III Выполнение учащимися письменной проверочной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III Выполнение учащимися письменной проверочной работы



I Основная часть

«Вековая отсталость страны, тяжесть крепостных порядков, консервативность основной массы дворянства неудержимо тянули страну назад…»

Вопрос: Почему А. Н. Сахаров дает такую оценку сложившегося положения в России? Согласны ли вы с ней? Подумайте нам ответами. Вернемся к этим вопросам в конце урока.

Вопрос 1:

Учитель: Следуя плану урока, начнем обсуждение с характеристики социально-экономического развития России. Разобраться в противоречиях этого развития нам поможет работа с документом (текст на партах). После его прочтения постарайтесь ответить на предложенные вопросы:

Это отрывок из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда, написанной в 1847 году. Читаем документ и отвечаем на вопросы к нему.

«...Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,ему не дело делать, а день убить. На господина он работает 3 дня и на себя также 3 дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость…»

«...Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! Как там один перед другим боится переработать, так тут они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером – охота пуще неволи».

Вопросы учителя: Как относились к труду крепостные и наемные рабочие? Как вы думаете, в чем причина такого отношения к труду?

Сделайте вывод: Что хотел подчеркнуть автор этого документа?

 Ответ на вопрос учителя: крепостной труд малопроизводителен, т.к. у крестьян нет заинтересованности в его результатах, хозяйство, основанное на таком труде, неизбежно придет в упадок.

Учитель: Это с одной стороны, а с другой – 30–50-е годы – время поступательного развития. Вспомните, какие перемены произошли в экономическом развитии России?

 Ответы на вопросы учителя:

1. В 30–40-е годы начался промышленный переворот.

2. Начиная с 30-х годов – железнодорожное строительство.

3. Развитие пароходства.

4. Труд наемных рабочих начинает постепенно вытеснять труд крепостных крестьян.

5. Финансовая реформа Канкрина, стимулирование предпринимательства.

6. Расслоение крестьянства (выделение капиталистых крестьян, их имущественное положение не соответствовало крепостному статусу).

7. Отходничество - это посторонний заработок, за счет которого выплачивался оброк.

8. В торговле вместо ярмарочной торговли развивается постоянная торговля, продолжает расти внешняя торговля.

9. Рост городов, оформление фабричных центров и т.д.

Вывод учителя  по первому вопросу: С одной стороны, сельское хозяйство отстает по причине сохранения крепостного права, а с другой стороны, идет техническое перевооружение промышленности, т. е. одновременно и застой, и начало перемен. Мы доказали противоречивость экономического развития России.

 

Вопрос 2:

Учитель: А сейчас дадим характеристику политического строя России (демонстрируются портреты императоров Александра I и Николая I).

Вопрос учителя: Как можно охарактеризовать политический строй России?

Ответ учителя: Россия оставалась самодержавной монархией, вся законодательная и исполнительная власть принадлежит императору. Вместе с тем, были попытки реформ.

Вопрос учителя: Какие попытки реформ были предприняты при Александре Первом?

 Ответы на вопрос учителя:

  1. Сенат стал высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией
  2. Вместо коллегий созданы министерства – 1802 г.
  3. Для обсуждения общих вопросов управления страной учреждался Кабинет министров.
  4. Создание Государственного совета – 1810 г., главной задачей которого становилось участие в подготовке проектов законов (это единственное, что было реализовано из проекта Сперанского)
  5. В 1815 году – введение Конституции в Польше.
  6. В 1820 году  Новосильцевым был разработан проект общероссийской Конституции  «Уставная грамота Российской империи» (хотя  он не был подписан императором).

Вывод по вопросу: Хотя не все проекты были реализованы, Александр I подготовил почву для будущих преобразований.

Вопрос учителя: Каково отношение к преобразованиям было у Николая I?

Ответы на вопросы учителя: При Николае I были разработаны проекты реформ, но исключительно с целью укрепить дворянскую империю и  обеспечить неизменность самодержавия, для этого он:  расширил функции своей имперской канцелярии, которая часто подменяла Кабинет министров; создал 2-е отделение во главе со Сперанским для подготовки Свода законов, 1830 год – опубликовано полное собрание законов, в 1832 году – свод действующих законов; создал 3-е отделение во главе с Бенкендорфом для контроля за умонастроением. В  распоряжении Бенкендорфа был корпус жандармов; для контроля за печатью в 1826 году создан «чугунный» цензурный устав, ограничены функции Государственного совета

Вопрос учителя: Какую часть общества старался поддержать император и почему?

Ответы на вопросы учителя: дворянство. Поддержка дворянства выразилась в том, что был ограничен доступ в дворянское сословие другим группам населения, запрещено дробление крупных  дворянских имений между наследниками, по школьному уставу 1828 года в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников

Вопрос учителя: Менялась ли в процессе этих реформ сущность самодержавия? (нет)

Вывод по второму вопросу:  застойность, неспособность к последовательным переменам были характерны для России I половины XIX века. Основы политического строя тоже нужно было реформировать. В обществе назревали преобразования, и  постепенно складывались различные представления о путях развития страны.

 

Работа с документом

Учитель: Прочитайте внимательно тексты документов, и ответьте на вопрос: представители какого направления могли  сказать такие слова?

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества... чтобы совершить движение вперед … главное уничтожить в русском раба» (западники)

2. «Прошедшее в России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение» (сторонник теории официальной народности)

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго. Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»(славянофилы)

4. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами» (сторонник теории официальной народности).

5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»(западники)

(анализ документов, ответы учащихся)

 

Вопрос 3:

Учитель: Рассмотрим вопрос о внешней политике России.

Вопросы учителя:

1. Назовите главные направления внешней политики (европейское и ближневосточное).

2. Какие события внешней политики, на ваш взгляд, были наиболее яркими? (Война 1812 года и Крымская война 1853-1856 гг.)

3. На экране репродукция картины «Кутузов 7 сентября 1812 г.» Какой этап войны она отражает? Какими были последствия этой войны? (Художник изобразил Кутузова после оставления Москвы, т. к. было уже 7 сентября. Война 1812 г. была выиграна русской армией. Причины победы русской армии.)

4. Каковы были итоги Крымской войны? Вспомните условия Парижского мира.

5. Как вы понимаете фразу журналиста (слайд 7):

«Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».

(речь идет о превосходстве армии и флота союзников: паровой флот, броня кораблей, нарезные ружья, снабжение армии, тактическая выучка войск)

Вывод по вопросу 4: Одна из причин поражения в Крымской войне - военно-техническая отсталость России. Поражение в войне поставило задачу изменить социально-экономический строй России.

Учитель: Вернемся в цитате, словам историка Сахарова. Согласны ли вы с этим высказыванием? (да, главная причина торможения страны – лишенный стимула труд крепостных)

 

Задание 1.

Задание 2

Соотнесите событие и дату:

  1. Указ «о вольных хлебопашцах»                       а) 1812
  2. Начало Отечественной войны                         б) 1825
  3. Выступление на Сенатской площади              в) 1817–1864
  4. Крымская война                                                 г) 1803
  5. Кавказская война                                               д) 1853–1856

Задание 3

Тест

Лишним в ряду является:

а) Багратион 

б) Тормасов 

в) Барклай де Толли

г) Давыдов

2. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810– 1811 гг.:

а) Строганов П. А.

б) Аракчеев А. А. 

в) Сперанский М. М.

Кто стал имамом на Кавказе:

а) Шамиль  

б) Аслан  

в) Мустафа

Парижский мир был подписан:

а) в 1855  

б) в 1856 

в) в 1860

I Основная часть

«Вековая отсталость страны, тяжесть крепостных порядков, консервативность основной массы дворянства неудержимо тянули страну назад…»

Вопрос: Почему А. Н. Сахаров дает такую оценку сложившегося положения в России? Согласны ли вы с ней? Подумайте нам ответами. Вернемся к этим вопросам в конце урока.

Вопрос 1:

Учитель: Следуя плану урока, начнем обсуждение с характеристики социально-экономического развития России. Разобраться в противоречиях этого развития нам поможет работа с документом (текст на партах). После его прочтения постарайтесь ответить на предложенные вопросы:

Это отрывок из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда, написанной в 1847 году. Читаем документ и отвечаем на вопросы к нему.

«...Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,ему не дело делать, а день убить. На господина он работает 3 дня и на себя также 3 дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость…»

«...Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! Как там один перед другим боится переработать, так тут они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером – охота пуще неволи».

Вопросы учителя: Как относились к труду крепостные и наемные рабочие? Как вы думаете, в чем причина такого отношения к труду?

Сделайте вывод: Что хотел подчеркнуть автор этого документа?

 Ответ на вопрос учителя: крепостной труд малопроизводителен, т.к. у крестьян нет заинтересованности в его результатах, хозяйство, основанное на таком труде, неизбежно придет в упадок.

Учитель: Это с одной стороны, а с другой – 30–50-е годы – время поступательного развития. Вспомните, какие перемены произошли в экономическом развитии России?

 Ответы на вопросы учителя:

1. В 30–40-е годы начался промышленный переворот.

2. Начиная с 30-х годов – железнодорожное строительство.

3. Развитие пароходства.

4. Труд наемных рабочих начинает постепенно вытеснять труд крепостных крестьян.

5. Финансовая реформа Канкрина, стимулирование предпринимательства.

6. Расслоение крестьянства (выделение капиталистых крестьян, их имущественное положение не соответствовало крепостному статусу).

7. Отходничество - это посторонний заработок, за счет которого выплачивался оброк.

8. В торговле вместо ярмарочной торговли развивается постоянная торговля, продолжает расти внешняя торговля.

9. Рост городов, оформление фабричных центров и т.д.

Вывод учителя  по первому вопросу: С одной стороны, сельское хозяйство отстает по причине сохранения крепостного права, а с другой стороны, идет техническое перевооружение промышленности, т. е. одновременно и застой, и начало перемен. Мы доказали противоречивость экономического развития России.

 

Вопрос 2:

Учитель: А сейчас дадим характеристику политического строя России (демонстрируются портреты императоров Александра I и Николая I).

Вопрос учителя: Как можно охарактеризовать политический строй России?

Ответ учителя: Россия оставалась самодержавной монархией, вся законодательная и исполнительная власть принадлежит императору. Вместе с тем, были попытки реформ.

Вопрос учителя: Какие попытки реформ были предприняты при Александре Первом?

 Ответы на вопрос учителя:

  1. Сенат стал высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией
  2. Вместо коллегий созданы министерства – 1802 г.
  3. Для обсуждения общих вопросов управления страной учреждался Кабинет министров.
  4. Создание Государственного совета – 1810 г., главной задачей которого становилось участие в подготовке проектов законов (это единственное, что было реализовано из проекта Сперанского)
  5. В 1815 году – введение Конституции в Польше.
  6. В 1820 году  Новосильцевым был разработан проект общероссийской Конституции  «Уставная грамота Российской империи» (хотя  он не был подписан императором).

Вывод по вопросу: Хотя не все проекты были реализованы, Александр I подготовил почву для будущих преобразований.

Вопрос учителя: Каково отношение к преобразованиям было у Николая I?

Ответы на вопросы учителя: При Николае I были разработаны проекты реформ, но исключительно с целью укрепить дворянскую империю и  обеспечить неизменность самодержавия, для этого он:  расширил функции своей имперской канцелярии, которая часто подменяла Кабинет министров; создал 2-е отделение во главе со Сперанским для подготовки Свода законов, 1830 год – опубликовано полное собрание законов, в 1832 году – свод действующих законов; создал 3-е отделение во главе с Бенкендорфом для контроля за умонастроением. В  распоряжении Бенкендорфа был корпус жандармов; для контроля за печатью в 1826 году создан «чугунный» цензурный устав, ограничены функции Государственного совета

Вопрос учителя: Какую часть общества старался поддержать император и почему?

Ответы на вопросы учителя: дворянство. Поддержка дворянства выразилась в том, что был ограничен доступ в дворянское сословие другим группам населения, запрещено дробление крупных  дворянских имений между наследниками, по школьному уставу 1828 года в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников

Вопрос учителя: Менялась ли в процессе этих реформ сущность самодержавия? (нет)

Вывод по второму вопросу:  застойность, неспособность к последовательным переменам были характерны для России I половины XIX века. Основы политического строя тоже нужно было реформировать. В обществе назревали преобразования, и  постепенно складывались различные представления о путях развития страны.

 

Работа с документом

Учитель: Прочитайте внимательно тексты документов, и ответьте на вопрос: представители какого направления могли  сказать такие слова?

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества... чтобы совершить движение вперед … главное уничтожить в русском раба» (западники)

2. «Прошедшее в России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение» (сторонник теории официальной народности)

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго. Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»(славянофилы)

4. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами» (сторонник теории официальной народности).

5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»(западники)

(анализ документов, ответы учащихся)

 

Вопрос 3:

Учитель: Рассмотрим вопрос о внешней политике России.

Вопросы учителя:

1. Назовите главные направления внешней политики (европейское и ближневосточное).

2. Какие события внешней политики, на ваш взгляд, были наиболее яркими? (Война 1812 года и Крымская война 1853-1856 гг.)

3. На экране репродукция картины «Кутузов 7 сентября 1812 г.» Какой этап войны она отражает? Какими были последствия этой войны? (Художник изобразил Кутузова после оставления Москвы, т. к. было уже 7 сентября. Война 1812 г. была выиграна русской армией. Причины победы русской армии.)

4. Каковы были итоги Крымской войны? Вспомните условия Парижского мира.

5. Как вы понимаете фразу журналиста (слайд 7):

«Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».

(речь идет о превосходстве армии и флота союзников: паровой флот, броня кораблей, нарезные ружья, снабжение армии, тактическая выучка войск)

Вывод по вопросу 4: Одна из причин поражения в Крымской войне - военно-техническая отсталость России. Поражение в войне поставило задачу изменить социально-экономический строй России.

Учитель: Вернемся в цитате, словам историка Сахарова. Согласны ли вы с этим высказыванием? (да, главная причина торможения страны – лишенный стимула труд крепостных)

 

III Выполнение учащимися письменной проверочной работы

Задание 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.102 (0.07 с.)