Источники конституционного права как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники конституционного права как науки.



Система источников конституционного права как науки:

- Конституции

- Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

- Практика конституционно-правовых отношений.

- Труды и наработки ученых.

6) Конституционно-правовая ответственность

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности * - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2 ) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры конституционно-правовой ответственности:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного процесса);4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты - граждане).

* За исключение государства, конституционно – правовой статус которого не может измениться под воздействием конституционно – правовой ответственности.

Конституционное Право предусматривает несколько способов привлечения к констуционно - правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

7) Субъекты конституционно-правовых отношений - те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права. Особенностью конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причем некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно представить в иных правоотношениях.

Субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;2) Российская Федерация как государство;3) органы государственной власти.

На федеральном уровне — это Президент РФ, Федеральное Собрание (и его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, — Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Банк России, Счетная палата РФ и др.

На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главыисполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, —избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;4) органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;8) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ;9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации.

Однако круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.

 

9) Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов:
1. События (явления, происходящие вне зависимости от воли людей). Такое событие, как рождение гражданина, порождает правоотношение между ним и государством. Смерть гражданина прекращает эти отношения.
Достижение гражданином 18 лет, делает его обладателем избирательного права при проведении выборов, референдума.
2. Деяния в виде действия или бездействия. Они связаны с волей людей, их деятельностью. Деяния делятся на:
правомерные – акт принятия иностранца в гражданство РФ порождает правоотношения между новым гражданином РФ и государством. Акт о создании государственного органа является основанием для возникновения правоотношений между этим органом и иными государственными органами;

неправомерные (необоснованное ограничение избирательных прав граждан, вмешательство в деятельность судей и др.). 3. Состояния - наличие гражданства, проживание в определенное время на соответствующей территории и т.д.
Для возникновения, изменения либо прекращения некоторых правоотношений требуется наличие нескольких юридических фактов.

        

17. Государство в системе основ конституционного строя РФ.

Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) появились в 17 – 18 веках, хотя государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким – то заданным правилам. Демократические революции 17 – 18 веков были вызваны потребностью не просто переустройстве власти, а, главным образом нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Поэтому как английская конституционная система так и писанные конституции США и Франции решали именно эту задачу.
Таким образом конституция является элементом определенной философии государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем неограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Эта опасность ясно проявилась в абсолютизме феодальных монархий, и демократические антифеодальные революции выдвинули требование о принятии конституций как раз для того, чтобы сокрушить этот абсолютизм. Противоречие «государство – конституция» неизбежно, но не опасно, если общество находит в себе силы для его преодоления на разумных началах, без насилия.
К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности, тем самым конституция подчеркивает незыблемость государственности. В российской Конституции эта функция выражена в двух аспектах – в преамбуле говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства и о возрождении суверенной государственности России.
В конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа. В преамбуле Конституции РФ это выражается так: «Мы многонациональный народ Российской Федерации…принимаем Конституцию Российской Федерации». Тем самым подчеркивается главный источник учредительной конституционной власти – народ, а конституция как бы юридически связывает народ и государство, выражает правомерность власти над людьми.
Конституция также закрепляет народный суверенитет, тем самым признавая, что никто в том числе государство не вправе отнять у народа верховное право самому решать свою судьбу.
В Конституции РФ говорится об этом таким образом: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской федерации является её многонациональный народ (ч.1 ст3).
В 20 веке конституции стали играть ещё одну важную роль –противодействие возросшему радикализму, планам революционного переустройства общества.
Демократическая конституционная законность призвана сдерживать притязания левого и правого радикализма, обеспечивая обществу уверенность в прочности гарантий свободы и равенства. Конституция не может запретить образ мышления и законную деятельность левых и правых радикалов – это было бы само по себе отказом от демократии, но может и должна создать такой правовой климат, который послужит барьером для антидемократических переворотов.
Еще одной важной функцией конституции является установление препятствий территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. В наше время в ряде стран отмечается подъем национализма и сепаратизма. Распался ряд бывших социалистических государств (СССР, Югославия, Чехословакия), нарастает борьба широких слоев народа за выделение в самостоятельные государства (Кашмир в Индии, Тибет в Китае, Шотландия в Великобритании). Сепаратистские тенденции существуют и в современной России. В связи с этим возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединённых в том или ином государстве.

54) Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

К. (ст. 62 п.3) "Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о положении ин. Гр. и лиц без Гр. нету. Есть закон 81г. "о правовом положении ин. граждан в СССР" Ин. граждане - это не граждане РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к Гр. иностранных гос-в. 1) Ин. гр. равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно проживающие в РФ ин. гр. могут работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование… 4) могут вступать в профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не обладают избират. правами. 7) не м. занимать государственное должности 8) не несут воен. обязаностей 9) допускается передвижение по терр. РФ, выбор места жительства 10) м. устанавливаться ограничения в интересах обеспечения государственное безопасности. 11) при совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гр. РФ. Эти же положения распространяются и на лиц без Гр., если иное не предусматр. законодат-вом, но они не затрагивают привелегий и иммунитетов глав и сотрудников ин. дипломатических и консульских представительств, + других лиц, установленных законодат. и м/н договорами. Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище в соотв. с общепризнаными нормами м/н права. Сущ. указ президента от 95г. "Положение о порядке предоставления полит. убежища в РФ". Вопросы о полит. убежище решаются президентом. Не допускается выдача лиц преследуемых за полит. убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осущ. в соответствии с ФЗ и иными преступлениями

20) Россия как правовое государство. Как уже отмечалось, речь, по сути дела, идет о процессе становления РФ как правового государства, ибо многие предпосылки для утверждения в будущем в России право­вой государственности (развитая рыночная экономика, гражданское общество, высокая общая и политико-правовая культура населения и др.) еще должны быть созданы. Но и сегодня нельзя не видеть в РФ ряд очень важных признаков правового государства: а) конституцион­ное закрепление и гарантирование в соответствии с международными стандартами широких основных прав и свобод человека и гражданина, признание их приоритета и высшей ценности (ст. 2, 17—64 и др. Кон­ституции РФ), хотя в обеспечении их практической реализации пред­стоит еще пройти немалый путь; б) разработка новой, демократической Конституции РФ 1993 г., признание и обеспечение ее верховенства (ч. 1 ст. 15), первые серьезные шаги по демократическому обновлению законодательства и созданию развитой, правовой системы; в) призна­ние верховенства права и необходимости подчинения ему любых форм государственной деятельности и обеспечения ее законности (ч. 2 и 3 ст. 15); г) признание включенности общепризнанных принципов и норм международного права в национальную систему права и приори­тета правил, установленных международными договорами РФ, перед правилами, установленными законом (ч. 4 ст. 15); д) конституционное закрепление независимости судов и их подчинения только Конститу­ции РФ и федеральному закону (ст. 10, 120—122, 124 и др.) как главно­го механизма гарантирования прав и свобод, обеспечения законности. Обо всем этом частично уже шла речь выше, прежде всего в § 5 гл. 3 и в § 6 гл. 4, а также будет еще сказано в дальнейшем (например, в гл. 13).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.01 с.)