Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления работы специального психолога ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Основными направлениями деятельности психолога являются: В области коррекционно-педагогической деятельности: ▪ компенсация и коррекция нарушений в развитии; ▪ изучение, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация; ▪ построение и корректировка индивидуальных программ развития и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики; ▪ осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения; ▪ психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей; ▪ консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу; ▪ оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания; В области исследовательской деятельности: ▪ сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; ▪ выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; ▪ планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения. В области культурно-просветительской деятельности: ▪ формирование общей культуры лиц с ОВЗ; ▪ организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; ▪ пропаганда толерантного отношения к лицам с ОВЗ в обществе.
Принципы деятельности психолога образования П опробуем ответить на правомерно возникающий вопрос: существуют ли основополагающие принципы деятельности психолога образования, позволяющие четко определить его роль и позицию по отношению ко всем остальным субъектам образовательного пространства? Внутри профессионального сообщества психологов образования подобные положения, безусловно, существуют, но, с нашей точки зрения, еще нуждаются в дополнительной проработке и уточнении.Прежде чем перейти к анализу каждого из предлагаемых нами положений, необходимо отметить, что все они теснейшим образом связаны и вытекают один из другого.
ПРИНЦИП ТРИЕДИНСТВАСуществует необходимость определить (возможно, признать) собственную теоретическую позицию, приверженность школе, научной концепции. Несмотря на кажущуюся очевидность и тривиальность этого требования, проблема осознания выбора собственной позиции довольно сложна. Несмотря на то что все мы, перефразируя классика, «птенцы гнезда Выготского», жизнь заставляет задуматься, насколько однозначно, строго или, наоборот, эклектично мы используем эти подходы, в рамках какой теоретической концепции проходит наша работа, на каких методологических принципах она строится. Нередки случаи, когда специалист декларирует свою принадлежность к одной теории, а при диагностике и коррекции пользуется, не задумываясь, совершенно другими концептуальными подходами, иногда принципиально противоположными. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности исходит из необходимости теснейшей связи теоретических взглядов психолога, соответствующей им методологии и конкретных диагностических и коррекционных средств. Триединство теории, диагностики и коррекции дает нам возможность цельно и целостно изучать развитие ребенка и предлагать ему комплексную психологическую помощь, а инструментарий психолога (как диагностический, так и коррекционный) приобретает полифункциональные, интегративные черты, повышая эффективность всех составляющих деятельности психолога. Теснейшим образом с предыдущими связан и принцип структурно-динамической целостности. Он базируется на понимании того, что отдельные стороны психической организации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированны, а проявляются лишь в единой структуре и столь же целостно реагируют на все внешние воздействия.
Терминологическая адекватность является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии (и не только ее). Неоднократно поднимался вопрос: как точнее обозначить категории детей, находящихся в поле зрения специальной психологии, как правильнее (аккуратнее и гуманнее) определиться с понятиями при постановке психологического диагноза, подборе коррекционно-развивающего инструментария. Крайне актуальной в настоящее время является проблема, связанная с использованием в работе детского психолога адекватной терминологии, позволяющей четко отграничить психологию от смежных дисциплин. Среди специалистов, работающих с детьми с проблемами развития, обучения и поведения, до сих пор существуют значительные расхождения в определении, что же стоит за термином «проблемный ребенок». Где границы, с одной стороны, индивидуальных различий в пределах условной возрастной нормы, с другой — проблем развития, выходящих за эти пределы. Дать четкое определение и обозначить содержание терминов и понятий, относящихся к этим сферам, — означает раскрыть содержание функционала как возрастного, так и специального психолога. (Сразу же исключим термины «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «эпилептики», «дефективные» как абсолютно не отвечающие ни современным гуманистическим принципам, ни этике специалиста, ни тем более психологическому содержанию. Примерно к таким же понятиям относится и термин «аномальные дети».)В то же время официально используемое сейчас определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» также, на наш взгляд, не отражает психологического содержания состояния этой части детской популяции. В нем не содержится принципиального в данном случае уточнения: какое «здоровье» имеется в виду — физическое, психическое, социальное или какое-либо другое. В нашей стране не прижился и термин «дети с особыми потребностями» (в некоторых вариантах — «нуждами»). Он является калькой англоязычного термина «children with special needs», что в условиях нашей социокультурной традиции нисколько не определяет, какие, собственно, «нужды» имеются в виду, какие из них «специальные» (или особые), а какие — нет. Точно так же в этом случае возникает необходимость детерминации границ «проблемности» ребенка. В то же время понятие «дети с нарушениями развития» не выдерживает критики с точки зрения определения, что является нарушением, а что — недоразвитием, несформированностью.
АДЕКВАТНО И КОРРЕКТНОПонятие «нарушение», конкретизируемое словом «повреждение», и его принципиальное отличие от «недоразвития» хорошо описано в работах В.В. Ковалева и В.В. Лебединского. В то же время многие специалисты смешивают эти два принципиально различных понятия, следствием чего становится путаница, распространяемая и на психологическое содержание взаимодействия психолога со столь различными категориями детей. Тем более что, используя термин «нарушения развития» как синоним понятия «отклонения в развитии», мы несколько искажаем психологическое содержание состояния многочисленной группы детей. К таким категориям, например, можно отнести детей с умственной отсталостью, другими видами недоразвития, имеющими характер состояния, а не заболевания, что ближе к понятию «нарушение».
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОПРОС О СТАТУСЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТИКЕ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.01 с.) |