Вопрос 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим



Безвестное отсутствие гражданина в качестве юридического факта признает суд по заявлению заинтересованных лиц, если в течение 1 года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания (ст. 45 ГК ДНР). Срок безвестного отсутствия лица возникает с момента, когда о нём получены последние сведения, а если данный момент доподлинно не известен – с 1 числа следующего за ним месяца, если неизвестен месяц – с 1 января следующего года. В результате признания лица безвестно отсутствующим (ст. 46 ГК ДНР):  его имущество по решению суда (при необходимости – и до истечения 1 года безвестного отсутствия) передают в доверительное управление назначаемому органом опеки и попечительства лицу;  из этого имущества должно быть выдано содержание лицам, если он был обязан их содержать, а также осуществляется погашение текущей задолженности по его обязательствам. При обнаружении места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, или его явки, суд аннулирует решение о признании его безвестно отсутствующим. Не зависимо от времени своей явки физическое лицо может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после обьявления физического лица умершим. Лица, к которым имущество физического лица, обьявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что физическое лицо, обьявленное умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость. Гражданин может быть объявлен умершим (ст. 48 ГК ДНР), если он безвестно отсутствует больше 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали смертью или давали основание предположить его гибель от конкретного несчастного случая – больше 6 месяцев. Пропавших без вести в связи с военными действиями объявляют умершими не раньше 2 лет после их окончания. Днем смерти подобных лиц считается день, когда вступает в законную силу решение суда, а в случаях, угрожавших смертью, – день его предполагаемой гибели. Есть отличия между объявлением гражданина умершим и установлением факта смерти гражданина, необходимость которого порождена неосуществимостью получения медицинского заключения о смерти вследствие отсутствия тела, но при наличии других достоверных доказательств его смерти (свидетельские показания очевидцев и т. п.). Последствия объявления лица умершим (ст. 49 ГК ДНР) подобны последствиям фактической смерти (открытие наследства, прекращение брака и обязательств, имеющих личный характер), за исключением прекращения его правоспособности. При появлении лица, которого объявили умершим, решение суда об этом отменяют. Данный гражданин имеет право потребовать от каждого лица возвратить сохранившееся имущество, которое перешло к тому безвозмездно (кроме денег и ценных бумаг на предъявителя), а от недобросовестного приобретателя (который знал, что он на самом деле жив) – возвратить все приобретенное имущество или его стоимость. 

Вопрос 5. Гражданско-правовые вопросы института опеки, попечительства и патронажа (ст.34–44 ГК ДНР)

Институт опеки и попечительства введен в целях защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, его регулирует ГК ДНР, законодательство о браке и семье и Закон ДНР «Об опеке и попечительстве» № 173 от 17.07.2020. 1. Опеку устанавливают над недееспособными гражданами – имеются в виду малолетние и граждане, признаваемые судом недееспособными в результате психического расстройства (ст. 35 ГК ДНР). Попечительство устанавливают над частично дееспособными, – имеются в виду несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждане, которых суд ограничил в дееспособности из-за злоупотребления ими спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 36 ГК ДНР). Органами опеки и попечительства выступают органы исполнительной власти Республики. В обязанность суда входит оповещение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения об этом для того, чтобы над ним была установлена опека или попечительство. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных должен осуществлять надзор за деятельностью назначенных им опекунов и попечителей. Основы осуществления опеки и попечительства:  возможность заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе;  преимущественное право бабушки и дедушки, родителей, супругов, совершеннолетних детей, совершеннолетних внуков, братьев и сестер совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного быть его опекунами или попечителями перед прочими лицами;  назначить опеку или попечительство по общему заявлению родителей на время, когда они по уважительным причинам не могут исполнить свои родительские обязанности, указав в качестве опекуна конкретное лицо;  возможность назначить несколько опекунов одному подопечному;  упрощенный порядок предварительной опеки или попечительства, когда в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему требуется немедленное назначение опекуна или попечителя;  возможность назначить попечителя несовершеннолетнему гражданину при достижении им 14 лет по его заявлению с указанием определенного лица. Права и обязанности опекуна и попечителя. В обязанности опекунов и попечителей входит принятие имущества подопечного по описи от лиц, которые осуществляли его хранение, в течение трех дней с момента возникновения их прав и обязанностей; представление отчета о том, как хранится, используется и управляется имущество подопечного с приложением надлежащих документов; забота о содержании, уходе и лечении подопечного, его обучении и воспитании (для несовершеннолетних); защита его прав и интересов; в случае отпадения оснований просить признать подопечного полностью дееспособным. К правам опекунов и попечителей относится возможность опекуну самостоятельно распорядиться (попечителю – дать согласие на распоряжение) частью доходов подопечного, направленной на компенсацию расходов по его содержанию. Опекун вправе совершать иные сделки (попечитель – дать на них согласие) лишь с разрешения органа опеки и попечительства. Опекуны и попечители, а также их близкие родственники не имеют права совершать сделки с самим подопечным. Исключение составляют безвозмездная передача подопечному дара или имущества в пользование или представление подопечного в подобных сделках. Прекращение опеки и попечительства (ст. 43 ГК ДНР). Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами может быть прекращена: – при вынесении судом решения о признании подопечного дееспособным; – при отмене ограничений его дееспособности (заявление может подать опекун, попечитель или орган опеки и попечительства). Когда малолетний подопечный достигает 14 лет, опека над ним прекращается, а гражданин, который её осуществлял, становится попечителем несовершеннолетнего без добавочного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без специального решения: – при достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет; – если он вступает в брак и в иных случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Еще одной формой попечительства над совершеннолетними дееспособными гражданами является патронаж – его устанавливают, если такой гражданин по состоянию здоровья не может сам по себе осуществить и защитить свои права и исполнить свои обязанности (ст. 44 ГК ДНР). Органы опеки и попечительства должны:  в течение месяца со дня обнаружения такого гражданина, назначить ему помощника;  контролировать исполнение помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина его обязанностей;  информировать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, которые допущены его помощником и являются причиной расторгнуть заключенные между ними договоры поручения, договоры доверительного управления имуществом или иные договоры. При назначении помощника требуется как согласие в письменной форме самого будущего помощника, так и аналогичного согласия гражданина, над которым будет установлен патронаж. В качестве помощника такого гражданина не допускается назначение работника организации, которая осуществляет социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа. Совершение действий в интересах гражданина, находящегося под патронажем, осуществляется помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина на основании заключенного с ним договора поручения, доверительного управления имуществом или другого договора. Прекращение патронажа происходит вследствие прекращения договора поручения, договора доверительного управления имуществом или другого договора по основаниям, которые предусмотрены в законе или договоре. Таким образом, гражданин (физическое лицо) в качестве участника гражданских правоотношений имеет ряд общественных и естественных признаков и свойств, установленным образом индивидуализирующих его и влияющих на его гражданско-правовое положение (статус). 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково юридическое значение таких индивидуальных характеристик человека, как «имя» и «место жительства»? Достаточны ли они для индивидуализации граждан? 2. Какие ограничения содержит законодательство в отношении возможности заниматься предпринимательской деятельностью и чем это вызвано? 3. Каков гражданско-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Донецкой Народной Республике? 4. Какие ограничения в действиях опекунов и попечителей предусмотрены гражданским законодательством? 5. В чем отличие между объявлением лица умершим и фактом смерти? 6. Является ли расточительство (транжирство и т. п.) основанием для ограничения лица в дееспособности? Является ли таковым основанием факт злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами? 7. Что такое «мелкая бытовая сделка»? 

Лекция 7. Юридические лица

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика юридических лиц. 2. Классификация юридических лиц. 3. Коммерческие корпоративные организации. 4. Коммерческие государственные и муниципальные унитарные организации. 5. Некоммерческие корпоративные организации. 6. Некоммерческие унитарные организации. 7. Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.007 с.)