Тема. Лексика и фразеология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Лексика и фразеология.



Обучающий аспект – повторить понятие

о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

      Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

      Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Ход урока.

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку,

2. Слово учителя. (3 мин.)

Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем мы занимались на предыдущих уроках?

- а зачем нужно повторять то, что уже знаешь?

- как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Итак, чтобы определить, какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать тверские загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.

Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук) 

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас (Антенна) все задки, кроме последней, являются Тверскими

Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.

3. Задание 1. (3 мин.). определить лексическое значение слова.

Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?(определенный смысл)

Определите лексическое значение слова «путешествие».

(Ответы уч-ся)

А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова? (Толковый словарь).

Работа с Толковым словарем. На парте у учеников лежат Толковый словарь

Пока работает 1 ученик со словарем, уч-ся отвечают:

- Сколько корней имеет слово «путешествие»? Каким способом образования образовано?

«Русский язык очень богат и продолжает обогащаться». (Запись в тетрадь)

Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? Какими частями речи они являются?

Перед вами на слайде написаны лексические значения слова «богатый». Выпишите в тетрадь то значение, в котором употреблено слово «богатый» в нашем выражении.

 Учащиеся выписывают в тетрадь нужное значение слова «богатый».

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

4. Содержащий много ценных качеств (переносное)

Вывод (на слайде): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

Парная работа. Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения., обменяйтесь тетрадями и посмотрите, согласен ли с вами сосед.

4. Многозначные слова.

Ребята, когда выбирали нужное лексическое значения слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

 1. Как называются слова, которые имеют несколько значений

Ответ: Многозначные.

Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

Задание 2. (5 мин.) 

На слайде представлены выражения

1. Языку учиться– всегда пригодится. (перен.)

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

3. Я больно прикусила язык. (прямое)

4. Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)

- Как вы понимаете значение данных выражений?

-Какое слово повторятся в этих предложениях?

1. выпишите то выражение, где слово «язык» употреблено в прямом значении

 Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражение в прямом значении будет красного цвета,

- У кого так – руки подняли.

2. Что такое прямое значение?

 Ответ: это основное лексическое значение слова.

3. Что такое переносное значение?

Ответ: это вторичное лексическое значение.

5. Групповая работа.Дифференциация. Работа по карточкам.

У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Групповая работа.

1.Я раздам карточки, вы познакомитесь в группах с заданиями и выберете сначала задание, которое можете выполнить быстро.

 Выполните его.

2.Возьмите карточку с заданием другим,посложнее

выполните его.

Карточка 1. НУВ 

О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Чтобы определить, в каком городе вы находитесь, вспомните, как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень).

Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин).

И лесным ключом, поверь,       (родник).

Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются Омонимы.

Карточка 2. ВУВ

В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен…..        (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили …..                 (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать ……                 (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам …..                   (перемена)

Ответ: Эти слова называются Синонимы.

Проверка результатов.: какое задание сделали быстро? А над каким поразмышляли?

Сменная пара

Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова, какой?(«Слон и Моська»)

. Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов – антонимов. (один ученик Слон, другой Моська)

-Итак, где мы уже успели побывать?

Чтобы нам проследовать дальше и побывать еще в одной стране, мы должны пройти пограничный контроль, а задания там весьма не простые.

1 задание. «Помогите разобраться»

Прослушайте зарисовку, сделанную несколько лет назад в одном из сел Тверской области.

Молодой врач, недавно закончивший институт в крупном городе, принимает больных в сельской больнице. Бабушка привела к доктору внука и жалуется: «Мальчонку писюкИ замучили, помогите!» Врач осматривает ребенка и спрашивает: «А чем раньше лечили?» - «ШушукАми, все у нас ими лечатся». Доктор смотрит на бабушку вопросительно.

- Что не понял врач? А как вы думаете, что имела в виду бабушка?

(писюки –ячмени на глазах, шушуки – красные муравьи)

Со словами какой группы из страны Лексика столкнулся доктор?

Ответить на этот вопрос поможет таблица

Лексика современного русского языка    

общеупотребительная   

необщеупотребительная              

Профессиональная         

терминологическая         

диалектная        

жаргонная

2 задание. Каких людей и за что в тверских говорах называют следующими словами?

. Обсудите в парах.

Брезга, лазуха, мямля, объеда, крикун, завируха

3 задание. Пословицы и поговорки Тверской области: Н или НН? Выписать слова с н-нн самостоятельно, затем по очереди вставляют буквы на доске

Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое

Лунная ночь, что ненастный день

Потерянного не воротишь

Чужое добро страхом огорожено

Юность легкомысленна, старость осторожна

Лучше друг верный, чем камень драгоценный

Итоги раздела Лексика.

Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.

С какими названиями мы в этой стране встретились? Что повторили?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

Ребята, дальше наш путь лежит в загадочную страну Фразеологию. А почему ее называют загадочной?

мы сейчас и заглянем в эту страну

И здесь сразу же слышим фразу:

«Как же это ты? Язык заплелся, голова не варила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь!»

- Что в ней необычного?

- что обозначают данные фразеологизмы?

Выполните морфемный разбор, которое стоит в форме прош.вр., ед.ч, м.р (заплелся)

Задание 4. Устно. (3мин.)

Вам предложены фразеологизмы. Что означают эти выражения, подберите слова-синонимы

Бить баклуши - бездельничать

Сломя голову. – очень быстро

Точить лясы. -болтать

С гулькин нос. – мало

- Какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами?

Задание 5. (5 мин.) А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж.»

Групповая работа по карточкам

Задание После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения..

1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. (черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. (как ни в чем ни бывало).

А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

Итоги раздела Фразеология.

Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

Итоги всего урока.

Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. А было ли путешествие полезным для вас, решите, заполняя листки самооценки или обсуди в парах

6. - Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (изучает словарный состав языка).         

- Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)

- Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

Домашнее задание: Написать 2 синквейна «Лексика», «Фразеология»

Урок 6.

Тема. Лексика и фразеология.

Цели:

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

2. Слово учителя (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Ответ: Слово.

– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?

 – Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)

 – Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).

 – Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).

 – Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).

 – Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

Слайд 2.

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

Слайд 3

Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.

– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова «богатый». 

Обладающий большим имуществом.

Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

Содержащий много ценных качеств (переносное)

– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?

Слайд 4

Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

4. Многозначные слова

– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений?

Ответ: Многозначные.

– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

Слайд 5.

Задание 2. (5 мин.)

Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

На слайде представлены выражения, ученики записывают их в тетрадь. Выполните морфологический разбор слова, выделенного зеленым цветом и фонетический разбор слов, выделенного желтым цветом.

Языку учиться (фонетич. разбор) – всегда пригодится. (перен.)

Чтобы не (морфолог. разбор) сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

Я больно прикусила язык. (прямое)

Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)

– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

Слайд 6.

– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

– Что такое прямое значение?

Ответ: Это основное лексическое значение слова.

– Что такое переносное значение?

Ответ: Это вторичное лексическое значение.

5. Дифференциация. Работа по карточкам

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Карточка 1. НУВ

– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)

 Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)

 И лесным ключом, поверь, (родник)

 Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются омонимы.

Карточка 2. ВУВ

– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

 А между ними нужен… (антракт)

 На время дело прекратив,

 Вдруг объявили … (перерыв)

 В поле пахарь устал слишком,

 Нужно сделать … (передышку)

 После урока непременно

 Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Карточка 3. «Средние»

– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Слайды 7, 8.

После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

6. Физкультурная минутка (2 мин.)

7. Итоги раздела Лексика

Слайд 9

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

Ответ: В разделе языка «Фразеология».

Слайд 10.

– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

8. Слайд 11.

– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Задание 3. (5 мин.)

– Вам необходимо переписать данные выражения. Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое кольцо – золотые руки.

Железнаядеталь – железный характер.

Медвежья услуга – медвежья шкура.

Волчий хвост – волчий взгляд.

Черный цвет – черные мысли.

Слайд 12.

– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

Задание 4. Устно. (3 мин.)

Слайд 13.

– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что означают эти выражения?

Бить баклуши.

Попасть впросак.

Заклятый враг.

Сломя голову.

Точить лясы.

Закадычный друг.

Кромешная тьма.

С гулькин нос.

Задание 5. (5 мин.)

– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

– Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

Задание написано совершенно четко, определенно. (черным по белому).

Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. (как ни в чем ни бывало).

Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

Слайд 14.

– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

9. Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

10. Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?

 – По каким странам мы сегодня путешествовали?

 – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

 – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

 – Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

 Слайд 15.

– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.

Урок 7-8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.138 (0.102 с.)