Тема 2.4 Основные характеристики человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4 Основные характеристики человека



Урок № 25-26

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                   Тема 2.4 Основные характеристики человека

Тип урока ____                  Комбинированный урок

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных характеристиках человека: несводимость, неповторимость, незаменимость, не предопределённость. Разобрать в чем проявляются предпосылки уникальности человека

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке:

  наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__ фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для повторения:

1. Познание как философская проблема

2. Чувственное и рациональное познание и их формы

3. Проблемы истины в философии и науке

4. Соотношение эмпирического и теоретического знания

Вопросы для закрепления:

1. Основные характеристики человека

2. Составить таблицу: «Образы человека в понимании философии»

Философы Их идеи Общие представления эпохи

Образы человека в истории Античного мира

Сократ Человек существо, получив разумный вопрос, дает разумный ответ; постоянно ищет самого себя, исходя из установки: «Познай самого себя» и размышляет о себе

Сила разума- суть человека, общий источник истины и морали и в этом человек целиком зависит от самого себя, здесь он свободен, автономен, самодостаточен. Но в греческой философии не было сколько- ни будь ясной идеи личности

Платон Бессмертная душа- суть человека как живого существа
Аристотель Человек- общественное животное с разумной душой

Понимание человека в философии 19 века

Иммануил Кант Суть человека как разумного существа составляют свобода и нравственность, человек и в его лице все человечество выступают как абсолютные цели

Рассмотрение человека было сконцентрировано вокруг принципа свободы и проанализированы трудности и препятствия, которые возникают на пути ее реализации в жизнь человека

Г.Фихте Сущность человека составляет Я, творческого, активно действующего, свободного и наделенного самосознанием, он должен сам определять себя
Г.В.Ф Гегель Человек есть субъективное проявление абсолютной идеи в форме субъективного духа
Л.Фейербах Человек высший продукт природы, все его качества обусловлены природой, в нем все ценно.

 

Домашнее задание:

1. Знать конспект, основные понятие темы

2. Продолжить составление таблицы: «Образы человека в понимании философии»

3.

Урок № 27-28

Дисциплина                                    Основы философии

Тема занятия            Тема 2.5.   Категории человеческого бытия

Тип урока                   Комбинированный урок

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных категориях человеческого бытия (любовь, счастье, удовольствие, творчество, жизнь, смерть и т.д.)

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

  наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для повторения:

1. Основные характеристики человека

2. Проверить таблицу: «Образы человека в понимании философии»

Общие положения

Трагизм человеческой жизни состоит в том, что человек осознает неизбежность и неотвратимость смерти и перед ним встает вопрос о смысле жизни, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить

А. Шопенгауэр считает, что если бы не было смерти, то не было бы и философии, которая на протяжении всей своей историей не дала ответы на вопрос о том, что есть жизнь человека. Она до сих пор остается загадкой, тайной: «Что же такое жизнь?». Никто не знает.

 

Домашнее задание:

1. Составить кроссворд по теме: «Категории человеческого бытия»

2. Составить таблицу: «Р.Лифтон: модусы(способы) достижения бессмертия»

Урок № 29-30

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                 Тема 2.6. Мышление, его истоки и сущность

Тип урока ____                                  Комбинированный урок

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, уметь высказать свою точку зрения на теорию воспоминания Платона, суметь ответить на вопрос: «Откуда приходит мысль»?, раскрыть два понимания мышления, а также взаимосвязь мышления и языка

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__ фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                            

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для повторения:

1. Проверить таблицу: «Человек: жизнь и смерть»

2. Проверить письменную работу (эссе) на тему: «Проблема бессмертия: благо или мучение»

3. Проверить кроссворд по теме: «Категории человеческого бытия»

4. Проверить таблицу: «Р.Лифтон: модусы(способы) достижения бессмертия»

Урок № 31-32

Время выполнения: 2 часа

Урок № 33-34

Дисциплина ___                                  Основы философии

Тема занятия                       Тема 3.1 Философия и научная картина мира

Тип урока ____                 Изучение нового материала

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы по разделу, разобрать основные понятия темы, раскрыть объективный мир и его картину. Рассмотреть мир Аристотеля и мир Галилея. Рассмотреть основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, свет, цвет, ритм, и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Иметь представления о научных конструкциях Вселенной и философских представлениях о месте человека в космосе

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

  наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__ фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для закрепления:

  1. Понятие «мышление»
  2. Уровни мышления
  3. Формы мышления
  4. Понятие «иррационального»
  5. Понятие «герменевтического круга»
  6. Проверить таблицу «Иммануил Кант о роли рассудка и разума в познании»
  7. Проверить таблицу: «Философия иррационализма 19 века»
  8. Проверить таблицу «Представители психоанализа»
  9. Защита практической работы № 2

Урок № 35-36

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                  Тема 3.2 Философия и религия

Тип урока ____                 Закрепление знаний

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об исторических типах взаимоотношений человеческого и божественного. Раскрыть смысл человеческого существования. Раскрыть смысл и значение веры в жизни современного человека. Кризис религиозного мировоззрения

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

  наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__ фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                            

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для закрепления:

  1. Пространство и время в научной картине мира
  2. Понятие «Детерминизм»
  3. Проверить таблицу «Проблема бытия в философии»
  4. Проверить таблицу: «Основные формы движения»
  5. Проверить таблицу: «Две концепции развития»

Смысл жизни.

Сами наши поиски смысла уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым раз и навсегда данным, утвержденным в Бытии. «Смысл жизни не дан, а задан». Все готовое, и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни. поэтому его искание- это напряженное, волевое самоуглубление, полное труда и лишений. Поиск смысла- это укрепление в себе веры, которая есть напряженное, внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.

У французского философа Альберта Камю есть эссе «Миф о Сизифе». Древнегреческий мифический герой Сизиф наказан богами за свой проступок и был вынужден всю жизнь вкатывать в гору камень, который тут же скатывался назад. У Камю Сизиф- это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, обрел в этой бессмысленности свой смысл и свою гордость. «Как бы тяжела, и бесцельна не была жизнь- это моя жизнь, и прожить я ее должен достойно!». Смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни –есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человека. Но, это не значит, что люди, занятые внутренним творчеством ничего не делают, а заняты только личным спасением. Исканиями и мучениями таких людей в мире накапливается добро.

Вопросы для закрепления:

1. Понятие «философия религии»

2. Философское религиоведение

3. Философская теология

4. Написать письменную работу (эссе) по теме: «Языческий фольклор славян»

5. Составить таблицу: «Ранние формы религии»

Форма религии Характеристика
Фетишизм Обожествление неодушевленных вещей
Тотемизм Вера в сверхъестественную связь человека с животным
Анимизм Одушевление природных сил, обожествление
Магия Вера в чудодейственную силу специальных действий жреца с целью получения определенного результата
Шаманизм Наделяет жреца способностью общения с духами и Богами

6. Составить таблицу: «Классификация религий»

Корни возникновения религии

Познавательные Психологические Социальные Попытка объяснить мир, в котором живет человек Страх человека перед силами природы, желания Зависимость человека от внешних сил в силу уровня его низкого развития

Исторические формы религии

Родо- племенные Национально- государственные Мировые Функционируют в пределах племени, рода в первобытном обществе Функционируют в рамках государства и носителем является нация и народность Распространены в масштабах всей планеты

Урок № 37-38

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                             Тема 3.3 Философия и искусство

Тип урока                Изучение нового материала

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, раскрыть понятие искусство как феномен, организующий жизнь. Раскрыть понятие таланта и гения, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Рассмотреть основные виды искусства (психологическое и визионерское). Иметь представления о наступившем кризисе современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                            

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

ИСКУССТВО И ТВОРЕНИЕ МИРА

Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир и в этом смысле художник является соавтором Бога. Мир творит и философия. Существуют миры Платона, Декарта, Ницше, мир творит и наука- есть мир Ньютона и мир Эйнштейна. Но в этих мирах нельзя жить, это абстрактные миры, продукт нашего интеллекта. Искусство же делает наш мир возможным для жизни. Мир, в котором мы живем, и есть в большей своей части продукт искусства. Человек должен создавать себя также, как создается произведение искусства- отбрасывая от себя все случайное, избавляясь от автоматизма своего существования, т.е. становясь живым, ибо только он может предать своей жизни целостность, завершенность и смысл. Все окружающее есть продукт искусства. По словам французского писателя М.Пруста: «Природа, как она есть на самом деле»- это природа, увиденная поэтически. Поэзия- не добавка к природе… поэтически увидеть, значит увидеть так, как есть на самом деле. Здесь термины «философия» и «поэзия» совпадают. Не только природа, но и вообще все, что есть на самом деле является искусством в широком древнем смысле этого слова: искренность- это не намерение быть искренним, это искусство… «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Человек хочет быть добрым, а творит зло, потому что не может предусмотреть всех последствий своих поступков, потому что не искушен в искусстве жить., потому что судит о других, со своей узкой субъективной точки зрения.

Проблема гения.

Иманнуил Кант делил мир на две части: Мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий мостик –искусство. Произведения искусства- это природа, но созданная по законам свободы. Если в науке, в лице крупного великого ученого, мы имеем дело с талантом, то в искусстве мы говорим о гении.

Гений- это природа, действующая свободно. Гению не нужны правила и законы, он сам себе и закон и правила. Он сам устанавливает законы. Человек всегда пытается стать кем- то: ученым, художником, и только став, по- настоящему кем- то, постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем- то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой. – человеком, живущим в режиме подлинного человеческого бытия. Собственно, это и есть признак гения. Начиная с 19 века стали говорить о том, что гений и безумие находятся в близком соседстве. Обыватели так и считают гения безумцем. Поскольку он говорит и утверждает то. Чего еще никто не понимает. Но гений и сам постоянно находится на грани между безумием и нормой, поскольку все время проходит «над бездной», все время пытается понять и освоить то, что пока еще непонятно и недоступно обычному рассудку. Согласно К.Юнгу, отношения между гением и безумием- это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существует два типа творчества: психологическое и визионерское.

Содержание психологического искусства доступно обычному человеческому сознанию. В его основе лежит жизненный опыт, страстные переживания, человеческая судьба. В визионерском искусстве дело обстоит иначе. Материал, подвергающийся художественной обработки, не имеет в себе ничего, что было бы привычным. Он как бы происходит из бездн человеческих веков или миров сверхчеловеческого естества, состоит из неких первопереживаний, перед лицом которых человек чувствует себя бессильным и беспомощным.

Вопросы для закрепления материала:

1. Как соотносятся между собой ценность и идеал? Сравните идеалы античной и средневековой культуры, культуры нового времени и наших дней.

2. Быть добрым- это искусство. Сталкивались ли вы в жизни или в исторических примерах с тем, что люди пытаясь делать добро, творили только зло?

3. Какая из триад вам ближе всего по духу:

· Истина. Добро. Красота.

· Вера. Надежда. Любовь

· Свобода. Равенство. Братство.

Составьте свою триаду и объясните почему вы сделали этот выбор?

4. Составить таблицу: «Многообразие бытия ценностей»

Витальные Природная среда, жизнь, здоровье, безопасность, потребление. комфорт
Моральные Благо, добро, любовь, честь, долг, дружба, честность, уважение, порядочность
Политические Справедливость, свобода, равенство, права человека, патриотизм, мир и согласие
Религиозные Бог, вера, благодать, спасение, душа, священные тексты

5. Дополните схему предполагаемых ценностей. Какие из них вы считаете своими духовными опорами?

Ценность- власть, общественное признание, любовь, труд………

Урок № 39-40

Время выполнения -2 часа

Задание №1.

Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения

XIX-XX вв.

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов

социально-культурного характера «общество любомудров», интерес к европейской философии, Шеллиигианство.

.

2. Истоками русской философской мысли являются религиозные стихии Древней Руси и богословские идеи византийского христианства; Французское Просвещение и абсолютизм; учения западных школ; немецкий идеализм.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с

политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были попытки философов объяснить власть, веру и т.д..

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение

Владимира Мономаха «Поучение».

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в 15 веке, ее оформил старец Псковского Елизарово монастыря Филофей.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва является третьим Римом, что в ней сошлись все христианские царства.

.

7. «Философское пробуждение» России относят к 19 веку – веку Просвещения, «взлёту» русской философской мысли.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.

Зеньковский (историк русской философии) назвал Григория Саввича Сковороду.

 

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял Ломоносов.

10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир

и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно.

Здесь зафиксирована позиция   закономерности.

 

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются центральная тема нравственности, антропологизм, ориентация на социальный процесс, вопрос об исторической предназначенности России.

12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее

народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным

ценностям, были славянофилы.

13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во

множестве», называется метафизикой.

14. Впервые его сформулировал И. Кант

15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть   правда.

 

16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития

и задачи - образ идеального национального общества.

17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то

важную роль в мировой истории- идея о Великой России.

18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной

ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,

есть София..

19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам освобождения человечества от пагубной власти индивидуалистических заблуждений, о стремлении к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» и «цельного творчества».

20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как

саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких

потусторонних силах.- диалектический материализм

21. Назовите его представителей.- Карл Маркс, В. И. Ленин, Иосиф Дицген.

22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии Н. А. Бердяевым.

23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева - свобода и творчество.

 

24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу   Чаадаева Петра Яковлевича.

25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и

этической мысли Лев Николаевич Толстой.

 

Задание №2 Заполните таблицы

Основные этапы развития русской философии

Основные этапы русской философии Временные рамки Актуальные проблемы
1 XI в. - ᴨервая половина XVIII в. Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического.
2 Вторая половина XVIII в. - ᴨервая четверть XIX в. Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевроᴨȇйским течениям философской мысли.
3 Вторая четверть XIX в. - начало XX в. Становление и развитие самобытной русской философии.
4 После 1922 года. Философия русского зарубежья.

 

 

1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ

Вв.

Философия Основные направления Ведущие представители Обсуждаемые проблемы
Западноевропейская Вера в разум человека, в его лучшее будущее, в науку, в совершенствование познания, в социальный прогресс. О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше Теории познания и науки, организация человеческой деятельности, проблемы онтологии и философской антропологии.
Русская идеалистическая Национальное самосознание, религия. И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков Принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой.

 

Урок № 41-42

Дисциплина                                      Основы философии

Тема занятия                                  Тема 4.1. Философия и история

Тип урока                       Систематизация и обобщение знаний

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1.Образовательная:

Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, раскрыть философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф Гегель, К. Маркс), концепции

Многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).Иметь представления об исторической самобытности России 2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование)

Ход урока

Вопросы для закрепления материала:

1.    Как соотносятся между собой ценность и идеал? Сравните идеалы античной и средневековой культуры, культуры нового времени и наших дней.

2.    Быть добрым- это искусство. Сталкивались ли вы в жизни или в исторических примерах с тем, что люди пытаясь делать добро, творили только зло?

3.    Какая из триад вам ближе всего по духу:

•     Истина. Добро. Красота.

•     Вера. Надежда. Любовь

•     Свобода. Равенство. Братство.

Составьте свою триаду и объясните почему вы сделали этот выбор?

3. Составить таблицу: «Многообразие бытия ценностей».

                Тема 4.1. Философия и история

Наш век с его небывалыми историческими катаклизмами, срывами в варварство, казалось бы окончательно утвердившимся в своем прогрессивном движении европейским человечеством вновь радикально поставил вопрос о сути истории, о природе самого феномена историчности. Мы остановимся на двух значительных философско- исторических концепциях нашего века- К.Ясперса и А.Тойнби.

Центральным положением исторической концепции Ясперса является понятие осевого времени. Что же такое осевое время? Согласно Ясперсу, осевое время есть вполне конкретная историческая эпоха, начинающаяся в 7 веке до н.э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа. Эта эпоха определяется небывалыми ни до, ни после в истории человечества прорывами духа к подлинному бытию, выразившимися в фейерверке идей, учений, религиозных реформ, в появлении новых, доселе неведомых человеку духовных образований. Именно в этот исторический период возникают все мировые религии. По Ясперсу, подлинная реальность, «объемлющее» мира, то, что собственно и имеет любой акт действительного философствования, не может быть адекватно выражен с помощью языка мысли. «Объемлющее» не может стать «объемлемым». В то же время мы можем открываться миру, быть в сознании своей причастности миру, своей «объемлемости» им. Такая реальность- это и есть подлинная ось бытия., в том числе и бытия исторического. Приближение или удаление от оси мира, наша открытость или закрытость по отношению к ней образует некий универсальный ритм исторического процесса. С точки зрения Ясперса, история есть своего рода пульсация. И осевое время является такой фазой в исторической пульсации, когда человечество ближе всего к оси бытия, когда оно открыто ему. Ясперс описывает пульсирующий мир истории, который достаточно укладывается в рамках традиционного циклизма. Правда, этот цикл у него единственный. Свои надежды на будущее человечества он связывает с возможностью нового осевого времени. Для Ясперса человеческая история есть в первую очередь история человеческого духа. А материальное воплощение в нее- есть следствие духовной истории



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.169 с.)