Понятие самооценки. Её структура и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие самооценки. Её структура и виды.



«Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям» [1, с 64].

Самооценка образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида. Она включает в себя общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.

«Выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Основная функция состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности, в стремлении  изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления». [2, с 336]

 Защитная функция самооценки обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности. Однако она может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие личности.

Виды самооценки.

 В зависимости от того, по какому, параметру она характеризуется, выделяются следующие виды самооценки:

По уровню (величине) - высокая, средняя и низкая самооценка;

 По реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная). «Адекватная самооценка - реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [3; с 283(339)]. Неадекватная самооценка бывает заниженной или завышенной  и проявляется соответственно в недооценке или переоценке себя и своих возможностей.

 По особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная;  

По временной отнесенности - прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка. (по А.В. Захаровой).

 Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.

Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется процессуальной, или корригирующей. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.

 Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной. По устойчивости - устойчивая и неустойчивая самооценка. Л.И. Божович определяет неустойчивость самооценки как зависимость от ситуации, частного успеха или неуспеха, оценок других [4; с 352].

И.Н. Никулина выделяет еще общую и частную. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. Она может быть правильной (адекватной), а может неправильной, то есть неадекватной.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. Впервые этот термин был введен в научный обиход   К. Левином. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью[5; с 147].

Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей [5; с 148].

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. «Я- концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности». [6; С.93]. Я - концепцию можно определить, как совокупность всех представлений человека о себе, которые получены в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я - концепции часто называют «образом Я». Я - концепция рассматривается как динамическая совокупность личных установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно изменяется. Поскольку и сама личность меняется, изменяется и ее представление о себе и своих возможностях. Вот как определяет разницу между самооценкой, и Я - концепцией Н. Ньюкомб: «В отличие от самооценки, Я - концепция носит описательный характер. Черный цвет волос, мягкость голоса - являются частью Я - концепции, но эти качества не воспринимаются как хорошие или плохие; они нейтральны. [7; 168 с.] Самооценка, напротив, связана с вынесением суждений относительно собственных качеств. Возьмем, к примеру, 12-летнего мальчика, который считает себя драчуном. Если он ценит в себе способность постоять за себя, наличие этого качества повысит его самооценку. Если его огорчает собственная драчливость, то это может снизить его самооценку». [8; с 359.] Я - концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Важность включенности учащегося как субъекта учебного труда в оценку процесса и результата этого труда показана в ряде исследований. В одной из московских школ учащиеся средних классов, выполняя домашние и классные задания, до того, как отдать на проверку учителю, оценивают их соответствующим баллом сами. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания, на которых строили самооценки учащиеся, и показатели, по которым оценивал работы учитель. Этот цикл исследований продемонстрировал, что включение подростков в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль не только в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, но и в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении [10; с 389].  

По В.Н. Мясищеву структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе само оценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

 

1.2. Особенности развития самооценки детей подросткового возраста

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

С.Л. Рубинштейн утверждает, что на первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Он словно смотрит на себя глазами окружающих. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки - себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привели или приведут в будущем.

По свидетельству О.П. Елисеева он желает осознать свои особенности («Почему я такой»), выяснить свои недостатки - эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно, построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей и своим собственным. Знать себя - непременное условие достижения важных целей. Именно поэтому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста.

С возрастом подросток учится  самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Таким образом, подростковый возраст отмечен более высоким уровнем развития самооценки по сравнению с другими периодами детства. Она поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими [9; с 22].  

Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Так, в одиннадцать лет - у школьника возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, как, с помощью каких критериев это сделать. Поэтому для школьника становиться важной объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей подростка: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает действовать новый фактор - ориентация на реальные достижения.

В двенадцать лет интерес к собственному внутреннему миру еще больше усиливается. У семиклассников формируется умение думать и говорить о себе, они находят необходимые слова для этого, у них развивается личностная рефлексия. Представления о собственных возможностях, интересах составляют основу самооценки подростков этого возраста, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства собственного достоинства.

Многие авторы указывают на возраст между двенадцатью и четырнадцатью годами как на период, на протяжении которого происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе. По данным ряда специальных исследований, именно период то двенадцати до четырнадцати оценивается как момент наибольшего «смятения» «сумятицы», связанной с «Я» [10; с 406].

С максимальной неустойчивостью представлений подростка о себе, его «Я - концепции» связаны многие особенности развития этой сферы в данный период. В подростковом возрасте наиболее актуальными и «аффективно заряженными», эмоционально значимыми оказываются «Я - прошлое» и «Я - будущее», к которым подросток испытывает амбивалентное отношение: и то и другое одновременно и притягивает, и отталкивает. «Я - настоящее» как бы постоянно примеряется то к первому, то ко второму.

Кроме того, среди основных Я - концепция включает такие установки индивида по отношению к себе, как «Я - реальное» и «Я - идеальное». Представления о своих способностях, своей внешности, свои личностных качествах образуют «Я-реальное». «Я - идеальное» включает в себя представление о том, каким человек хотел бы быть. Эта структура является собирательным образом тех людей (как реально существующих, так и виртуальных, литературных героев), на которых хочет походить подросток.

С особенностями «Я - идеального» и «Я - реального», их соотношения и реализации также связан характер самооценки. Нестабильность, ситуативность самооценки, которая может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой, связана во многом с содержанием «Я идеального» [11; с 95-98].

«Стремление соответствовать тем идеалам, которые избирает для себя подросток, фрустрация значимых мотивов снижает самооценку. Актуализация новой мотивации, успех, соответственно, повышают ее» [12; с 300].

Слишком большой разрыв между идеальными представлениями и реальными возможностями может привести к неуверенности подростка в себе, что выражается в обидчивости, агрессивности [13; с 65].  Но, когда идеальный образ представляется достижимым, подросток адекватно оценивает свои возможности и выстраивает определенную систему действий для достижения образца.

Расхождение между реальным и идеальным «Я» также влияет на эмоциональную составляющую Я - концепции. Подросток перестает себе нравиться, отвергает себя. Как правило, отвергается не какая-то конкретная черта, а образ себя в целом.

У подростков наблюдается своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки. Каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка колеблется между крайними полюсами: либо все, либо ничего - середины нет. Если успешность в чем-либо будет откланяться от некоего, выбранного самим подростком, часто максимального стандарта, то она мгновенно рушится. Другими словами, или реализация «Я - идеального» или ничего.

Возникает вопрос, что же является источником развития самооценки подростка? На первый план выдвигаются 2 основных источника: познание других людей и их оценка результатов своей деятельности и поведения.

Обнаружилось, что круг осознаваемых подростком качеств личности в суждениях о себе и о своих друзьях почти не отличается. Однако суждения о другом человеке более самостоятельны, конкретны и содержательны. Если же перед ребенком ставится задача сравнить себя с товарищем, то оказывается, что и характеристика самого себя становится у подростка более содержательной и конкретной; она по своему уровню как бы подтягивается к характеристике товарища. Следовательно, оценка другого человека, несколько опережая самооценку, выступает в качестве ее опоры и источника.

Что касается оценки деятельности и поведения подростка с другими людьми, в частности взрослыми, то она выполняет двоякую функцию: с одной стороны, в ней отражено соответствие или несоответствие его поведения требованиям общества, то есть она регулирует и поведение ребенка, и его отношение к себе; с другой - она способствует тому, чтобы подросток выделил те или иные свои качества и сделал их предметом осознания и оценки [14; с 945].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.02 с.)