Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попытки общественно-политической модернизации страны в годы царствования Александра I
12 марта 1801 г. стало днем вступления на российский престол Александра I. Став императором в результате дворцового переворота и насильственного устранения Павла I, Александр сразу заявил об отказе следовать политическому курсу своего отца. Двадцатитрехлетний царь пошел навстречу чаяниям дворянства и в Манифесте о своем восшествии на престол заверил, что будет править «по законам и сердцу» Екатерины II. Многочисленные указы демонстрировали решимость Александра руководствоваться принципом законности. В течение 1801 г. была объявлена амнистия лиц, пострадавших и гонимых при Павле I, были восстановлены в полном объеме екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам. Тогда же Александр I упразднил Тайную канцелярию. Подготовка преобразований сосредоточилась в Негласном комитете - кружке личных друзей императора, в который входили П. А. Строганов, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Действуя неформально и не имея статуса официального государственного учреждения, Негласный комитет обсуждал перспективы конституционных реформ государственного строя, проекты освобождения крестьян. Признавая очевидную несовместимость крепостничества и демократических институтов управления, участники заседаний Комитета в то же время учитывали базисную роль крепостного права в сельском хозяйстве и российской экономике в целом. После длительных дебатов в рамках решения крестьянского вопроса были приняты два законодательных акта. Законом от 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам разрешалось приобретать незаселенные земли, что подрывало дворянскую монополию на землевладение. 20 февраля 1803 г. был утвержден указ «О вольных хлебопашцах», который позволил помещикам освобождать крестьян из крепостной зависимости с наделением их землей за денежный выкуп. Рекомендательный характер этого указа обусловил его низкую результативность: за весь период александровского царствования всего 47 тысяч (не более 0,5%) крестьян получили свободу, став «вольными хлебопашцами». В области государственного управления важнейшим преобразованием первых лет правления Александра I стала реформа органов центральной исполнительной власти. С петровских времен в России существовала система коллегий, которые уже к концу XVIII в. выполняли свои задачи крайне неэффективно. Учитывая • иностранный (прежде всего французский) опыт, российские власти пошли на упразднение коллегий и учреждение в 1802 г. министерств - органов центральной исполнительной власти, возглавляемых министрами и действующих на основе принципа не коллегиальной, а персональной ответственности. Изначально были созданы 8 министерств - военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения, а также Государственное казначейство на правах министерства. С 1802 г. был изменен статус Сената, который стал высшим су-дебно-административным органом империи. В целом преобразования, подготовленные силами Негласного комитета, носили поверхностный и ограниченный характер, подчеркивая «просвещенность» российского абсолютизма.
С 1807 г. особый авторитет в окружении Александра I приобрел статс-секретарь М. М. Сперанский (1772-1839 гг.) - выходец из семьи сельского священника, человек выдающихся административных способностей, убежденный сторонник либерально-конституционных идей. В 1809 г. Сперанский подготовил проект государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов». В основу проекта был заложен признанный в юридической мысли того времени принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Сперанский предлагал предоставить выборной Государственной думе. Центральную исполнительную власть предполагалось оставить за министерствами, судебную - за Сенатом. Для координации законодательной, судебной и исполнительной властей и для их связи с высшей властью - императором - предусматривалось создание Государственного совета. В соответствии с проектом Сперанского, царь оставался вершиной властной иерархии в России: только его решением окончательно утверждались законы, одобренные Государственной думой и Государственным советом. Проект государственных преобразований М. М. Сперанского был крайне критически воспринят правящими кругами и российским дворянством. Александр I и его окружение категорически не приняли идею народного представительства, которое, с их точки зрения, вело к ограничению самодержавия. Своеобразным «рупором» для консервативно настроенного дворянства стала знаменитая записка Н. М. Карамзина «О древней и новой России», появившаяся в 1811 г. и отстаивавшая непреходящую ценность абсолютной монархии как единственно возможной формы власти в России. В результате проект учреждения представительной Государственной думы был безоговорочно отвергнут.
1 января 1810 г. в Петербурге торжественно открылось первое заседание Государственного совета - высшего совещательного органа при императоре. Членами Совета стали министры и высшие сановники, назначаемые по личному выбору царя. Для обеспечения системы управления квалифицированными кадрами еще в 1809 г. вышел указ, предписывавший всем чиновникам экзаменоваться на соответствие определенному образовательному уровню либо предъявить диплом об окончании соответствующего учебного заведения. В том же 1809 г. Сперанский настоял на утверждении указа, предписавшего придворным чинам избрать какую-либо государственную службу. Естественной реакцией придворных кругов и дворянства стало крайнее озлобление против Сперанского. Его называли «выскочкой», против него плелись интриги. В 1812 г. по ложному обвинению в государственной измене М. М. Сперанский был отставлен от всех постов и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. Процесс реформирования крепостнической системы и политическая либерализация гораздо более успешно шли в северных и северо-западных регионах Российской империи. Еще в 1804 г. Специальный Лифляндский комитет под руководством В. П. Кочубея разработал «Положение о лифляндских крестьянах». В соответствии с ним запрещалась продажа крепостных крестьян без земли. Позднее помещичьи крестьяне получили личную свободу: в Эстляндии - в 1816г., в Курляндии-в 1817г., в Лифляндии в 1819г. Земля оставалась у помещиков, но крестьяне могли ее покупать или арендовать, отрабатывая за аренду определенный объем повинностей. После присоединения к Российской империи в 1809 г. Великого княжества Финляндского оно получило значительные права автономии и сохранило представительный орган управления - сейм. По окончании войны с наполеоновской Францией в состав России вошло Царство Польское. В 1815 г. Александр I даровал Польше конституцию, внушив общественности уверенность, что в ближайшем будущем конституционное устройство будет введено и в России. 1818 г. ознаменовался принятием «Устава образования Бессарабской области», имевшего конституционный характер. По поручению Александра I в 1818-1819 гг. Н. Н. Новосильцев разработал проект конституции для России под названием «Уставная грамота Российской империи». Документ был составлен с учетом наиболее актуальных и признанных тогда государственно-политических идей. Проект основывался на принципе разделения властей, предусматривал ограничение самодержавной власти представительным органом, равенство граждан перед законом, федеративное государственное устройство. «Уставная грамота...» Новосильцева не была обнародована, поскольку Александр I по-прежнему отвергал возможность ограничения абсолютной монархии и находился под сильным впечатлением революционных событий в Европе (революций в Испании и Италии, войны за независимость в Греции).
В тот же период 1818-1819 гг. и тоже по поручению императора его ближайший советник генерал А. А. Аракчеев занимался подготовкой проекта освобождения крепостных крестьян. Аракчеев предложил выкупать из крепостной зависимости крестьян из помещичьих имений, поступавших в продажу. Освобожденные крестьяне должны были получить земельный надел из расчета 2 десятины на душу. Поскольку выкуп предполагалось вести за счет государственных средств, проект был признан чрезмерно обременительным для бюджета, а его реализация растянулась бы на неопределенный срок (до 200 лет). Как и предыдущие реформаторские предложения, проект Аракчеева не был обнародован. Последнее десятилетие царствования Александра I характеризовалось усилением консервативно-реакционных тенденций, отказом от попыток либерально-конституционного переустройства. По мнению историков, это было обусловлено сопротивлением правящей бюрократии, дворянского сословия, а также личной боязнью императора вызвать социальные возмущения. Среди советников Александра I наибольшим влиянием на императора пользовался граф А. А. Аракчеев (1769-1834 гг.), военный деятель, выдвинувшийся еще в правление Павла I, демонстрировавший безусловную преданность Александру. С 1810 г. Аракчеев возглавлял департамент военных дел Государственного совета и пользовался безграничным доверием царя. Единственным средством укрепления российского самодержавия Аракчеев считал совершенствование и развитие централизованной бюрократической системы. Политика реакции и полицейского деспотизма в 1815-1825 гг. по имени ее главного исполнителя была названа «аракчеевщиной». Одним из самых ярких проявлений «аракчеевщины» стали так называемые военные поселения. С конца XVIII в. достаточно остро стояла проблема удешевления содержания массовой армии в мирное время. Впервые к идее военных поселений обратился Павел I. Александр I еще до Отечественной войны 1812 г. предпринял первые опыты по их устройству. Военные поселения - это система организации войск, при которой военная служба совмещается с занятиями сельским хозяйством. Систематическое насаждение военных поселений в России началось в 1815-1816 гг., особенно активно -после назначения их Главным начальником А. А. Аракчеева.
Военные поселения занимали большую часть казенных земель Новгородской, Петербургской, Могилевской, Харьковской губерний. Солдатские полки расквартировывались по деревням, в которых мужчины с 18 до 45 лет переводились на положение военных поселян. Под командованием офицеров солдаты и военные поселяне обучались военному делу и занимались сельскохозяйственными работами. Предполагалось, что таким образом удастся комплектовать армию за счет прироста военных поселян и прокормить ее без дополнительного финансирования. На практике внедрение этой системы привело к резкому падению боеспособности войсковых частей и снижению хозяйственной эффективности в районах военных поселений. Произвол и жестокость военного начальства, запрет военным поселянам свободно торговать и общаться с внешним миром, разрушение традиционного уклада сельской жизни неизбежно вызывали крестьянские восстания. Однако Александр I продемонстрировал готовность и далее насаждать военные поселения: «Они будут, даже если придется уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова». В целом на положение военных поселений до конца алек-сандро'вского царствования было переведено около трети всей численности армии. Как отмечали современники, примерно с 1820 г. Александр I стал довольно безразлично относиться к вопросам государственной жизни. Император обнаруживал склонность к религиозному мистицизму, что противоречиво уживалось с увлечением военными смотрами и парадами, с жаждой путешествий по России и за границей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.007 с.) |