Донецкой народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны труда

 

 

 

 


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

 

Для студентов

Всех направлений подготовки

образовательного уровня: Академический бакалавр, специалист, магистр

 

Макеевка, 2020 г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны труда

 

 


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

 

Для студентов

Всех направлений подготовки

образовательного уровня: Академический бакалавр, специалист, магистр

 

Макеевка, 2020 г.


Конспект лекций по учебной дисциплине «Гражданская оборона» для студентов: Для студентов

Всех направлений подготовки образовательного уровня: Академический бакалавр, специалист, магистр /Сост. Рынгач Е.Н. - Макеевка, ДОНАГРА 2020. - 112с


 ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ДНР ЕЕ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ. 5

1. Основные понятия ГО ДНР. 5

2. Основные положения международного права по вопросам защиты людей. 5

3. Гражданская защита некоторых зарубежных стран. 7

4. Единая государственная система предотвращение и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера 9

5. Основные положения закона ДНР «О гражданской обороне». 14

ТЕМА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ.. 17

1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.. 17

2. Химическое оружие, классификация и краткая характеристика ОВ.. 21

3. Характеристика биологического оружия. 24

4. Обычные средства поражения. Вторичные факторы поражения. 25

ТЕМА 3. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 29

1 Основные параметры ударной воздушной волны (УВВ) как поражающего фактора источников ЧС.. 29

2 Барическое воздействие ударной воздушной волны (УВВ) как поражающий фактор источников ЧС.. 31

3 Токсическое воздействие на человека как поражающий фактор источников ЧС.. 31

4 Основные характеристики опасных химических веществ (ОХВ), их группы. Понятие токсодозы, ПДК.. 32

5 Радиационное воздействие на человека, элементы ОЭ как поражающий фактор источников ЧС.. 33

6 Термическое воздействие на человека, элементы ОЭ как поражающий фактор источников ЧС.. 33

ТЕМА 4. БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 35

1. Чрезвычайные ситуации. Методика классификации чрезвычайных ситуаций. 35

2. Чрезвычайные ситуации мирного времени. 39

3. Чрезвычайные ситуации военного времени. 40

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧС.. 45

1. Принципы защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций. 45

2. Виды защиты населения. 48

3.Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций. 49

3.1. Эвакуация и рассредоточение. 49

3.2. Инженерная защита населения и территорий. 55

3.3. Радиационная и химическая защита. 56

3.4. Медицинская защита. 58

3.5. Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС.. 59

4. Государственное регулирование и контроль защиты населения и территорий. 61

ТЕМА 6 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБСТАНОВКИ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ В ЗОНАХ РАДИОАКТИВНОГО И ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ.. 63

1. Оценка радиационной обстановки. 63

2 Оценка химической обстановки при авариях на химически опасных объектах. 68

3 Оценка инженерной обстановки. 70

4. Прогнозирование и оценка пожарной обстановки на объектах. 74

5. Приборы радиационного контроля. 76

6. Приборы химического контроля. 82

7: Классификация средств индивидуальной защиты.. 82

ТЕМА 7. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.. 86

1 Инженерная подготовка оползневоопасных территорий. 86

2 Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) 87

3 Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий. 90

4 Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф.. 90

5 Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения в мирное время. 92

ТЕМА 8. УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ (ОЭ) В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 98

1 Сущность и факторы, влияющие на устойчивость работы объектов экономики. 98

2 Оценка устойчивости объектов экономики к воздействию поражающих факторов. 102

3 Пути и способы повышения устойчивости работы объектов экономики. 105

ТЕМА 9 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В ОТРАСЛИ.. 108

1 Экономика катастроф.. 108

2 Резервирование материальных и финансовых ресурсов. 108

3 Структура бизнес-плана инвестиционного проекта. 109


ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ДНР ЕЕ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ.

 

План:

Основные понятия ГО ДНР

Основные понятия ГО ДНР

Зашита населения и территории ДНР от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была и остается одной из самых актуальных проблем.

Сегодня она признана важным элементом обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона России

За минувшие десять лет Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации удалось объединить силы и средства разных министерств, в том числе силы и средства пожарной службы МВД России, государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав МВД входят войска ГО (со спасателями, автомобильными, авиационными, инженерными, противохимическими подразделениями), штаб по вопросам Гражданской обороны и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательной службы.

Министерство имеет в непосредственном подчинении специальные воинские формирования: центральный аэромобильный спасательный отряд, авиационное предприятие и национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Подготовка кадров проводится в специализированных учебных заведениях. Научные и конструктивные разработки в области техники и технологии осуществляются в Научно-исследовательском институте ГО ЧС.

Работа по предупреждению стихийных бедствий и техногенных катастроф строится на основе мониторинга и прогнозов, которые проводятся в научно-исследовательских институтах, аналитических службах и лабораториях, которые принадлежат разным ведомствам.

Соответственно русскому законодательству Министерство с ЧС при возникновении бедствий и катастроф имеет возможность получить силы и средства других ведомств - милицию, медицинские части, строительные и транспортные организации. Для ликвидации последствий больших катастроф привлекаются государственные финансовые и материальные ресурсы.

Для предоставления помощи другим государствам в проведении спасательных работ используются такие формирования, как Центральный аэромобильный спасательный отряд, экспедиционный госпиталь, автомобильная колонна, авиационное предприятие.

Гражданская оборона США

В США созданная "Федеральная служба из действий в чрезвычайных условиях" (ФЕМА), которая непосредственно подчиняется президенту. На это управление положены задачи:

- обеспечение выживания страны в ядерной войне;

- разработка планов эвакуации население США из опасных районов;

- осуществление мероприятий в соответствии с программой строительства защитных сооружений;

- совершенствование и повышение стойкости систем связи и оповещение;

- обеспечение защиты и нормального функционирования федеральних и местных органов власти и Гражданской обороны;

- создание и рассредоточение стратегических запасов на случай чрезвычайных ситуаций;

Центральный аппарат ФЕМА имеет в своем составе 5 управлений:

Из обеспечения функционирования в чрезвычайных ситуациях;

Из программ обучения и противопожарной подготовки;

Из программ национальной готовности управления, предоставление помощи и разработки программ, для штатов и местных органов власти;

Федеральная администрация из страхования;

Административные подразделы.

В каждом штате есть консультативный совет по вопросам Гражданской обороны.

Непосредственным руководителем Гражданской обороны штата есть начальник ГО штата со своим штабом.

Кроме этого, создаются местные штабы в графствах (3200), районах (17), независимых штатах (37). Всего создано 3615 местных штабов Гражданской обороны.

На промышленных предприятиях, где 50 и больше работающих, создаются комитеты Гражданской обороны, которые возглавляют руководители этих предприятий. В США нет специальных формирований Гражданской обороны. Для решения их задач привлекаются подразделы национальной гвардии и вооруженных сил, главным образом сухопутных.

Защита населения в системе ГО США решается в двух направлениях - путем укрытия в защитных сооружениях, главным образом ПРУ (242 млн. мест) и эвакуации.

Таким образом, Гражданская оборона в зарубежных странах рассматривается руководством этих стран как система, действия которой направлены на защиту населения и экономики от следствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и случаев военных конфликтов.

Несмотря на то, что каждая страна развивает и формирует собственные варианты национальной структуры Гражданской обороны, исходя из конкретных обстоятельств экономических возможностей, физико-географических, климатических, естественных особенностей, все эти системы руководствуются, прежде всего, гуманной целью, учитывая гуманитарные права в соответствии с Женевской Конвенцией 1949 г.

 

Построение Единой системы

Единая система объединяет органы управления, силы и средства республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Единая система состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет три уровня построения: государственный, муниципальный и объектовый.

Функциональные подсистемы единой системы создаются республиканскими органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями республиканских органов исполнительной власти по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее – МЧС ДНР).

Территориальные подсистемы Единой системы создаются муниципальными органами для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке муниципальными органами по согласованию с МЧС ДНР.

На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях создаются на государственном, муниципальном и объектовом уровне Единой системы.

Планирование работы Единой системы

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы осуществляется на основе Республиканского плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планов действий республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций.

Планирование ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локальной - силами и средствами организации;

муниципальной - силами и средствами муниципальных органов;

государственной - силами и средствами муниципальных органов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства республиканских органов исполнительной власти. В порядке реагирования на аварии организации разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы ликвидации аварий для каждого потенциально опасного объекта, который организации эксплуатируют или планируют эксплуатировать.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках Единой системы осуществляет МЧС ДНР.

В целях своевременного осуществления мероприятий планов органами постоянного управления Единой системы осуществляется планирование взаимодействия. Взаимодействие планируется на государственном и местном уровнях Единой системы под руководством соответствующих комиссий по вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно- спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.

Информационное обеспечение в Единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используется единый номер вызова - 101. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется республиканскими органами исполнительной власти, муниципальными органами и организациями в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики. Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС ДНР по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти и муниципальными органами. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

Основные параметры ударной воздушной волны (УВВ) как поражающего фактора источников ЧС

 

При ядерном взрыве действуют пять поражающих факторов:

• ударная волна,

• световое излучение,

• проникающая радиация,

• радиоактивное заражение местности,

• электромагнитный импульс.

Ударная волна ядерного взрыва - один из основных поражающих факторов. В зависимости от того, в какой среде возникает и распространяется ударная волна - в воздухе, воде или грунте, ее называют соответственно воздушной волной, ударной волной (в воде) и сейсмовзрывной волной (в грунте). На взрывную волну расходуется до 50% энергии ядерного взрыва.

 

Рис. 3. Изменение давления при прохождении воздушной ударной волны через точку пространства

 

Воздушной ударной волной называется область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Обладая большим запасом энергии, ударная волна ядерного взрыва способна наносить поражения людям, разрушать различные сооружения, боевую технику и другие объекты на значительных расстояниях от места взрыва.

Характер изменения давления в точке пространства при прохождении через нее воздушной ударной волны показан на рис. 3. Как только ударная волна спустя некоторое время Ө после взрыва достигает определенной точки пространства (расстояние R), мгновенно в этой точке повышаются давление и температура, воздух начинает распространяться в направлении ударной волны. С течением времени давление снижается и через время ф+после момента подхода фронта волны становится равным атмосферному.

Дальнейшее уменьшение давления приводит к разрежению. В это время воздух начинает двигаться в сторону взрыва. Как только действие пониженного давления закончится, прекратится и движение воздуха.

На рис. 3 показаны также основные параметры, определяющие механическое действие ударной волны на объект.

1. Максимальное избыточное давление воздуха непосредственно за фронтом ударной волны ДРф. Это основная характеристика воздушной ударной волны, поскольку определяет скачок давления, который происходит практически мгновенно при подходе волны к месту регистрации давления.

2. Время действия избыточного давления ф+. Время действия ударной волны в фазе разрежения обычно не учитывается ввиду его второстепенного значения.

Кроме указанных параметров воздушная ударная волна характеризуется скоростью распространения фронта UД, скоростью воздуха во фронте ударной волны UФ, температурой воздуха во фронте Tф, скоростным напором ДРск.

Различные разрушения, вызываемые действием воздушной ударной волны, определяются в основном величиной ДРф.

Изменение избыточного давления воздушной ударной волны ДРф в зависимости от расстояния R и мощности взрыва q подчиняется закону подобия, согласно которому расстояние от места взрыва до точки с заданными параметрами во фронте воздушной ударной волны пропорционально корню кубическому из тротилового эквивалента, т. е. если R1 - расстояние от центра ядерного взрыва мощностью q1 то при взрыве мощностью q2 одинаковые величины избыточного давления ДРф, а также всех остальных параметров будут иметь место на расстоянии R 2, определяемом из выражения:

 

(1)

 

По данной формуле (1) с использованием данных табл. 1 можно определить ориентировочные значения радиусов зон поражения для различных мощностей взрыва.

Под действием ударной волны происходит разрушение зданий, сооружений, транспортных магистралей. Так как во фронте ударной волны температура воздуха может достигать высоких величин (при избыточном давлении равна 100 кПа - до 350оС), то возможно возникновение пожаров.

Незащищенные люди получают закрытые и открытые повреждения. Причиной открытых повреждений являются чаще всего вторичные факторы действия ударной волны - летящие обломки зданий, сооружений и т.п. Продолжительность действия ударной волны около 15 сек.

Поражающее воздействие ударной волны характеризуется избыточными давлениями в ее фронте, выраженными в килограммах на квадратный сантиметр (кГ/см2).

Например, при воздушном ядерном взрыве на стоящего человека, у которого площадь воспринимающей поверхности 5000 см2, ударная волна с избыточным давлением 0,5 кГ/см2 - действует с силой более 2500 Кг. Скорость движения воздуха достигает 100 м/сек.

Травмы от действия ударной волны делятся на легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые.

При избыточном давлении 0,2-0,4 кГ/см2 открыто расположенные люди могут получить легкие ушибы и контузии (звон в ушах, головокружение и головная боль). Если на открыто стоящих людей воздействует ударная волна с избыточным давлением 0,4-0,5 кГ/см2, то в результате поражения средней тяжести у них наблюдается потеря сознания с последующими тяжелыми головными болями, нарушением памяти, расстройства речи и слуха. Тяжелые травмы возникают при избыточном давлении в ударной волне свыше 0,5 кГ/см2. Для них характерны контузии всего организма, сильное кровотечение из носа и ушей и тяжелые переломы конечностей.

При воздействии ударной волны с избыточным давлением свыше 1 кГ/см2 незащищенный человек получает тяжелые поражения. От воздействия ударной волны человека надежно могут защитить убежища и укрытия, построенные с учетом противоядерной защиты.

Степень поражения и разрушения от ударной волны зависит от мощности боеприпаса, вида и расстояния от центра (эпицентра) взрыва, положения людей, зданий, техники во время воздействия ударной волны, рельефа местности и т.д.

 

Барическое воздействие ударной воздушной волны (УВВ) как поражающий фактор источников ЧС

 

Барического воздействия УВВ на человека оценивается по степеням тяжести полученных травм, кПа (см. схему)

Для человека безопасно < 10 кПа

Первая степень тяжести - легкое поражение – (ушибы, вывихи,

временная потеря слуха, общая контузия) 20-40 Па

Вторая степень - среднее поражение (контузия головного мозга,

повреждение органов слуха, разрыв барабанных перепонок, кровотечение из носа и ушей) 40-60 кПа

Третья степень - сильное поражение (сильная контузия всего организма, потеря сознания, переломы конечностей, повреждения внутренних органов) 60-100 кПа

Четвертая степень - порог смертельного поражения 100 кПа

Летальный исход в 50% случаев 250-300 кПа

Безусловное смертельное поражение > 300 кПа

Оценку разрушений элементов ОЭ, вызванных УВВ, принято давать по степени этих разрушений

слабое - объект не выходит из строя, необходим незначительный ремонт;

среднее – когда разрушены главным образом второстепенные элементы объекта основные элементы могут восстановлены путем проведения среднего и капитального ремонта;

сильное-когда разрушены основные элементы объекта и объект не должна быть восстановлен.

Для жилых и производственных зданий обычно берется еще и четвертая степень – их полное разрушение.

Зависимость степени разрушений зданий, сооружений, оборудования от величины избыточного давления во фронте ударной волны будет представлена табличными данными на практических занятиях (самостоятельных работах).

Основной способ защиты персонала объекта и населения от УВВ – изоляция их действия от ДРф и ДРск. Для этого используются убежища, противорадиационные (ПРУ) и простейшие укрытия (погреба, подвалы, траншеи и т.д.).

 

Основные характеристики опасных химических веществ (ОХВ), их группы. Понятие токсодозы, ПДК

 

Токсодоза – количественная характеристика токсичности СДЯВ, соответствующая определенному уровню поражения при его воздействии на живой организм.

По токсичному действию на организм человека АХОВ подразделяются на группы.

1. Удушающего действия (хлор и его соединения; соединения фосфора и др.).

2. Общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан, цианистый водород, оксид углерода, динитрофенол и др.).

3. Нейротропные яды (вещества, действующие на образование и передачу нервных импульсов–сероуглерод, фосфор – органические соединения и др.).

4. Метаболические яды (этиленоксид, метилбромид, метилхлорид и др.).

5. Комбинированного действия (общеядовитого и удушающего – сернистый ангидрид, сероводород, оксиды азота, и др.).

6. Удушающего нейротропного действия (аммиак).

АХОВ могут хранится и перевозится следующими способами (в агрегатных состояниях) при условиях:

1. Сжиженными при окружающей температуре под давлением собственных паров (6-18 кгс/см2, до 1,8 МПа).

2. Изотермическое хранение (t=const под давлением близким к атмосферному).

3. В сжатом состоянии (при температуре окружающей среды и давлении до 30 кгс/см2 – до 3 МПа).

4. В жидком состоянии (при температуре окружающей среды и нормальном давлении).

Форма емкостей для хранения и перевозки различна – шаровая - для сжатых газов; вертикальные и горизонтальные цилиндры. Нормативный коэффициент заполнения от 0,8–0,9 (0,95).

 

Очаг химического заражения.

Основой химического оружия являются ядовитые вещества (ЯВ), которые представляют собой ядовитые соединения, используемые для изготовления химических боеприпасов. Ядовитые вещества предназначаются для поражения людей, животных, заражения воздуха, пищи, кормов, воды, местности и предметов, которые на ней находятся. Основные пути проникновения ЯВ:

· через органы дыхания,

· кожные покровы,

· желудочно-кишечный тракт и через кровь.

Критерии боевой эффективности ЯВ:

· токсичность

· скорость действия

· устойчивость.

Характер и степень поражения людей и животных зависит от вида ЯВ и токсической дозы. В результате распространения ЯВ на местности возникают зоны химического заражения и очаги химического поражения.

Зона химического заражения — это территория, на которую повлияло непосредственное воздействие химического оружия (район использования) и территорию, над которой распространилось облако загрязненного воздуха с поражающими концентрациями.

Очаг химического поражения — это территория, в пределах которой в результате действия ЯВ случилось массовое поражение людей, животных, растений. В зависимости от масштабов использования химического оружия в зоне химического заражения может быть несколько очагов поражения. Химическое оружие не имеет непосредственного влияния на дома, сооружения и промышленное оборудование, однако загрязняет территорию и мешает жизнедеятельности человека.

Виды защиты населения

С целью защиты населения, уменьшения потерь и вреда экономике в случае возникновения чрезвычайных ситуаций должен проводиться специальный комплекс мероприятий.

Оповещения и информирования, которое достигается заблаговременным созданием и поддержкой в постоянной готовности общегосударственной, территориальных и объектовых систем оповещения населения.

Наблюдение и лабораторный контроль за окружающей средой, продуктами питания и водой обеспечивается созданием и поддержкой в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и контроля с включением к ним существующих сил и средств контроля независимо от подчиненности.

Укрытие в защитных сооружениях, которому подлежит все население в соответствии с принадлежностью(работающее изменение, население, которое проживает в опасных зонах, и тому подобное), достигается созданием фонда защитных сооружений.

Эвакуационные мероприятия, которые проводятся в городах и других населенных пунктах, которые имеют объекты повышенной опасности, а также в военное время, основным способом защиты населения является эвакуация и размещение его во внегородской зоне.

Инженерная защита проводится с целью выполнения требований ІТЗ из вопросов застройки городов, размещения ПНО, здания домов, инженерных сооружений и другие.

Медицинская защита проводится для уменьшения степени поражения людей, своевременного предоставления помощи пострадавшим и их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций.

Биологическая защита включает своевременное выявление факторов биологического заражения, их характера и масштабов, проведения комплекса административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных противоэпидемических и медицинских мероприятий;

Радиационная и химическая защита включает мероприятия относительно выявления и оценки радиационной и химической обстановки, организацию и осуществление дозиметрического и химического контроля, разрабатывания типичных режимов радиационной защиты, обеспечения средствами индивидуальной защиты, организацию и проведение специальной обработки.

Психологическая защита проводится с целью предотвращения или уменьшения степени негативного влияния на население негативных факторов НС, и своевременное предоставление эффективной психологической помощи, которое обеспечивается путем привлечения специальных сил и средств психологического обеспечения, которые, в свою очередь своевременно применяют психопрофилактические методы; обнаруживают, с помощью психологических и социологических методов, факторы, которые способствуют возникновению социально психологического напряжения; используют современные технологии психологического влияния для нейтрализации негативного влияния на население.

Экологическая защита включает осуществление природоохранных мероприятий, направленных на защиту месторождений(газовых, нефтяных, угольных, и тому подобное) от пожаров, затоплений и обвалов; ликвидацию лесных пожаров, буреломов, снеголома, буреломов, техногенного влияния на окружающую среду и их последствия.

Защита населения от неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций включает: осуществление мероприятий по выявлению и проведению оценки таких ситуаций; организацию и предоставление помощи населению; разработка типичных рекомендаций относительно действий в условиях возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций; проведение специальных аварийно-спасательных работ.

 

 

Эвакуация и рассредоточение

 

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности) этот способ является наиболее эффективным.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

 

- по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;

- по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;

- по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

- по длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная – до 1 месяца; продолжительная – более месяца.

По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможныхчрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток

 

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

 

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться вслучае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

 

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, ока-завшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

 

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зонычрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зонычрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

 

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Одним из действенных мероприятий по защите от ЧС (в основном военного характера) является рассредоточение. Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

 

Рассредоточению подлежит персонал:

 

уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в ка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.186 с.)