Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения



Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе КРО осуществляется на основе следующих принципов:

Усиления практической направленности изучаемого материала;

Выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

Опоры на жизненный опыт учащегося;

Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;

Введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач.

Составной частью КР УВП является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др.

КРО осуществляется на всех уроках. Технология включает информационный и управленческий компоненты. Информационный компонент технологии обучения предполагает определение объема и состава информации, отбор и ее компоновку, свертывание и развертывание, выделение основных информационных единиц и введение их в учебный процесс, установление зависимости между основным понятием, которое должно быть усвоено, и вспомогательными знаниями (научными фактами, экспериментальными данными, практическими сведениями и т.д.); адаптацию учебного содержания к возрасту и возможностям детей, а также к целям.

Способы трансляции учебной информации, содержание педагогических действий, контакты учителя с учащимися при решении учебной проблемы, реализация обратной связи, прогнозирование своих действий и реакций на них учеников, педагогическая оценка процесса и результатов взаимодействия в учебном процессе – все это необходимые характеристики управленческого компонента технологии обучения.

Важнейшим научным основанием организации и осуществления КРО является особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность только тогда продуктивна для ребенка, когда он выступает ее субъектом. Основу учебной деятельности составляют субъект-субъектные отношения. Предметом учебной деятельности является сам ученик, его изменения, а не учебная информация.

Источником деятельности является мотив, который выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Благодаря мотиву деятельность становится ориентированной на значительно большее. Она затрагивает сознание и чувства человека, становится источником смыслообразования.

Мотив в свою очередь реализуется через постановку и достижение определенной цели. Цель – это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Возникновение целей, их выявление, определение, осознание называется целеполаганием. КРО не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности.

Принятие учеником учебной цели и актуализация ее для себя возможны, если цель эмоционально заряжена. Эмоциональная заряженность учебных целей – одно из определенных условий успеха КРД.

Организация учебного процесса предполагает каждым учащимся выбор индивидуальной образовательной траектории. При прохождении индивидуального маршрута ученик затрачивает нужное ему время, педагог выбирает наиболее подходящие для его стиля мышления и деятельности, средства обучения. Он также может выбрать для ученика методическое указание или инструкцию, по которым ученик работает согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.

Специфика организации учебного процесса школы надомного обучения такова, что дети часто болеют, проходят плановые курсы лечения, медицинскую реабилитацию на курортах и в санаториях. Поэтому часто приходится «догонять» пропущенный учебный материал. С целью оптимизации учебного процесса, выполнения программы по предмету, формирования умения планировать учащимися свою самостоятельную познавательную деятельность, формулировать ее цели, были предложены к использованию индивидуальные обучающие программы. Индивидуальные обучающие программы рекомендуется использовать при организации учебной деятельности учащихся 7-11 классов. Для решения тех же учебных задач, что и индивидуальные обучающие программы, в учебном процессе используется новая форма учебных занятий– уроки-консультации. Они являются одним из эффективных методов индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Если индивидуальные обучающие программы применяются на этапе изучения нового учебного материала, то уроки-консультации являются одним из способов организации учебной деятельности на этапах закрепления, повторения и обобщения ранее изученного. Эти уроки требуют тщательной подготовки, подробного планирования деятельности учащегося по усвоению, закреплению и повторению материала. Назначение уроков-консультаций формирование у ученика навыков самостоятельного повторения и обобщения. Урокиконсультации рекомендуется применять при обучении учащихся 9-11 классов.

Различные виды самостоятельных работ, индивидуальные обучающие программы, уроки-консультации – эффективные формы обучения именно в школе надомного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их использование способствует развитию не только учебных навыков, но и развитию личностных качеств учащихся, особенно самостоятельности. Все предложенные в рамках технологии формы и методы обучения способствуют решению задачи их социально-педагогической адаптации. Они учитывают индивидуально-личностные особенности учащихся, особенности психические развития и заболевания.

Формирование коммуникативных навыков происходит непосредственно во взаимодействии учителя и ученика. Предпосылкой успешности обучения выступают хорошие человеческие взаимоотношения между педагогом и учащимся. Во многих случаях негативно окрашенное педагогическое взаимодействие затрудняет процесс социально-педагогической адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, конструктивные взаимодействия на уроках создают реальные предпосылки повышения интереса учащегося к самому себе, способствует снятию комплекса неполноценности, способствует проявлению различных видов активности: познавательной, социальной и т.д.

Для решения задачи развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями важным является организация их научно-исследовательской деятельности. Потенциал научноисследовательской деятельности в развитии личности учащихся неоценим

Использование компьютерных технологий обучения в условиях школы является жизненной необходимостью. Ведь в школе обучаются дети и с диагнозом ДЦП. Дети с данным диагнозом – это особая категория учащихся, так как у них нарушена структура чувственного познания, различные виды перцептивных, гностических действий. Ощущение собственной неполноценности из-за многогранных поражений, в частности нарушений движений и речи, обуславливающих изолированность ребенка с ДЦП, оказывает психотравмирующее воздействие на становление и формирование его личности.

Для эффективного использования компьютерных технологий в учебном процессе необходимым условием является владение педагогом знаниями в этой области, но и этого не достаточно. Очень важным является и общая педагогическая подготовка учителя, его научно-методический уровень. Ведь только в сочетании с педагогическими приемами и методами, использование информационных технологий в учебном процессе будет эффективным.

Серьезные проблемы возникают при изучении математики, детиинвалиды по многим объективным причинам имеют недостаточную математическую подготовку, поэтому отличительной чертой учащихся нашей школы является слабое развитие у них мыслительной деятельности, быстрая утомляемость, низкий уровень продуктивной деятельности, плохая память. Содержание учебного материала оказывается для них труднодоступным. Что делать, чтобы повысить уровень продуктивной деятельности на уроках? Как сделать ученика активным участником учебного процесса? Одним из методов решения этой проблемы является использование коррекционно-развивающих упражнений по развитию памяти, внимания и мышления на уроках математики, на внеклассных занятиях по математике. Коррекционно-развивающие упражнения можно проводить на любом этапе урока. Предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений поможет учителю, не теряя время, подобрать необходимые задания в соответствии с изучаемой темой и возрастом ребенка.

Таким образом, самостоятельная познавательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения способствует более успешному их умственному и личностному развитию, адекватности их самооценки, активизации самосознания личности. Предложенная технология обучения способствует более успешному развитию и саморазвитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая является залогом успешной социально-педагогической адаптации и интеграции в общество.

2. Совершенствованию деятельности педагогических работников и сотрудников центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (письмо Минобрнауки РФ от 10.0-2015 г. № ВК-268/0 по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центров) к основным задачам совершенствования деятельности таких Центров относятся:

расширение содержания деятельности;

увеличение охвата различных категорий детей (в том числе различных категорий детей-инвалидов);

разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их ближайшего окружения;

психологизация образовательной среды.

В контексте обозначенных задач представляется актуальным развитие направления комплексного сопровождения ППМС-центрами детей- инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях.

По данным Росстата в Российской Федерации численность детей- инвалидов в возрасте до 18 лет на 1 января 2016 г., составила более 616 тыс. человек. В целом в стране дети-инвалиды составляют 2,1% к общей численности детского населения, со значительными колебаниями по субъектам РФ: от 12,2% (Чеченская Республика) до 1,4% (Чукотский автономный округ). Ежегодно в РФ федеральными учреждениями медико- социальной экспертизы впервые освидетельствуется на предмет категории «ребенок-инвалид» около 90 тыс. детей.

Большая часть детей-инвалидов получает образование в муниципальных общеобразовательных школах, где пока еще нет необходимых условий для комплексного сопровождения и обучения этих обучающихся. Дефицит или отсутствие специалистов (учителей-логопедов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов и др.), способных осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов с разными заболеваниями и нарушениями развития, а также недостаточная компетентность учителей в вопросах разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обусловливают необходимость оказания ППМС-центрами помощи муниципальным общеобразовательным школам по комплексному сопровождению таких детей.

Как известно, дети-инвалиды представляют собой достаточно разнородную группу не только по характеру и тяжести заболеваний, особенностям психофизического развития, но и по своим образовательным потребностям, в том числе определяемыми возможностями обучаемости. Так, одни из них способны полноценно освоить содержание основной общеобразовательной программы, нуждаясь лишь в щадящем режиме обучения (адаптированной под возможности такого ученика организации учебных занятий, дозированной учебной нагрузке). Это преимущественно дети, причиной инвалидности которых является заболевания (в том числе врожденные пороки развития) внутренних органов (болезни органов дыхания, пищеварения, а также сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой и иммунной систем).

У других обучающихсяв связи с имеющимися нарушениями психофизического развития (физическими или психическими недостатками развития), подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией, есть особые образовательные потребности, предполагающие создание специальных условий обучения и разработку адаптированных основных общеобразовательных программ, в том числе с максимальной индивидуализацией их содержания и планируемых образовательных результатов.

В связи с указанными выше различиями детей-инвалидов содержание и организация их комплексного сопровождения в рамках деятельности ППМС- центра должны выстраиваться на основе дифференцированного и индивидуального подходов, ориентированных на создание условий для реализации потенциала способностей ребенка-инвалида, его успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации.

При этом основой для определения направлений и разработки содержания программы комплексного сопровождения детей-инвалидов являются:

индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (далее – ИПРА ребенка-инвалида), предусматривающая осуществление медицинских, психолого-педагогических, социальных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом потребностей ребенка;

рекомендации, указанные в заключении психолого-медико- педагогической комиссии (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Сама программа комплексного сопровождения должна быть ориентирована на весь комплекс особых образовательных потребностей ребенка-инвалида, выявленных в ходе его целостного изучения, включающего анализ не только проблем, обусловленных заболеванием, но социальными условиями развития.

Решение задач комплексного сопровождения ППМС-центрами различных категорий детей-инвалидов предполагает:

организацию на новом уровне межведомственного взаимодействия органов управления и организаций системы здравоохранения, образования, социальной защиты и др.

обеспечение ППМС-центров подготовленными кадрами (прежде всего педагогами-дефектологами, специальными и клиническими психологами, медицинскими специалистами) с учетом численности детей- инвалидов, нуждающихся в комплексном сопровождение;

материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Центров с учетом объема и характера осуществляемых услуг по комплексному сопровождению детей-инвалидов.

 

Общие подходы к осуществлению ППМС-центрами комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях

Разработка и реализации программы комплексного сопровождения обучающегося с инвалидностью осуществляется в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида, которая выдается учреждениями медико-социальной экспертизы1. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается по результатам проведения медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро). Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА ребенка-инвалида (далее - Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства ребенка-инвалида, определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных и/или абилитационных мероприятий. Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;

по социальной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;

по физкультурно-оздоровительным мероприятиям – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемых ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда в 3- дневный срок с даты поступления Выписки в целях реализации предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) реабилитационных или абилитационных мероприятий должны организовать работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий [66].

В качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных перечнем, указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов в соответствующей сфере деятельности органа исполнительной власти. Срок исполнения мероприятий, предусмотренных перечнем, не должен превышать срока исполнения мероприятий, возложенных на орган исполнительной власти по реализации ИПРА ребенка- инвалида. Сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), представляются органом исполнительной власти (региональным отделением Фонда) бюро (главному бюро, Федеральному бюро) не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида). Оценка результатов проведения мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном освидетельствовании ребенка- инвалида.

ППМС-центры, создающиеся органами исполнительной власти в сфере образования, могут осуществлять мероприятия по психолого-педагогической и социальной реабилитации или абилитации детей-инвалидов, а также при наличии условий проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия, предусмотренные ИПРА. Эти мероприятия могут осуществляться ППМС- центром при реализации программ коррекционной работы, связанной с оказанием комплексной (психолого-педагогической, медицинской и социальной) помощи детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также в рамках реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения [66].

Реализация мероприятий в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов, предусматривает, прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППМС- центра получения образования этими детьми по основным общеобразовательным программам. В рамках договора о сетевой реализации основной общеобразовательной программы, в том числе адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ООП или АООП) специалисты ППМС-центра могут реализовывать определенные направления коррекционной работы.

Разработка и реализация программы комплексного сопровождения, включающей мероприятия психолого-педагогической реабилитации и/или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалидов, осуществляется на основе следующих принципов:

комплексного подхода в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий;

преемственности в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий;

непрерывности в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий;

учета возрастных и индивидуальных особенностей проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий;

апелляции к личности ребенка-инвалида, использования ресурсов его развития;

динамического наблюдения за развитием ребенка и оценки эффективности реабилитационных или абилитационных мероприятий;

активного привлечения родителей ребенка-инвалида к участию в реабилитационном или абилитационном процессе.

Направления работы по реализации мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов дифференцированы в соответствии с определенными функциями ППМС- центров [72].

В рамках функции ППМС-центров по оказанию психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям-инвалидам можно выделить следующие направление деятельности:

консультирование родителей (законных представителей) детей- инвалидов по вопросам предупреждения и преодоления трудностей обучения, нарушений социализации и социальной адаптации;

своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей- инвалидов;

участие специалистов ППМС-центров в разработке и реализации АООП для обучающихся с инвалидностью в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями;

организация вариативных форм групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

оказание психологической помощи детям-инвалидам, находящимся в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации и других состояниях;

оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям-инвалидам из приемных и опекунских семей;

обследование детей-инвалидов для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин трудностей;

проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми- инвалидами, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации.

Функция ППМС-центров по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью [72] предполагают следующие направления деятельности:

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций по работе с детьми-инвалидами;

разработка принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического развития детей, а также мониторинга сформированности универсальных (базовых) учебных действий в соответствии с требованиями к образовательным результатам федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для обучающихся с ОВЗ;

участие в разработке муниципальной модели организации образования и комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

участие в организации и проведении научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, осуществляемой с научными организациями и вузами на основе сетевого взаимодействия;

проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами (при наличии соответствующей лицензии);

обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса – детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации детей-инвалидов;

оказание методической помощи образовательным организациям по работе ПМПк, разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбору моделей инклюзии, оптимальных методов обучения и воспитания детей-инвалидов, обучающихсяс ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении у них препятствий к обучению;

проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся с инвалидностью;

участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;

осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса;

подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания.

На условиях сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями ППМС-центры осуществляют:

проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;

организацию работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;

участие в разработке АООП и индивидуальных учебных планов для детей-инвалидов;

проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми- инвалидами, испытывающими трудности в обучении, адаптации и социализации;

психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) детей-инвалидов;

содействие в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей ребенка- инвалида;

осуществление профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью;

проведение мониторинга состояния и динамики развития детей- инвалидов в образовательном процессе;

оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам с инвалидностью в состоянии дезадаптации, стресса;

оказание ППМС-центрами индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи одаренным детям-инвалидам;

осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям-инвалидам, индивидуализации их обучения;

содействие родителям (законным представителям) детей-инвалидов в сфере детско-родительских отношений и воспитания;

ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников [72].

Функции ППМС-центров по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК):

проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания;

внесение специалистами ПМПК корректировок в ранее данные рекомендации;

оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;

оказание методической, информационной и организационной помощи школам в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие [72].

Важной составляющей психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида и реализуемых ППМС-центрами, является психолого-педагогическая коррекция. В качестве основных принципов ее осуществления выделяют [66]:

Принцип комплексности, предполагающий осуществление комплекса клинико-психолого-педагогических коррекционных воздействий, учитывающих клинические и социальные факторы в развитии ребенка.

Принцип единства диагностики и коррекции, суть которого состоит в том, что любые коррекционные воздействия должны основываться на глубоком и комплексном изучении ребенка, анализе структуры выявленных у него нарушений, а также постоянном отслеживании динамики его развития с помощью различных диагностических инструментов в процессе коррекционной работы.

Принцип личностного подхода, когда ребенок оценивается как целостная личность в совокупности своих возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также характеристик его социальных отношений.

Принцип деятельностного подхода, предусматривающий, что предметом изучения (диагностики) являются все компоненты психической деятельности ребенка, прежде всего ведущей на данном этапе возрастного развитии. При этом сама психическая деятельность, ее основные структурные составляющие, нарушенные или несформированные в результате влияния различных факторов, становятся предметом реабилитационной или коррекционной работы.

Принцип опережающего воздействия, предполагает, что у детей- инвалидов многие высшие психические функции своевременно не формируются, в связи с чем методы психолого-педагогической коррекции должны быть направлены не столько на коррекцию каких-то нежелательных форм поведения или реагирования, но в основном на формирование тех навыков, способностей и поведенческих реакций, которые понадобятся ребенку на следующей ступени развития (интеллектуального, эмоционального, социального) [66].

Программы коррекционной работы, реализующиеся в ППМС-центрах, осуществляются дефектологами, психологами и логопедами. Такие программы включают направления работы по развитию когнитивной сферы (произвольного внимания, памяти, мышления, пространственной ориентировки и др. высших психических функций), речи, моторных навыков и эмоционально-волевой сферы. Коррекция эмоционально-волевых нарушений рекомендуется для детей при формирующейся психопатии/психопатоподобных нарушениях, расстройствах аутистического спектра, а также в других случаях нарушения коммуникации, норм социального поведения, эмоционального общения в паре родитель-ребенок. В зависимости от характера и выраженности проблем поведения, нарушений эмоциональной сферы, а также возраста и уровня интеллектуального развития для осуществления коррекционной работы могут использоваться поведенческие методы, методики формирования произвольной регуляции поведения, развития эмоциональной сферы (эмоционального гнозиса, словаря эмоций, выражения эмоциональных состояний и др.), методики арт- терапии и др. Коррекцию эмоциональной сферы ребенка желательно осуществлять в условиях индивидуальных психокоррекционных занятий, которые могут быть дополнены и групповыми методами. При нарушениях эмоциональной коммуникации в паре родитель-ребенок коррекционные занятия включают и ребенка, и родителя.

Важнейшим направлением коррекционной работы является формирование социально-бытовых. Данное направление психолого- педагогической коррекции, реализующееся педагогами и педагогами- дефектологами особенно значимо, когда у детей-инвалидов многие навыки бывают несформированы в связи с особенностями заболевания, а также при неправильном подходе к воспитанию родителей (по типу гиперопеки). Данное направление рассматривается как основное в программе работы с детьми с выраженными формами умственной отсталости.

В период школьного обучения направления психолого-педагогической коррекции связаны с созданием условий для школьной адаптации обучающегося с инвалидностью, формированию у него учебной мотивации и навыков учебной деятельности. Многие дети с инвалидностью нуждаются в выстраивании индивидуального образовательного маршрута, в обучении по индивидуальному учебному плану, а при тяжелых и множественных нарушениях развития в обучении по специальной индивидуальной программе развития (далее – СИПР). На основе сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и ППМС-центров, специалисты (педагоги, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи и др.) последних могут участвовать:

в осуществлении диагностики детей-инвалидов;

в реализации коррекционных курсов, а также программ учебных предметов, предусмотренных учебным планом адаптированной основной образовательной программы;

в осуществлении профессиональной ориентации и формировании у школьников-инвалидов мотивации к получению профессионального образования и профессиональному обучению.

Решение проблем школьной адаптации ребенка-инвалида часто связано с формированием его межличностных отношений с учителями и одноклассниками. Большое значение такая психологическая поддержка имеет для детей с повышенной ранимостью, высокой тревожностью по отношению к учителям и школе, в случае конфликтов, а также в начальном этапе вхождения ребенка с особыми потребностями в детский коллектив.

Одним из направлений коррекционной работы является коррекция взаимоотношений в семье ребенка-инвалида. Поддержка семьи и, при необходимости, коррекция семейных отношений имеет особое значение в два периода жизни ребенка-инвалида.

Первый период связан с ситуацией, когда родители узнают, что у ребенка имеются нарушения здоровья (развития). В этот период члены семьи находятся в состоянии растерянности и нуждаются в поддержке, информационном сопровождении для понимания перспектив ребенка и своей жизни. В этом периоде основная цель коррекции взаимоотношений в семье состоит в подготовке родителей к принятию факта инвалидности ребенка, формированию максимально сбалансированного стиля взаимоотношений между членами семьи и с ребенком.

Второй трудный период в жизни семьи, воспитывающей ребенка- инвалида, связан достижением им подросткового возраста, когда родители осознают, что ребенок взрослеет на фоне продолжающейся от них зависимости. В этот период родители начинают искать решения для обеспечения взрослого будущего их детей, выбора профессии, возможной трудовой деятельности и др. В этой ситуации родителям необходима психологическая поддержка, касающаяся формирования новых взаимоотношений в семье, развития большей самостоятельности у подростка-инвалида, его профориентации и т. д.

Следует отметить, что психологическая поддержка семьи, особенно в части детско-родительских отношений и стиля воспитания, может быть необходимой и более длительное время, требовать постоянного внимания со стороны психологов.

Мероприятия по социальной реабилитации ребенка-инвалида направлены на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество.

Реализация услуг по социальной реабилитации детей-инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью ребенка в каждой конкретной услуге [66].

Наряду с мероприятиями по психолого-педагогической реабилитации, ИПРА включает также мероприятия по социальной реабилитации, в том числе:

социально-средовой;

социально-педагогической;

социально-психологической;

социокультурной;

социально-бытовой;

физкультурно-оздоровительной, в том числе спортивных мероприятий.

Нуждаемость в мероприятиях социальной реабилитации детей- инвалидов определяется на основе результатов проведения социальной диагностики ребенка и его семьи.

В реализации этих мероприятий также могут принимать участие специалисты ППМС-центров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.096 с.)