Тема. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами.



Цели: показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, навыки анализа предложений, лингвистического разбора.

1-2

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не медленно, а быстро.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о простых и составных союзах.

2. Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.

3. Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.

Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.

III. Изучение темы «Сочинительные и подчинительные

союзы»

1.      Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.

Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены

предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

2.      Слово учителя.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предложений.

IV. Разбор предложений с сочинительными

и подчинительными союзами

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить роль союзов в предложениях, записанных на доске:

Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)

К...стерразг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.

(Что)бы уд...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр...зне(н, нн)ый уч... сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.

Комментарий.

Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта.

Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполняются на доске.

 2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.

VI. Словарная работа

- Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149-150; составьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится: Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Домашнее задание

1. § 56.

2. Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами3-4

3

Цели: расширить знания учеников о сочинительных и подчинительных союзах; показать функции и значение союзов в художественных текстах.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход уроков

I. Слово учителя

Наша задача сегодня - посмотреть, как действуют союзы в художественных произведениях, какую роль они играют, каково их значение в тексте. Вряд ли вы найдете хоть одно художественное произведение без союзов, разве что это какой-нибудь малый жанр -пословица, поговорка, загадка, анекдот. Мы рассмотрим фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения роли в них сочинительных и подчинительных союзов.

II. Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают выписанные предложения. Наиболее выразительные и интересные с точки зрения использования союзов запишем на доску и в тетради, проанализируем роль и значение союзов.

III. Анализ фрагментов художественных произведений

Примечание: необходимо, чтобы фрагменты текстов были если не у каждого ученика, то хотя бы на каждой парте.

1.          Союзы в былинах.

А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается. Вопросы:

- Из какой былины взят фрагмент? («Вольга и Микула Сели-Нинович».)

- Какова роль союзов во фрагменте? (Союзы а начинают каждую нечетную строчку. Союзы а создают напевность, неторопливый ритм былины. Кроме того, во всех случаях, исключая первый, этот союз играет роль противопоставления.)

1) Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад...

2)        Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны

3)        Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная.

Вопросы:

- Из какой былины эти фрагменты? («Садко».)

- Одинаковы ли роль и значение союза как во фрагментах? (В первом фрагменте подчинительный союз как находится между частями сложного предложения, выражает временные отношения. В двух других фрагментах союз как сравнительный, находится внутри простых предложений.)

- Почему во 2-м фрагменте перед союзом как стоит запятая, а в 3-м предложении не стоит? (Во 2-м фрагменте вопрос к сравнительному обороту задается от глагола-сказуемого: Полетели как? как черные вороны. В 3-м фрагменте вопрос задается от существительного-подлежащего: Голова какова? как куча сенная. В этом случае сравнительный оборот сам является сказуемым, запятая между подлежащим и сказуемым не ставится.)

2.     Союзы в прозаических текстах.

Примечание. Дадим ученикам возможность самостоятельно подготовиться к ответу и затем обсудить роль и значение союзов. Можно дать несколько фрагментов для подготовки в группах. Можно, если позволяет время, записать фрагменты под диктовку и разобрать основные пунктограммы.

Хотя основная задача - исследовать роль союзов во фрагментах, несколько слов о художественных особенностях текстов стоит сказать.

Для анализа можно взять любой небольшой фрагмент, например, из A.M. Горького:

Окна нашего подвала упирались в яму, вырытую перед ними и выложенную кирпичом. Рамы были окружены частой железной сеткой, и свет солнца не мог пробиться к нам сквозь стекла, покрытые мучной пылью. Нам было тяжело в каменной коробке I с копотью, покрывающей потолок. Мы вставали в пять часов утра и в шесть садились делать крендели из теста, приготовленного | для нас товарищами. Лампа, висящая над столом, скудно освещала хмурые лица. Огромная печь была похожа на голову сказочного чудовища, открывшего свою широкую пасть.

(Обратим внимание на разную роль союза и в предложениях.) Фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Вот он сверкает вдали и темной полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это \ было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал, | наконец, своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов I и волны его стлались по самой земле, не встречая ни утесов, ни возвышений.

(Обратим внимание на устаревший союз дотоле, создающий J образ времени, найдем синонимичный ему союз: до тех пор; рас-I смотрим усилительную роль составного союза ни... нив последнем предложении.)

3. Союзы в поэтических текстах. См. примечание к п. 2.

1) Немного лиц мне память сохранила, Немного слое доходят до меня, А прочее погибло безвозвратно... Но близок день, лампада догорает...

А.С. Пушкин (Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя, как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает размышления, воспоминания Пимена, прерывает паузу обозначенную многоточием.) Союз

2)                               И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут...

А.С. Пушкин (Повторяющийся соединительный союз и открывает первые три строки строфы три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли, словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз и - внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка, следствие которой - выплеск поэтической энергии: и стихи свободно потекут.)

3)                               По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

М.Ю. Лермонтов (В этом фрагменте тоже наблюдается анафора - одинаковое начало строк. Союз и тоже встречается четыре раза, но синтаксическая роль его другая. Первый союз соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)

IV. Итог урока

Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об их значении в создании последовательности, логичности изложения, в создании образа времени, в создании ритма, плавности речи и т. д.

Домашнее задание 1- § 56.

2. Выписать из школьных учебников (по биологии, географии, физике и т. д.) 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

4.

Цели: показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

-        Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки пре­

пинания, сделайте синтаксический и пунктуационный разбор

предложения:

Р...сунок и цвет обоев могут (не, ни)только изм...нить внешний вид помещения но и смя...чить (не, ни)которые его (не, недостатки.

Дополнительные вопросы:

- Какие союзы встречаются в предложении? (Простой союз и, составной союз не только... но и.)

- Какова роль союзов в предложении? (Роль обоих союзов - соединительная. Рисунок и цвет обоев могут не только изменить внешний вид помещения, но и смягчить некоторые его недостатки.)

II. Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают предложения с сочинительными и подчинительными союзами, выписанные из школьных учебников. Наиболее интересные предложения (с точки зрения использования союзов) записываем на доске и в тетрадях.

III. Изучение темы «Запятая между простыми

предложениями в союзном сложном предложении»

1.      Слово учителя.

Так как правило заключено в самой формулировке темы, приступим сразу к применению этого правила на практике.

2.      Разбор предложений.

Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно.

Чтобы выделить ячейку, щелкните на ней мышью.

Если выделить весь ряд данных, а затем щелкнуть на одной из его меток, то из всего ряда останется выделенной только эта метка.

Комментарий. Необходимо объяснить постановку знаков препинания, выделить правильно части сложного предложения.

3.      Конструирование предложений.

Задание: по аналогии с инструкцией по работе с компьютером составьте предложения, используя ваши знания о союзах и употребляя глаголы в повелительном наклонении.

Например:

Чтобы узнать, части простого или сложного предложения соединяет союз И, выделите основы.

Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось, то перед нами сложноподчиненное предложение.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 323: устный разбор, построение схем предложений на доске и в тетрадях, письменное выполнение.

2. Упражнение 324: самостоятельное выполнение с последующим разбором, выполнение схем предложений на доске.

Домашнее задание

1. § 57.

2. Упражнение 325, 326 (по выбору или по вариантам).

Урок 118

Тема. Сочинительные союзы

Цели: обосновать деление сочинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, конструирование, выполнение упражнений, построение схем, запись по памяти; синтаксический разбор предложений, построение схем, выразительное чтение, орфоэпическая работа.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

- Сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль союзов:

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. (К.Г. Паустовский.)

П. Проверка домашнего задания

1.        Упражнение 325: проверка по цепочке.

В это время на доске выполняются схемы сложных предложений.

2.       Упражнение 326: чтение составленных по схемам предложений, выделение основ.

III. Изучение темы «Сочинительные союзы»

1. Слово учителя.

Сочинительные союзы делятся по значению на несколько групп: соединительные, противительные и разделительные. Сопоставим три предложения и попробуем определить, какие союзы к каким группам относятся.

2. Сопоставление предложений.

Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. (Н.В. Гоголь.)

Луна за облаком спала, но люди ей не подражали. (М.Ю. Лермонтов.)

День пасмурный, и Москва в тумане. (Л. Кассиль.)

(Обсуждение и вывод: соединительный союз в третьем предложении; противительный - во втором, разделительный - в первом.)

Примечание. На самом деле, роль каждого союза проявляется в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений. Мы останавливаемся пока только на основных значениях.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 327: устный разбор.

2. Упражнение 328: работа с таблицей постановки запятых между однородными членами, запись таблицы в справочные тетради; письменное выполнение с последующей проверкой. Фонетический разбор выполнить на доске.

V. Самостоятельное изучение теоретического материала

учебника

Задание: прочитать правило на с. 153, придумать два предложения с составными сочинительными союзами.

Домашнее задание

1. § 58.

2. Упражнение 329.

Ход урока 2

I. Проверка домашнего задания

1.  Рассказ учащихся о группах сочинительных союзов по значению.

2.  Запись выученного наизусть монолога Пимена из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» (упражнение 329).

II. Анализ предложения

Задание: записать предложение, записанное на доске, объяснить орфограммы и постановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор, указать значения союзов.

Третьяковская гал...рея (не)только огромный музей с мировой извес.ностью но и крупный науч...ный центр занимающемся хр...нением up...ст...врац...ей изучением и проп...гандои музейных це(н, нн)остей.

(Третьяковская галерея - не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.)

(Не только... ной, и- соединительные союзы.)

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 330: комментированное письмо.

2. Упражнение 331: составление предложений по данным схемам. Лучшие предложения записываются на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 332: работа по вариантам (подготовка выразительного чтения отрывков, ответов на вопросы.)

Комментарий. В каждом отрывке последнее предложение относится ко всему тексту, подводит некий итог сказанному. Присоединяются последние предложения к тексту с помощью соединительного союза и. Во втором отрывке три последних строки начинаются с союза и. Первый союз соединяет однородные сказуемые: сияет и озаряет; второй союз соединяет однородные дополнения: сады и замок; третий союз начинает последнее предложение, создает вместе с предыдущими союзами неторопливый, размеренный ритм.

4.       Упражнение 333: устный разбор.

Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - публицистический. Основная мысль текста выражена в предпоследнем предложении.

IV. Орфоэпическая работа

Записать слово, помещенное в рамке на с. 153, в словарик, поставить ударение, придумать предложение с этим словом: междугородный.

Домашнее задание

1- § 58.                                                                                 

2. Упражнения 334: устно, 336: письменно.

Урок 119-120

Тема. Подчинительные союзы.

Цели: обосновать деление подчинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

-        Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам

они относятся:

Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.

(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)

(Запись ответа остается на доске.)

II. Проверка домашнего задания

1.      Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.

Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль:

внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.

2.      Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.

III. Изучение темы «Подчинительные союзы»

1.        Слово учителя.

Обратим внимание на доску. В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.

Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.

2.      Эвристическое задание.

-        Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске.

Потому что, так как, благодаря тому что - (причинные союзы).

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы - (целевые).

Когда, едва, лишь только, пока - (временные).

Если, если бы, раз, ли - (условные).

Как, будто, как будто, словно, точно - (сравнительные).

Что, чтобы, как - (изъяснительные).

(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)

IV. Выполнение упражнений

1.      Упражнение 337: комментированное письмо.

Примечание: предложение ж 4 содержит изъяснительный,

а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:

Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. {Не заметил чего? как въехал...)

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) {Роняю как? как дерево роняет...)

2. Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предложения выполняются на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 339: устно.

V. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.

Светофор, семафор.

Комментарий.

Светофор - сигнальный электрический фонарь с разноцветными стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

Интересно, что это сложное слово объединяет русский корень {свет) с греческим {форос - несущий).

Семафор - 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железнодорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам. 3) Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем условных движений рук с флажками.

Это слово пришло в русский язык из французского, а по происхождению является греческим {сема - знак, форос - несущий).

Домашнее задание

1. §59.

2. Упражнение 340.

3. Упражнение 335 (сочинение-миниатюра «На берегу»).

Урок 121-122



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.092 с.)