Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. «Государственная школа» в русской историографии
- «историко-юридическое направление» зародилось в 1830 – 1840-е гг., сложилось к концу 1850-х гг., в пореформенное время было господствующим направлением БИ. Идеологически обслуживало буржуазию. Оно сложилось как проявление слабости российской буржуазии, нуждавшейся в сильной государственной власти. В центре внимания направления – государственная власть, основа исторического процесса - деятельность государства. Опирались на философию Гегеля, представляли процесс как развитие человечества от рода к государству. Основоположник – Константин Дмитриевич Кавелин (дворянское сословие, домашнее образование, учителем был Белинский, МГУ, работал в Петербурге в министерстве юстиции, был юристом). Занимался русским гражданским правом и судопроизводством. Он подробно исторические факты не исследовал, а дал только общий взгляд на русский исторический процесс. Статьи: «Взгляд на юридический быт Древней Руси», «Краткий взгляд на русскую историю». 1) Процесс развития сведён к 3 этапам: 1) господство родовых отношений, 2) вотчинные отношения, 3) государственные отношения (концепция развития от рода к государству) 2) Касался роли самодержцев, но признавал только Ивана Грозного и Петра I. К оценке деятельности Грозного подошёл по-новому: объяснял её не только характером, но и необходимостью укрепления государства. В страхе перед революционным движением Кавелин противопоставлял историю России и Запада. Утверждая, что кроме царизма в России не может быть иной власти, государство - надклассовая сила, сила государства в слабости народа (антидемократические взгляды). Другой представитель – Борис Николаевич Чичерин, идеолог либерализма, философ и правовед. Наиболее полно свои взгляды он изложил в работе «О народном представительстве» (история земских соборов, проводит идею развития от рода к государству, подчёркивая, что значение родовых отношений нельзя преувеличивать, так как с приходом варягов они были разрушены). Чичерин отрицал классовую борьбу в стране, доказывая. Что классы не противостоят друг другу, они заметно переходят один в другой. При этом низшие классы склонны к подчинению, высшие стремятся к власти, а средние их уравновешивают. Установление крепостничества считал результатом деятельности государства, но доказывал, что по воле государства может начаться и раскрепощение.
Особенность русской истории он видит в специфике природных условий ив готовности народа жертвовать всем ради царя и Отечества. После отмены крепостного права буржуазия постепенно сближалась с монархическим лагерем и претерпевала изменения в плане идеологии, меняя взгляды «государственной школы» - становились консервативными. Кавелин был автором подготовки отмены крепостного права. Чичерин поддерживал идею царского правительства. После реформы Кавелин пишет работу «Дворянство и освобождение крестьян» - пытался выяснить причину несокрушимости царизма. Ответ находит в противопоставлении России Западу, в том, что народ сам поддерживает и сохраняет царскую власть. Он перешёл к защите самодержавия, был противником рабочего движения, отошёл от диалектики Гегеля, чернил парижскую коммуну. Государство у него выступало как надклассовая сила и главный творец истории. Работы Чичерина по русской истории – «Областные учреждения России в 16 веке», «Холопы и крестьяне в России до 16 века», «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей». В центре внимания стоит государство всё равно. Продолжателями традиций школы были Сергеевич, Градовский, Леонтович. Всего они просуществовали более 50 лет. Они были господствующим направлением, затем поступенно вступили в кризис. Это самое значительно направление в БИ. К этой школе был близок историк Сергей Михайлович Соловьёв (1820 – 1879). Это крупная величина в БИ из семьи священника, вся жизнь была связана с изучением и преподаванием истории. В детстве несколько раз прочитал ИГР Карамзина. Поступил в МГУ, учился у Погодина, читая его библиотеку. После окончания он преподавал в МГУ, возглавил кафедру после Погодина, был деканом исторического факультета, ректором МГУ. Похоронен на Новодевичьем кладбище. По своим политическим взглядам он сторонник буржуазной монархии, мирных реформ и мирного решения конфликтов. Философская основа взглядов – идеи Гегеля. 1855 г. – защита магистерской диссертации «Об отношении Новгорода к великим князьям»
Докторская – «история отношений между князьями Рюрикова дома». С 1851 г. работал над трудом «История России с древнейших времён» (в год по 1 тому, работал до смерти). К концу жизни – 29 томов. Довёл изложение до конца XVIII века. Равного ему труда нет. Он выступал и как историограф – его перу принадлежит «Писатели Русской истории XVIII века». Исторический процесс он объяснял внутренними закономерностями (всё естественно и необходимо). Движущая сила – правительство, которое представляет свой народ. Он отрицал самобытность русской истории, одновременно признавая её своеобразие. Доказывал, что в отличие от запада на Руси не было феодализма, русские жили в своеобразных географических условиях (на западе территория разделена на изолированные части горами, а на Руси равнина обусловила большую подвижность русского народа – жизненно важной была колонизация новых территорий). Кроме того Русь вела постоянную борьбу с кочевниками – другая специфика (это борьба леса со степью). Эти 2 фактора определили необходимость сильного государства. В основе истории у него также лежала теория развития от рода к государства. Периодизация: развитие государства и степень европеизации – выделил этапы: · IX – сер. XII – господство родовых отношений · Ср.XII – конец XVI вв. – переход родовых отношений в государственные · Начало XVII в. – смута, грозившая уничтожением государства · XVII – 1|2 XVIII вв. – государство очищено от врагов. Избран государь всей земли · Ср. XVIII – ср. XIX – потребность в заимствовании плодов европейской цивилизации · Ср. XIX в. – новая эпоха, когда просвещение принесло свои результаты Структура глав при изложении: политический строй – положение господствующего слоя - экономика – состояние производящего класса – церковь – законодательство – просвещение. Богатство фактического материала в 29 томах. Писал, что влияние норманов было незначительным, но по его мнению. Они принесли государственность и сословное деление. Он отрицал феодализм на Руси, хотя подробно изучал период феодальной раздробленности. Отрицал влияние монголо-тататр на развитие государственности, но и недооценивал последствия ига. Падение ига связывал с созданием сильного государства (процесс представил, но социально-экономические предпосылки не раскрыл, сводил всё к деятельности князей). Подчёркивал закономерность политики Грозного. Оформление крепостного права произошло при Фёдоре Ивановиче - вынужденная мера, вызванная потребностями государства. Говорил о бесплодности смуты. После 1861 его творчество стало более зрелым. Именно в это время вышло 19 томов. В пореформенное время написал ещё ряд монография: «Публичные чтения о Петре Великом», «История падения Польши», «Император Александр I, политик аи дипломатия». Он пришёл к выводу, что правительство Александра II не сумело управлять ходом реформ, и крепостническое зло сменилось злом свободы. В этих условиях России нужна сильная власть, способная предотвратить революцию. Идеалом такой власти он считал Петра I. Появление Петра на арене и его реформы Соловьёв считал закономерными и необходимыми. Реформы необходимы были и раньше, но условия были таковы, что правительство было вынуждено закрепостить крестьян. Реформы Петра Соловьёв сравнивает с французской революцией XVIII века. Предпочтение отдавал реформам, а не революции. Мудрый монарх сам провёл революцию сверху.
Вопрос 11. Соловьёв одним из первых излагал историю России XVII – XVIII вв. Он иногда шёл по целине (как и Миллер). Историю послепетровского времени он излагал как последствия петровских преобразований. Соловьёв своё изложение до крестьянской войны Пугачёва не довёл, но в учебниках по русской истории оценил её резко отрицательно, так как выступления он считал сугубо местными вредными. По его мнению, любой народ выбрасывает из себя беспокойный элемент, который бунтует. В России подстрекателем является казачество – главная причина крестьянских бунтов. Труд Соловьёва колоссален, но он описал только русскую историю (там нет места нерусских малых народов – это история коренной России). Это вершина буржуазной историографии. Соловьёва неоднократно переиздавали даже в 30-е годы и советское время. Он был автором многочисленных учебников для всех звеньев школы и вузов. Они переиздаются до сих пор.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.01 с.) |