В-1) Внешние функции государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-1) Внешние функции государства



К числу внешних функций современных государств относятся

1. Политическая. Содержание политической функции составляет развитие политических

отношений между государствами: создание представительств одних государств на территории других, деятельность послов, дипломатов; заключение международных договоров, участие в международных организациях, обмен официальными парламентскими делегациями и т.д.

2. Функция обороны (защита государства от нападения извне и укрепление собственных

вооруженных сил).

Устав ООН и другие международные документы в качестве важнейшего принципа современных международных отношений закрепили уважение суверенитета и невмешательство государств в дела друг друга. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций. Государство должно иметь возможность пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также свою экономическую, политическую и информационную независимость. Осуществление функции обороны обеспечивает суверенитет, самостоятельность государства на международной арене, а также защиту его населения и территории. Как подчеркивается, например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на Российскую Федерацию, Россия будет вынуждена поддерживать достаточный уровень обороноспособности.

3. Функция интеграции в мировую экономику проявляется в деятельности по внешнеэкономическому сотрудничеству (в том числе в предоставлении другим государствам кредитов, займов, в использовании новейших зарубежных технологий и т.д.), в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, в поддержке иностранных капиталовложений (создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление иностранным инвесторам таможенных, налоговых и других льгот).

4. Одной из приоритетных функций современного демократического государства является

социальная функция, осуществляемая в сфере международных отношений. Речь идет прежде всего о защите прав личности (принятие международных актов — деклараций, конвенций — в области обеспечения прав человека, деятельность Европейского Суда по правам человека и т.д.) и осуществлении различных форм гуманитарной деятельности (гуманитарная миссия “Врачи без

границ” и др.).

5. Экологическая. В современных условиях многие экологические проблемы (уменьшение

озонового слоя, глобальное потепление климата, угроза исчезновения редких животных, загрязнение рек, почвы и атмосферного воздуха и др.) не могут быть решены усилиями только одного государства. Они требуют согласованных действий многих государств, входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Нерациональное природопользование, характерное для многих развитых государств (неразумное, потребительское отношение к природно-экономическим и сырьевым ресурсам, приводящее к их истощению, использование разрушительных для экологии технологий), создает опасный дисбаланс в окружающей человека природной среде и несет реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Современные государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п.

6. Поддержание мира (или как ее еще называют “поддержание мирового порядка”). Необходимо

подчеркнуть, что ведение агрессивных, захватнических войн сопутствовало всем этапам развития человеческого общества. Сохраняется эта угроза и сегодня. Однако наличие оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического) значительно снижает возможность развязывания новых агрессивных войн. Важным фактором сохранения мира на планете является совместная деятельность государств по разрешению межнациональных конфликтов, обеспечению мирового правопорядка (миротворческие миссии по нормализации ситуаций в Нагорном Карабахе, Югославии, Абхазии, Ираке и др.).

 

К внешнеполитической деятельности современного государства относится и сотрудничество с другими государствами в таких сферах, как культура (культурный обмен, организация

международных конкурсов, выставок), борьба с организованной преступностью (в том числе через ИНТЕРПОЛ) и др.

Осуществление внешнеполитических функций государства, как правило, относится к компетенции правительства, которое координирует и контролирует деятельность соответствующих государственных органов и институтов.

г) Форма государства

Государство может быть устроено по-разному. Над тем, как наи­лучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожа­луй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как ре­волюции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей из­менить устройство (строй) государства и общества.

Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще прида­валось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ ус­тройства.

«Форма государства», как уже замечалось, - это достаточно древняя кате­гория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Од­нако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частно­сти ушли далеко вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «политический режим» характеризует динамичес­кую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсис­темы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государ­ства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

Наряду с анализом состава органов верховной государственной власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы прав­ления традиционно предполагает и характеристику порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений меж­ду частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монар­хическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Или, напри­мер, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду госу­дарственный режим — совокупность приемов и методов осуществления госу­дарственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимо­действием государственной власти с другими политическими силами и ин­ститутами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может;

а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практи­чески совпадать с государственным режимом;

б) в основном быть обусловленным деятельностью институтов граждан­ского общества.

Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

Один и тот же режим может быть при разных формах правления. Так, по форме правления Англия - конституционная монархия, ФРГ и Италия -парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же - буржуазная демокра­тия. Или, например, в 1930-е годы республиками официально именовались и Германия, и Франция, и Советский Союз, но государственный режим у них был разным.

В то же время прослеживаются и такие зависимости, что изменение поли­тического режима влечет изменение формы государства и наоборот - реорга­низация государства с точки зрения формы правления и государственного ус­тройства влечет изменение режима функционирования государственной власти.

Видимо, для того, чтобы понять закономерности этих взаимосвязей, нуж­но не просто рассматривать соотношение формы правления, формы государ­ственного устройства и политического режима, а принимать во внимание всю политическую ситуацию в стране, учитывать мощное влияние на политичес­кий режим институтов гражданского общества.

С этой точки зрения политический режим может быть демократическим и недемократическим (авторитарным и тоталитарным).

Г-1) Форма правления

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществ­ляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следую­щие моменты:

- строение высших органов государственной власти (их состав, компетен­ция, принципы взаимодействия);

- характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

- порядок образования;

- степень участия населения в формировании.

Существует два вида формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» — власть, то есть «монархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правя­щей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает пе­ред населением за свои властные действия.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре­дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.014 с.)