Теория цвета Иоханнеса Иттена. Классификация цветов. Основные свойства цвета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория цвета Иоханнеса Иттена. Классификация цветов. Основные свойства цвета.



Основные цветовые контрасты

Контраст по цвету – художественный способ усиления выразительности и создания гармоничной цветовой композиции. И. Иттен выделил семь основных контрастов по цвету, как инструмент гармонизации художественных произведений.

Контраст трех основных цветов

Это самый простой контраст из всех семи. Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так желтый, красный и синий обладают наиболее выраженным контрастом по цвету. Данный контраст создает впечатление яркости, силы и решительности. При добавлении к трем основным цветам черного и белого, можно усилить контраст и выразительность цветовых композиций.

                    

                                       Рис. 4                  

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Именно эти три цвета являются символами первобытных стихий – огонь, вода и солнце и часто используются в искусстве и дизайне.

Цветовые гармонии

Цветовая гармония – комбинация цветов, вызывающая визуальное равновесие и соответствующая определенным требованиям исполнения цветового проекта. Гармония возникает при наличии как минимума двух цветов. Важно с помощью сочетаний цвета создать правильный образ. Для систематизации цветовых гармоний разработано несколько схем построения на основе двенадцатичастного круга Иттена.

Однако выбор цветовых сочетаний и их разработка должны быть связаны со знанием определенных законов цветового восприятия. Смысл цветового созвучия в том, чтобы, правильно используя цветовые сочетания, суметь добиться наиболее сильного эффекта.

1. Монохроматическая схема ( 1 цвет + оттенки)

Цветовая система, составленная из оттенков одного цвета. Здесь используется один цвет, исследуется разнообразие его оттенков – от темного к светлому, разной степени насыщенности и яркости.

Схема производит впечатление аккуратности и изящества. Монохроматические цвета хорошо сочетаются друг с другом, производя успокаивающий эффект. Особенно она хороша при использовании синих или зеленых тонов. Однако этой схеме недостает цветового контраста – может возникнуть затруднение с выделением важных элементов.

                      

                                      Рис. 10

2. Комплементарная схема (2 цвета)

Сочетание двух цветов. Часто используется в графическом дизайне, поскольку дает лаконичное решение. Требует внимательного отбора двух цветов.

                              

                                        Рис. 11

1) Чаще всего используются контраст дополнительных цветов. Красный-зеленый, желтый-фиолетовый и оранжевый-синий – контрастные пары.

2) Сочетание любого цвета спектра с ахроматическими белым, черным или красным. Такие пары как красный-белый, красный-черный, белый-черный широко использовались в искусстве разных народов мира и символике разных стран. Желтый-черный, оранжевый-черный, белый-синий и т.д. – все эти сочетания представляют контрастные выразительные пары, используемые для решения разнообразных творческих задач.

3. Триада Триада представляет собой более сложную схему взаимодействия цвета. Это комбинация трех любых цветов, которые равноудалено расположены на цветовом круге.

1) Триады первичных (основных) цветов (красный, синий, желтый) используются там, где надо максимально усилить воздействие на зрителя. Эта схема популярна среди дизайнеров, потому что она предлагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность.

2) Вторичные (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и третичные триады дают более мягкий контраст.

3) Триады, в которых два из трех цвета относятся к одной группе, воспринимаются более спокойно (фиолетовый, оранжевый и красный или синий, голубой и оранжевый).

4) Красный, черный, белый – распространенное сочетание цветов в искусстве и дизайне, т.к. с древних времен все три цвета имеют важное символическое значение для всех народов мира.

4. Двойная комплементарная схема (четыре цвета) (рис. 18).

Это комбинация двух пар комплементарных цветов или тетрада.

Красный, зеленый, желтый, фиолетовый. Оранжевый, синий, красный, зеленый.

Очень интенсивное цветосочетание. При использовании четырех цветов следует избегать цветовых пятен одинаковой площади. Надо правильно определить доминирующий и подчиненный цвета для расстановки акцентов.     Также можно уменьшить насыщенность подчиненных цветов по отношению к главным или изменить их в сторону усложнения оттенка: зеленый – коричнево-зеленый или темно-зеленый.

 

         

                                  Рис. 12

4. Аналоговая схема (близкие цвета) Это комбинация двух или более цветов, находящихся в непосредственном соседстве на цветовом круге. Красный, оранжевый, желтый. Синий, сине-зеленый, серый. Эти цвета обладают схожей длиной цветового луча, что делает их легкими для восприятия.

               

                                          Рис. 13

Обычно один цвет используется как доминирующий, в то время как другие являются вспомогательными. Схема подобна монохроматической, но предполагает больше нюансов.

5. Сложная цветовая гармония. Большее количество цветов и оттенков, требующее внимательного отбора.

 

6. Психологическое воздействие цвета

Яркий цвет есть кусочек окружающей природы, тысячами путе й влияющей на человека, его психологию, думы и творчество.                                                                                                    А. Ферсман

Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-то впечатление (легкость, тяжесть, тепло, влажность и др.), и вторичное, подсознательное, воздействующее через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта.

Есть ассоциации, пришедшие из глубины веков и прочно закрепились в бессознательном человека и передаются генетически из поколения в поколение. Это связь теплых цветов с солнцем, теплом, энергией, холодных – с морем, небом, покоем, зеленых – с деревьями, природой.

Человечество веками обретало четкое знание: день – максимальная безопасность и действие, поэтому цвета спектра, связанные с ним, вызывают возбуждение, прилив сил и радость. Вечер, сумерки и особенно ночь – время опасное, поэтому цвета ночи вызывают ощущение тревоги, неуверенности и загадочности.

Восприятие светлых тонов сверху, а темных – снизу тоже идет от природы – в ней всегда выше располагаются легкие – голубое небо, желтое солнце - цвета, а темные – черный, коричневый, зеленый и красный – располагаются внизу – земля, деревья, огонь и т.д.

Ахроматические цвета безжизненны, они не ассоциируются с эмоциональными состояниями (веселье, печаль и т.п.). Это абстрактные цвета Времени и Пространства (черная бездна Космоса и ослепительная белизна Солнца).

 Цвета имеют также эмоциональные характеристики: холодный – теплый, теневой – солнечный, прозрачный – непрозрачный, успокаивающий – возбуждающий, жидкий – густой, воздушный – земной, далекий – близкий, легкий – тяжелый, влажный – сухой, веселый – грустный, мягкий – твердый.

Ощущения тепла и холода

Цветовой ряд оттенков от красного к желтому (насыщенные и светлые цвета) вызывает ощущения тепла, а цветовой ряд от синего к фиолетовому - холода.

Проводились разные опыты на ощущения цвета. В двух мастерских стены были окрашены в сине-зеленый и красно-оранжевый цвет. В сине-зеленом рабочие жаловались на холод при температуре 15, в то время как в красно-оранжевом лишь при температуре 11-12. Сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, а красно-оранжевый стимулирует.

Опыты с лошадьми. Конюшни были выкрашены в сине-зеленый и красно-оранжевый цвета. В сине-зеленом отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красно-оранжевом долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, а в красном – множество. Максимум ощущения тепла падает на оранжевый цвет, при этом по законам физики именно красный, имеющий большую длину волны, должен нагревать сильнее. В данном случае законы психологии расходятся с законами физики.

2. Ощущения возбуждения и успокоения, активности и пассивности. Наиболее возбуждающим является красный ц вет и его оттенки. Активность воздействия по обе стороны от красного уменьшается. Красный – это огонь, кровь – то, что дает жизнь.

Самый нейтральный и спокойный цвет в спектре, конечно же, зеленый. Он сочетает в себе легкость желтого и спокойствие и тяжесть синего. Зеленый – цвет природы. Из древних времен лес, растительный мир укрывал человека от врагов, придавал ему чувство уверенности, умиротворенности.

3. Ощущения времени и пространства. Цвет влияет на пространство и время. Светлые и теплые насыщенные цвета создают эффект приближения, а холодные и темные удаляются от зрителя при расположении цветов в одной плоскости. Также важное значение имеет на каком фоне расположен цвет. Например, красный и желтый цвета на черном фоне выступают вперед, а синий и зеленый уходят в глубину, а на белом происходит обратный эффект – синий и зеленый выступают, а красный и желтый углубляются и теряют свою яркость.

Восприятие времени также зависит от цвета, т.к. холодные оттенки замедляют, а теплые ускоряют время.

 

                     

                                     Рис. 14

 

Теория цвета Иоханнеса Иттена. Классификация цветов. Основные свойства цвета.

И. Иттен (1888-1967) вошел в историю культуры XX века как крупнейший исследователь цвета в искусстве и как представитель того новаторского поколения художников и архитекторов, которым удалось создать знаменитый Баухауз с его принципиально новой системой художественного образования и интернациональным составом преподавателей и студентов, творцов современного стиля в культуре XX века. Иттен создал «форкурс» Баухауза, который принципиально изменил методику художественного образования.

Книга «Искусство цвета» написана Иттеном на основе занятий, которые он вел на протяжении 50 лет своей жизни, и в Баухаузе, и в частных школах в Вене и Берлине, затем в институтах в Крефельде и Цюрихе. Книга получила широкое признание.

Созданный Иттеном еще в начале 1920 гг. своеобразный цветовой конструктор (цветовой шар, круг и цветовая звезда), а также зафиксированная в его исследованиях связь цвета с той или иной формой, например, красного цвета – с квадратом, желтого - с треугольником, синего – с кругом, стали своеобразным ключом к овладению тайнами цвета.

                       

                                         Рис. 3

Методика цветового анализа и конструирования цвета, разработанная Иттеном открыла возможность создания многочисленных гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора. Она стала активно использоваться в дизайне, в экспериментах с новыми материалами, технологиями и повлияла на цветовую культуру современного телевидения, компьютерную графику и полиграфию.

Ценность цветовой теории Иттена заключается именно в том, что он сумел пойти дальше изучения собственно физических свойств цвета. Он обращался к произведениям старых мастеров и современных художников и обнаружил закономерности жизни цвета, трудно различимые вне сферы искусства. Сюда относятся проанализированные им семь типов цветовых контрастов, без которых немыслимо построение живописного полотна, а также вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

1. Основные и дополнительные цвета

Основными цветами считаются красный, желтый и синий – чистые цвета, которые не получаются путем смешения.

Дополнительные цвета получаются путем смешения. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются дополнительными цветами.

Если мы разделим спектр на две части, например, на красно-оранжево-желтую и зелено-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета. Смесь которых в свою очередь даст нам также белый цвет. Два цвета, объединение которых в световом луче дает белый цвет, а в веществе краски – серый, называются дополнительными цветами. Из опыта Ньютона следует, чтоесли мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, то оставшиеся цвета – красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый – то полученный нами смешанный цвет получится красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, то оставшиеся цвет - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый – дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. Этот опыт  научно доказывает основной закон цветовой гармонии - закон дополнительных цветов.

Основные свойства цвета

1. Теплохолодность – преобладание в каждом цвете спектра синего или желтого. Интересны здесь выводы В.Кандинского. «Тепло или холод есть тенденция к желтому или синему. Это есть горизонтальное движение, причем теплое движется по этой плоскости к зрителю, холодное стремится от зрителя». Каждый цвет и оттенок обладает теплохолодностью, т.е. сравнением с желтым – самым теплым, и синим – самым холодным. Первый «лучеиспускает», а второй – движется внутрь и удаляется.

2. Насыщенность степень чистоты цвета, сила цвета. Максимально насыщены основные цвета спектра, по мере их ослабления и движения к серому, насыщенность уменьшается.

3. Цветовой тон (светлота) – сравнение цвета с белым (самым светлым) и черным (самым темным). В таблице сравнения основных шести цветов с черным и белым выявляются следующие закономерности: самый светлый – желтый цвет, самый темный – фиолетовый. В средней удаленности от черного и белого находятся синий и оранжевый, а абсолютной середине между черным и белым соответствуют красный и зеленый цвета.

Поверхностно-пространственные качества цвета

Разнообразие восприятия предметов (степень удаленности от наблюдателя, фактура, условия освещения и т.д.) позволяет различать цвета по их пространственным качествам, выражаемым через понятия: поверхностный, плоскостный и пространственный цвет.

1) Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета. Цвет переднего плана. Цвет конкретного предмета в натюрморте, например, яблока на плоскости стола.

2) Пространственный цвет появляется, когда не различаются четко выделенные материальные плоскости. Он бесфактурен, цвет удаленных предметов и разнообразных сред – неба, облаков, тумана, воды. В отличие от плотности поверхностного цвета пространственному свойственны зыбкость и легкость.

3) Плоскостной цвет – принадлежит плоской поверхности, находящейся на таком расстоянии от глаза, что особенности ее структуры и фактуры не ощущаются, но благодаря сочетанию своей формы и действию контраста она выделяется на каком-то фоне и воспринимается как плоскость. Поэтому данная поверхность (стена или дерево) изображаются плоским цветным пятном – условно, без материальных особенностей. По мере удаления от наблюдателя цвет изменяет свои качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.021 с.)