Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геометрическая алгебра Древней Греции
VII–V вв. до н. э. ознаменовались для Греции великими событиями: создание демократического государства, возникновение жанров трагедии и комедии, создание математики как абстрактной теоретической науки, основанной на системе доказательств. В основу математических доказательств легли опыты Фалеса. Он создал метод доказательства. Фалес Милетский (ок. 625 – ок. 547 до н. э.) – древнегреческий философ, родоначальник античной философии. Доказательство служит для установления истинности того или иного математического предложения. Доказательства выявляют связи между математическими предложениями, позволяют установить, от каких посылок это предложение зависит, а также дают возможность классифицировать математические предложения. Некоторые теоремы могут иметь много различных доказательств, которые позволяют установить связи рассматриваемой теоремы с другими частями математики. Систематическое введение доказательств в математику стимулировало ее быстрое развитие. В Греции V–III вв. до н. э. были созданы первые математические теории: 1) система евклидовой геометрии; 2) элементарная теория чисел; 3) теория конических сечений; 4) первая теория действительных чисел; 5) элементы теории пределов. Окончательное преобразование математической науки из рецептурной (Египет, Вавилон) в доказательную произошло в школе Пифагора. Около 530 г. до н. э. Пифагор приехал с острова Самос, своей родины, в Кротон (Южная Италия), где и основал пифагорейский союз. К математическим наукам пифагорейцы относили арифметику, геометрию, астрономию, музыку (ноту можно связать с числом: высота звучания струны зависит от ее длины). Геометрическая алгебра представляет собой часть античной математики, в которой было построено прямое исчисление отрезков и площадей. Сложение отрезков осуществлялось геометрически – путем приставления одного к другому, вычитание – путем выкидывания из большего отрезка части, равной меньшему. Произведением двух отрезков назывался построенный на них прямоугольник. Исчисление, определенное в геометрической алгебре, было «ступенчатым». Первую ступень составляли отрезки, вторую – площади фигур (в основном рассматривались треугольники и прямоугольники), третью – объемы. С помощью «геометрической алгебры» стало возможным изучение общих свойств алгебраических операций, например a + b = b+ a, (a+ b)2= a 2+ b 2+2 ab и др.
В Древней Греции дифференцировалось обучение математике: молодые люди аристократического происхождения изучали математику как логическую систему, а ремесленники воспринимали математику лишь как сборник рецептов при решении стандартных вопросов их специальности. С этого времени берет свое начало и разделение математики на чистую и прикладную. Буквенная алгебра II–I вв. до н. э. были временем стремительного возвышения Рима. В 30-е годы до н. э. пало последнее из эллинистических государств – Египет и была основана Римская империя. Но греческая наука вновь оживает, Александрия остается научным и культурным центром древнего мира. Конец I – начало II в. н. э. называют греческимвозрождением: § в I в. в Александрии работал математик и инженер-изобретатель Герон, который первым открыл движущую силу пара; § в конце I в. математик и астроном Менелат создал системы геометрии и тригонометрии на сфере; § в II в. астроном и математик Клавдий Птолемей создал геоцентрическую модель Солнечной системы (просуществовала до XV–XVI вв). Эти открытия вели к началам вычислительной математики, к расширению понятия числа. Эти тенденции проявились в творчестве величайшего алгебраиста древности Диофанта Александрийского. В работе «Арифметика» он расширил числовую область до поля рациональных чисел – появились отрицательные числа и правила знаков, ввел алгебраическую символику для обозначения вычитания и равенства. «Арифметика» явилась поворотным пунктом в развитии алгебры и теории чисел. Именно в этой книге алгебра обрела новый язык, гораздо более оперативный и удобный, чем язык геометрии – это и стало рождением буквенной алгебры. В VII–XV вв. научные исследования вели народы, населявшие Иран, Среднюю Азию, Малую Азию, Северную Африку. В VIII в. еке в багдадском доме мудрости работала целая коллегия переводчиков и комментаторов. Были переведены «Начала» Евклида, многие сочинения Архимеда, философские трактаты Аристотеля. Алгебра в это время уже воспринимается как самостоятельная наука – наука о решении уравнений. Однако ученые стран арабского Востока совершенно отказались от пользования буквенной символикой. Начиная с X–XII вв. из научных центров арабского Востока и Византии новые математические идеи стали проникать в Европу.
Первым крупным математиком Европы был Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) (1180–1240). В 1209 г. Фибоначчи издал книгу «Liber abaci», в которой изложил десятичную позиционную систему и правила арифметических действий в ней, арифметику, геометрию и алгебру. В нейБ были приведены решения квадратных уравнений, рассматривались арифметическая и геометрическая прогрессии, исследован ряд Фибоначчи: un +1 = un + un -1 : 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, … Европейская алгебра XVI в. описала решение уравнений III и IV степени. Появились комплексные числа. В 1591 году Франсуа Виет (1540–1603) ввел обозначения для произвольных постоянных величин. Благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней общими формулами, и сами алгебраические выражения превратились в объекты, над которыми можно было производить те или иные действия. Появление формул позволило создать алгоритмы решения однотипных задач и сделало алгебру наиболее наглядной. Буквенные обозначения позволяют записать свойства действий над числами в сжатой форме, удобной для построения исчисления над буквенными выражениями. Буквенное исчисление тождественных преобразований, давшее возможность преобразовывать по определенным правилам буквенную запись результата действий, составляет аппарат классической алгебры. В 1585–1589 гг. Виет работает над большим трудом «Искусство анализа, или Новая алгебра». Книга не была закончена. Но в 1646 г. сочинения Виета были собраны учениками и изданы в Лейдене. Эти труды перевернули всю математику нового времени. Буквенное исчисление позволяет заменить часть мыслительных операций механическими вычислениями, правда, это стало возможным лишь в XX в., с появлением программируемых вычислительных устройств. Контрольные вопросы 1.В чем отличие аксиомы от теоремы? 2.В чем заключается аксиоматический метод? 3.Приведите примеры непозиционных систем счисления. 4.Перечислите науки, которые Пифагор и его ученики относили к математическим наукам. 5.Кто стал основоположником буквенной алгебры? 6.Как связаны открытия буквенной алгебры и автоматизация вычислений? 7. В чем основное отличие принципа организации математики (как науки) Древнего Вавилона от математики Древней Греции? 8. Какие преимущества привнесла в математику буквенная алгебра, разработанная Франсуа Виетом? 9. Каков принцип деления математики на чистую и прикладную?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.51.5 (0.174 с.) |