Кроссворд 3. Психологические особенности судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кроссворд 3. Психологические особенности судопроизводства



 

По горизонтали По вертикали
1. Конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой ситуации, вызывающей шоковое состояние 2. Эксперимент, проводимый в целях проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного преступного действия 3. В следственной и судебной деятельности обоснованное предположение о происхождении фактов и обстоятельств, имеющих значение для дела 4. Один из видов доказательств о фактических данных, на основе которых устанавливаются обстоятельства совершенного деяния 5. Способность к постижению эмоционального состояния другого человека 6. Деятельность специальных государственных органов – судов, направленная на реализацию законности правопорядка, защиту личных прав и свобод 7. Наука о наказании 8. Решение, вынесенное судом, устанавливающее виновность подсудимого и меру наказания 9. Решение, приятое Пленумом Верховного Суда, президиумами судов, при пересмотре приговоров 10. Деятельность уполномоченных органов и лиц по доказыванию виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности 1. Конфликтное эмоциональное состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения потребности, наталкивается на труднопреодолимые (непреодолимые) препятствия 2.Обвиняемый, преданный суду 3. Совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе 4. Акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания или заменяющий ранее назначенное наказание более мягким 5. Не заинтересованное в деле лицо, приглашаемое для участия в ряде следственных действий (осмотр, обыск, выемка и др.) 6. Косвенные доказательства, оцениваемые наряду с другими доказательствами по уголовному делу 7. Способность индивида к нравственному самоконтролю, оценке своих поступков, выдвижению своих социальных обязанностей на основе знания и принятия общественных требований

&

Литература

1. Акунин Б. Смерть Ахиллеса М: Изд-во ЗАХАРОВ, 2002. 365 с.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов. М.: Норма-М, 2008. 512 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ 9

Вопросы
пенитенциарной психологии

Цель: закрепить знания основных положений пенитенциарной психологии.

Задачи:

формировать понимание психологических основ пенитенциарной деятельности исправительных учреждений;

– закреплять терминологический словарь юридической психологии.

Задача 1

Составьте перечень психологических свойств, качеств личности преступника, совершившего:

а) кражу государственного имущества из организации в составе группы;

б) кражу личного имущества из квартиры;

в) убийство в целях ограбления;

г) неосторожное убийство;

д) хулиганский проступок.

Определите эти свойства для осуществления их изучения и осуществления индивидуального подхода к его исправлению в период прохождения наказания.

Задача 2

Прочитайте сведения и ответьте на вопросы.

«Британские психологи рекомендуют в качестве наказания знакомить преступников с их жертвами.

В одном из региональных полицейских управлений Туманного Альбиона уже три года практикуется этот прием. И, по сведениям интернет-сайта «Миг-ньюс», за это время количество преступников, продолжающих нарушать закон, сократилось вдвое. По словам одного из авторов данного метода доктора Ричарда Янга, основной принцип здесь – заставить правонарушителей почувствовать свою вину, но в то же время внушить, что можно изменить такой стиль жизни. Кстати, большинство из преступников извинились перед своими жертвами, встретившись с ними в мирных условиях. Да и сами пострадавшие приветствуют практику знакомств, поскольку чувствуют себя вовлеченными в процесс перевоспитания. В настоящее время эта система применяется для борьбы с мелкими правонарушениями, за которые полиция обычно выносит предупреждение и не возбуждает уголовное дело.

В настоящее время, утверждает доктор Янг, министерство внутренних дел Британии рассматривает возможность расширения сферы применения этого метода»[68].

Выразите свое отношение к этому методу и возможностям его использования в пенитенциарных целях.

Назовите основные методы, используемые для исправления преступника, на какие психологические составляющие личности они должны оказывать воздействие?

Задача 3

Дайте психологическую характеристику профессиональной деятельности основных служб пенитенциарного учреждения.

Служба Выполняемые функции Основные психологические признаки профессиональной деятельности
Служба безопасности    
Оперативная служба    
Воспитательная служба    
Служба охраны    
Служба кадров    
Производственная служба    
Медицинская служба    
Психологическая служба    
Финансово-экономическая служба    
Служба тылового обеспечения    

Кроссворд

Требования к работе с кроссвордами

Если данное пособие является учебным материалом, требующим возврата в библиотеку, то

запрещается вносить запись ответов в учебное пособие.

Перенесите рамку кроссворда в свою тетрадь и заполните его ячейки, или перечислите под номерами ответы на задания.

Кроссворд 4

По горизонтали По вертикали
1. Психическое состояние индивида, находящегося в социально-коммуникативной изоляции 4. Психология исправительной деятельности 9. Насильственное воздействие на индивида или группу с целью осуществления ими требуемых действий 10. Острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида 2. Адаптация осужденного к жизни на свободе 3. Снятие вины за совершенное преступление 5. Приспособление индивида к новой среде 6. Вид множественности преступлений 7. Признание своей вины и самоосуждение 8. Процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе

&

Литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов. М.: Норма-М, 2008. 512 с.

3. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2004.

?

Тесты для самопроверки

1. Наказание, как психологический аспект, – это:

а) мера государственного принуждения;

б) кара в причинении моральных страданий;

в) отрицательная оценка государством;

г) механизм социального отторжения.

 

2. Татуировки в понимании юридической психологии это:

а) символ приобщения к криминальной субкультуре;

б) демонстрация самостоятельности;

в) бравада своими похождениями;

г) общность традиции.

 

3. К основному критерию выявления лжи на основе речевых высказываний подозреваемого относится:

а) кажущиеся несоответствия в высказываниях;

б) подробное изложение информации;

в) дефекты речи;

г) повышенная речевая активность.

 

4. Что относится непосредственно к работе психологов исправительно-трудовых учреждений:

а) работа с коллективами сотрудников милиции;

б) проведение психологической диагностики при отборе кандидатов на службу;

в) участие в воспитательном процессе осужденных;

г) изучение социально-психологических явлений в пенитенциарных коллективах.

 

5. Социальная адаптация осужденных зависит от:

а) степени социальной отчужденности;

б) степени совершенного проступка;

в) семейного положения;

г) благосостояния осужденного.

Кросворд

Требования к работе с кроссвордами

Если данное пособие является учебным материалом, требующим возврата в библиотеку, то

запрещается вносить запись ответов в учебное пособие.

Перенесите рамку кроссворда в свою тетрадь и заполните его ячейки, или перечислите под номерами ответы на задания.

Кроссворд 5 (итоговый)

Кроссворд направлен на закрепление терминов и знаний разных разделов юридической психологии

 

По горизонтали По вертикали
1. Отрасль психологии, изучающая психические закономерности, проявляющиеся в сфере правового регулирования 2. Антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии) 3. Импульсивно возникающее патологическое стремление к поджогам 4. Сознательное социально значимое действие, акт личностного самопроявления и социально значимого поведения 5. Способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия 6. Процесс установления истины по уголовному делу посредством сбора, исследования, оценки и использования фактов свершения преступления 7. Крайности социально значимого поведения (бродяжничество, попрошайничество и т.п.) 1. Нарушения в ценностно-нормативной системе общества, падение престижа права, низкая степень воздействия социальных норм на поведение индивида 2. Поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам, преступное или аморальное поведение 3. Изменение самосознания индивида, связанное с утратой им способности быть личностью, резкое снижение самооценки поведения 4. Многоканальный осциллограф для одновременной записи различных психосоматических процессов 5. Метод исследования психических особенностей человека путем анализа его жизненного пути 6.Одна из форм общественного порядка, основанная на реализации системы правовых норм 7.Сфера общественного и группового сознания, связанная с отражением правозначимых явлений

 

?

Общий проверочный тест
по дисциплине «Юридическая психология»

1. Какая задача криминальной психологии является основной в изучении личности преступника?

а) правильное определение мотива совершенного преступления;

б) выбор тактических приемов при производстве следственных действий;

в) воспитательное воздействие на личность правонарушителя;

г) работа по выявлению причин и условий преступного поведения.

 

2. Что является основой преступного поведения?

а) выбор средств;

б) принятие решений;

в) активное осуществление поставленной цели;

г) возникновение мотивов.

 

3. Какой основной механизм (закон) лежит в основе преступного поведения?

а) закон реципроксности;

б) механизм «аварийной реакции»;

в) механизм импритинга;

г) закон прерванного действия.

 

4. При анализе преступной деятельности следует обращать внимание на:

а) мотивы и цели отдельного действия;

б) мотивы и цели всей преступной деятельности;

в) психологические свойства и состояния.

 

5. К какой типологии относится «особо опасный тип» преступника?

а) по социальным признакам адаптации (Антонян, Еникеев, Эминов);

б) по характеру, степени общественной опасности (типология Кудрявцева);

в) по объекту посягательства, характеру преступных действий.

 

6. «Бандформирование» относится к:

а) случайным преступным группам;

б) устойчивым преступным группам;

в) организованным преступным группам;

г) преступным сообществам.

 

7. Межличностные отношения в преступных группах осуществляются на принципах:

а) единства целей, иерархии, разграничения функций;

б) глубокой конспирации, жесткой дисциплины;

в) соперничества, утверждения личностного превосходства, манипуляции.

 

8. Факторы, способствующие устойчивому функционированию преступных групп:

а) преступная зараженность, совместная разработка и планирование преступлений, наркотизация, алкоголизация и материальная зависимость, ограничение социальных связей;

б) наличие слабой системы безопасности общества, безразличие окружения, недостаток воспитания в процессе формирования личности.

 

9. Асоциальная направленность личности включает:

а) характеристику отношения субъекта к труду, обществу, другим людям, отношение к вещам, собственности, имуществу и деньгам, его отношение к себе;

б) характеристику потребностей и мотивов личности, смысловые образования личности, жизненные цели, ценности, убеждения, принципы субъекта;

в) выявление лидерских качеств субъекта, его положение в группах и группировках, в которые он включен.

 

10. Агрессивность это:

а) черта характера, подразумевающая активность;

б) примитивная психологическая защита;

в) стиль поведения, сформированный под влиянием негативных факторов среды;

г) все вышеперечисленное.

 

11. Отрасль юридической психологии, которая изучает психологию строения и механизмы преступной деятельности и поведения людей, психологию личности преступника и преступных групп, называется:

а) судебной;

б) оперативно-розыскной;

в) криминальной;

г) пенитенциарной.

 

12. Какие действия являются ведущими в осуществлении преступной деятельности?

а) рефлекторные;

б) волевые;

в) инстинктивные;

г) импульсивные.

 

13. Анализ преступной деятельности предполагает:

а) привычные способы реагирования в ситуации фрустрации и привычки разрешения жизненных проблем;

б) характеристику результатов преступной деятельности;

в) выявление способа и степени включенности субъекта в преступную деятельность.

14. Для какого типа личности преступника ведущим мотивом совершения преступлений является стремление избежать идентификации с другими людьми, социальной группой или средой?

а) самоутверждающегося;

б) асоциального;

в) алкогольного;

г) игрового.

 

15. К какой типологии относится «игровой тип» преступника?

а) по социальным признакам адаптации (Антонян, Еникеев, Эминов);

б) по характеру, степени общественной опасности (типология Кудрявцева);

в) по объекту посягательства, характеру преступных действий.

 

16. Что является «пусковым механизмом» при совершении большинства преступлений?

а) способствующая ситуация;

б) алкоголизация, наркотизация;

в) групповое влияние.

 

17. Преступная группа это:

а) общность людей, которые объединены совместными целями деятельности, осознают свою принадлежность к этой общности;

б) малая, реально существующая общность людей, объединенных в одно целое на основе неформальных межличностных отношений, схожести ценностей, целей и установок и включенных в совместную асоциальную деятельность;

в) общность, межличностные отношения в которой опосредуются лично значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности.

 

18. Для каких типов преступных групп характерен высокий уровень групповой сплоченности?

а) случайным преступным группам;

б) устойчивым преступным группам;

в) организованным преступным группам;

г) преступным сообществам.

 

19. Какая форма группового соучастия имеет наибольшую распространенность в подростковой и молодежной среде?

а) случайные преступные группы;

б) устойчивые преступные группы;

в) организованные преступные группы;

г) преступные сообщества;

д) а, б.

 

20. Для каких типов преступников характерны интрапунитивные реакции, т.е. возложение вины на себя за свои поступки?

а) мошенники и расхитители;

б) убийцы;

в) насильники;

г) серийные преступники;

д) неосторожные.

&

Литература для самостоятельного изучения

Рекомендуемая литература (основная)

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. М.: Норма, 2008. 512 с.

3. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Аврамцев В.В., Васкэ Е.В. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта. Н.Новгород, 1998.

2. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста. Н.Новгород, 2000.

3. Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: традиционные подходы и нетрадиционные аспекты: учеб. пособие. Н.Новгород, 2004.

4. Акентьев П.В. Гипнорепродуктивные опросы в работе ОВД. М., 2003.

5. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 415 с.

6. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2006.

8. Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения// Юридическая психология. 2006. №1. С. 14–18.

9. Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1997.

10. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности. М., 1983.

11. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975.

12. Арефинкина Е.Г. Оценка «рисков» при учете личности несовершеннолетнего как средство индивидуализации назначения наказания// Право и образование. 2008. №12. С. 109–114.

13. Бродченко О.И., Логунова О.А. Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений. М., 2004.

14. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М., 1993.

15. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. М., 1993.

16. Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М., 1999.

17. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.

18. Еникеев М.И. Юридическая психология: краткий учебный курс. М.: Норма, 2003. 256 с.

19. Исаев Н.А. Личность преступника как объект криминологического исследования// Проблемы совершенствования законодательства в борьбе с преступностью и другими правонарушениями. 2008. С. 38–41.

20. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000.

21. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов. 2-е изд., изм. М.: Норма, 2004. 176 с.

22. Криминальная мотивация/ отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1986.

23. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

24. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1991.

25. Кулакова В.А., Карепанова И.Ю. Влияние социального возраста на преступное поведение несовершеннолетних и пожилых лиц// Право и государство: теория и практика. 2010. №3. С. 111–114.

26. Кутина В.П. Эволюция взглядов на особенности формирования криминального агрессивного поведения у женщин// История государства и права. 2008. №23. С. 37–39.

27. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. М., 2001.

28. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: учеб. пособие для вузов. М.: Дело, 2005. 384 с.

29. Мельник В.В., Цыцарев С.В., Яковлев Я.М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л., 1987.

30. Морозов А.В. Психология анормальных социальных проявлений в современом обществе как дефект правосознания// Юридическая психология. 2006. №1. С. 10–13.

31. Носков В.А. Психотехника общения. М., 2001.

32. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Н.Новгород, 1992.

33. Прикладная юридическая психология/ под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.

34. Прыгунов П.Я. Практикум по юридической психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 256 с.

35. Расследование многоэпизодных убийств, совершенных на сексуальной почве/ под ред. А.И. Дворкина. М., 2003.

36. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.

37. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: метод. пособие. М., 1983.

38. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000.

39. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.

40. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.

41. Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. М., 1998.

42. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

43. Экман П. Психология лжи. СПб., 2000.

44. Энциклопедия юридической психологии/ под ред. А.М. Столяренко. М., 2003.

Периодическая печать

1. Психология и право: электронное издание (издается с 2010 г.). 2011. №1. Издатель: МГППУ. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw, http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/

Адреса сайтов

1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw

2. URL: http://yurpsy.by.ru/

3. URL: http://www.pravoznavec.com.ua/books/s/197/18/4

4. URL: http://yurpsy.flexum.ru/

 

ГЛОССАРИЙ [69]

Автоматизм – непроизвольные действия.

Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти.

Авторитет – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. Неофициальный А. человека, группы или организации производен от успешности выполнения ими основных общественных функций.

Агнозия – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств.

Агрессивность (в медицине) – болезненное стремление к нападению и нанесению физического или морального вреда окружающим.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Различают А. физиологическую, в том числе А. анализаторов как изменение их чувствительности, А. социально-психоло­гическую при включении в новую группу, А. профессиональную при включении в условия труда. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адекватное воспроизведение – наиболее верное (соответствующее) воспроизведение ранее полученной информации (движений, ситуаций и т.д.).

Активность – всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой. А. психическая характеризуется наличием в этом взаимодействии субъективного компонента и способностью создавать психический образ и действовать с учетом его.

Акцентуации характера – крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Амнезия – нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием, проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему. А. может переходить в свойство личности – апатичность.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальности. А. устойчивая – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.), А. временная – зависимость восприятия от ситуативно возникающих психических состояний (установки, эмоции, экспектации и т.п.).

Асоциальное поведение – поведение, противоречащее нормам, принятым данным обществом, объективизирующее недостаточное развитие в целом либо только нравственное или правоправных способностей и проявляющееся в поступках и проступках.

Ассоциация – связь, образующаяся между двумя и более психическими образованиями (идеями, представлениями, ощущениями и т.п.), выражающаяся в том, что возникновение одного из названных элементов влечет за собой актуализацию другого по сходству, смежности во времени, пространству, контрасту и т.д.

Ассоциация (в социальной психологии) – группа, межличностные отношения в которой опосредованы содержанием внутригруппового общения, а совместная деятельность либо отсутствует, либо не влияет на отношения между членами группы.

Астеник – человек, у которого ярко выражены следующие особенности телосложения: общая худощавость, узкие плечи, плоская и узкая грудная клетка, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос.

Астения – состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, раздражительной слабостью, гиперстезией, слезливостью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна и утратой способности к продолжительному умственному или физическому напряжению.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод, предполагающий обучение субъекта мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повысить эффективность деятельности, значимой для субъекта.

Аффект – кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматовегетативными проявлениями.

Аффективное состояние – длительное и глубокое эмоциональное переживание, имеющее для личности жизненно важное значение.

Аффилиация – потребность в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других.

Барьер психологический – мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой людей.

Беспомощное состояние (вследствие психического расстройства) – психическое состояние потерпевшего, характеризующееся невозможностью ввиду психического или физического дефекта понимать характер и значение совершаемых с ним (потерпевшим) действий или оказывать сопротивление преступнику.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека и обозначающих неосознаваемую психическую деятельность.

Бред – совокупность ложных идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больного и не коррегируемых при разубеждении и разъяснении.

Валидность – один из основных критериев качества теста, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также степень отражения тестом того, что он должен оценивать, и степень адекватности отдельных составляющих его пробы исследуемой проблеме.

Влечение – возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей определенную направленность (например, половое, наркотическое, алкогольное и др.).

Влечение импульсивное – патологическое влечение, внезапно овладевающее личностью, подавляющее иные желания, подчиняющее себе ее поведение.

Вменяемость – способность лица в силу присущих ему определенных психических способностей отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими, нести уголовную ответственность в случае совершения преступления.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.) Качества внимания: концентрация – степень сосредоточенности на объекте; объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте. Объем внимания – количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.

Внушаемость – повышенная податливость постороннему воздействию, влиянию.

Внушение – процесс вербального и невербального воздействия на человека с целью создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям.

Возбуждение (в медицине) – психопатологическое состояние с выраженным усилением психической и двигательной активности.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Восприятие (син. Перцепция) – отражение в сознании человека предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Выдержка – способность человека постоянно контролировать себя и свое поведение, владеть собой, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.

Галлюцинация – ложные (мнимые) восприятия, непроизвольно возникающие без реального объекта (в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д.) и приобретающие характер объективности. Выделяют Г. слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные, вкусовые и др.

Гипноз – временное, сноподобное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

Гипотимия (син. Депрессия) – угнетенное настроение в виде уныния, тоски, печали с неопределенным чувством грозящего несчастья, сопровождающееся стеснением и тяжестью в области сердца, груди, во всем теле (витальная тоска).

Грёзы – бесплодная мечта.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, уровня развития и т.д.). Виды: диффузная – группа, межличностные отношения в которой не опосредованы содержанием совместной деятельности; корпорация – группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя»; малая – группа, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; референтная – группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении; «эталонная» – может быть как реальной, так и воображаемой; условная – объединение людей по некоторым признакам (возраст, пол, профессия).

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя гражданские обязанности. Д. предполагает наличие правоспособности и возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия.

Действие – элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели.

Деперсонализация – психопатологическое нарушение самосознания с чувством утраты (отчуждения) собственного «Я», искаженное восприятие самого себя, осознаваемое и болезненно переживаемое самой личностью.

Диагноз психологический – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности в целях оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Диагностика психического развития – обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики, выявления возможных отклонений в психическом развитии. Полученные данные используются для определения путей обучения, лечения, в целях профориентации и профотбора и т.п.

Динамический стереотип – относительно устойчивая целостная система условнорефлекторных связей, выработанная в процессе онтогенетического развития и являющаяся физиологической основой навыка.

Доминанта – переживание, становящееся основным мотивом действия.

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, являющиеся природными предпосылками способностей, обусловливающие процесс их формирования и развития.

Знание – целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления, накопленных человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

Запоминание – свойство памяти запечатлевать ощущение, воспринятое, продуманное или пережитое.

Идеал – образец, которому следует человек в своей деятельности и поведении.

Идентификация – 1) опознание чего-либо или кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо.

Идеомоторика – форма психомоторики, в которой выполняемые движения непосредственно и непроизвольно вызваны ярким представлением об их выполнении.

Изменение самооценки – нарушение способности соотносить возможности с реальностью.

Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих объектов, предметов и явлений.

Импульсивный – внезапный, как правило, немотивированный, бессмысленный, неконтролируемый. Обычно И. действия совершаются при глубоком нарушении психической деятельности.

Интеллект – мыслительная способность человека, определяющая е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.166 с.)