Вопрос 10. «Государственная школа» в русской историографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. «Государственная школа» в русской историографии



- «историко-юридическое направление» зародилось в 1830 – 1840-е гг., сложилось к концу 1850-х гг., в пореформенное время было господствующим направлением БИ. Идеологически обслуживало буржуазию. Оно сложилось как проявление слабости российской буржуазии, нуждавшейся в сильной государственной власти.

В центре внимания направления – государственная власть, основа исторического процесса - деятельность государства. Опирались на философию Гегеля, представляли процесс как развитие человечества от рода к государству.

Основоположник – Константин Дмитриевич Кавелин (дворянское сословие, домашнее образование, учителем был Белинский, МГУ, работал в Петербурге в министерстве юстиции, был юристом). Занимался русским гражданским правом и судопроизводством. Он подробно исторические факты не исследовал, а дал только общий взгляд на русский исторический процесс. Статьи: «Взгляд на юридический быт Древней Руси», «Краткий взгляд на русскую историю».

1) Процесс развития сведён к 3 этапам: 1) господство родовых отношений, 2) вотчинные отношения, 3) государственные отношения (концепция развития от рода к государству)

2) Касался роли самодержцев, но признавал только Ивана Грозного и Петра I. К оценке деятельности Грозного подошёл по-новому: объяснял её не только характером, но и необходимостью укрепления государства. В страхе перед революционным движением Кавелин противопоставлял историю России и Запада. Утверждая, что кроме царизма в России не может быть иной власти, государство - надклассовая сила, сила государства в слабости народа (антидемократические взгляды).

Другой представитель – Борис Николаевич Чичерин, идеолог либерализма, философ и правовед. Наиболее полно свои взгляды он изложил в работе «О народном представительстве» (история земских соборов, проводит идею развития от рода к государству, подчёркивая, что значение родовых отношений нельзя преувеличивать, так как с приходом варягов они были разрушены). Чичерин отрицал классовую борьбу в стране, доказывая. Что классы не противостоят друг другу, они заметно переходят один в другой. При этом низшие классы склонны к подчинению, высшие стремятся к власти, а средние их уравновешивают.

Установление крепостничества считал результатом деятельности государства, но доказывал, что по воле государства может начаться и раскрепощение.

Особенность русской истории он видит в специфике природных условий ив готовности народа жертвовать всем ради царя и Отечества.

После отмены крепостного права буржуазия постепенно сближалась с монархическим лагерем и претерпевала изменения в плане идеологии, меняя взгляды «государственной школы» - становились консервативными. Кавелин был автором подготовки отмены крепостного права. Чичерин поддерживал идею царского правительства. После реформы Кавелин пишет работу «Дворянство и освобождение крестьян» - пытался выяснить причину несокрушимости царизма. Ответ находит в противопоставлении России Западу, в том, что народ сам поддерживает и сохраняет царскую власть. Он перешёл к защите самодержавия, был противником рабочего движения, отошёл от диалектики Гегеля, чернил парижскую коммуну. Государство у него выступало как надклассовая сила и главный творец истории.

Работы Чичерина по русской истории – «Областные учреждения России в 16 веке», «Холопы и крестьяне в России до 16 века», «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей». В центре внимания стоит государство всё равно.

Продолжателями традиций школы были Сергеевич, Градовский, Леонтович. Всего они просуществовали более 50 лет. Они были господствующим направлением, затем поступенно вступили в кризис. Это самое значительно направление в БИ.

 К этой школе был близок историк Сергей Михайлович Соловьёв (1820 – 1879). Это крупная величина в БИ из семьи священника, вся жизнь была связана с изучением и преподаванием истории. В детстве несколько раз прочитал ИГР Карамзина. Поступил в МГУ, учился у Погодина, читая его библиотеку. После окончания он преподавал в МГУ, возглавил кафедру после Погодина, был деканом исторического факультета, ректором МГУ. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

По своим политическим взглядам он сторонник буржуазной монархии, мирных реформ и мирного решения конфликтов. Философская основа взглядов – идеи Гегеля.

1855 г. – защита магистерской диссертации «Об отношении Новгорода к великим князьям»

Докторская – «история отношений между князьями Рюрикова дома».

С 1851 г. работал над трудом «История России с древнейших времён» (в год по 1 тому, работал до смерти). К концу жизни – 29 томов. Довёл изложение до конца XVIII века. Равного ему труда нет. Он выступал и как историограф – его перу принадлежит «Писатели Русской истории XVIII века».

Исторический процесс он объяснял внутренними закономерностями (всё естественно и необходимо). Движущая сила – правительство, которое представляет свой народ. Он отрицал самобытность русской истории, одновременно признавая её своеобразие. Доказывал, что в отличие от запада на Руси не было феодализма, русские жили в своеобразных географических условиях (на западе территория разделена на изолированные части горами, а на Руси равнина обусловила большую подвижность русского народа – жизненно важной была колонизация новых территорий). Кроме того Русь вела постоянную борьбу с кочевниками – другая специфика (это борьба леса со степью). Эти 2 фактора определили необходимость сильного государства.

В основе истории у него также лежала теория развития от рода к государства. Периодизация: развитие государства и степень европеизации – выделил этапы:

· IX – сер. XII – господство родовых отношений

· Ср.XII – конец XVI вв. – переход родовых отношений в государственные

· Начало XVII в. – смута, грозившая уничтожением государства

· XVII – 1|2 XVIII вв. – государство очищено от врагов. Избран государь всей земли

· Ср. XVIII – ср. XIX – потребность в заимствовании плодов европейской цивилизации

· Ср. XIX в. – новая эпоха, когда просвещение принесло свои результаты

Структура глав при изложении: политический строй – положение господствующего слоя - экономика – состояние производящего класса – церковь – законодательство – просвещение.

Богатство фактического материала в 29 томах. Писал, что влияние норманов было незначительным, но по его мнению. Они принесли государственность и сословное деление. Он отрицал феодализм на Руси, хотя подробно изучал период феодальной раздробленности. Отрицал влияние монголо-тататр на развитие государственности, но и недооценивал последствия ига. Падение ига связывал с созданием сильного государства (процесс представил, но социально-экономические предпосылки не раскрыл, сводил всё к деятельности князей). Подчёркивал закономерность политики Грозного. Оформление крепостного права произошло при Фёдоре Ивановиче - вынужденная мера, вызванная потребностями государства. Говорил о бесплодности смуты.

После 1861 его творчество стало более зрелым. Именно в это время вышло 19 томов. В пореформенное время написал ещё ряд монография: «Публичные чтения о Петре Великом», «История падения Польши», «Император Александр I, политик аи дипломатия».

Он пришёл к выводу, что правительство Александра II не сумело управлять ходом реформ, и крепостническое зло сменилось злом свободы. В этих условиях России нужна сильная власть, способная предотвратить революцию. Идеалом такой власти он считал Петра I. Появление Петра на арене и его реформы Соловьёв считал закономерными и необходимыми. Реформы необходимы были и раньше, но условия были таковы, что правительство было вынуждено закрепостить крестьян. Реформы Петра Соловьёв сравнивает с французской революцией XVIII века. Предпочтение отдавал реформам, а не революции. Мудрый монарх сам провёл революцию сверху.

 

Вопрос 11.

Соловьёв одним из первых излагал историю России XVII – XVIII вв. Он иногда шёл по целине (как и Миллер).

Историю послепетровского времени он излагал как последствия петровских преобразований. Соловьёв своё изложение до крестьянской войны Пугачёва не довёл, но в учебниках по русской истории оценил её резко отрицательно, так как выступления он считал сугубо местными вредными. По его мнению, любой народ выбрасывает из себя беспокойный элемент, который бунтует. В России подстрекателем является казачество – главная причина крестьянских бунтов.

Труд Соловьёва колоссален, но он описал только русскую историю (там нет места нерусских малых народов – это история коренной России). Это вершина буржуазной историографии.

Соловьёва неоднократно переиздавали даже в 30-е годы и советское время.

Он был автором многочисленных учебников для всех звеньев школы и вузов. Они переиздаются до сих пор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.01 с.)