Подпрограмма «Оглянись вокруг» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подпрограмма «Оглянись вокруг»



Основная идея программы: весь мир для людей

Направленность: социально-педагогическая.

Постановка проблемы.

  Положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продолжает оставаться острой социальной проблемой, требующей постоянного внимания. Данная категория детей по причине особеностей социально-экономических условий, в которых они находятся, обладают меньшими возможностями, чтобы быть успешными. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, особенно часто попадают в так называемые «зоны риска»:

1. Круг общения обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков, а также – неготовностью среды принять сироту.

2. Предубеждения окружения, предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.

3. Неразвитость должного отношения к труду и самообслуживнию, опыта осмысленного заинтересованного труда. Нарушения в паттерне «Цель – труд — результат». Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.

4. Иждивение (чаще для детей-сирот). Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне, отсутствие бережного отношения к имуществу.

5. Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.

6. Информация. Замкнутость и ограниченность информации, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.

7. Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.

8. Внешность. Неаккуратность, неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.

9. Гедонистические установки. Установки на наслаждение, чрезмерное удовольствие часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.

10. Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.

11. Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры.

В связи с вышесказанным возникает необходимость включения таких детей в социальные отношения, необходимые для успешной социализации.

Актуальность. Профилактика девиантного поведения наиболее эффективна в летний период, в условиях смены обстановки и круга общения за счёт создания благоприятных социально-бытовых условий.

Цель. Формирование социального опыта, способствующего решению жизненных задач на основе нравственного анализа и самоконртоля.

Задачи:

ü Стимулировать детей к активному участию в разнообразной деятельности, к осознанию ответственности за совершаемые действия и поступки.

ü Побуждать к сопереживанию, к способности чувствовать состояние другого человека и находить доброжелательные способы общения.

ü Оказывать содействие в нравственной ориентации в окружающем мире.

ü Помогать детям раскрыть в себе качества личности, необходимые для успешной адаптации в обществе.

Участники подпрограммы. Дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию от 6 до 15 лет, дети-сироты – до 18 лет.

Целесообразность. Для создания предпосылок успешной социализации детей в подпрограмму были включены следующие разделы:

1. «Азбука общения» - для развития коммуникативной компетенции, расширение круга связей, развитие межличностных отношений.

2. «Твои корни» - развитие чувства сопричастности, гордости за свою Родину, следовательно – за себя, как часть страны.

3. «Труд, труд» - воспитание трудолюбия через формирование навыков самообслуживания.

4. «Присмотрись к профессиям» - введение элементов профориентации через знакомство с профессиями, представленными в лагере, а также в лесном хозяйстве.

  Особенности. Участвуя в реализации данной подпрограммы, дети активно включаются в мероприятия, предусмотренные остальными блоками программы «Лето – это маленькая жизнь»:

· получают навыки ЗОЖ через усвоение подпрограммы «В здоровом теле здоровый дух»,

· входят в состав органов детского самоуправления лагеря и усваивают материал подпрограммы «Действуй сам»,

· имеют возможность реализовать свои способности, включаясь в работу творческих групп в рамках подпрограммы «Алло, мы ищем таланты»,

· познают формы организации досуга, принимают активное участие в досуговых мероприятиях, что им позволяет сделать подпрограмма «Игра – дело серьезное»,

·  закрепляют, развивают имеющиеся навыки, формируют новые навыки и умения трудовой деятельности, что им позволяет сделать участие в подпрограмме «Без труда нельзя на свете жить».

Включение в реализацию всех подпрограмм позволяет детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, закрепить знания, полученные при изучении подпрограммы «Оглянись вокруг», почувствовать себя частью коллектива, приобрести максимальное количество знаний, умений и навыков, предусмотренных подпрограммами различной направленности.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемые результаты Критерии  Показатели Методы отслеживания
1.   Положительная динамика формирования социальной ответственности - Владение средствами вербального и невербального общения - Идентификация себя и окружающих - Самостоятельность   Построение взаимоотношений вне узкой группы Наблюдение Беседа
2. Проявление навыка ориентирования в окружающем мире - Самообслуживание - Трудовая деятельность - Построение взаимоотношений вне узкой группы - Представление об окружающем мире - Планы на будущее Активная деятельность в мероприятиях Наблюдение Творческие отчеты методики
3. Успешная адаптация в коллективе - Коммуникация - Способность к адекватной самооценке/оценке - Сопереживание и понимание Дружественные отношения в коллективе, ненасильственное поведение Наблюдение  

Тематическое планирование

№ п/п Название раздела Название темы Количество часов
I. Оглянись вокруг 1. Азбука общения: - Языки общения; - Тайна моего «Я»; - Как мы видим друг друга; - Этот странный взрослый мир; - Фантазии характеров; - Умение владеть собой; - Культура общения. 2. Твои корни. 3. Труд, труд: - Чтобы выжить; - Труд на благо. 4. Присмотрись к профессиям.     2 2 2 2 2 2 2 6   10 20 10    

ВСЕГО

60

 

Содержание деятельности

1. Азбука общения:

- Языки общения. Восприятие мира через органы чувств. Язык жестов, движений, чувств. Немного о памяти. Упражнения на развитие мимических движений. Тренировка распознавания эмоциональных состояний. Этюды на выражение своих и распознавание чужих чувств. Итоговые этюды.

- Тайна моего «Я». Автопортрет. Чувства и желания. Мир фантазий. Настроение (собственная значимость). Игры «Отражение в озере», «Зеркало». Игры на отражение человеческих поступков

- Как мы видим друг друга. Умение общаться (разговор взглядов). Дружба. Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение. Игровые ситуации с записью и воспроизведением речи детей и дальнейшим анализом.

- Этот странный взрослый мир. Уважение к старшим. Взаимоотношения с родными. Поведение в общественных местах. История семьи. Сюжетно-ролевые игры - «Вечер в моей семье», «Чаепитие», «Путешествие», «Интервью» и другие. Этюды «Дружная семья», «Как я провел день».

- Фантазии характеров. Примеры для подражания. Добро, зло, совесть. Хорошие и дурные привычки. Конфликт и поведение в трудных ситуациях. Передача внутренних черт характера через выразительные движения, позы. Сочинения-фантазии характеров. Импровизации на передачу характеров разных персонажей.

- Умение владеть собой. Внимание. Управление и контроль за поведением. Преодоление дурных привычек. Расслабление различных групп мышц. Развитие внимания. Игры на преодоление двигательного автоматизма (типа «Запрещенное движение»). Игры на преодоление застенчивости.

- Культураобщения. Приветствия, благодарность. Поддержание разговора. Правила общения по телефону, через письма. Правила хорошего тона. Проигрывание сказок. Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды. Игры на развитие доброго отношения друг к другу. Упражнения на развитие речи.

2. Твои корни: цикл бесед «Россия: победа в руках людей», досуговая программа «Салют, Победа!» (конкурс патриотической песни, военно-спортивная игра на местности, уборка памятников, оформление «Уголка памяти», конкурс открыток военной тематики, проект «Победе посвящается»). Проект «Двор твоего детства».

3. Труд, труд:

- Чтобы выжить – обучение навыкам самообслуживания, помощь в уборке спального места и пр., личная гигиена, конкурсы «Оденься просто, но красиво», ролевая игра (имитация - создание искусственных ситуаций, имитирующий реальный мир – дом, кухня, кафе, магазин, сберкасса и пр.)

- Труд на благо – общественно полезный труд на территории лагеря в составе добровольных трудовых бригад на безвозмездной основе, проектная деятельность «Лагерь глазами старожилов (лагерь будущего)».

4. Присмотрись к профессиям

Калейдоскоп: «Профессия, которую ты можешь получить (предоставление информации, опыта пробы профессии, которой можно овладеть в ближайшей перспективе).

       «Профессия, которую получить сложно» (знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей»).

Цикл деловых игр с представителями следующих профессий: профессии, представленные в лагере - «воспитатель», «медсестра», «повар», «заведующий хозяйством», «уборщик», «мойщик посуды», «сторож»; профессии, для презентации которых привлеаются представители соответствующих профессий из деревни Заручье или соответствующих служб, с которыми устновлено взаимодействие - «спасатель», «милиционер», «пограничник» «лесничий», «продавец».

Подпрограмма «Действуй сам»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.008 с.)