Наука системна, общезначима, универсальна и критична. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука системна, общезначима, универсальна и критична.



Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить.

 

Наука отличается от философии тем, что изучает бытие не в целом, а только его конкретные виды и формы.

Наука отличается от религии тем, что ее научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они используются людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

Наука отличается от искусства строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное рационально-теоретическое знание.

Наука, выступая как важнейшая форма познания, выполняет ряд социальных функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Основными функциями науки являются:

во-первых, культурно-мировоззренческая;

во-вторых, выступает как непосредственная производительная сила;

в-третьих, - социальная сила.

Культурно - мировоззренческую роль наука стала играть после коперниковского переворота в понимании мироздания. Она оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Научное знание стало проникать в структуру деятельности человека и общества. Предлагаемые наукой ответы мировоззренческой значимости касались, в первую очередь,структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и др. Эти вопросы стали элементами общего образования, превратились в составную часть культуры. Занятия наукой стали в глазах общества самостоятельной и достойной сферой человеческой деятельности.

Непосредственной производительной силой наука выступает особо зримо в масштабах и темпах современного научно-технического прогресса. Его результаты ощутимо проявляются во всех отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Научные достижения, практически незамедлительно используются в различных областях практической деятельности, в корне меняющие облик и характер производства.

Социальную силу наука играет непосредственно включаясь в процессы социального развития. Многие данные науки используются для разработки масштабных планов, программ социального и экономического развития. Исследуя пути решения глобальных проблем современности, предотвращения истощения природных ресурсов, загрязнения воды, почвы, воздуха и т.д.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре.

 

Вопрос 2. Наука и техника. Философские проблемы техники.

Древнегреческое слово «технэ» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Отличительной особенностью техники от природы является то, что она специально «целенаправленно» создается людьми. Произведенный человеком предмет, объект часто называют артефактом. Латинское слово «артефактум» означает искусственно сделанный. Следовательно, техника есть совокупность артефактов.

Человек, развивая науку, творит технику и наоборот, техника способствует развитию науки. Налицо диалектическое единство. Техника, развиваясь, проходит ряд этапов в связи «человек-техника».

1. На этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности человека, увеличивали его физическую мощь.

2. На этапе машинизации, техника становится самостоятельной силой. Техника как бы отделяется от человека, но он вынужден, находится рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

3. На этапе автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее организатором и контролером.

Под технологией понимается совокупность операций, их последовательность по целенаправленному использованию техники. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности. На этой стадии, на первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта. К тому же, автоматизация производства способствовала бурному развитию потенциальных возможностей общества по удовлетворению своих потребностей. Казалось, что положительное значение этого процесса неоспоримо. Однако, вскоре выяснилось, что не все так прекрасно. Последствия развития техники имеют и негативный аспект. Это привело к необходимости философского осмысления проблем техники.

Одним из главных вопросов, обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки. Техника понимается как прикладная наука, прежде всего, как прикладное естествознание. Подчеркивается влияние техники на науку, ее самостоятельное значение. Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития «нечто» из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования, а в последующем превращается в самостоятельный сложный объект. Техника перестала быть чем- то прикладным и играет важную, самостоятельную роль в общественном развитии.

В связи с этим, возникает следующая проблема – это оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Другими словами, осмысливаются социальные, этические и др. последствия развития техники. Оценки полезности техники возможны посредством сравнения с идеалами. Такими идеалами выступают полезность, безвредность, гуманизм и др. Экспертами в оценке результатов выступают коллективное лицо либо коллективный орган, который может функционировать как в государственных, так и в негосударственных структурах.

Оценка техники приводит к пониманию проблемы различения естественного и искусственного. Речь идет о том, что технические объекты, артефакты имеют, как правило, физико–химическую природу. Развитие биотехнологий привело к специальному выращиванию колоний микроорганизмов для их последующего использования в сельском хозяйстве, или специальное выращивание бактерий для использования как бактериологическое оружие. Эти микроорганизмы ничем не отличаются от природных. Однако, они есть и артефакты, т.е. результат специфической деятельности человека. С одной стороны, техника «вооружает» человека силой, а с другой - ослабляет его, т.к. укорачивает продолжительность жизни. Следовательно, человеку необходимо очень тщательно взвешивать последствия своей деятельности.

В оценке феномена техники существует множество подходов.

1. Натуралистический – исходит из того, что человеку от природы недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать эти недостатки созданием артефактов.

2. Естественнонаучный – рассматривает технику как прикладную науку, направленную на удовлетворение потребностей человека.

3. Волевой подход – человек посредством артефактов и технологических связей реализует свою волю к власти. Это проявляется на индивидуальном и особенно на национальном, классовом и государственном уровнях.

4. Рациональный подход рассматривает технику как сознательно регулируемую деятельность человека. Рациональность понимается как высший тип организации технической деятельности и, в случае ее дополнения гуманистическими результатами, отождествляется с целесообразностью и планомерностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.180 (0.006 с.)