Приверженцы герменевтики утверждают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приверженцы герменевтики утверждают.



1. Герменевтика из метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, понимание является не только способом познания, но и способом существования человека.

2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

3. Интерпретация подчинена достижению понимания – это главная цель

герменевтики.

4. В этом   процессе          всегда   просматривается      так  называемый

герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого: а)   понимание целого складывается из понимания отдельных частей; б) для понимания частей необходимо понимание целого.

Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.

5. Для этого необходимо проникнуть (понять) внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

6. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира. Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

 

ТЕМА 2.8 Русская философия.

ЛЕКЦИЯ 11. Особенности русской философии. Эволюция русской идеи.

Вопросы лекции

1. Периодизация русской философии.

2. Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

3. Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

4. Основные течения и видные мыслители.

5. Русская философия XIX-XXвв.

6. Философия космизма

7. Советская философия

Вопрос 1. Периодизация русской философии.

Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т.е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов.

Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.

I этап – XI – XVII вв.

II этап – XVIII – XIX вв.

III этап – конец XIX – XX вв.

Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения.

Вопрос 2. Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

Первый этап становления русской философской мысли называется в разных источниках по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия или философия допетровского периода.

Отличительная особенность:

во-первых, отсутствие самостоятельного статуса;

во-вторых, ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Самобытность русской философии связанна с процессами христианизации (начало положено крещением Руси в 988 г.) и в связи с этим философская мысль:

с одной стороны – восприняла ряд черт и образов языческого мировоззрения и культуры,

а с другой – связав себя узами с Византией, стала впитывать античную философию.

Таким образом, она впитала в себя идеи античной, византийской и

древнерусской мысли. Основными философскими элементами язычества были: наивный пантеизм и связанные с ним начальные натурфилософские

представления.

Преобладающими проблемами древнерусской философской мысли являлись понятия о душе, о взаимодействии души и тела, о мудрости, о знании вообще и др.;

в-третьих, философия выполняла не только мировоззренческую функцию, но и функцию житейской мудрости, праведности мысли и поступков людей. Это проявлялось в нравственно-этической и исторической проблематике.;

в-четвертых, с самого начала русская философия использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

Ярким представителем этого этапа развития философской мысли является Максим Грек (до принятия пострига – Михаил Триволис) (1475-1556).Максим Грек происходил из знатного рода, учился в Италии, много путешествовал. В зрелом возрасте избрал путь православного служения и в Афоне (1505г.) постригается в монахи.

В 1518г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи – переводчики, и среди них – Грек. В 1525г. он был обвинен в ереси и политических преступлениях, осужден и много лет провел в заключении (шесть лет – в темнице Волоколамского монастыря и 15 лет – в Тверском монастыре).

По прибытии в Россию, не знавший даже русского языка, Максим Грек стал одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти – русским святым.

Суть взглядов.

1. Хорошо зная учения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. мыслителей он утверждает, что философия, «без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине блаженная». Важнейший вопрос, который необходимо выяснить – каков тот единственный жизненный путь, который может привести человека к спасению.

2. Человек состоит из трех начал:

а)плотское;

б) душевное;

в) духовное.

Ум – «кормчий души», выполняет главенствующую роль по отношению к телу и душе.

3. Сам ум нуждается в просвещении и нравственном совершенствовании.

4. Высшая цель человекапостичь любовь к Богу и человеку, не допуская Зла. Для этого надо победить гнев, праздность, быть скромным, избежать гордыни.

5. В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармоничного единства светской и духовной власти, полагая, что лучшей формой государства является просвещенный абсолютизм, который опирается на закон.

Таким образом, первый этап (XI-XVII вв.) в развитии русской философии характеризуется только началом, первыми шагами.

Вопрос 3. Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

Второй период начинается с XVIII века и связан с реформами Петра I, и деятельностью М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Этот период характеризуется действием двух факторов, которые определяющим образом влияют на всю духовную культуру этого времени:

во-первых, это процесс европеизации России;

во-вторых, секуляризация общественной жизни.

Духовная жизнь России испытывает влияние Запада, французского Просвещения (идеи Руссо, Вольтера, Монтескье – стимулируют развитие свободомыслия в России). Огромное влияние на развитие всей  духовной культуры имело открытие в 1755 году Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) свое слово в русской философии сказал тем, что:

1) заложил основы материалистической традиции;

2) сформулировал закон сохранения материи и движения;

3) в основе мироздания видел материальные атомы и материальные монады;

4) вместе с этим, не отвергает Бога-творца, т.е., по сути, выступает деистом.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) хорошо знал творчество западных философов, но его больше всего интересовали проблемы человека, общества и государственного устройства.

Он           стал первым русским  мыслителем,   который  провозгласил   идею человечности в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои     взгляды   он                             изложил в  сочинении

«Философические письма». После публикации первого из них в1836 г. в котором: а) характеризует тяжелое положение русского народа, изолированность от

общечеловеческого развития;

б) резко критикует самодержавие, крепостничество – главные причины отсталости России,

объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Чаадаева интересуют две проблемы:

- философия человека;

- философия истории.

1. Человек существо двойственное:

а) природное; б) духовное.

2. Задача философии изучать его как духовное существо.

3. Подчеркивая коллективистскую сущность человека, отличающую его от животного, он замечает, что без общения с другими людьми «Мы бы мирно щипали травку», т.е. остались бы животными.

4. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

5. Философия истории у Чаадаева основана на провиденциализме (определяющим фактором общественного развития является Божественное Провидение). Христианство – стержень, двигатель истории.

6. Вместе с этим, он считает, что господствующим во всей нашей истории является «географический фактор» (необозримые просторы России, специфические климатические условия существенно влияют на ее историю).

7. В своем творчестве Чаадаев превозносит католический Запад, тем самым



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.022 с.)