Тема. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.



Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознакомить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова категория состояния. Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скалу оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.)

(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.

Оторочило - категория состояния.)

И. Чтение и обсуждение текста «А.Х. Востоков»

(упражнение 283)

Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.

III. Подготовка к сочинению

1.      Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории

состояния в самостоятельную часть речи?»

(Обмен мнениями.)

2. Выбор типа текста: рассуждение.

3. Составление плана.

I. Тезис: категория состояния - самостоятельная (несамостоятельная) часть речи. П. Доказательство (аргументы). III. Вывод.

Комментарий: Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).

2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.

4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).

Вывод: слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.

2) Большинство слов категории состояния не изменяются.

3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.

4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, I в контексте. Слова категории состояния именно в предложении

проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи. I Вывод: слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека. 4. Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение.

Урок 98

Тема. Самостоятельные и служебные части речи

Цели: дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать их отличие от самостоятельных частей речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

50

Служебные части речи

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

-       Обозначьте части речи в предложениях:

Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.

Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.

Комментарий. Имена существительные - ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные - тонкий; имена числительные - третью; местоимения - мне, меня; глаголы -хрустит; причастия - встревожившего; деепричастия -ломаясь; наречия -уже, чуть-чуть; слова категории состояния - спалось, подмораживает; предлоги - из-за, на, под; частицы - вот, не; союзы - и; междометия -увы.

Эти предложения содержат все существующие части речи.

П. Чтение и анализ сочинений-рассуждений на лингвистическую тему

Важно отметить весомость аргументов, доказательность рассуждений, независимо от того, за или против утверждения о самостоятельности слов категории состояния как части речи они высказаны.

III. Обзор темы «Самостоятельные и служебные части речи»

1.      Слово учителя.

Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» - «Служебные части речи». Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи - и самостоятельные, и служебные. Мы можем сократить эти предложения до основ:

Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок.

- Чем отличаются эти сокращенные предложения от исходных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.)

- Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.)

2.      Чтение и обсуждение теоретического материала учебника -

§47, с. 131. t

-       В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

 Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи?

- Изменяются ли служебные части речи?

- Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Обсуждение.)

Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в словарь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о самостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они проявляются с определенными падежами (винительным и предложным), ависят от речевой ситуации, выражают различные отношения.

Так что утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 284: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.

Дополнение: кроме предлогов (в, над, о, у) и союзов (когда, и, очно), выделим еще частицу (ж).

Домашнее задание

1. §47.

2. Придумать 2-3 предложения, содержащие всё части речи.

Урок 99



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.120 (0.011 с.)