Экономическая цель предприятия (фирмы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая цель предприятия (фирмы)



ФИРМА

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для про-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цель деятельности фирмы - получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей, т. к. развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, повышению эффективности про-ва.

В зависимости от количества занятых фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной - > 500.

Все фирмы имеют следующие характеристики:

1. Ресурсы. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.

2. Зависимость от внешней среды. Внешняя среда - это эконом. условия, поставщики, законодательство, систему общественных ценностей, техника, технология и т.д.

3. Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное - осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений. Вертикальное - отделяет работу по координированию действий от самих действий. Выделяется 3 уровня управления: низший - менеджеры; средний - руководители подразделений; высший - администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.

4. Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач.

Эконом. функции фирм в современном обществе:

- Определение и удовлетворение нужд потребителя. Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить.

- Организация про-ва. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха.

Распределение дохода. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений и т.д.

- Инвестиции в реальный капитал - важная эконом. функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию про-ва.

Цели создания фирмы. Ответ на этот вопрос зависит от того, кто его задает. С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага. С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и др. выгоды. С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы про-ва, решают задачи про-ва более рационально, чем отдельный человек.

Организационные формы фирм. Организационно-правовая форма. В числе организационно-правовой формы различают следующие виды предприятий: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; гос. и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.); индивидуальный предприниматель.

Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия 2 или более партнера. Преимущество - возможность привлечения доп. капитала. Наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки - каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Общество с ограниченной ответственностью создается по соглашению не менее 2 граждан либо юр. лиц путем объединения их вкладов в целях осуществления хоз. деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Акционерное общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО). Если участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров – это открытое (ОАО). Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым (ЗАО).

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами имущественных паевых взносов.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий существуют только гос. и муниципальные предприятия.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юр. лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественные и религиозные организации - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединявшихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Организационно-эконом. форма. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности фирмы подразделяются на: частные и государственные.

К основным организационно-эконом. формам предпринимательства можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. Ассоциации - это мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в др. образования. Консорциум - объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними. Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме про-ва и др. Финансово промышленные группы - объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация.

Частнопредпринимательская фирма - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Партнерство - это фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Корпорация - фирма, имеющая форму юр. лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Финансовая группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и др. Во главе финансовой группы стоит один или несколько банков.

Гос. фирмы. В чисто гос. предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-либо министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%). Гос. торговые фирмы осуществляют только экспортно-импортные операции.

Кооперативные союзы представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хоз. деятельности, преследующей коммерческие цели.

По характеру хоз. деятельности делятся на: промышленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, туристские, арендные и др.

Классификация фирм по капиталу и контролю. Национальными называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Иностранными называют фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Смешанными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран. Смешанные по капиталу компании называют совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Классификация фирм по сфере деятельности. К международным относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. К категории международных фирм, именуемых транснациональными корпорациями - ТНК относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей.

Определение ценных бумаг

Прежде всего стоит дать определение ЦБ, которое представлено в Гражданском Кодексе РФ в 142 статье 7 главе. Ценная бумага — это документ, который удостоверяет в установленной форме и с соблюдением обязательных реквизитов соответствующие имущественные права. Что же касается трейдинга, то нужно в первую очередь сказать, что ЦБ бывают биржевыми (которые торгуются на бирже) и внебиржевыми, которые соответственно не торгуются на бирже, и их очень много: векселя, чеки, варранты, закладные и т.д. Причём далеко не все акции и облигации торгуются на бирже. Так, на Московской бирже торгуется около 300 акций (обыкновенных и привилегированных) порядка 250 компаний.

Виды ценных бумаг в России

На Московской бирже представлены несколько рынков (фондовый, срочный, валютный, денежный и товарный) и на каждом из этих рынков торгуются свои активы. У многих новичков биржевые торги ассоциируются с фондовым рынком, на котором торгуются следующие ЦБ: акции, облигации, паи инвестиционных фондов и депозитарные расписки. На самом деле, именно ЦБ и торгуются на фондовом рынке. Фьючерсы и опционы — активы срочного рынка (некоторые называют ценными бумагами или производными ценными бумагами, но в классической форме они таковыми не являются — это производные инструменты, или, как их еще называют, деривативы).

Акции

Наиболее известный инструмент фондового рынка. Акция — это разновидность ценных бумаг, эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении акционерным обществом и часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акции относят к т. н. долевым ЦБ, так как это своего рода доли компании, которые дают право ею управлять и получать её прибыль. Если посмотреть на акции глазами трейдера, то можно сказать, что это достаточно волатильный инструмент (цены большинства акций могут давать колебания внутри года 20-30%), что даёт возможность заработать, но и определенный риск тоже содержит.

Стоит отметить, что по акциям выплачиваются дивиденды, причём дивидендные политики компаний становятся всё более дружелюбными по отношению к инвесторам. Так, сейчас многие компании выплачивают дивиденды два раза в год, а некоторые и чаще, причём доля выплат уже часто стала составлять порядка 25% от прибыли компаний, причем средняя дивидендная доходность по отношению к цене самой акции составляет порядка 6%, а во многих достаточно ликвидных и стабильных бумагах и 7–10%, что вполне способно уже оказать конкуренцию банковским депозитам. Из минусов, присущим акциям, можно отметить то, что всё же для торговли ими требуется определенный опыт и компетенция, но в наши дни брокерские компании часто предлагают ряд услуг, в рамках которых они дают рекомендации по покупкам акций, либо сами осуществляют подобного рода управление в рамках т. н. доверительного управления по заранее выбранной стратегии, подходящей инвестору. Причём на многих акциях можно зарабатывать не только на увеличении стоимости, но и на снижении цены. А опытные трейдеры всегда знают, что на рынке даже во времена спадов всегда есть компании, показывающие рост и способные в чем-то выигрывать от негативных ситуаций. Есть компании, с помощью которых весьма неплохо получается зарабатывать на снижении их акций; есть компании, чьи акции торгуются в определенном ценовом диапазоне и т. д. То есть чтобы знать, в какие ценные бумаги вложить деньги, нужно постоянно изучать рынок.

Что же касается видов акций, то их принято делить на обыкновенные (АО) и привилегированные (АП). Что касается АО, то это классические акции, определение которым и дано выше. Что касается АП, то их отличительной чертой является то, что по ним, как правило, происходит преимущественная дивидендная выплата, но они не обладают правом голоса на собрании акционеров. Различий в механике торгов АО и АП для трейдера никаких нет — считается, что АП несколько менее волатильны, но такое положение весьма условно.

Облигации

Облигация — это разновидность ценных бумаг, которая закрепляет право её обладателя на получение от эмитента (выпустившей ее компании) в предусмотренный срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости. Собственно, с торговли облигациями новичкам в большей степени стоит начинать свой биржевой путь (сперва облигации, потом акции (в паре с депозитарными расписками и паями инвестиционных фондов), потом фьючерсы (не с точки зрения торговли, а потому что фьючерсы — это базовые инструменты для опционов), потом опционы (так как они способны снизить риск акций). Уже потом, освоив данные инструменты, можно приступать к торговле фьючерсами с целью извлечения спекулятивной прибыли). Так как облигации не зависят в своем определении от прибыли (в отличие от акций), то цены облигаций гораздо менее волатильны и изменяются в среднем в год около 5%, что предполагает меньший риск, но и меньшую доходность, но всё же лучше начинать с более консервативных инструментов, к которым и относятся облигации.

Из плюсов облигаций можно выделить то, что по этим ЦБ происходят периодические выплаты (в т. н. купонных облигациях, которые и составляют около 90% всех торгуемых на бирже облигаций), причём эти периоды составляют обычно либо квартал, либо полугодие. Облигация — это классическая долговая бумага и представляет по факту удостоверение займа, в соответствии с которым компания-эмитент обязуется обслуживать свой долг и вернуть его в дату погашения облигации, которая заранее известна и прописана в сопроводительной документации, а также её можно увидеть в торговом терминале QUIK в таблице текущие торги, добавив соответствующий столбец для облигаций. Т. е. инвестор, покупая облигацию, видит, когда она погасится, сколько выплат по ней причитается и в каком размере, а также получает относительно низковолатильный инструмент.

Облигации — крайне удобная разновидность ценных бумаг для ежепериодных вложений (например, с получаемой зарплаты). Облигаций представлено довольно много видов и классификаций. Стоит сказать, что их может выпускать государство — речь идёт об ОФЗ (облигациях федерального займа), которые торгуются на бирже — это высоконадёжные облигации, способные обеспечить доход, сравнимый, а порой и превышающий банковский депозит (причём государство надежнее любых банков, которые тоже, кстати, часто выпускают облигации). Различные субфедеральные единицы могут выпускать т. н. муниципальные облигации — тоже крайне надёжные объекты инвестирования. Т. е. области, округа и т. д. могут за счёт облигаций привлекать средства инвесторов на реализацию своих проектов, что они активно и делают, позволяя трейдерам заработать с высокой степенью надёжности. Существуют ещё и корпоративные облигации — т. е. долговые инструменты, которые выпускают различные компании для привлечения денежных средств. Доходность подобных бумаг может быть весьма интересной. К слову сказать, банковские облигации относятся именно к этому типу, причём если депозит — это априори банковский сектор, то в случае с облигациями инвестор может диверсифицировать свои вложения ещё и по секторам экономики.

Бумаги ПИФов

Паи инвестиционных фондов — это именные ЦБ, которые удостоверяют долю своих владельцев на право собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Т. е. существуют инвестиционные фонды, которые обладают определенным имуществом своих пайщиков, а этим имуществом управляет управляющая компания (УК) по заранее выбранной стратегии, прописанной в инвестиционной декларации фонда. Причём это может быть как стратегия торговли акциями или другими активами (в том числе и внебиржевыми, например, недвижимостью — существует целый ряд фондов осуществляющих подобные вложения) с целью максимизации прибыли, а может быть и повторение динамики какого-либо индекса (т. н. индексные фонды). Часто ценовая динамика паёв носит более «гладкий» характер за счёт диверсификации и профессионального управления. На Московской бирже трейдеры могут покупать и продавать паи и включать их в свои инвестиционные портфели.

Депозитарные расписки

Если вспомнить IPO большинства крупнейших российских компаний, то можно заметить, что помимо российских бирж, тогда еще ММВБ и РТС, эти компании размещались на Лондонской бирже (так как ликвидность отечественного рынка была невысока для подобного рода размещений). Но возникает вопрос, как же российские компании торгуются на Лондонской бирже (http://www. londonstockexchange.com)? Есть инструменты, которые позволяют компаниям одной страны торговаться на территории другой страны, причм в валюте страны, где реализуются эти торги. Эти инструменты называются депозитарными расписками — это документы, в которых отмечено, что акции размещены на хранение в стране эмитента в банке-кастодиане на имя банка-депозитария (в другой стране). Подобные документы дают право, аналогичное акциям, следовательно, аналогично изменяются в стоимости. Причём депозитарные расписки могут позволить инвесторам зарабатывать на максимально ликвидных российских компаниях валютную доходность. Но и на Московской бирже депозитарные расписки тоже представлены, а торги ими проходят в идентичном акциям режиме. Депозитарные расписки относят в группу вторичных ценных бумаг, так как получается, что это документы на первичную ценную бумагу — акцию.

Фьючерсные контракты

В классическом определении инструменты срочного рынка не являются ценными бумагами, а выделяются в группу производных инструментов, которые еще называют деривативы. Но в наше время их достаточно часто условно называют ценными бумагами тоже, особенно принимая во внимание обороты торгов данными инструментами, которые не уступают акциям. Фьючерсный контракт — это стандартизированный биржевой договор, согласно которому покупатель и продавец заключают сделку о купле-продаже актива в определенную дату в будущем на равных правах и обязанностях. Фьючерсный контракт (фьючерс) можно сравнить со стандартным договором купли-продажи на какую-то дату в будущем (покупка авто, например), где вносится предоплата. При заключении же фьючерса предоплата не вносится, а блокируется т. н. гарантийное обеспечение (ГО — около 10% стоимости отложенной сделки), причем как со счёта покупателя, так и со счета продавца. Фьючерсные контракты позволяют страховать (хеджировать) цены биржевых активов (т. е. можно заключить заранее сделку на куплю-продажу, например, акций в будущем по текущей цене, если она вас устраивает). Также фьючерсы используются для активных спекуляций, но это уже верх мастерства трейдинга.

Опционные контракты

Опционы тоже относят к инструментам срочного рынка. На Московской бирже базовым активом (активом, с которым и будет заключена сделка) для опционов выступают соответствующие фьючерсы. Опцион — это стандартизированный биржевой контракт, в соответствии с которым покупатель имеет право купить/продать (покупатели опционов колл имеют право купить, а опционов пут — право продать) базовый актив до определенной даты в будущем, а продавец опциона обязан при требовании покупателя исполнить обязательства. Опционы — это своего рода биржевые страховки. Т. е. покупая биржевой актив, можно заключить опционный контракт на возможность продажи этого актива по определенной цене до определенной даты в будущем, что весьма удобно и снижает риски трейдера. Также опционы активно используются для построения различного рода нелинейных стратегий заработка на рынке, но подобного рода стратегии требуют специфических знаний.

Собственно, выше мы перечислили основные ценные бумаги и не только (фьючерсы и опционы), которые торгуются на Московской бирже, т. е. являются биржевыми ценными бумагами.

Внебиржевые ЦБ

Помимо биржевых существуют и внебиржевые ценные бумаги, к которым относятся векселя, закладные, чеки и т. д. Стоит отметить, что существует огромное количество компаний, выпустивших акции и облигации, которые не торгуются на биржах — это тоже внебиржевые акции и облигации.

Так, векселем называют ценную бумагу, которая удостоверяет право держателя векселя на получение указанной в нем суммы, которую он передал в долг согласно векселю.

Закладная — это ценная бумага, дающая право её владельцу, в соответствии с договором о залоге, на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.

Чек — ценная бумага, в соответствии с которой банк должен выдать со счёта чекодателя указанную в чеке сумму.

Ценных бумаг достаточно много и с различными их типами реализуются различного рода способы заработка. Что же касается биржевых ценных бумаг, то они имеют свойство дополнять друг друга в портфелях инвесторов, т. е. инвестор, например, вкладываясь в облигации, может максимизировать доходность своего портфеля, добавив в него надёжные акции и захеджировав их, например, опционами. Таким образом, грамотные трейдеры (и инвесторы) знают, как указанные ЦБ могут дополнять друг друга и в какие ценные бумаги лучше вкладывать деньги.

Что такое рынок

Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг, но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование.

Рынок ценных бумаг имеет определенные признаки:

· У него всегда есть фиксированная торговая площадка, например, фондовый рынок Московской биржи;

· Обязательно наличие специализированного механизма отбора товаров (активов), отвечающих определенным требованиям;

· Установлены торговые процедуры по времени и стандартам;

· Все оформление сделок централизованно;

· Деятельность всех участников рынка контролируется уполномоченными органами;

· Существуют официальные котировки активов.

Для полноценной работы бирже требуется многосоставная инфраструктура. В первую очередь, это функционал самой биржи — торговые площадки и другие системы. На бирже оперируют профессиональные участники — это ее инвестиционная часть. Среди них — банки, брокеры, дилеры и другие организации, вовлеченные непосредственно в торговлю бумагами. Обеспечением торгового процесса занимаются технические участники — клиринговые центры, депозитарии, регистраторы. И наконец, важной частью работы биржи является информационное обеспечение — она взаимодействует с информационными агентствами и деловой прессой.

В торговлю ценными бумагами вовлечены три типа участников:

· Эмитенты — компании, которые выпускают и продают свои ценные бумаги;

· Инвесторы — частные лица или компании, которые покупают ценные бумаги;

· Профессиональные участники — люди или компании, чья деятельность официально связана с биржей. Это брокеры, которые заключают сделки от лица инвесторов, банки, дилеры и управляющие компании.

Кроме того, такой статус могут получить физические лица, пройдя специализированную сертификацию, в таком случае они могут совершать сделки с определенным типом ценных бумаг.

Деятельность фондовых рынков в России регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Банком России, который отвечает за формирование реестров и допуск ценных бумаг.

Инструменты оценки рынка

Основная оценка рынка — это его капитализация. По сути, это стоимость всех ценных бумаг, выпущенных на конкретном рынке. Ее можно посчитать, умножив количество всех эмитированных бумаг на их рыночные цены. Эта величина не является фиксированной и постоянно изменяется с изменением котировок.

Другой важный показатель — оборот рынка. Он рассчитывается как общая стоимость ценных бумаг, умноженной на количество тех бумаг, с которыми совершены сделки. Может быть выражен в процентах от уровня капитализации рынка.

Котировки ценных бумаг, курсы на начало и на конец дня, коэффициенты по разным видам активов — также могут демонстрировать состояние рынка и учитываются при анализе.

Изменение этого состояния всегда отражается индексами — они показывают динамику различных групп бумаг. Например, могут включать акции по определенной отрасли или сектору, стране выпуска или обращения, а также по всему миру.

Индекс биржи есть у практически у каждой торговой площадки. Например, в России это индекс Московской биржи, а также РТС. Их провайдером выступает Московская биржа, то есть фактически отвечает за корректность и непрерывность расчета. Важно понимать, что такие индексы не отражают стоимость всех акций, которые обращаются на торговой площадке. Чаще всего фондовые индикаторы считаются по определенному количеству акций — преимущественно это бумаги самых дорогих компаний или акции с наибольшим  объемами торгов.

Интернациональные индексы включают ценные бумаги разных стран. Примером такого индекса является MSCI или The World Index. Такие широкие индексы могут охватывать географические сектора, например, Европу, Азию, Северную Америку.

Секторальные индексы касаются капитализации бумаг на конкретном внутреннем рынке — рынке Московской биржи, американских или европейских бирж.

Отраслевые индексы включают ценные бумаги конкретных отраслей экономики. Могут быть индексы IT-компаний, нефти и газа, фармкомпаний.

Рассчитываются индексы по нескольким формулам:

Классический метод — взвешивания по цене. Самый простой, именно на него опираются мировые и старейшие индексы, такие как Dow Jones или Nikkei. Согласно формуле, стоимость всех активов индекса делится на их количество.

Индекс рыночной капитализации учитывает капитализацию компаний на рынке. То есть чем дороже эмитент, тем больше его вес в индексе. Согласно, этой формуле сумма цен всех акций умножается на их количество и делится на конкретный удобный показатель, он может быть равен круглой цифре, например, 10 или 100. Таким образом высчитывается индекс S&P 500.

Равновзвешенный индекс рассчитывается так, чтобы вес каждой акции в индексе был одинаковым. У компании A капитализация в 10 раз выше, чем у компании B. Однако в равновзвешенном индексе доля компании A будет составлять столько же, сколько доля компании B.

Есть также формулы Ласпейреса, Пааше и Фишера, на которых тоже могут быть построены индексы. Другие методы индексирования состояния рынков учитывают такие показатели как волатильность, минимальная вариативность и прочее.

Индекс позволяет оценить спрос на акции, состояние в отраслях, помогает сделать прогноз на будущее изменение стоимости ценных бумаг. Данные индексов используются в техническом и фундаментальном анализе, позволяют производить спекуляции, хеджирование рисков, арбитраж между разными торговыми площадками.

Сами индексы могут служить базовым активом для производных ценных бумаг, таких как фьючерсы или опционы.

Торговля на рынке

Частный инвестор не может самостоятельно осуществлять торговлю на бирже, в том числе на рынке ценных бумаг. Для доступа к торговой площадке ему нужен брокер — профессионал, у которого есть специальная лицензия, позволяющая заключать сделки с активами. Таким посредником выступает не физическое лицо, а брокерская компания. Однако, можно встретить и профессионалов-частников.

Кроме выбора брокера, необходимо открыть брокерский счет — туда инвестор будет переводить средства, а брокер забирать, чтобы купить ценные бумаги. И наоборот, чтобы их продать. В России есть разновидность брокерского счета — индивидуальный инвестиционный счет. Принципиальная разница в них в том, что с помощью ИИС можно покупать только акции российских компаний в рублях, и он позволяет сделать налоговый вычет через три года после открытия.

Брокер также выступает налоговым агентом. Когда инвестор получает доход от сделок, он обязан с прибыли уплатить подоходный налог. Брокер осуществляет все расчеты, и на брокерский счет инвестора поступает сумма, очищенная от обязательств.

Когда сделка произведена и ценные бумаги приобретены в собственность, запись об этом и сами бумаги хранятся в депозитарии. Это участник финансового рынка, который производит учет и хранение активов.

Услуги брокера и депозитария всегда платные, они могут быть включены в сделку в виде процента, либо оплачены отдельно согласно установленному тарифу.

Доходность

Доходность инвестирования — это показатель эффективности вложения в ценную бумагу. Он показывает, какую прибыль инвестору принес каждый рубль вложений, и считается в процентах. Соответственно, чтобы рассчитать доходность нужно прибыль, которую получил инвестор, поделить на сумму вложений инвестора. Сумма прибыли (или убытка) состоит из разницы стоимости ценных бумаг и доходов, полученных по этим бумагам — дивидендов и купонных процентов и за вычетом всех уплаченных комиссий и платежей (комиссии брокера, депозитария, регистратора, возможные проценты за вывод средств и налоги).

Доходность инвестирования в ценные бумаги можно рассчитать по формуле:


ДИ = 100% х (Стоимость бумаг в конце периода + Сумма полученных дивидендов или процентов — Стоимость бумаг в начале периода — Комиссии — Налоги)/Стоимость бумаг в начале периода

Например, инвестор в начале года вложил в ценные бумаги 500 тыс. рублей. В конце года общая стоимость его портфеля составила уже 550 тыс. рублей. За год он получил дивиденды на сумму 40 тыс. рублей. В качестве комиссий он уплатил 500 рублей. С дивидендов и полученной прибыли инвестор заплатил 13% налога. Прибыль инвестора, с учетом налога, составляет (550 тыс. — 500 тыс. + 40 тыс. — 500) х (100% - 13%) = 77 865 рублей. Доходность инвестиций составит 100%*77865/500000 = 15,53%

 

Кредитование

Банковская ссуда — основной способ профинансировать предприятие. У кредитования есть преимущества:

· оформить займ на любые цели быстро и относительно легко;

· кредитором может быть одна организация, это упрощает обслуживание;

· при последующем оформлении ссуды процентная ставка обычно снижается.

Особенности способа:

· требуется платить проценты по кредиту;

· как правило, нужно предоставить залог;

· молодым предприятиям могут не дать кредит.

Лизинг

Подразумевает аренду оборудования и транспорта с последующим выкупом. Среди положительных сторон лизинга:

· лояльные требования к клиенту;

· ускоренная амортизация, уменьшающая налоговую нагрузку;

· увеличенные сроки кредитования.

Недостатком считаются ограничения на эксплуатацию имущества, которые накладывает лизингодатель. Кроме того, если у предоставляющей технику компании возникнут проблемы, заемщик может лишиться оборудования.

Долговые бумаги

К этой категории относятся векселя, облигации, сертификаты. Долговые бумаги считаются хорошей заменой кредита. Их основные преимущества:

· низкие процентные ставки;

· возможность долго использовать привлеченный капитал.

Способ сложно реализовать на практике, особенно если фирма малоизвестная.

Доли в капитале предприятия

Их продают стратегическим инвесторам или пайщикам. Первые стремятся управлять предприятием, вторые — быстро получить прибыль. Преимущества способа:

· можно использовать большие суммы в течение длительного периода;

· выплаты по капиталу не обязательны.

Выпуск акций

Это сложный и рискованный источник финансирования. Преимущества метода:

· позволяет привлечь крупную сумму на длительный период;

· повышает кредитный рейтинг фирмы;

· увеличивает лояльность подчиненных;

· у собственников появляется возможность выйти из дела;

· ценные бумаги можно реализовывать на вторичном рынке.

Недостатки:

· требует вкладывать дополнительные деньги;

· придется регулярно проходить проверки;

· нужно постоянно увеличивать прибыль компании, чтобы поддерживать стоимость акций;

· крупный инвестор может выкупить контрольный пакет бумаг и начать управлять бизнесом.

Слияние с другой фирмой

При объединении капиталов появляются новые внутренние источники денег. Однако учредитель перестает распоряжаться компанией единолично.

ФИРМА

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для про-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цель деятельности фирмы - получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей, т. к. развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, повышению эффективности про-ва.

В зависимости от количества занятых фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной - > 500.

Все фирмы имеют следующие характеристики:

1. Ресурсы. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.

2. Зависимость от внешней среды. Внешняя среда - это эконом. условия, поставщики, законодательство, систему общественных ценностей, техника, технология и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.147 (0.11 с.)