Особенности содержания курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности содержания курса



В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка).

Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико- ориентированную направленность.

Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:

• включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе;

• в 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основныхэлементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность развивают творческие способности;

• в 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления;

• в программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.

Изготовление изделий не есть цель урока.

Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами.

Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.

Методическая основа курса организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы.

Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.

Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий.

Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.

Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско- технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность.

На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.

Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера.

Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) допрактической реализации задуманного.

Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.

«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:

• с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

• с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;

• с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;

• с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

• с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

34 ч., 1ч. в неделю

п/п Тема раздела / тема урока Кол-во часов

Природная мастерская (9 часов)

1 Рукотворный и природный мир города. Экскурсия 1
2 Рукотворный и природный мир села. 1
3 На земле, на воде и в воздухе. Изделие «Автомобиль» 1
4 Природотворчество. Природные материалы. Сбор и систематизация природных материалов 1
5 Листья и фантазии. Изделие: «Аппликация из листьев». 1
6 Семена и фантазии. Изделие: «Волшебные фигуры» 1
7 Композиция из листьев. Что такое композиция? Изделие: «Ромашковая поляна». 1
8 Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Изделие: «Фантазия из листьев». 1
9 Природные материалы. Как их соединить? Изделие: «Коллаж». 1

Пластилиновая мастерская (4 часа)

10 Материалы для лепки. Что может пластилин? Изделие из пластилина «Котенок» 1
11 В мастерской кондитера. Как работает мастер? Изделие из пластилина «Печенье», «Пирожное» 1
12 В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Изделие из пластилина морских обитателей 1
13 Аквариум. Изделие из пластилина «Рыбки» 1

Бумажная мастерская (15 часов)

14 Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделия: изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок 1
15 Наши проекты. Скоро Новый год! Создание новогодних ёлочных игрушек (групповая работа) 1
16 Бумага. Какие у неё есть секреты? Изготовление поделок из бумаги 1
17 Бумага и картон. Какие секреты у картона? Изготовление поделок из бумаги и картона 1
18 Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Изделие «Птицы» 1
19 Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изготовление жителей подводного мира в технике оригами 1
20 Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделие: «Жители зоопарка» в технике оригами 1
21 Ножницы. Что ты о них знаешь? Выполнение резаной мозаики 1
22 Шаблон. Для чего он нужен? Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов. 1
23 Наша армия родная. Изготовление поздравительной открытки 1
24 Как изготовить их из листа бумаги? Изделие «Бабочки» 1
25 Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Орнамент в портрете 1
26 Образы весны. Какие краски у весны? Аппликация 1
27 Настроение весны. Что такое колорит? Аппликация 1
28 Праздники весны и традиции. Какие они? Аппликация 1

Текстильная мастерская (5 часов)

29 Мир тканей. Для чего нужны ткани? 1
30 Игла-труженица. Что умеет игла? Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка 1
31 Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? 1
32 История моей рубашки. Работа в группах. 1
33 Резерв времени 1

2 класс

34 ч., 1ч. в неделю

п/п Тема раздела / тема урока Кол-во часов

Художественная мастерская (9 часов)

1 Что ты уже знаешь? Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. 1
2 Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? 1
3 Какова роль цвета в композиции? Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. 1
4 Какие бывают цветочные композиции? Изготовление композиций разных видов. 1
5 Как увидеть белое изображение на белом фоне? Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. 1
6 Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. 1
   Можно ли сгибать картон? Как? Изготовление изделий сложных форм в одной тематике 1
8  Как плоское превратить в объёмное? Изготовление изделий с использованием с разметкой по половине шаблона. 1
9 Как согнуть картон по кривой линии? Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. 1

Чертёжная мастерская (7 часов)

10 Что такое технологические операции и способы? Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой. 1
11  Что такое линейка и что она умеет? Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. 1
12 Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. 1
13 Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Изготовление деталей с плетёными деталями. 1
14 Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. 1
15 Можно ли без шаблона разметить круг? Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля. 1
16 Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм. 1

Конструкторская мастерская (10 часов)

17 Какой секрет у подвижных игрушек? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. 1
18  Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения. 1
19  Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик». 1
20  Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). 1
21  Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком. 1
22  День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изготовление изделия на военную тематику 1
23  Как машины помогают человеку? Изготовление моделей машин по их развёрткам. 1
24 Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику. 1
25  Что интересного в работе архитектора? Изготовление макета родного города 1
26 Представление о работе архитектора, об архитектуре. Изготовление макета города мечты. 1

Рукодельная мастерская (8 часов)

27  Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона). 1
28 Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон. 1
29 Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу. 1
30 Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом 1
31 Компьютер. Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. Способы поиска. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» 1
32 Как ткань превращается в изделие? Лекало. 1
33 Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками 1
34 Резерв времени 1

Класс

34 ч., 1ч. в неделю

п/п Тема раздела / тема урока Кол-во часов

Информационная мастерская (6 часов)

1. Вспомним и обсудим! Изготовление изделия из природного материала 1
2 Знакомимся с компьютером. Практическое знакомство с возможностями компьютера. 1
3 Компьютер – твой помощник. Работа с учебной информацией. 1
4 Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру Носители информации. Работа с электронными дисками 1
5 Компьютерные программы 1
6 Электронные справочные издания. Работаем с текстовым редактором. Словарь терминов. 1

Мастерская скульптора (4 часа)

7 Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов 1
8 Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку 1
9 Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов 1
10 Конструируем из фольги. Изделия из фольги 1

Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) (10 часов)

11 Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест» 1
12-13 Вышивка и вышивание. Вышивание узоров на элементах одежды 2
14 Строчка петельного стежка. Изготовление изделий с применением петельного стежка 1
15 Пришивание пуговицы. Изготовление изделий с использованием пуговиц с дырочками 1
16-17 Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». 2
18 История швейной машины. Изготовление изделий из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей 1
19 Футляры. Изготовление футляра из плотного материала с застёжкой 1
20 Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид 1

Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов (9 часов)

21 Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона 1
22 Объем и объемные формы. Развертка. Изготовление изделий кубической формы на основе развертки 1
23-24 Подарочные упаковки. Изготовление коробок из картона различной формы Декорирование (украшение) готовых форм. 2
25 Конструирование из сложных разверток. Изготовление изделий транспортных средств из картона и цветной бумаги (объёмные и плоские формы) 1
26 Модели и конструкции. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор» 1
27 Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки 1
28 Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изделия по новым техникам 1
29 Изонить. Художественные техники из креповой бумаги 1

Мастерская кукольника (5часов)

30 Что такое игрушка? Игрушка из носка.  
31-32 Театральные куклы. Марионетки. Изготовление марионеток из разных материалов 2
33 Кукла-неваляшка. Итоговый урок. 1
34 Резерв времени 1

4 класс

34 ч., 1ч. в неделю

п/п Тема раздела /тема урока Количество часов

Информационный центр (3 часа)

1 Вспомним и обсудим! Составление кроссворда на конструкторско- технологическую тематику 1
2 Создание презентаций. Программа PowerPoint. 1
3 Иллюстрирование текста 1

Проект «Дружный класс» (3 часа)

4 Презентация класса (проект). Изготовление компьютерной презентации класса на основе рисунков 1
5 Эмблема класса. Изготовление эмблемы класса с использованием освоенных возможностей компьютера 1
6 Папка «Мои достижения». Изготовление папки (упаковки) достижений 1

Студия «Реклама» (4 часа)

7 Реклама и маркетинг. Работа по созданию рекламы 1
8 Упаковка для мелочей. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм. 1
9 Коробочка для подарка. Изготовление коробочек для сюрпризов из развёрток разных форм. 1
10 Упаковка для сюрприза. Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами. 1

Студия «Декор интерьера» (5 часов)

11 Интерьеры разных времён. Изготовление изделий в художественной технике «декупаж». 1
12 Плетёные салфетки. Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов 1
13 Цветы из креповой бумаги. Изготовление цветов из креповой бумаги 1
14 Сувениры на проволочных кольцах. Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями 1
15 Изделия из полимеров. Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта. 1

Новогодняя студия (3 часа)

16 Новогодние традиции. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги 1
17 Новогодние традиции. Изготовление объёмных новогодних игрушек  1
18 Игрушки из трубочек для коктейля. Изготовление игрушек из трубочек для коктейля путём их нанизывания на нитку или тонкую проволоку. 1

Студия «Мода» (7 часов)

19 История одежды и текстильных материалов. Подбор образцов ткани для коллекции 1
20 Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи 1
21 Народная одежда. Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма. 1
22 Синтетические ткани. Изготовление коллекции тканей Изготовление вариантов школьной формы для картонных кукол 1
23 Лоскутная мозаика на бумаге «Малахитовая шкатулка» 1
24 Аксессуары одежды. Отделка аксессуаров вышивкой. Освоение строчки крестообразного стежка и его 1
25 Вышивка лентами. Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий вышивками тонкими лентами. 1

Студия «Подарки» (3 часа)

26 Плетёная открытка. Изготовление открытки сложной конструкции. 1
27 День защитника Отечества. Изготовление макета Царь-пушки или объёмного макета другого исторического военного технического объекта 1
28 Весенние цветы. Изготовление цветков сложных конструкций. 1

Студия «Игрушки» (4 часа)

29 История игрушек. Игрушка-попрыгушка. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом 1
30 Качающиеся игрушки. Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложенных деталей. 1
31 Подвижная игрушка «Щелкунчик». Изготовление игрушек с подвижным механизмом типа «Щелкунчик» 1
32 Игрушка с рычажным механизмом. Изготовление игрушек с рычажным механизмом 1

Повторение (2 часа)

33 Представление портфолио 1
34 Резерв времени 1

 


 

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ
КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

1. Проведение контрольных и проверочных (практических)работ по предмету «Технология» не предусмотрено.

2. Основной вид оценивания – текущий.

Виды и формы текущего контроля:

- устный (защита творческих проектов, творческие мастерские, выставки работ);

- накопительная система оценки.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.036 с.)