Стандартизация в области ТЭА. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация в области ТЭА.



Основные понятия и определения

1.1. Основные понятия, термины и определения ТЭА

 

Основным стандартом ТЭА является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» [10].

Различают пять видов технического состояния автомобиля [1,2]:

Исправное состояние (исправность) – состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (НТКД).

Неисправное состояние (неисправность) – состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД.

Работоспособное состояние (работоспособность) – состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД.

Неработоспособное состояние (неработоспособность) – состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД.

Предельное состояние – состояние автомобиля или его конструктивных элементов (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна. Наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом.

События смены технических состояний автомобиля – это повреждения, отказы, дефекты [2].

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния КЭ автомобиля при сохранении работоспособного состояния.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния автомобиля.

Базовыми понятиями по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей являются [1]:

Техническое обслуживание – направленная система технических воздействий на КЭ автомобиля с целью обеспечения его работоспособности.

Техническая диагностика – наука, разрабатывающая методы исследования технического состояния автомобилей и его КЭ, а также принципы построения и организацию использования систем диагностирования.

Техническое диагностирование – процесс определения технического состояния КЭ автомобиля с определённой точностью.

Восстановление – процесс перевода автомобиля или его КЭ из неисправного состояния в исправное.

Ремонт – процесс перевода автомобиля или его КЭ из неработоспособного состояния в работоспособное.

Колесная формула. Для всех автомобилей обозначение основной колесной формулы состоит из двух цифр, разделенных знаком умножения. Первая цифра обозначает общее число колес, а вторая – число ведущих колес, на которые передается крутящий момент от двигателя. При этом двухскатные колеса считаются за одно колесо. Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра – число ведущих колес, а вторая – общее число колес.

Таким образом, для легковых автомобилей, грузопассажирских и малотоннажных грузовых, созданных на базе агрегатов легковых, применяются формулы 4х2 (например, автомобиль ГАЗ-3110), 4х4, 2х4, (автомобиль ВАЗ-2109).

Для грузовых автомобилей и автобусов в основную колесную формулу введена третья цифра 2 или 1, отделенная от второй цифры точкой. Цифра 2 указывает, что ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1 (например, автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х2.1, 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11).

Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных – 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537). Для сочлененных автобусов в формулу введена четвертая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двухскатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).

Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т. п.), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонал и их багажа.

Полная масса автотранспортного средства – состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала. При этом полная масса автобусов (городских и пригородных) реально должна определяться для номинальной и предельной вместимостей. Полная масса автопоездов: для прицепного поезда – сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного – сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.

База автотранспортного средства – для двухосных автомобилей и прицепов это расстояние между центрами передней и задней осей, для многоосных АТС – это расстояние между всеми осями через знак «плюс», начиная с первой оси. Для одноосных полуприцепов – расстояние от центра шкворня до центра оси. Для многоосных полуприцепов дополнительно указывается база тележки (тележек) через знак «плюс» [5].

Рабочий объем цилиндров (литраж двигателя)  – эта величина определяется как сумма рабочих объемов всех цилиндров, т.е. это произведение рабочего объема одного цилиндра  на количество цилиндров , т.е. . Измеряется   в литрах или куб. дм. Именно цифровое обозначение литража наносится на кузовные элементы ряда автомобилей.

Рабочий объем цилиндра  – это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).

Объем камеры сгорания  – это объем пространства над поршнем при его положении в ВМТ.

Полный объем цилиндра  – это объем пространства над поршнем при нахождении его в НМТ. Очевидно, что полный объем  цилиндра равен сумме рабочего объема  цилиндра и объема  камеры сгорания, т.е. .

Степень сжатия  – это отношение полного объема  цилиндра к объему  камеры сгорания, т. е. .

Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается полный объем цилиндра двигателя при перемещении поршня из НМТ в ВМТ. Степень сжатия – величина безразмерная.

Индикаторная мощность двигателя  – мощность, развиваемая газами в цилиндрах. Индикаторная мощность больше эффективной мощности двигателя на величину потерь на трение и привод вспомогательных механизмов.

Эффективная мощность двигателя  – мощность, развиваемая на коленчатом валу. Измеряется в лошадиных силах (л.с.) или киловаттах (кВт). Переводной коэффициент: 1 кВт = 1,36 л.с.

Эффективная мощность двигателя рассчитывается по формулам

,

где  – крутящий момент двигателя, Н·м (кгс·м);

 – частота вращения коленчатого вала, мин-1.

Номинальная эффективная мощность двигателя  – эффективная мощность, гарантированная заводом-изготовителем на несколько сниженной частоте вращения коленчатого вала. Она меньше максимальной эффективной мощности двигателя.Уменьшена за счет искусственного ограничения частоты вращения коленчатого вала по соображениям обеспечения заданного ресурса двигателя (л.с./кг).

Удельный эффективный расход топлива  – отношение часового топлива  к эффективной мощности двигателя (г/кв × ч).

Внешняя скоростная характеристика двигателя – зависимость выходных показателей двигателя от частоты вращения коленчатого вала при полном открытии топливоподающего органа (рис.3.1.).

 

, кВт                     , кг/час
, Н×м                     , г/кВт×ч
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
0

 Рис.1.1. Внешняя скоростная характеристика

двигателя

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.024 с.)