Церковный строй в первые века христианства (I – III вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковный строй в первые века христианства (I – III вв. )



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Определение. Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая свою главу, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся церковь.

В чем выражается самостоятельность поместных Церквей?

· Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

· Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

· Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

· Каждая Поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

Автономная Церковь (в отличие от Поместной Автокефальной) не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-Матери.

Примеры. В настоящее время Автономными Церквами являются Финляндская (находится в зависимости от Константинопольской Церкви), Японская (в зависмости от Русской Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины (находится в зависмости от Иерусалимского Патриархата).

Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.)

Парикия – это Поместная Церковь (по сути, приход, община) с центром в городе, объединенная вокруг своего предстоятеля (епископа). Парикия, таким образом, была епископией, но еще не епархией, т. к. не имела приходов (вне города).

Епархии включали в себя приходы за пределами городов – в деревнях и селах.

Митрополии – это крупные территориальные церковные объединения. Во главе митрополичьего округа стоял епископ главного города провинции – митрополит, вокруг которого объединяются епископские округа.

Формирование экзархатов и патриархатов (эпоха Вселенских Соборов)

Экзархаты – церковно-административные единицы, возникшие в связи с государственным делением на диоцезы и объединявшие в себе митрополии.

Патриархаты – еще более крупные территориальные церковные единицы, объединявшие в целях соборности в Церкви митрополии и, соответственно, экзархаты.

КОНСТАНИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Положение православных в условиях османского владычества

Роль Патриарха. Патриарх в османскую эпоху был не только главой Церкви, но и политическим вождем греков в рамках империи (он получил титул «милет-баши», то есть главы нации). Патриарх был в ответе перед султаном за повиновение православных греческих подданных.

Духовное образование. В османскую эпоху происходит резкий упадок духовного просвещения среди греков. В 1712 – 1713 г. была основана богословская школа на о. Патмос во имя св. ап. Иоанна Богослова. Просуществовала до конца 1770-х гг., когда она была преобразована в

В 1844 г. по инициативе Патриарха Германа IV учреждается богословская школа на о. Халки с целью подготовки клириков.

Избрание Патриарха

Первый период. Патриарх Самуил I (1763 – 1768; 1773 – 1774) с целью обеспечения независимости избрания патриарха от произвола турецкого правительства и злоупотреблений со стороны высшего греческого духовенства учредил при Патриархе Великий Синод. Он состоял из 12 митрополитов ближайших к Константинополю епархий. На него была возложена обязанность поставлять и низлагать очередного Патриарха. Кандидат в Патриархи все равно должен был утверждаться султаном. Но в результате патриарх всецело находился во власти Великого Синода.

Второй период. С 1856 г. процедура избрания Патриарха изменилась. Отныне она проходила несколько этапов: сначала Великий Синод (12 митрополитов) собирался с членами Смешанного совета (в него входили клирики и миряне), после чего избирался местоблюститель Патриаршего престола, которого утверждал султан; затем все архиереи Патриархата присылали в Константинополь конверты, где писали имя достойного кандидата в Патриархи. Примерно через месяц созывалось Избирательное собрание (духовенство и светские лица), члены которого вскрывали конверты и подсчитывали голоса, причем светские лица могли называть своих кандидатов, духовные – своих. Постепенно список кандидатов доводился до трех человек, из которых уже избирали одного, которого также утверждал султан.

Каноническая территория

В Османскую эпоху теряют свою независимость Сербская, Болгарская, Румынская Православные Церкви. В среде национального балканского (негреческого) духовенства Патриарахат проводит (нередко насильственно) политику эллинизации, то есть «огречивания» местного населения.

Начиная с 1870-х гг. в связи с национально-освободительным движением на Балканах, образованием там независимых государств и национальных православных церквей (Болгарской, Румынской, Сербской) каноническая территория Патриархата сократилась.

В годы Первой Мировой войны (1914–1918) Турция воевала на стороне Германии, входя в состав так называемого Четверного союза. После войны в Турции была провозглашена республика во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком. В 1923 г. состоялась Лозаннская конференция, окончательно закрепившая границы Турции и передавшая ей Восточную Фракию, турки должны были гарантировать жизнь православной общине в Стамбуле.

Вследствие политических процессов, произошедших в Малой Азии и на Балканах после войны, в конце 1910 – начале 1920-х гг. ок. 2 млн греков хлынуло из Малой Азии в Грецию и другие страны, в том числе в США. Греческая эмиграция распространилась почти по всему миру.

Вывод. Упадок, а затем и крушение Османской империи, обретение независимости народами Юго-Восточной Европы, увеличение числа национальных Церквей в результате свело к минимуму непосредственную юрисдикцию Константинополя.

Титул

Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной.

Османский период (1516 – 1918)

Вслед за окончательным покорением Византии (1453) на территории Малой Азии складывается новая держава – Османская империя. В результате завоевательных походов султана Селима I (1512 – 1520) в 1516 г. Сирия, а соответственно и территория Антиохийского Патриархата на 400 лет оказалась включенной в состав Порты. Лишь Горный Ливан с преимущественно христианским и друзским населением оставался полунезависимым от турок.

В первые века существования Османское государство отличалось относительной веротерпимостью. Православные в империи пользовались особыми привилегиями по сравнению с другими немусульманскими конфессиями. Но в реальной жизни эти права и привилегии постоянно нарушались османскими властями.

Русско-сирийские отношения пережили расцвет при Патриархе Макарии III (1647 – 1672). В 1652 – 1659 гг. Макарий предпринял длительное путешествие, посетив Украину, Россию, где встречался со многими политическими и церковными деятелями и вел переговоры о денежной помощи Антиохийской Церкви. Он присутствовал на Соборе Русской Православной Церкви 1655 г. Вторая поездка Макария в Россию (1666 – 1668) связана с его участием в заседаниях Московского Собора 1666 – 1667 гг. В итоге Патриарх Макарий получил значительную финансовую поддержку из России, благодаря чему смог избавиться от долгов и развернуть масштабное строительство. Однако после его смерти связи Антиохийской Церкви с Россией почти полностью прекратились.

Униатский раскол

С ростом могущества западноевропейских держав и находясь под властью турок-османов, Антиохийские Патриархи стали все чаще прибегать за финансовой помощью к Западу. В 1631 г. Патриарх Игнатий III (1619 – 1633/34) формально признал главенство Рима. На фоне все большего возрастания европейского влияния на Ближнем Востоке униатская пропаганда среди православных арабов завоевывает успех. Под латинским влиянием оказалась и часть духовенства: в 1683 г. в унию перешел митрополит Тиро-Сидонский Евфимий ас-Сайфи (ум. 1723), в 1716 – 1718 гг. с Римом сближался Патриарх Кирилл V (1672 – 1720).

Раскол приобрел четкие формы в 20-е гг. XVIII в., когда в 1724 г. на Антиохийский престол был возведен митрополит Серафим Танос, который был возведен на Патриарший трон под именем Кирилла VI, и сразу признал главенство папы. Одновременно Константинопольский Синод рукоположил законного православного Патриарха Сильвестра.

Таким образом, возникли две параллельные иерархии. Весь XVIII в. происходили ожесточенные столкновения православных и униатов. Униаты более 100 лет официально не признавались турецкими властями.

Во время греческого восстания 1821 г. усилились жестокие гонения на православных во всех провинциях империи. Униаты, почувствовав изменение политической обстановки, активизировались. Теперь уже не они, а православные казались Порте потенциальными изменниками. В 1827 г. целая Амидская епархия Антиохийского Патриархата из-за притеснений властей перешла в унию.

Патриархат в XIX – XX вв. Учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847)

В начале XIX в. Иерусалимские Патриархи – Анфим (1788 – 1808), Поликарп (1808 – 1827) – неоднократно обращались за финансовой помощью к Русскому Святейшему Синоду. Пользуясь пожертвованиями, присланными из России, Патриарх Афанасий IV (1827 – 1844) смог открыть 5 народных училищ, духовную школу, погасить долги казны монастыря Святого Гроба.

Под влиянием России в 1845 г. Иерусалимским Патриархом был избран Кирилл II (1845 –1872) – один из выдающихся святителей Сионской Церкви, сделавший Иерусалим постоянной Патриаршей резиденцией, он стал первым после длительного периода проживать в Иерусалиме.

При Патриархе Кирилле в Иерусалиме по инициативе Российского правительства была учреждена Русская Духовная Миссия (1847), главными задачами которой были: поддержка разоренной Иерусалимской Церкви и укрепление Православия в Палестине и Сирии и духовное окормление русских паломников, приезжавших поклониться Святым местам. Первым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был еп. Порфирий (Успенский).

В 1847 г. произошли враждебные столкновения между греческим и латинским духовенством из-за Вифлеемской пещеры. Постепенно конфликт между православными и католиками приобрел настолько зримые формы, что послужил поводом к Крымской войне (1853 – 1856).

После Первой Мировой войны Османское владычество закончилось, а территория Палестины перешла в руки Англии – в 1920 г. Англия получила мандат от Лиги Наций на управление Палестиной.

В 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН было образовано еврейское государство Израиль. Прямым следствием этого события явились незатухающие и по сегодняшний день арабо-израильские войны, а территория Иерусалимского Патриархата оказалась разделенной на две части: одна – в пределах Израиля, другая – на территории Иордании.

Печская Патриархия

была упразднена в 1463 г. С этого времени она стала подчиняться архиепископу Охридскому (Болгарская Церковь). Восстановление Патриархии произошло в 1557 г., когда патриархом был избран сербский монах Хиландарского монастыря Макарий (Соколович). Но уже в 1766 г. султан Мустафа III по настоянию Константинопольского Патриарха Самуила отдал распоряжение о полном подчинении Печской Патриархии Константинополю с низведением ее в ранг митрополии.

В 1815 г. князь Милош I Обренович обратился к Константинопольскому Патриарху и правительству Порты с просьбой о предоставлении автономии Сербии и Сербской Церкви. Через 15 лет – в 1830 г., – благодаря требованиям российского правительства, сербы смогли получить политическую внутреннюю автономию и церковную автономию с титулом Митрополии.

После окончания русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., согласно Берлинскому договору, Сербия получила политическую независимость от Порты. Вслед за этим встал вопрос и о церковной независимости. В 1879 г. Константинопольский Патриарх Иоаким III издал грамоту, по которой Сербская Православная Церковь получала автокефалию.

Австро-Венгерская митрополия

В 1690 г. в пределы Австрии (в Славонию) переселилось значительное количество сербских семей во главе с Патриархом Арсением III (Черноевичем). Австрийский император Леопольд I Габсбург (1657 – 1705) разрешил православным сербам иметь собственную Церковь, созывать Соборы, гарантировал свободное совершение православных богослужений и освобождал сербское православное духовенство от всяких податей. В 1695 г. православные сербы были организованы в Карловацкую Митрополию, включавшую 1 архиепископию и 7 епископий. До 1766 г. Церковь в Австро-Венгрии сохраняла духовную зависимость от Печской Патриархии. Лишь после подчинения Печской Патриархии Константинополю с Австро-Венгерской митрополией связано формирование самостоятельной церковной структуры.

Черногорская митрополия

В начале XVI в. в Черногории формируется своеобразная теократическая монархия: в 1516 г. князь Георгий Черноевич передал верховную политическую власть главе Церкви – митрополиту. Такая форма правления просуществовала до 1851 г., пока вновь церковная власть была отделена от светской. Хотя и после разделения властей митрополит продолжал пользоваться огромным авторитетом в стране.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Определение. Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая свою главу, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся церковь.

В чем выражается самостоятельность поместных Церквей?

· Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

· Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

· Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

· Каждая Поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

Автономная Церковь (в отличие от Поместной Автокефальной) не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-Матери.

Примеры. В настоящее время Автономными Церквами являются Финляндская (находится в зависимости от Константинопольской Церкви), Японская (в зависмости от Русской Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины (находится в зависмости от Иерусалимского Патриархата).

Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.)

Парикия – это Поместная Церковь (по сути, приход, община) с центром в городе, объединенная вокруг своего предстоятеля (епископа). Парикия, таким образом, была епископией, но еще не епархией, т. к. не имела приходов (вне города).

Епархии включали в себя приходы за пределами городов – в деревнях и селах.

Митрополии – это крупные территориальные церковные объединения. Во главе митрополичьего округа стоял епископ главного города провинции – митрополит, вокруг которого объединяются епископские округа.

Формирование экзархатов и патриархатов (эпоха Вселенских Соборов)

Экзархаты – церковно-административные единицы, возникшие в связи с государственным делением на диоцезы и объединявшие в себе митрополии.

Патриархаты – еще более крупные территориальные церковные единицы, объединявшие в целях соборности в Церкви митрополии и, соответственно, экзархаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.03 с.)