Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Социальные процессы и социальные изменения
1. Соотнесите между собой понятия и их определения: а) социальное изменение; б) модернизация; в) социальное развитие; г) глобализация; д) социальный конфликт; е) социальный регресс; ж) реформа. . 1) Отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречиями их интересов; 2) Различие между нынешним и предшествующим состоянием какого-либо аспекта социальной структуры; 3) Последовательное движение социальной системы в определенном направлении; 4) Последовательное движение социальной системы от высшей ступени развития к низшей; 5) Последовательный переход разных обществ на капиталистический путь развития; 6) Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры; 7) Процесс всё возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Тема 6. Социология личности 1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»? а) «Я» – это мои представления о себе; б) «Я» – это совокупность представлений о других; в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других; г. «Я» – это зеркало для других. 2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса: а) девиация; б) социальное поведение; в) роль; г) малая группа. 3. Ролевой идентификацией называется: а) дистанцирование от роли; б) промежуточное положение между статусом и ролью; в) динамическая сторона статуса; г. противоречие между статусами; д. максимальное слияние с ролью. 4. Социальный статус – это а) профессия или занятие человека; б) материальный доход человека; в) социальное положение человека; г) гражданство. 5. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности? а) Э. Эриксон; б) З. Фрейд; в) Э. Шпрангер; г) Ж. Пиаже. 6. Р. Мертон считал, что любая социальная и культурная система состоит из двух основополагающих элементов. Выберите из предложенного эти два элемента. а) Цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой; б) Структура социального контроля;
в) Социально одобряемые способы достижения целей; г) Методы социального контроля. 7. Выберите из предложенных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации. а) процесс воспитания ребенка; б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности; в) процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества; г) вхождение индивида в социальный мир. 8. Относятся ли к функциям социализации следующие: а) введение индивида в мир культуры данного общества; б) контроль за распределением материальных ресурсов общества; в) создание условий эффективной совместной деятельности людей; г) создание норм социальной стабильности и порядка? 9. Чем обусловлена необходимость социализации? а) биологической конституцией человека; б) социальными причинами; в) ни тем, ни другим; г) и биологическими, и социальными причинами. 10. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек усваивает больше социальных ролей? 11. Являются ли агентами социализации следующие лица: а) продавец; б) диктор ТВ; в) надзиратель тюрьмы; г) сержант в армии. 12. Кто в данный жизненный период является агентом вашей социализации? 13. Социализируются ли такие литературные персонажи, как Робинзон Крузо и Эдмон Дантес? 14. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы: а) социализация присуща не только человеку, но и животному; б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте; в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия. 15. Кто является «значимыми другими» в теории социализации Дж. Мида? а) ближайшее окружение ребенка; б) сверстники; в) общество в целом; г) церковь. 16. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях а) когда духовное лицо становится депутатом; б) когда спортсмен курит; в) когда депутат едет в автобусе; г) когда министр занимается коммерческой деятельностью; д) когда женщина работает на производстве и занимается ведением домашнего хозяйства; е) когда милиционер продает конфискованное оружие?
17. Определите, относятся ли к аскриптивным следующие статусы: а) президент; б) муж; в) принц; г) император; д) тёща; е) депутат Государственной Думы; ж) герцог. 18. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил а) Дж. Мид; б) З. Фрейд; в) Ч. Кули; г) Ж. Пиаже. 19. Назовите, к какому статусу – аскриптивному, смешанному, достигаемому – относятся следующие: а) олимпийский чемпион; б) академик; в) студент; г) дочь кинозвезды; д) безработный; е) инженер; ж) женщина; з) миллиардер. 20. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли: а) преподаватель и студент; б) профессор и сосед; в) врач и пациент. 21. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными. а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества; б) один человек обладает множеством статусов; в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит; г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей; д) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях; е) социальный статус – положение индивида в малой группе; ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус; з) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует; и) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью. 22. Что является признаками предписанного статуса? а) Национальность; б) Социальное происхождение; в) Образование; г) Квалификация. 23. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации. а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида; б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис; в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового; г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем; д) личность формируется через игру. 1) Дж. Мид; 2) З. Фрейд; 3) Э. Эриксон; 4) Ж. Пиаже; 5) Л. Колберг; 6) Ч. Кули. 24. Правильны ли следующие суждения: а) социальные статусы взаимодействуют между собой; б) социальные отношения связывают между собой статусы; в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие; г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями. 25. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется: а) социальный контроль; б) социальный порядок; в) социальная справедливость; г) социализация; д) конформизм. 26. В каком случае статус безработного будет приписываемым? 27. В чем отличие между прирожденными и приписываемыми статусами? Какие из приведенных статусов являются приписываемыми: а) падчерица; б) сын; в) русский; г) отец; д) девочка; е) принц. 28. Какие условия необходимы для существования социальной роли? а) социальные нормы; б) социальные отношения; в) социальные действия; г) экспектации (ожидания). 29. Чем отличаются понятия – дистанцирование от роли и сокращение межстатусной дистанции? Приведите примеры.
30. Какие из перечисленных ниже норм относятся к: а) нормам-правилам; б) нормам-ожиданиям. 1) Уплата налогов; 2) Вежливость по отношению к другим; 3) Выполнение учебной программы; 4) Порядочность; 5) Соблюдение трудовой дисциплины; 6) Воспитание детей. 31. Удовлетворение каких потребностей (по А. Маслоу) было недоступно Робинзону Крузо? 32. Расположите перечисленные группы потребностей в восходящем порядке: экзистенциальные, духовные, физиологические, престижные, социальные. 33. Какие из перечисленных потребностей относятся к а) экзистенциальным; б) социальным; в) духовным; г) физиологическим; д) престижным. 1) В воспроизводстве населения; 2) В гарантированной занятости; 3) В хорошем здоровье; 4) В успехе; 5) В самопожертвовании; 6) В отдыхе; 7) В страховании от несчастных случаев; 8) В продвижении по службе; 9) В жилье; 10) В заботе о других людях; 11) В безопасности на улицах; 12) В общении; 13) В любви и дружбе; 14) В посещении театра. 34. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.
35. Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:
Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр. 36. Дайте общее название группам статусов: а) русский, принц, мужчина; б) россиянин, безработный; в) любимец женщин, красотка, лжец; г) преподаватель, студент, врач. 37. Приведите примеры художественных фильмов, произведений художественной литературы, содержащих в названии один или более статусов, охарактеризуйте статусы по видам. Напр., х/ф «Любимая женщина механика Гаврилова» – статусы – любимая женщина (личный), механик (достигнутый). 38. Назовите права, обязанности и статусные символы следующих статусов: президент, жена, священник.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.024 с.) |