: от демонстрации материальности живописи до попытки передать ощущение бесконечности и пустоты космоса. Абстрактная монохромия двойственна: она держится на зыбком равновесии между идеей самоуничтожения живописи путем доведения ее «до последней черты» — и идеей возвращения к истокам этого вида искусства (27).

 

Зачем живопись в церкви?

 

Церковная живопись показывала прихожанам, во что они должны верить, на что надеяться в загробной жизни (попасть в рай), чего бояться (адских мук), что следует знать (уроки Священного Писания) и по каким законам жить (подражать святым, проявляя милосердие и другие добродетели). Проповеди разъясняли верующим смысл религиозных картин, украшавших помещения для богослужения. Нередко такие картины заказывали и жертвовали в храмы частные благотворители.

 

Портрет

 

Что такое портрет?

Портрет — это изображение человека, написанное так, что его можно узнать. Если имя портретируемого не сохранилось (хотя, разумеется, изначально портрет писался с конкретного человека, известного в его окружении), то картине дается нейтральное название — «Мужской портрет», «Портрет молодой женщины» и т. д. Иногда в картине присутствуют детали, позволяющие назвать ее более точно: «Портрет музыканта», «Портрет охотника»…

 

Что такое портрет в рост?

 

На портрете в рост человек изображается стоя. Такие портреты получили распространение в XVI веке. Аристократичная, даже царственная поза гармонировала с величественной осанкой персонажа, а портретист мог уделить больше внимания костюму и деталям обстановки. Подобные композиции широко пошли в ход начиная с XIX века, поскольку показывали важных людей в выгодном свете и придавали им особую значительность и «представительность».

 

Что такое парадный портрет?

 

Парадный портрет — это портрет официальный. Он отражает видное общественное положение человека, облеченного властью. В таких портретах существенную роль играют великолепные костюмы, изысканные позы, роскошные интерьеры: все это подчеркивает высокий ранг и полномочия изображенного. Особенно эффектны поэтому портреты королей и придворных. Отдельную категорию официальных портретов составляют конные: они напоминают о величии римских императоров и созданы по образу античных конных статуй. Персонажи там предстают в зените славы, как носители политической и военной власти, реальной или символической (8).

 

Что такое автопортрет?

 

Это портрет художника, выполненный им самим с помощью зеркала (иногда фотографии). Автопортрет может представлять собой самостоятельное произведение или быть включенным в композицию, где художник является одним из персонажей (22). Художники часто изображали себя в процессе работы, с кистью в руке, но могли обходиться и без всяких атрибутов своей профессии.

 

Пейзаж

 

 

Что такое пейзаж?

 

Пейзаж — это прежде всего изображение природы. На протяжении истории живописи художники создавали самые разные пейзажи: одни предпочитали масштабные панорамы, другие воспроизводили скромные уголки природы в мельчайших подробностях. Пейзаж может быть реальным или воображаемым, сельским, морским или даже городским. Нередко пейзаж составляет часть картины с любым другим сюжетом.

 

Жанровые сцены и натюрморты

 

 

Сколько стоит картина

 

Суммы, за которые живопись продается на аукционах, зависят не только от ценности самой картины, но и от того, к какому периоду творчества художника она относится. Вот для справки некоторые цены, по которым ушли произведения живописи на недавних аукционах.

 

Современная живопись

 

Жан-Мишель Баскиа (1960–1988). «Без названия». 1981 Ок. 248 тыс. евро — ноябрь 2001, аукцион Кристи, Нью-Йорк

Ив Клейн (1928–1962). «1KB 86». 1959 Ок. 850 тыс. евро — февраль 2002, аукцион Кристи, Лондон

Френсис Бэкон (1909–1992). «Мужчина в синем VII». 1954 Ок. 1,1 млн евро — февраль 2002, аукцион Кристи, Лондон

Френсис Бэкон (1909–1992). «Портрет мужчины в очках IV». 1963 Ок. 1,36 млн евро — февраль 2002, аукцион Кристи, Лондон

 

Как смотреть на картину

 

 

 

Если вы хотите приучить ребенка к восприятию живописи, этот раздел книги подскажет вам правильный путь. Вы найдете здесь практические советы, которые помогут вашему ребенку рассмотреть картину более внимательно и подойти к ее оценке более осознанно — независимо от ее сюжета, автора и времени создания. Смысл живописи будет открываться детям постепенно. Из объяснений, которыми сопровождается каждая новая для них картина, вам предстоит выбрать то, что может на данном этапе удовлетворить их любопытство. Помните: интерес и любознательность углубляются с возрастом, но всегда зависят от индивидуального уровня развития ребенка.

Красный: от пяти до семи лет (начальный этап)

Первое и самое главное: определить, что вы видите на картине. Это не всегда просто, даже для взрослых. Важно выделить составные части картины, не стараясь пока рассматривать ее как единое целое.

Желтый: от восьми до десяти лет (средний этап)

Вопросы становятся несколько более сложными, и это ведет к более подробному толкованию картины. Тут потребуются сосредоточенные размышления.

Синий: от одиннадцати до тринадцати лет и старше (продвинутый этап)

Теперь живопись рассматривается в связи с внешним миром. Можно говорить о побудительных мотивах художника и об историческом значении картины.

 

Предложенные возрастные рамки — не циркуляр, которому вы обязаны следовать. Вопросы и замечания могут принадлежать как детям, так и взрослым. Можно читать их подряд, а можно выбирать лишь некоторые (абзацы не связаны друг с другом). Наши вопросы могут подсказать вам другие, ваши собственные. Главное — чтобы каждый в конце концов решился открыть в себе способность видеть.

Эта книга не ставила целью объединить под одной обложкой самые знаменитые картины. Выбор диктовался желанием дать детям начальное представление о многообразии мировой живописи — от Средневековья до современности. В книгу включены произведения, сыгравшие важную роль в истории искусства. Они украшают крупнейшие музеи мира и воспроизводятся в бесчисленных изданиях по искусству.

 

— 1-

Благовещение

 

 

 

Благовещение

1430–1432. Дерево, темпера. 194 х 194 см Музей Прадо, Мадрид, Испания

Фра Анджелико (Гвидо ди Пьетро, Фра Джованни да Фьезоле)

Ок. 1400, Виккьо ди Муджелло, Тоскана — 1455, Рим

 

Что за люди слева в саду?

 

Это Адам и Ева. Картина рассказывает две истории сразу: «Благовещение» и «Изгнание Адама и Евы из рая» (Ветхий Завет). Первые люди были изгнаны из рая за то, что ослушались Бога и вкусили плод от Древа познания добра и зла. Над ними парит ангел в розовом; он смотрит, как они удаляются.

 

Останется ли ангел у Марии?

 

Нет, он явился только для того, чтобы сообщить ей благую весть. Он не входит в дом и стоит на пороге, как гость, который не хочет никого беспокоить. Кончики его крыльев и правая нога остаются за колонной: он как бы между двух миров. Ангел — существо небесное и на землю наведывается всего на несколько секунд.

 

Где все это происходит?

 

Само событие происходит в доме Марии, но то, что мы видим на картине, явно не похоже на ее жилище в Назарете, в Палестине. Художник изобразил красивый, благородных пропорций дом, напоминающий итальянские постройки XV века — того времени, когда жил и работал он сам. Интерьер выполняет роль театральной декорации. Он нужен для того, чтобы подчеркнуть «расстановку сил» в этой сцене: Мария находится внутри дома, ангел прилетает извне.

 

На заднем плане видна еще одна комната

 

Это помогает представить себе, как вы глядят остальные помещения. Фра Анджелико подчеркивает скромность обстановки: простая деревянная мебель, освещенная солнцем скамья. На картине только часть комнаты, остального не видно. Может быть, это сделано намеренно: художник намекает на какую-то тайну. Хотя картина посвящена определенному евангельскому эпизоду, невозможно понять до конца его глубокий смысл.

 

Портрет четы Арнольфини

 

 

 

 

Портрет четы Арнольфини

1434. Дерево, масло. 82 х 60 см

Национальная галерея, Лондон, Англия

Ян ван Эйк

Ок. 1390/1400 (?) — 1441, Брюгге

 

Это муж и жена?

 

Да. Джованни и Джованна Арнольфини стоят рядом и держатся за руки. Они итальянцы, но жили в городе Брюгге, во Фландрии, вдали от своей родины. Там они и заказали художнику свой семейный портрет.

 

У них есть собачка

 

Верно: собачка стоит между ними и словно тоже позирует художнику. Она спокойна, как и хозяева. Должно быть, женщину она любит больше и поэтому держится ближе к ней.

 

Женщина ждет ребенка?

 

Не обязательно. Художник мог изобразить ее в таком виде просто потому, что в старину (более пятисот лет назад!) в моде были округлые формы. Модные дамы даже подкладывали под платье специальные подушечки.

 

Они тепло одеты

 

Такую одежду из бархата, подбитого мехом, носили богатые люди. Кроме того, в городских домах, особенно на севере Европы, бывало довольно холодно. У мужчины на голове шляпа; вероятно, он недавно пришел домой или готовится уходить.

 

Что это за комната?

 

Это не обязательно спальня, хотя справа видна широкая кровать под красным балдахином. В богатых домах такая роскошная кровать (похожая на королевское ложе) могла служить просто украшением — на ней никто не спал. Супруги Арнольфини, вероятно, позировали художнику там, где они обычно принимали гостей.

 

На полу стоят башмаки

 

Деревянные башмаки в левом углу картины скорее всего принадлежат господину Арнольфини. Их надевали поверх кожаной обуви, чтобы она меньше пачкалась: в то время мостовых не было, и на улицах скапливалась масса грязи и всяких отбросов. Хозяин оставлял свои уличные башмаки у дверей. На заднем плане можно разглядеть легкие красные туфельки без пяток — домашние туфли хозяйки.

 

Слева, у окна, видны фрукты

 

Фрукты добавляют теплую цветовую нотку в темную часть картины. Апельсины тогда привозили из Испании, и стоили они очень дорого. Они были слишком кислые, и их не ели, а использовали для того, чтобы ароматизировать воздух. Возможно, яблоко на подоконнике напоминает о райском саде — о Древе познания добра и зла.

 

Что написано над зеркалом?

 

Подпись и дата создания картины выглядят так, словно художник расписался большими замысловатыми буквами прямо на стене. По обычаю того времени надпись сделана на латыни — языке учености: Johannes de eyckfuit hie. 1434, что означает: «Ян ван Эйк был здесь. 1434». Как правило писали fecit или pinxit («сделал» или «написал»), но в этом случае художник предпочел подчеркнуть свое присутствие, а не авторство.

 

Почему они не улыбаются?

 

Наверное, в их жизни это важный момент, память о котором они оба хотят сохранить. Торжественность изображения соответствует значительности происходящего, хотя мы доподлинно не знаем, что именно происходит. Супруги на портрете серьезны и исполнены чувства собственного достоинства. По-видимому, художнику было на руку сосредоточенное, даже несколько застывшее выражение их лиц — так он мог легче добиться портретного сходства.

 

Святой Георгий

 

 

 

 

Святой Георгий

Ок. 1455–1460. Холст, масло. 56,5 х 74 см

Национальная галерея, Лондон, Англия

Паоло Уччелло (Паоло ди Доно)

1397, Флоренция — 1475, там же

 

Кто эта девушка?

 

Она пленница, рыцарь явился избавить ее от дракона. Она стоит у левого края, и кажется, что на картине ей отведено совсем немного места. Она могла бы укрыться в пещере, но там так темно, что ей, наверное, страшно туда войти.

 

Откуда взялся дракон?

 

Скорее всего он вылез из пещеры: это его логово. Пещера, вероятно, огромная, мрачная, и там полно всяких других ужасных тварей.

 

Но ведь драконов на самом деле не бывает!

 

Конечно, дракон — существо вымышленное. Настоящие, невыдуманные дикие звери вообще существа довольно опасные, а в драконе собраны вместе самые страшные черты разных животных: пасть огромная, с острыми клыками, лапы когтистые, как у льва или у медведя, крылья словно у гигантской бабочки или летучей мыши, хвост чешуйчатый, как у змеи, кожа зеленая, будто у крокодила. Да еще он изрыгает огонь!

 

А рыцарь победит?

 

Разумеется. Он уже серьезно ранил дракона. Кроме того, он сидит на белом коне, а белый — цвет победы. Свет всегда побеждает тьму, так и рыцарь непременно победит темные силы, обитающие в пещере. В небе за его спиной клубятся тучи, словно он ведет за собой целое небесное войско.

 

 

 

Чем закончится эта история?

 

Окончательной победы не будет. На картине мы видим раненого дракона, однако он еще жив. Если бы художник показал смерть дракона, это означало бы, что зла на земле больше нет, что оно побеждено навсегда. Увы, это не так. Со злом можно бороться, можно обходить его стороной, можно заставить его отступить, но полностью от него избавиться никогда не удастся. Добро не может победить зло раз навсегда. И это знает святой Георгий, посланный самим Богом, чтобы отразить натиск злых сил.

 

Рождение Венеры

 

 

 

 

Рождение Венеры

Ок. 1485. Холст, темпера. 184,5 х 285,5 см

Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Боттичелли  (Сандро ди Мариано Филипепи)

1445, Флоренция — 1510, там же

 

Она совсем голая!

 

Естественно, она ведь только что родилась. Молодая женщина справа сейчас поможет ей прикрыть наготу. Это необычное рождение, потому что это рождение богини. По легенде, Венера сразу родилась взрослой.

 

Где ее родители?

 

Они присутствуют на картине, но не в виде персонажей. Мифология называет родителями Венеры Море и Небо. И мы видим, что она появилась из моря; ветер колеблет водную гладь — на берег набегают мелкие волны с гребешками пены. Поэтому Венеру иногда называют «пеннорожденной».

 

Знаменита ли эта картина?

 

Да, очень; она даже считается одной из самых знаменитых в истории живописи. Боттичелли воспевает саму идею Красоты и передает ее с помощью столь простых форм, что создается впечатление необычайной легкости. Формы струятся, как мелодия. Прежде в обнаженном виде изображалась только Ева в момент искушения змием или изгнания из рая. Ее нагота была связана с позором первородного греха. Здесь же впервые все не так. Венера озарена сиянием, ее образ излучает радость, утверждая гармонию тела и души.

 

— 5-

Искушение святого Антония

 

 

 

 

 

Искушение святого Антония

Ок. 1505–1506. Триптих; дерево, масло.

131,5 х 106 см (центральная часть)

Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, Португалия

Иероним Босх (Иеронимус ван Акен)

1453(?), Хертогенбос — 1516, там же

 

Как тут много всяких людей и животных!

 

Суть картины именно в этом. Художник показывает нам, что бывает, когда человек хочет уединиться, избавиться от постороннего присутствия. Увы, вместо одиночества он оказывается в плотном кольце людей, животных и разных чудовищ — и не знает, куда от них деться и где обрести покой.

 

Где сам святой Антоний?

 

Он изображен на каждой из трех частей картины. На центральной части его можно разглядеть в самой середине. Он стоит на коленях и одет в синий плащ с капюшоном. Его лицо обращено к зрителю — может быть, он старается не глядеть вокруг, потому что ему страшно.

 

Мона Лиза, или Джоконда

 

 

 

 

Мона Лиза, или Джоконда

Ок. 1503–1506. Дерево, масло. 77 х 53 см

Лувр, Париж, Франция

Леонардо да Винчи (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи)

1452, Винчи, близ Флоренции — 1519, Амбуаз, Турень

 

Кто эта женщина?

 

Она жила около пятисот лет тому назад в Италии. Ее имя Лиза, но называют ее Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Еще ее называют Джоконда, потому что ее итальянская фамилия — дель Джокондо.

 

Кто написал эту картину?

 

Этот портрет написал Леонардо да Винчи. В то время он был уже знаменит и жил в том же городе, что и она, — во Флоренции.

 

Руки дамы хорошо освещены

 

Руки играют в этом портрете особую роль. Бывает, люди шевелят пальцами, что-нибудь теребят или судорожно сжимают руки, даже когда в остальном кажутся невозмутимыми. А Мона Лиза выглядит умиротворенной и безмятежной. Это подтверждают ее спокойно сложенные руки.

 

Картина не очень веселая

 

Она действительно производит такое впечатление по сравнению с другими картинами той же эпохи — более светлыми и многоцветными, хотя и они сами по себе особой радости не выражают. И свет, и тень имели тогда символическое значение: свет символизировал Добро (то есть Бога), а тень — Зло. И художники старались отвести тени как можно меньше места. Леонардо удалось то, что не удавалось до него никому, — он сделал свет и тень одинаково важными. Тут проявились не только его религиозные воззрения, но и свойственный ему научный подход: с одной стороны мы имеем то, что можно видеть, наблюдать, понимать; а с другой стороны — то, что окутано тенью, ускользает от нас, остается непознанным.

 

Пейзаж со святым Иеронимом

 

 

 

 

Пейзаж со святым Иеронимом

Ок. 1520. Дерево, масло. 74 х 91 см

Музей Прадо, Мадрид, Испания

Иоахим Патинир

Между 1475 и 1485, Бувинь или Динан, Намюр — 1524, Антверпен

 

Так много природы, а домики малюсенькие!

 

Основное здесь — пейзаж, он простирается до самого горизонта. Ту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.27 с.)