Глава 8. Советская государственность и ее сущность (1917-1939гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Советская государственность и ее сущность (1917-1939гг. )



8.1. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР..........................................................................................171

8.2. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1920-е гг. Новая экономическая политика....................................................176

8.3. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия......................................................................................................180

8.4. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивле­ние сталинизму.......................................................................................................184

Глава 9. Вторая мировая война 1939-1945 гг. и ее политиче­ские последствия.

9.1. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны................................................................................................................187

9.2. Основные причины военных поражений СССР в началь­ный период войны...................................................................................................190

9.3. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и в целом во Второй мировой войне....................................................................................194

9.4. Решающий вклад СССР в победу над фашизмом и япон­ским милитаризмом.................................................................................................196

Глава 10. СССР во второй половине 40-80-х гг. XX в.

10.1. Социально-экономическое развитие, общественно-по­литическая жизнь и внешняя политика СССР в после­военные годы...................................................................................................................199

10.2. Попытка осуществления политических и экономиче­ских реформ. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.................................................................................202

10.3. СССР в 1960-1980-е гг.: нарастание кризисных явлений ……..206

10.4. Перестройка: Советский Союз в 1985-1991 гг........................................................................................................................211

Глава 11. Распад СССР и формирование современной рос­сийской государственности.

11.1. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР....................................................................................................215

11.2. Россия на пути государственного строительства и ради­кальной социально-экономической модернизации....................................................219

11.3. Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации........................................................................................................223

11.4. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1994-1999 гг.....................................................................................................226

Глава 12. Россия и мировая цивилизация в начале XXI в.

12.1. Россия на рубеже тысячелетий. Основные направления внутренней политики Президента Российской Федера­ции В. В. Путина.228

12.2. Внешняя политика России в условиях новой геополити­ческой ситуации...........................................................................................................232

 

Заключение..............................................................................................238

 

Терминологический словарь..................................................................239

 

Хронологический указатель...................................................................258

Библиографический список....................................................................277

 

Сведения об авторах……………………………………………………280

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленный авторским коллективом кафедры истории и политологии СПбГИЭУ учебник по дисциплине «Отечественная ис­тория» предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Он соответствует государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню под­готовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и соци­ально-экономических дисциплин и рабочей программе по дисцип­лине «Отечественная история», утвержденной 24 декабря 2009 г. (№ 3790). Учебник подготовлен в соответствии с рабочим учебным планом специальности 080502.

Целью данного учебника является систематическое изложение основных идей, концепций, понятий и выводов исторической науки по программным разделам в соответствии с последними достиже­ниями ученых. Учебник учитывает специфику контингента, для ко­торого он предназначен, и опыт преподавания данной дисциплины, накопленный сотрудниками кафедры. Каждая глава включает в се­бя контрольные вопросы для самостоятельной работы. В учебнике имеется список основной и дополнительной литературы. Кроме то­го, учебник снабжен терминологическим словарем и хронологиче­ским указателем. Исходя из вышеизложенного актуальность изда­ния учебника по дисциплине «Отечественная история» вполне оче­видна.

Авторский коллектив:

Виватенко С. В. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 11).

Галанов М. М. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 4).

Гончаренко Л. Н. - доктор исторических наук, профессор (гл. 6).

Ковалева Т. А. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 10).

Кузнецов В. Д. - доктор исторических наук, профессор (гл. 8).

Полякова Н. В. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 5).

Резник А. А. -доктор исторических наук, профессор (гл. 1-3).

Сербина О. А. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 7).

Снигирев С. Ф. - доктор исторических наук, профессор (гл. 9).

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы являемся свидетелями повышенного интереса к отечественной истории. Прошлое России сделалось отправным пунктом споров о ее ближайшем будущем. Вопросы «кто мы, отку­да, куда мы идем?», «почему историческое развитие России пошло так, а не иначе, и каковы его последствия?», «имелись ли альтерна­тивные пути развития нашего Отечества?» сегодня становятся ак­туально значимыми для большей части российского общества, осо­бенно для молодежи.

Познать и объективно осмыслить историческое прошлое на­шей страны невозможно без рассмотрения его сквозь призму миро­вой истории. Развитие Российского государства носило самобыт­ный характер, имело свои особенности, и, тем не менее, оно проис­ходило в общих рамках развития европейской и мировой цивилиза­ций, на базе основных закономерностей развития человеческого сообщества. В масштабах мировой истории человечества Россия представляет собой государственное образование более позднего времени. Естественно, в процессе своего формирования и после­дующего развития она в известной мере впитывала уже накоплен­ный исторический опыт других стран и народов и вместе с тем ока­зывала существенное влияние на мировой исторический процесс, вносила достойный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Поэтому история человечества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков от­дельных индивидуумов, человеческих коллективов, государств, всего человеческого общества. Данное определение в полной мере относится и к отечественной истории.

Изучает историю человечества историческая наука. Она, как и другие науки, складывалась постепенно. По мере развития общест­ва, совершенствования материального производства, роста духов­ной культуры развивалась и историческая наука: накапливался опыт многих человеческих поколений, расширялись и обогащались ее содержание и предмет изучения, происходил процесс все возрас­тающего накопления знаний. Всемирная история стала хранитель­ницей исторического опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.

Исторические знания несут в себе определенную генетиче­скую информацию, являются своеобразным кодом, связующим звеном между прошлым и настоящим. Нравственная, мировоззрен­ческая, концептуальная, практическая необходимость исторических знаний бесспорна. Разрыв исторических связей поколений, лише­ние народа традиций предков, его веками складывающейся культу­ры может привести к катастрофическим последствиям. Только се­годня приходит понимание, как много мы потеряли в нравствен­ном, культурном развитии народа, предавая забвению целые пла­сты отечественной и мировой истории. Когда уничтожается исто­рическая память, человек теряет свое лицо, превращается в своего рода манкурта. «История, - писал русский историк Н. М. Карам­зин, - завет предков потомству, дополнение, изъяснение настояще­го и пример будущего».

Конечно, можно прожить жизнь и без должных знаний исто­рии своего Отечества и человечества в целом. Но считать себя в этом случае образованным и культурным человеком, право же, не стоит. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению ма­тематики, греческого или латинского языка, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не лю­бить истории может только человек, совершенно не развитый умст­венно», - утверждал Н. Г. Чернышевский.

Внимательное и вдумчивое изучение истории, особенно исто­рии России, несомненно, будет способствовать более активному освоению студенческой молодежью накопленного предыдущими поколениями как положительного, так и отрицательного историче­ского опыта, пониманию своих исторических корней, осознанию себя наследницей великой культурно-исторической традиции, соз­нательному определению своего места в возрождении истинного величия нашего Отечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.007 с.)