Социалистической Советской Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социалистической Советской Республики



Ст. 39. В состав Совета Народных Комиссаров входят Председатель Совета Народных Комиссаров, заместители Председателя, народные комиссары: Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, финансов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции, земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и управляющий центральным статистическим управлением – с правом решающего голоса; председатель Государственного политического управления Белорусской Социалистической Советской Республики и уполномоченные народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик: по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов – с правом решающего или совещательного голоса по постановлению о том Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики.

Ст. 40. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление Белорусской Социалистической Советской Рес­публики, осуществляемое им через народные комиссариаты, исполнительные комитеты и Советы.

Ст. 41. Совет Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Рес­публики в пределах предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Рес­публики прав и на основании Положения о Совете Народных Комисаров издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Белорусской Социалистической Советской Рес­публики.

Ст. 42. Совет Народных Комиссаров ответственен перед Всебелорусским съездом Советов и Центральным Исполнитель­ным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Рес­публики.

Ст. 43. Всякое постановление Совета Народных Комиссаров может быть отменено или приостановлено Центральным Испол­нительным Комитетом Белорусской Социалистической Совет­ской Республики или его Президиумом.

Ст. 44. При Совете Народных Комиссаров, по его поста­новлению, образуются постоянные комиссии: Экономическое со­вещание, Государственная плановая комиссия и Комиссия зако­нодательных предположений.

Глава VI

О НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ БЕЛОРУССКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ст.45. Для непосредственного руководства отдельными от­раслями государственного управления, входящими в круг веде­ния Совета Народных Комиссаров Белорусской Социалистиче­ской Советской Республики, образуются:

1. Высший Совет Народного Хозяйства,

2. Народный комиссариат финансов,

3. Народный комиссариат труда,

4. Народный комиссариат торговли,

5. Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции,

6. Народный комиссариат земледелия,

7. Народный комиссариат внутренних дел,

8. Народный комиссариат юстиции,

10. Народный комиссариат просвещения,

11. Народный комиссариат здравоохранения,

12. Народный комиссариат социального обеспечения,

13. Центральное статистическое управление,

14. Государственное политическое управление.

Кроме того, при Совете Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики состоят уполномоченные народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик: по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов.

Ст. 46. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты финансов, труда, торговли и рабоче-крестьянской инспекции Белорусской Социалистической Советской Республики подчиняются Центральному Исполнительному Комитету Белорусской Социалистической Советской Республики, его Пре­зидиуму и Совету Народных Комиссаров Белорусской Социали­стической Советской Республики и осуществляют в своей дея­тельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик.

Ст. 47. Во главе каждого народного комиссариата стоят чле­ны Совета Народных Комиссаров – народные комиссары, изби­раемые и отзываемые Центральным Исполнительным Комите­том Белорусской Социалистической Советской Республики.

Ст. 48. По постановлению Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Белорусской Социа­листической Советской Республики при народных комиссарах могут быть образованы коллегии, члены которых утверждаются Советом Народных Комиссаров.

Ст. 49. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствую­щего народного комиссариата. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара, коллегия, не при­останавливая решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Респуб­лики. То же право обжалования принадлежит отдельным членам коллегии.

Ст. 50.  Народные комиссары в своей работе ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Центральным Ис­полнительным Комитетом Белорусской Социалистической Со­ветской Республики и его Президиумом.

Ст. 51.  Компетенция и структура народных комиссариатов и взаимоотношения между отдельными их органами определяют­ся общим положением о народных комиссариатах Белорусской Социалистической Советской Республики и положениями об от­дельных народных комиссариатах.

Ст. 52. Распоряжения народных комиссариатов Белорусской Социалистической Советской Республики могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Республики, его Президиумом и Советом Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики; распоряжения объединенных народных комиссариатов Белорусской Социалистической Советской Республики могу быть отменены также и одноименными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик в случае если они не основаны на точных предписаниях Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики, его Президиума или Совета Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики.

Глава VII

ОПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

Ст. 53. Высшим органом власти в пределах округа или рай­она является окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Их исполнительны­ми органами являются окружные или районные исполнительные комитеты, которые в период между съездами Советов осущест­вляют высшую власть на данной территории.

Ст. 54. Окружные и районные съезды Советов и их испол­нительные комитеты, а также городские, местечковые и сельские Советы имеют своей задачей:

а) разрешение всех вопросов местного значения в области административной, хозяйственной и культурной и проведение в жизнь соответствующих мероприятий;

б ) составление и утверждение местных бюджетов;

в) объединение советской деятельности в пределах данной территории, а также руководство и направление деятельности всех подведомственных им на данной территории органов вла­сти;

г) обеспечение в пределах данной территории революционной законности и охрану государственного порядка и общественной безопасности;

д) обсуждение вопросов общегосударственного значения как по своему почину, так и по предложению вышестоящих исполнительных комитетов;

е) проведение в жизнь всех постановлений вышестоящих ор­ганов власти.

Ст. 55. Съезды Советов и их исполнительные комитеты осу­ществляют контроль над деятельностью нижестоящих Советов и их исполнительных органов.

Постановления съездов Советов могут быть отменены лишь вышестоящими съездами и их исполнительными комитетами, Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социа­листической Советской Республики или его Президиумом.

Постановления исполнительных комитетов и их президиу­мов, а также городских, местечковых и сельских Советов могут быть отменяемы вышестоящими съездами, исполнительными ко­митетами, их президиумами, Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Республи­ки, его Президиумом и Советом Народных Комиссаров Белорус­ской Социалистической Советской Республики.

Ст. 56. В исключительных случаях, в порядке, определяемом Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социа­листической Советской Республики, окружные исполнительные комитеты или их президиумы вправе приостанавливать под своей ответственностью проведение в жизнь распоряжений на­родных комиссариатов Белорусской Социалистической Совет­ской Республики.

 

Глава VIII

О СЪЕЗДАХ СОВЕТОВ

Ст. 57. Съезды Советов составляются:

а) окружные – из представителей городских Советов и районных съездов Советов по следующему расчету: от городских Советов – 1 депутат на 500 избирателей и от районных съездов Советов – 1 депутат на 2500 жителей;

б) районные съезды Советов составляются из представи­телей всех Советов района по следующим нормам: от сельских и местечковых Советов – по 1депутату на 500 жителей, от городских советов неокружных городов – по 1 депутату на 100 избирателей.

Примечание. Центральному Исполнительному Комитету Белорусской Социалистической Советской Рес­публики предоставляется право изменять установленные настоящей статьей нормы представительства в зависимо­сти от местных условий.

Ст. 58. Съезды Советов бывают очередные и внеочередные. Очередные съезды Советов созываются один раз в год. Внеоче­редные съезды Советов созываются:

а) по предложению вышестоящих съездов Советов или их исполнительных комитетов;

б) соответствующими исполнительными органами Совет­ской власти (исполнительными комитетами) как по почину последних, так и по требованию Советов, насчитывающих не ме­нее одной трети населения данного района.

Ст. 59. Съезды Советов избирают свои исполнительные органы – исполнительные комитеты, число членов которых опре­деляется постановлениями Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики или его Президиума.

 

Глава IX

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТАХ

 

Ст. 60.  Исполнительные комитеты являются в период меж­ду съездами Советов высшим органом Советской власти на соот­ветствующей территории, ответственны перед избравшими их съездами и подчинены вышестоящему исполнительному коми­тету, Центральному Исполнительному Комитету Белорусской Социалистической Советской Республики и Совету Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Респуб­лики.

Ст. 61. Для руководства всей текущей работой по управле­нию соответствующей территорией и проведению в жизнь поста­новлений и декретов центральной власти исполнительные коми­теты избирают президиумы, число членов которых определяется Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиу­мом.

Ст. 62. В период между заседаниями исполнительных коми­тетов президиумы исполнительных комитетов пользуются права­ми последних и ответственны перед исполнительными комите­тами.

Ст. 63. Для непосредственного заведования на территории округа отдельными отраслями управления, входящими в круг ведения окружной власти, окружные исполнительные комитеты образуют отделы или соответствующие им органы, организация или компетенция которых определяются Центральным Исполни­тельным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Белорус­ской Социалистической Советской Республики.

Ст. 64. Отделы и соответствующие им органы окружного исполнительного комитета находятся в непосредственном подчи­нении окружных исполнительных комитетов и их президиумов, и для них обязательны все предписания и распоряжения как соответствующего окружного исполнительного комитета и его президиума, так и подлежащих народных комиссариатов Белорусской Социалистической Советской Республики.

Глава X

О СОВЕТАХ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ

И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ

Ст. 65. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образуются:

а) в городах – по нормам, устанавливаемым Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Республики с таким расчетом, чтобы число депутатов в городском Совете было не менее 50 и не более 500;

б) в селах, деревнях и местечках – по расчету 1 депутат на каждые 200 человек населения.

Примечание. Нормы представительства, уста­новленные в настоящей статье, могут изменяться поста­новлениями Центрального Исполнительного Комитета Бе­лорусской Социалистической Советской Республики.

Ст. 66. Для текущей работы Советы рабочих, крестьян­ских и красноармейских депутатов избирают из своей среды исполнительные органы на основаниях, установленных Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики.

Ст. 67. Советы депутатов созываются исполнительным ко­митетом, его президиумом или председателем Совета как по сво­ему почину, так и по требованию не менее одной трети членов Совета.

Ст. 68. Члены Советов обязаны регулярно давать отчеты избирателям о своей работе в Советах.

Ст. 69. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.

 

Глава XI

ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Ст. 70. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания и национальности, следующие обоего пола граждане Белорусской Социалистической Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось18 лет:

а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность произво­дительного труда;

б) лица, состоящие в рабоче-крестьянской Красной Армии и рабоче-крестьянском Красном Флоте.

За избирателями, потерявшими трудоспособность, сохра­няется избирательное право.

Ст. 71. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных в ст. 70 категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков;

д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в Рос­сии дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;

е) лица, признанные в установленном порядке душевно-больными или умалишенными;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок.

Глава XII

О ПРОИЗВОДСТВЕ ВЫБОРОВ

Ст. 72. Выборы производятся в дни, установленные мест­ными Советами или их исполнительными органами.

Ст. 73. Порядок производства выборов определяется Цент­ральным Исполнительным Комитетом Белорусской Социалистической Советской Республики или его Президиумом.

Глава XIII

О ГЕРБЕ, ФЛАГЕ И СТОЛИЦЕ БЕЛОРУССКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ст. 74. Государственный герб Белорусской Социалистиче­ской Советской Республики состоит из изображения в лучах восходящего солнца серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу и окруженных венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетенных клевером, и справа – из дубовой ветки: внизу между обеими половинами венка находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной лен­той, на которой помещены надписи на белорусском, еврейском, русском и польском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и ниже – инициалы БССР. Вверху герба имеется пяти­конечная звезда.

Ст. 75. Государственный флаг Белорусской Социалистиче­ской Советской Республики состоит из красного или алого по­лотнища, в верхнем левом углу которого у древка помещены золотые буквы – «БССР».

Ст. 76. Столицею Белорусской Социалистической Совет­ской Республики является город Минск.

11 апреля 1927 г.

(Конституции Союза ССР и союзных рес публик,Издательство «Власть Советов» при През идиуме ВЦИК, 1932. С. 46–56)

 

 

3. Конституция БССР 1937 г.

 

Постановление чрезвычайного XII съезда Советов Белоруской ССР

Об утверждении Конституции (Основного закона)

Белорусской Советской Социалистической Республики

 

Чрезвычайный XII съезд Советов Белорусской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Проект Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики в редакции, представленной редакционной комиссией съезда, утвердить.

 

Президиум съезда

 

Минск, Дом Правительства

19 февраля 1937 г.

Глава I

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 1. Белорусская Советская Социа­листическая Республика есть социалисти­ческое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу БССР со­ставляют Советы депутатов трудящихся, вы­росшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоева­ния диктатуры пролетариата, освобождения белорусского народа от национального гнёта царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома белорусской национали­стической контрреволюции.

Статья 3. Вся власть в БССР принадле­жат трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 4. Экономическую основу БССР составляют социалистическая система хозяй­ства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердив­шиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства произ­водства и уничтожения эксплуатации чело­века человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в БССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, соб­ственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железно­дорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные госу­дарством крупные сельскохозяйственные пред­приятия (совхозы, машинотракторные стан­ции и т. п.), а также коммунальные предприя­тия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государ­ственной собственностью, то есть всенарод­ным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные по­стройки составляют общественную, социали­стическую собственность колхозов и коопе­ративных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяй­ства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь – согласно устава сельскохозяй­ственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессроч­ное пользование, то есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствую­щей формой хозяйства в БССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единолич­ных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чу­жого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбереже­ния, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства, и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследова­ния личной собственности граждан – охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь БССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, не­уклонного подъема материального и культур­ного уровня трудящихся, укрепления БССР и усиления обороноспособности и независи­мости Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 12. Труд в БССР является обязан­ностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не ра­ботает, тот не ест».

В БССР осуществляется принцип социа­лизма: «от каждого по его способности, каж­дому – по его труду».

Глава II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 13. В целях осуществления взаи­мопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны, Белорусская Советская Социалистическая Рес­публика добровольно объединилась с равно­правными Советскими Социалистическими Республиками: Российской СФСР, Украинской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Кир­гизской ССР в союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик.

Исходя из этого, БССР обеспечивает за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции СССР.

Вне пределов статьи 14 Конституции СССР, БССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои су­веренные права.

Статья 14. Белорусская Советская Социа­листическая Республика состоит из округов: Лепельского в составе районов: Бегомльского, Лепельского, Ушачского, Чашничского; Мозырского в составе районов: Домановичского, Ельского, Житковичского, Копаткевичского, Лельчицкого, Мозырского, Наровлянского, Петриковского, Туровского; Полоцкого в со­ставе районов: Освейского, Ветринского, Дриссенского, Полоцкого, Расонского; Слуц­кого в составе районов: Гресского, Копыльского, Любаньского, Слуцкого, Старобинского, Краснослободского; и из рай­онов: Бобруйского, Богушевского, Бо­рисовского, Бешенковичского, Брагинского, Буда-Кошелевского, Быховского, Белыничского, Березинского, Ветковского, Витебского, Городокского, Глусского, Гомель­ского, Горецкого, Добрушского, Дрибинского, Дубровенского, Жлобинского, Журавичского, Заславльского, Комаринского, Кормянского, Костюковичского, Кировского, Климовичского, Кличевского, Краснопольского, Круглянского, Крупского, Кричевского, Логойского, Лиознянского, Лоевского, Меховского, Минского, Могилевского, Мстиславльского, Оршанского, Осиповичского, Паричского, Плещеницкого, Пропойского, Пуховичского, Речицкого, Рогачевского, Светиловичского, Сенненского, Сиротинского, Смиловичского, Смолевичского, Стародорожского, Суражского, Тереховского, Толочинского, Уваровичского, Узденского, Хойникского, Холопеничского, Хотимского, Чаусского, Червенского, Чериковского, Чечерского, Шкловского и городов, не входящих в состав районов: Минска, Витебска, Гомеля, Могилева.

Статья 15. Белорусская Советская Социа­листическая Республика сохраняет за собой право свободного выхода из Союза Совет­ских Социалистических Республик.

Статья 16. Территория БССР не может быть изменяема без согласия БССР.

Статья 17. Законы СССР обязательны на территории БССР.

Статья 18. Каждый гражданин является гражданином СССР. Граждане всех других союзных республик пользуются на территории БССР одинако­выми правами с гражданами БССР.

Статья 19. Ведению Белорусской Совет­ской Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государ­ственного управления подлежат:

а) установление Конституции БССР и контроль за ее исполнением;

б) установление границ округов, районов, сельсоветов и образование новых округов, районов и сельсоветов;

в) законодательство БССР;

г охрана государственного порядка и прав граждан;

д) утверждение народнохозяйственного пла­на БССР;

е) утверждение государственного бюджета БССР;

ж) руководство составлением и исполнением бюджетов республики, округов, райо­нов и городов и установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных местных налогов, сборов и неналоговых доходов;

з) руководство страховым и сберегатель­ным делом;

и) управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми пред­приятиями и организациями республикан­ского подчинения, а также руководство местной промышленностью;

к) контроль и наблюдение за управлением и состоянием предприятий союзного подчинения;

л) установление порядка землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

м) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;

н) дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью;

о) законодательство о труде;

п) руководство делом социального обеспечения;

р) руководство делом начального, среднего и высшего образования;

с) руководство культурно-просветительны­ми и научными организациями и учреждениями в БССР и управление культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями республиканского значения;

т) руководство делом народного здраво­охранения и управления учреждениями здра­воохранения республиканского значения;

у) руководство и организация дела физической культуры и спорта;

ф) организация судебных органов в БССР;

х) предоставление прав гражданства БССР;

ц) амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами БССР.

Глава III

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 20. Высшим органом государ­ственной власти БССР является Верховный Совет БССР.

Статья 21. Верховный Совет БССР изби­рается гражданами БССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 20 тысяч населения.

Статья 22.  Верховный Совет БССР осуществляет все права, присвоенные БССР, согласно статей 13 и 19 Конституции БССР, поскольку они не входят, в силу Конститу­ции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету БССР органов БССР: Прези­диума Верховного Совета БССР, Совета На­родных Комиссаров БССР и Народных Комиссариатов БССР.

Статья 23. Верховный Совет БССР яв­ляется единственным законодательным орга­ном БССР.

Статья 24. Закон считается утвержден­ным, если он принят Верховным Советом БССР простым большинством голосов.

Статья 25. Законы, принятые Верхов­ным Советом БССР, публикуются на бело­русском, а также на русском, польском и еврейском языках за подписями председа­теля и секретаря Президиума Верховного Совета БССР.

Статья 26. Верховный Совет БССР из­бирает председателя Верховного Совета БССР и двух его заместителей.

Статья 27. Председатель Верховного Со­вета БССР руководит заседаниями Верхов­ного Совета БССР и ведает его внутренним распорядком.

Статья 28. Сессии Верховного Совета БССР созываются Президиумом Верховного Совета БССР два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Прези­диумом Верховного Совета БССР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.

Статья 29. Верховный Совет БССР изби­рает Президиум Верховного Совета БССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета БССР, двух его заместите­лей, секретаря Президиума и 15 членов Президиума.

Статья 30. Президиум Верховного Со­вета БССР подотчетен Верховному Совету БССР во всей своей деятельности.

Статья 31. Президиум Верховного Со­вета БССР:

а) созывает сессии Верховного Совета БССР;

б) дает толкование законов БССР, издает указы;

в) производит всенародный опрос (рефе­рендум);

г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров БССР в случае их несоответствия закону;

д) в период между сессиями Верховного Совета БССР, по представлению председа­теля Совета Народных Комиссаров БССР, освобождает от должности и назначает от­дельных Народных Комиссаров БССР с по­следующим внесением на утверждение Вер­ховного Совета БССР;

е) присваивает почетные звания БССР;

ж) осуществляет право помилования-граждан, осужденных судебными органами БССР.

Статья 32. Верховный Совет БССР из­бирает мандатную комиссию, которая про­веряет полномочия депутатов Верховного Совета БССР.

По представлению мандатной комиссии Верховный Совет БССР решает либо при­знать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

Статья 33. Верховный Совет БССР на­значает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Все учреждения и должностные лица обя­заны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Статья 34. Депутат Верховного Совета БССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета БССР, а в период между сессиями Верховного Совета БССР – без со­гласия Президиума Верховного Совета БССР.

Статья 35. По истечении полномочий Верховного Совета БССР Президиум Вер­ховного Совета БССР назначает новые вы­боры в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета БССР.

Статья 36. По истечении полномочий Верховного Совета БССР Президиум Вер­ховного Совета БССР сохраняет свои пол­номочия вплоть до образования вновь из­бранным Верховным Советом БССР нового Президиума Верховного Совета БССР.

Статья 37. Вновь избранный Верховный Совет БССР созывается Президиумом Вер­ховного Совета БССР прежнего созыва не позже как через месяц после выборов.

Статья 38. Верховный Совет БССР обра­зует Правительство БССР – Совет Народных Комиссаров БССР.

Глава IV

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 39. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти БССР является Совет Народных Комиссаров БССР.

Статья 40. Совет Народных Комиссаров БССР ответственен перед Верховным Советом БССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета БССР – перед Президиумом Верховного Совета БССР, которому подотчетен.

Статья 41. Совет Народных Комиссаров БССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и БССР, постановлений распоряжений Совета Народных Комис­саров СССР и проверяет их исполнение.

Статья 42. Постановления и распоряже­ния Совета Народных Комиссаров БССР обязательны к исполнению на всей терри­тории БССР.

Статья 43. Совет Народных Комисса­ров БССР:

а) объединяет и направляет работу рес­публиканских и союзно-республиканских На­родных Комиссариатов БССР и других под­ведомственных ему хозяйственных, админи­стративных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномочен­ных общесоюзных Народных Комиссариатов;

б) составляет народнохозяйственный план БССР, вносит его на утверждение Верхов­ного Совета БССР и принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;

в) составляет государственный бюджет БССР и свод местных бюджетов БССР, вносит государственный бюджет на утверждение Верховного Совета БССР и принимает меры по осуществлению государственного и местных бюджетов;

г) принимает меры по обеспечению обще­ственного порядка, защите интересов госу­дарства и охране прав граждан;

д) руководит и проверяет работу исполни­тельных комитетов окружных, районных и городских Советов депутатов трудящихся;

е) образует, в случае необходимости, спе­циальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров БССР по делам хозяйственного и культурного строи­тельства.

Статья 44.  Совет Народных Комиссаров БССР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров БССР, решения и распоряжения окружных, районных и городских исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся и приостанавливать постановления и распоряжения окружных, районных и городских Советов депутатов трудящихся.

Статья 45. Совет Народных Комиссаров БССР образуется Верховным Советом БССР в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров БССР;

Заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров БССР;

Председателя Государственной Плановой Комиссии БССР;

Народных Комиссаров БССР:

Пищевой промышленности;

Легкой промышленности;

Лесной промышленности;

Земледелия;

Зерновых и животноводческих совхозов;

Финансов;

Внутренней торговли;

Внутренних дел;

Юстиции;

Здравоохранения;

Просвещения;

Местной промышленности;

Коммунального хозяйства;

Социального обеспечения;

Уполномоченного Комитета Загото­вок СССР;

Начальника Управления по делам искусств;

Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

Статья 46. Народные Комиссары БССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию БССР.

Статья 47. Народные Комиссары БССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и БССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комисса­ров БССР, приказов и инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариа­тов СССР и проверяют их исполнение.

Статья 48. Народные Комиссариаты БССР являются или союзно-республиканскими, или республиканскими.

К союзно-республиканским Народным Ко­миссариатам БССР относятся Народные Ко­миссариаты БССР:

Пищевой промышленности;

Легкой промышленности;

Лесной промышленности;

Земледелия;

Зерновых и животноводческих совхо­зов;

Финансов;

Внутренней торговли;

Внутренних дел;

Юстиции;

Здравоохранения.

К республиканским Народным Комиссари­атам относятся Народные Комиссариаты БССР:

Просвещения;

Местной промышленности;

Коммунального хозяйства;

Социального обеспечения.

Статья 49. Союзно-республиканские На­родные Комиссариаты БССР руководят по­рученными им отраслями государственного управления БССР, за исключением лишь огра­ниченного числа предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР, подчиняясь как Совету Народ­ных Комиссаров БССР, так и соответствую­щим союзно-республиканским Народным Ко­миссариатам СССР.

Статья 50. Республиканские Народные Комиссариаты БССР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народ­ных Комиссаров БССР.

Статья 51. Правительство БССР или Народный Комиссар БССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета БССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете БССР.

Глава V

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 52. Органами государственной власти в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках являются Со­веты депутатов трудящихся.

Статья 53. Окружные, районные, город­ские, районные в крупных городах, сельские, местечковые и поселковые Советы депута­тов трудящихся избираются соответственно трудящимися округа, района, города, села, деревни, местечка, поселка сроком на два года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.14 с.)